Решение по делу № 66а-1151/2020 от 22.09.2020

№ 66а-1151/2020

Апелляционное определение

г. Сочи                            30 октября 2020 г.

Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Анфаловой Е.В.

судей Печуриной Ю.А., Фофонова А.С.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Андреевым О.В.

        рассмотрела в судебном заседании административное дело № 3а-829/2020 (УИД 23OS0000-01-2020-000426-81) по административному исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства о признании не действующим в части решения Совета Туапсинского городского поселения Туапсинского района от 14 декабря 2010 г. № 432 «Об утверждении генерального плана Туапсинского городского поселения Туапсинского района», по апелляционной жалобе Совета Туапсинского городского поселения Туапсинского района на решение Краснодарского краевого суда от 26 июня 2020 г.

Заслушав доклад судьи Анфаловой Е.В., судебная коллегия по административным делам

установила:

Федеральное агентство лесного хозяйства обратилось в Краснодарский краевой суд с административным исковым заявлением о признании не действующим в части решения Совета Туапсинского городского поселения Туапсинского района от 14 декабря 2010 г. № 432 «Об утверждении генерального плана Туапсинского городского поселения Туапсинского района».

В обоснование иска указано, что решение Совета Туапсинского городского поселения Туапсинского района от 14 декабря 2010 г. № 432 «Об утверждении генерального плана Туапсинского городского поселения Туапсинского района» в части включения в границы населенного пункта г. Туапсе Туапсинского городского поселения Туапсинского района Краснодарского края земель лесного фонда общей площадью <данные изъяты> кв.м. не соответствует требованиям действующего законодательства. При включении в границы населенного пункта лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, посредством установления и изменения границы населенного пункта не обеспечена процедура согласования проекта генерального плана с Федеральным агентством лесного хозяйства. Кроме того, перевод земельных участков из состава земель лесного фонда в земли населенных пунктов привел к уменьшению площади защитных лесов.

Принятие решения представительным органом местного самоуправления, предусматривающего включение в границы Туапсинского городского поселения Туапсинского района Краснодарского края лесных участков из состава земель лесного фонда и, соответственно, устанавливающего иное целевое назначение и иной правовой режим указанных земель, препятствует осуществлению собственником Российской Федерацией функций управления землями лесного фонда, выполнению мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, а также передаче указанных земельных участков в пользование, чем нарушаются права собственника и лиц, использующих леса.

В исковом заявлении Федеральное агентство лесного хозяйства просило признать не действующим со дня принятия решение Совета Туапсинского городского поселения Туапсинского района от 14 декабря 2010 г. № 432 «Об утверждении генерального плана Туапсинского городского поселения Туапсинского района» в части включения в границы населенного пункта г. Туапсе Туапсинского городского поселения Туапсинского района Краснодарского края земель лесного фонда общей площадью <данные изъяты> кв.м., местоположением:

<адрес>:

- <адрес>:

<адрес>.;

- <адрес>:

<адрес>

Решением Краснодарского краевого суда от 26 июня 2020 г. административное исковое заявление Федерального агентства лесного хозяйства удовлетворено, Решение Совета Туапсинского городского поселения Туапсинского района от 14 декабря 2010 г. № 432 «Об утверждении генерального плана Туапсинского городского поселения Туапсинского района» признано не действующим со дня принятия в части включения в границы населенного пункта г. Туапсе Туапсинского городского поселения Туапсинского района Краснодарского края земель лесного фонда общей площадью 6 843 777 кв.м., местоположением:

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>.

В апелляционной жалобе Совет Туапсинского городского поселения Туапсинского района просит решение Краснодарского краевого суда от 26 июня 2020 г. отменить, принять по делу новое решение, отказав в удовлетворении требований в полном объеме.

В обоснование доводов жалобы указано, что проект генерального плана направлялся в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти - Рослесхоз, что подтверждается материалами дела. В установленный срок от уполномоченных органов заключение на проект генерального плана не поступило, в связи с чем, он считается согласованным. Порядок утверждения был соблюден органом местного самоуправления в полной мере. Кроме того, судом первой инстанции не приято во внимание наличие решения Краснодарского краевого совета народных депутатов от 14 марта 1984 г. № 142 «Об утверждении проекта городской черты г. Туапсе», где отражен состав земель, из которых был образован город Туапсе. Генеральный план Туапсинского городского поселения Туапсинского района утвержден в границах, исключающих земли лесного фонда, соответственно, категория земель - земли лесного фонда, затронута не была, развитие города планировалось на землях, которые имели категорию на момент утверждения генерального плана – земли населенных пунктов. Указывает, что административным истцом не доказан факт перевода земельных участков из одной категории в другую.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции извещены надлежащим образом в соответствии с требованиями главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Представитель Совета Туапсинского городского поселения Туапсинского района Мальцев В.Е., действующий на основании доверенности, в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал.

Представитель Министерства природных ресурсов Краснодарского края Волков Р.В., действующий на основании доверенности, принимавший участие в судебном заседании до перерыва, указал на отсутствие оснований для отмены решения суда.

