№ 2а-900/2020
УИД 24RS0044-01-2020-001232-34
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 ноября 2020 года г. Заозерный
Рыбинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Заверуха О.С.,
при секретаре Вениковой Ю.А.
с участием помощника Рыбинского межрайонного прокурора – Халенкиной Л.И.,
административного истца – Помогаева Н.Л., его представителя – Земляновой О.А., действующей по устному ходатайству,
заинтересованного лица – Тархова А.Ю., его представителя – Клепова А.С., доверенность от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению зарегистрированного кандидата в депутаты Саянского поселкового Совета депутатов Рыбинского района Красноярского края шестого созыва по многомандатному избирательному округу № Помогаева Николая Леонидовича к Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Саянского поселкового Совета депутатов по многомандатному округу №, Территориальной избирательной комиссии Рыбинского района Красноярского края об отмене решения от ДД.ММ.ГГГГ № о регистрации кандидата в депутаты,
УСТАНОВИЛ:
Зарегистрированный кандидат в депутаты Саянского поселкового Совета депутатов Рыбинского <адрес> шестого созыва по многомандатному избирательному округу № Помогаев Н.Л. обратился в суд с административным иском к Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Саянского поселкового Совета депутатов по многомандатному округу № об отмене решения от ДД.ММ.ГГГГ № о регистрации кандидата в депутаты. Требования мотивированы тем, что решением избирательной комиссии МО пос. Саянский Рыбинского района Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ № назначены повторные выборы депутатов Саянского поселкового Совета депутатов Красноярского края шестого созыва. Решением Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Саянского поселкового Совета депутатов по многомандатному избирательному округу № от ДД.ММ.ГГГГ № зарегистрирован кандидатом в депутаты Саянского поселкового Совета депутатов по многомандатному избирательному округу № ФИО2 Административный истец, как зарегистрированный кандидат в депутаты Саянского поселкового Совета депутатов Рыбинского <адрес> шестого созыва по многомандатному избирательному округу № с решением о регистрации кандидата ФИО2 не согласен, поскольку последним при подаче заявления о регистрации в качестве депутата не представлены необходимые документы, а именно первый финансовый отчет, в соответствии с требованиями ст. 38 ФЗ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». Кроме того, ФИО2 представлена справка о том, что он является действующим депутатом Саянского поселкового Совета депутатов, которая подписана неуполномоченным лицом – Главой <адрес>, тогда как должна была быть подписана председателем Саянского поселкового Совета депутатов, таким образом, указанная справка считается не поданной. Незаконное решение о регистрации ФИО2 кандидатом в депутаты нарушило права административного истца, как зарегистрированного кандидата в депутаты. Поскольку требования законодательства к порядку выдвижения и регистрации кандидатов обязательны для всех кандидатов, носят строго формальный характер и потому не позволяют отнести их нарушение к категории несущественных. На основании изложенного, просит признать незаконным и отменить решение Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Саянского поселкового Совета депутатов по многомандатному избирательному округу № от ДД.ММ.ГГГГ № «О регистрации ФИО2 кандидатом в депутаты Саянского поселкового Совета депутатов, выдвинутого в порядке самовыдвижения, по многомандатному избирательному округу №.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена Территориальная избирательная комиссия Рыбинского <адрес>.
В судебном заседании административный истец Помогаев Н.Л., его представитель – Землянова О.А., действующая на основании устного ходатайства, административные исковые требования поддержали в полном объеме по изложенным в иске основаниям, настаивали на их удовлетворении.
Представители административных ответчиков – Территориальной избирательной комиссии Рыбинского <адрес>, Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Саянского поселкового Совета депутатов по многомандатному округу № в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом и своевременно, о причинах неявки суд не уведомили.
Заинтересованное лицо ФИО2, его представитель – ФИО8, действующий по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, возражали против заявленных требований, поскольку п. 24 ст. 38 ФЗ № 67-ФЗ содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в регистрации кандидата, при этом не предоставление первого финансового отчета таким основанием не названо. Также указывают, что поскольку ФИО2 является депутатом Саянского поселкового Совета депутатов, сведения о нахождении его в составе Совета могут быть подтверждены любым органом местного самоуправления. Просят в удовлетворении требований отказать.