Федеральное агентство лесного хозяйства, Администрация муниципального образования Туапсинский район Краснодарского края, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю представителей в судебное заседание не направили, ходатайств об отложении не заявили.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, возражений на них, заслушав заключение прокурора Екимцова М.Н., указавшего на отсутствие оснований для отмены решения суда, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно статье 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.

В силу положений пункта 2 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования муниципальных образований являются также генеральные планы поселений.

Пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) к вопросам местного значения поселения отнесено помимо прочего утверждение генеральных планов поселения

В соответствии с частью 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.

Из материалов дела следует, что решение от 14 декабря 2010 г. № 43.2 «Об утверждении генерального плана Туапсинского городского поселения Туапсинского района» принято Советом Туапсинского городского поселения Туапсинского района в рамках предоставленных ему полномочий, опубликовано в установленном порядке, по указанным основаниям данный нормативный правовой акт не оспаривается.

Оспариваемым решением утвержден генеральный план Тупсинского городского поселения в границах, исключающих земли лесного фонда, установлены границы населенного пункта.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации утверждение или изменение генерального плана городского округа, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов. При установлении или изменении границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, осуществляется перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности (абзац восьмой пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации). Нарушение установленного Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием для признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (пункт 3 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (с учетом Федерального закона от 18 декабря 2006 г. №232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации») допускается перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий в случае установления или изменения границы населенного пункта.

По правилам части 8 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с частью 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) проект генерального плана подлежит согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в случае, если предложения, содержащиеся в таком проекте, предполагают изменение существующих или в соответствии со схемами территориального планирования Российской Федерации планируемых границ земель лесного фонда, границ земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, границ земель обороны и безопасности, границ земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, границ территорий объектов культурного наследия, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального значения. Согласованию также подлежат вопросы размещения объектов капитального строительства местного значения, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду на указанных землях, территориях и земельных участках.

Советом Туапсинского городского поселения Туапсинского района указывалось, что генеральный план Туапсинского городского поселения был утвержден в границах, исключающих земли лесного фонда. Вместе с тем, материалами дела подтверждается, что в состав земель <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м.

Право собственности Российской Федерации на лесной участок площадью <данные изъяты> га, местоположением: <адрес> зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в настоящее время Единый государственный реестр недвижимости) 19 мая 2009 г., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права . В отношении лесного участка площадью <данные изъяты> га, местоположение: <адрес>, право собственности Российской Федерации зарегистрировано также 19 мая 2009 г., в подтверждение чего выдано свидетельство . Названные лесные участки включают в себя спорные участки.

Воронежским филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения «Рослесинфорг» (филиал ФГБУ «Рослесинфорг» «Воронежлеспроект») выполнено совмещение материалов лесоустройства с границами населенного пункта Туапсинского городского поселения Туапсинского района Краснодарского края (письмо от 27 февраля 2020 г. №185), схемой расположения земельных участков подтверждается пересечение земельных участков земель лесного фонда с существующими границами населенного пункта. Основания не доверять указанному документу у суда первой инстанции, суда апелляционной инстанции отсутствуют.

Вопреки доводам подателя жалобы, излагаемым как при рассмотрении дела по существу, так и при подаче жалобы, в состав земель населенного пункта Туапсинского городского поселения Туапсинского района Краснодарского края включены участки земель лесного фонда. Указание в нормативном правовом акте на утверждение генерального плана в границах, исключающих земли лесного фонда, при том, что граница населенного пункта определена, сведения о ней внесены в государственный кадастр недвижимости, в Единый государственный реестр недвижимости, и в границах определяются земельные участки лесного фонда, не может свидетельствовать о том, что участки лесного фонда находятся вне земель населенного пункта, установление границы населенного пункта в существующем виде привело к включению лесных участков в его состав независимо от иных указаний в тексте решения.

Ссылка подателя жалобы на определение границ населенного пункта нормативными правовым актами до принятия оспариваемого решения судебной коллегией отклоняется, поскольку при утверждении генерального плана поселения представительный орган местного самоуправления поселения обязан руководствоваться действующим законодательством. На момент принятия решения №432 от 14 декабря 2010 г. спорные территории относились к землям лесного фонда, право собственности Российской Федерации на них зарегистрировано, не оспорено, соответственно, перевод земель лесного фонда в земли населенных пунктов должен был осуществляться в установленном порядке.

В силу положений Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-I «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», Федерального закона от 4 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. В силу прямого указания приведенных выше законоположений включение земельных участков из земель лесного фонда в границы населенных пунктов при утверждении генерального плана требует согласования уполномоченного органа, которым в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. является Федеральное агентство лесного хозяйства, в полномочия которого входит рассмотрение проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации, генеральных планов гг. Москвы и Санкт-Петербурга, схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и подготовка заключений в пределах своей компетенции

На момент принятия оспариваемого решения действовало Положение о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов документов территориального планирования муниципальных образований, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 г. № 178, которым установлено, что организацию согласования проекта документа территориального планирования обеспечивает орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления), являющийся заказчиком разработки проекта документа территориального планирования (далее - заказчик). Установленный Градостроительным кодексом Российской Федерации 3-месячный срок для согласования проектов документов территориального планирования исчисляется с даты отправления заказчиком указанного проекта на согласование в соответствующие органы до даты получения заказчиком заключений этих органов. В случае неполучения заказчиком в указанный срок заключения согласующего органа проект документа территориального планирования считается согласованным с этим органом. Результаты согласования проекта документа территориального планирования каждым согласующим органом оформляются в виде заключения. Заключение должно содержать положения о согласовании представленного проекта или об отказе в его согласовании с обоснованием причин такого отказа. Без проведения соответствующих согласительных процедур проект документа территориального планирования не может представляться на утверждение и утверждаться.