Суд, выслушав мнение помощника прокурора, участников процесса, полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие представителей административных ответчиков, в порядке ч. 3 ст. 243 КАС РФ.
Выслушав представителей административного истца, заключение помощника Рыбинского межрайонного прокурора Халенкиной Л.И., полагавшей заявленные требования подлежащими удовлетворению, поскольку установлено нарушение требований, предусмотренных ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Законом N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 12.06.2002 года.
В соответствии с ч. 10 ст. 239 КАС РФ, с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.
Согласно части 4 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, об отказе в такой регистрации, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией обжалуемого решения.
В силу ч. 2 ст. 92 КАС РФ процессуальный срок определяется датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или периодом. В последнем случае процессуальное действие может быть совершено в течение всего периода. В сроки, исчисляемые днями, включаются только рабочие дни, за исключением сроков совершения судом, лицами, участвующими в деле, и другими участниками судебного процесса процессуальных действий по административным делам, предусмотренным частью 2 статьи 213, главами 24, 28, 30, 31, 31.1 настоящего Кодекса.
Из содержания ч. 3 ст. 92 КАС РФ следует, что течение процессуального срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после даты или наступления события, которыми определено его начало.
Принимая во внимание то, что оспариваемое решение вынесено 06.11.2020 года, административный истец обратился в суд с названным иском 16.11.2020 года (согласно штемпелю на почтовом конверте), что свидетельствует о соблюдении срока, предусмотренного ст. 240 КАС РФ и пунктом 2 статьи 78 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов.
Согласно пункту 9 статьи 59 этого же Федерального закона законом может быть предусмотрено, что кандидат, избирательное объединение одновременно с представлением документов для регистрации, а инициативная группа по проведению референдума одновременно с представлением подписных листов представляют первый финансовый отчет.
В соответствии с ч. 1 ст. 58 данного Федерального закона, кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании в период после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии об их выдвижении (самовыдвижении) до представления документов для их регистрации этой избирательной комиссией. При проведении выборов в органы местного самоуправления создание кандидатом избирательного фонда необязательно при условии, что число избирателей в избирательном округе не превышает пять тысяч и финансирование кандидатом своей избирательной кампании не производится. В этом случае кандидат уведомляет соответствующую избирательную комиссию об указанных обстоятельствах. Избирательные объединения, выдвинувшие списки кандидатов, для финансирования своей избирательной кампании обязаны создавать избирательные фонды после регистрации их уполномоченных представителей по финансовым вопросам соответствующими избирательными комиссиями. Избирательное объединение, выдвинувшее кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, избирательный фонд не создает.
В соответствии с п. 6 ст. 76 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Согласно пп. в п. 24 ст. 38 ФЗ № 67-ФЗ основанием для отказа в регистрации кандидата является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
В силу п. 1 ст. 29 Закон Красноярского края от 02.10.2003 N 8-1411 (ред. от 21.11.2019) "О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае" Регистрация кандидатов, выдвинутых по одномандатным и многомандатным избирательным округам, осуществляется окружными избирательными комиссиями, а кандидатов, выдвинутых по общетерриториальному списку, кандидатов на должность главы муниципального образования, а также при совмещении функций окружных комиссий в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 12 настоящего Закона, - избирательной комиссией муниципального образования. Регистрация кандидата, списка кандидатов соответствующей избирательной комиссией осуществляется при наличии документов, указанных в пункте 2 статьи 23, пункте 5 (при проведении выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 5.1) статьи 24 настоящего Закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, либо при наличии решения политической партии, на которую распространяется действие пунктов 3, 4, 6 и 7 статьи 35.1 Федерального закона или пункта 9 статьи 26 настоящего Закона. Подписные листы представляются в избирательную комиссию в сброшюрованном и пронумерованном виде.
На регистрацию должны быть представлены также первый финансовый отчет кандидата, избирательного объединения в соответствии с подпунктом "а" пункта 20 статьи 44 настоящего Закона; протокол об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов на бумажном носителе в двух экземплярах и в машиночитаемом виде; при необходимости - справка об изменениях в ранее представленных сведениях о кандидатах в соответствии с пунктом 2 статьи 23 и пунктом 5 статьи 24 настоящего Закона. Представление первого финансового отчета кандидатом не требуется в случае, если кандидат отказался от создания избирательного фонда в соответствии с пунктом 1 статьи 44 настоящего Закона.
В соответствии с п. 1 ст. 44 указанного Закона, кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования избирательной кампании после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии об их выдвижении (самовыдвижении) до представления документов для их регистрации этой избирательной комиссией. Избирательные объединения, выдвинувшие списки кандидатов, обязаны создавать избирательные фонды после регистрации их уполномоченных представителей по финансовым вопросам, соответствующими избирательными комиссиями. Зарегистрированные кандидаты, а также избирательные объединения, зарегистрировавшие списки кандидатов, продолжают ведение открытых счетов собственных избирательных фондов для финансирования предвыборной агитации.
Создание кандидатом избирательного фонда необязательно при условии, что число избирателей в избирательном округе не превышает пяти тысяч и финансирование кандидатом своей избирательной кампании не производится. В этом случае кандидат письменно уведомляет соответствующую избирательную комиссию об указанных обстоятельствах. Избирательное объединение, выдвинувшее кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, избирательный фонд не создает.
Согласно пп. а п. 20 ст. 44 Закона № 8-1411 от 02.10.2003 года, первый финансовый отчет - одновременно с представлением в соответствующую избирательную комиссию документов, необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов, при этом в отчет включаются сведения по состоянию на дату, которая не более чем на пять дней предшествует дате сдачи отчета. Предоставление первого финансового отчета кандидатом не требуется в случае, если кандидат отказался от создания избирательного фонда в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Форма финансового отчета, требования к оформлению и перечень к нему документов, устанавливаются избирательной комиссией, организующей выборы.
В соответствии с пунктом 5 статьи 33 и пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" необходимые для регистрации документы должны быть представлены в избирательную комиссию кандидатом лично. По просьбе кандидата такие документы могут быть представлены иными лицами в случаях, если кандидат болен, содержится в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, иных случаях, установленных федеральным законом.
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что решением Избирательной комиссии Красноярского края № от ДД.ММ.ГГГГ сформирована территориальная избирательная комиссия Рыбинского <адрес> (<данные изъяты> председателем территориальной избирательной комиссии Рыбинского <адрес> назначена ФИО9, что подтверждается решением № от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>
Решением Избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № полномочия избирательной комиссии муниципального образования <адрес> Рыбинского <адрес> возложены на территориальную избирательную комиссию Рыбинского <адрес> (л.д. <данные изъяты>).
Решением Территориальной избирательной комиссии Рыбинского <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № полномочия Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов поселка Саянский Рыбинского <адрес> по многомандатному избирательному округу № и № возложены на территориальную избирательную комиссию Рыбинского <адрес> (л.д. <данные изъяты>).
На основании решения Избирательной комиссии МО пос. Саянский Рыбинского района Красноярского края № от ДД.ММ.ГГГГ, назначены выборы депутатов Саянского поселкового Совета депутатов 6-го созыва на ДД.ММ.ГГГГ (л.д. <данные изъяты>).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в Окружную избирательную комиссию Саянского поселкового Совета депутатов Рыбинского <адрес> по многомандатному избирательному округу № с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Саянского поселкового Совета депутатов и представил к данному заявлению пакет документов (л.д. <данные изъяты>).
На основании решения Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Саянского поселкового Совета депутатов по многомандатному избирательному округу № ФИО1 зарегистрирован кандидатом в депутаты Саянского поселкового Совета депутатов, выдвинутый в порядке самовыдвижения, по многомандатному избирательному округу № (л.д. <данные изъяты>).
Также, ДД.ММ.ГГГГ в окружную избирательную комиссию по многомандатному округу № от кандидата в депутаты Саянского поселкового совета депутатов шестого созыва ФИО2 поступило заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Саянского поселкового совета депутатов шестого созыва по многомандатному избирательному округу №, как кандидата выдвинутого в порядке самовыдвижения, с приложенными документами (л.д. <данные изъяты>).
Решением окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Саянского поселкового Совета депутатов по многомандатному округу № от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО2 зарегистрирован кандидатом в депутаты Саянского поселкового Совета депутатов, выдвинутый в порядке самовыдвижения, по многомандатному округу № (л.д. <данные изъяты>).
Как следует из представленных ФИО2 на регистрацию документов, ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 выдано разрешение на открытие специального избирательного счета в ПАО Сбербанк для формирования избирательных фондов кандидата при проведении выбором депутатов в органы местного самоуправления на территории пос. Саянский Рыбинского района Красноярского края (л.д. <данные изъяты>).
Согласно справке ПАО Сбербанк от ДД.ММ.ГГГГ, на имя ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ в структурном подразделении № ПАО Сбербанк открыт специальный избирательный счет кандидата в валюте РФ для формирования и расходования избирательного фонда при проведении избирательной компании по выборам в органы местного самоуправления (л.д. 74).
Из пояснительной записки председателя ТИК Рыбинского района Красноярского края ФИО9 следует, что в пос. Саянский образованы два избирательных округа, с численностью избирателей – 1712 – округ № и 1407 – округ №.
Таким образом, принимая во внимание вышеприведенные нормы права, учитывая, что в избирательном округе, в котором выдвинут ФИО2 в качестве кандидата в депутаты, число избирателей составляет менее 5000, создание избирательного фонда не являлось обязательным, достаточно было направить уведомление в избирательную комиссию о данных обстоятельствах, вместе с тем, данное уведомление ФИО2 не направлялось, что следует из его пояснений, напротив, ФИО2 выразил согласие на создание избирательного фонда для чего получил разрешение Окружной избирательной комиссии Саянского поселкового Совета депутатов Рыбинского <адрес> на открытие специального избирательного счета для формирования указанного фонда, в связи с чем, на него законом возложена обязанность по предоставлению первого финансового отчета, которую ФИО2 не исполнил, что говорит о противоречии оспариваемого административным истцом решения Окружной избирательной комиссии положениям пп. в п. 24 ст. 38 ФЗ № 67-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим ФЗ, иным законом, в частности <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата является основанием для отказа в регистрации кандидата.
На основании изложенного, проанализировав положения приведенных норм федерального и регионального законодательства, исследовав представленные в материалы дела документы, суд приходит к выводу о нарушении административным ответчиком требований предъявляемым к регистрации кандидата, в частности непредставления кандидатом первого финансового отчета в пределах установленного законом срока, в связи с чем, решение о регистрации ФИО2 в качестве кандидата в депутаты Саянского поселкового Совета депутатов по многомандатному округу № является незаконным и подлежит отмене.
Доводы заинтересованного лица ФИО2 и его представителя ФИО6 о том, что не предоставление первого финансового отчета является несущественным нарушением, а также о том, что права административного истца в данном случае не нарушены признаются судом необоснованными, поскольку анализ приведенных выше положений избирательного законодательства, позволяет сделать вывод о том, что не представление ФИО2 в избирательную комиссию первого финансового отчета является грубым нарушением требований Федерального закона и <адрес>, что также является существенным нарушением избирательного законодательства, нарушающим принцип равенства кандидатов на должность депутатов Саянского поселкового Совета депутатов.
Вместе с тем, суд не находит оснований для признания ФИО2, нарушившим требования избирательного законодательства в части предоставления справки о его деятельности, подписанной Главой <адрес>. Необходимость указания данных сведений в заявлении обусловлена установлением рода занятий кандидата, в связи с чем, предоставление справки подписанной Главой поселка, а не Председателем Совета депутатов не повлияло и не могло повлиять на установление рода занятий ФИО2, поскольку нахождение его в Составе Саянского поселкового Совета депутатов не оспаривается.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования зарегистрированного кандидата в депутаты Саянского поселкового Совета депутатов Рыбинского района Красноярского края шестого созыва по многомандатному избирательному округу № ФИО1 к Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Саянского поселкового Совета депутатов по многомандатному округу №, Территориальной избирательной комиссии Рыбинского района Красноярского края об отмене решения от ДД.ММ.ГГГГ № о регистрации кандидата в депутаты – удовлетворить.
Отменить решение Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Саянского поселкового Совета депутатов по многомандатному избирательному округу № от ДД.ММ.ГГГГ № о регистрации кандидата в депутаты Саянского поселкового Совета депутатов, выдвинутого в порядке самовыдвижения, по многомандатному избирательному округу № – ФИО2.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Рыбинский районный суд Красноярского края в течение пяти дней со дня его принятия.
Председательствующий: О.С. Заверуха
Решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.