Заказчик направляет проект документа территориального планирования на согласование в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере градостроительства (далее - уполномоченный орган в сфере градостроительства), - в случаях, указанных в части 1 статьи 16, части 1 статьи 21 и части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Уполномоченный орган в сфере градостроительства в течение 3 рабочих дней с даты получения проекта документа территориального планирования направляет его копии в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах деятельности (далее - уполномоченные отраслевые органы), для рассмотрения и представления заключений в части вопросов, входящих в компетенцию этих уполномоченных отраслевых органов.

Уполномоченный отраслевой орган рассматривает проект документа территориального планирования и готовит заключение в течение 30 дней с даты получения проекта от уполномоченного органа в сфере градостроительства.

В случае непоступления в уполномоченный орган в сфере градостроительства в установленный в пункте 7 настоящего Положения срок заключения уполномоченного отраслевого органа проект документа территориального планирования считается согласованным с этим органом.

Уполномоченный орган в сфере градостроительства осуществляет подготовку сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений уполномоченных отраслевых органов.

Из материалов дела следует, что 25 декабря 2009 г. постановлением администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района была создана согласительная комиссия по согласованию проекта корректировки генерального плана развития города Туапсе, по результатам заседания которой было указано на необходимость корректировки границ населенных пунктов с учетом земель лесного фонда, получения соответствующих согласований.

Департаментом лесного хозяйства Краснодарского края письмом от 1 октября 2009 г. №77-4083/09-11/21 указано, что из представленного проекта генерального планам не представляется возможным определить, какие лесные участки из состава земель лесного фонда, какой площади и их местоположение предполагаются к включению в границы населенного пункта, дополнительно указано на необходимость согласования проекта генерального плана с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Проект генерального плана Туапсинского городского поселения Туапсинского района Краснодарского края поступил на рассмотрение в Федеральное агентство лесного хозяйства из Министерства регионального развития Российской Федерации письмом от 6 декабря 2010 г. №, что следует из письма от 1 июля 2019 г. №АВ-03/46/11845.

Проект генерального плана Туапсинского городского поселения Туапсинского района был рассмотрен Федеральным агентством лесного хозяйства, по результатам рассмотрения 22 декабря 2010 г. уполномоченный орган отказал в согласовании проекта генерального плана.

Таким образом, на момент принятия оспариваемого решения у Совета Туапсинского городского поселения Туапсинского района отсутствовало заключение уполномоченного органа с согласием на перевод земель из одной категории в другую.

При этом ссылка на неполучение в установленный трехмесячный срок заключения уполномоченного органа на проект генерального плана, что позволяло в силу частей 7, 8 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции на момент принятия оспариваемого решения) признать проект согласованным, судебной коллегией отклоняется, поскольку административным ответчиком не представлены доказательства направления в уполномоченный орган проекта, что не позволяет установить дату начала исчисления указанного срока. Обязанность представления подобных доказательств была разъяснена административному ответчика судом апелляционной инстанции. Из представленных в материалы дела документов следует, что в Федеральное агентство лесного хозяйства проект поступил 6 декабря 2010 г., заключение подготовлено в срок, установленный Положением о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов документов территориального планирования муниципальных образований, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 г. № 178.

Судом первой инстанции обоснованно отмечено, что отсутствие согласования проекта генерального плана, предполагающего включение в границы населенного пункта земель лесного фонда, с Федеральным агентством лесного хозяйства является существенным нарушением порядка подготовки данного документа территориального планирования. Указанное следует из части 8 статьи 24, части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, закрепленной в определении от 3 февраля 2010 г. № 238-О-О, об особом правовом режиме лесного фонда.

В указанной связи, поскольку не соблюдена процедура согласования генерального плана, что повлекло нарушение порядка перевода земель из категории земель лесного фонда в категорию земель населенных пунктов, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии оснований для признания нормативного правового акта не действующим в соответствующей части.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, сводятся к иной оценке представленных по делу доказательств, основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства, не опровергают выводы суда первой инстанции и не содержат оснований для отмены судебного постановления.

Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для безусловной отмены решения не установлено.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции

определила:

решение Краснодарского краевого суда от 26 июня 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Совета Туапсинского городского поселения Туапсинского района – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи

66а-1151/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Краснодарского края
Федеральное агентство лесного хозяйства
Ответчики
Совет Туапсинского городского поселения Туапсинского района
Другие
Территориальное управление Росимущества по Краснодарскому краю и Республике Адыгея
Администрация муниципального образования Туапсинский район Краснодарского края
Управление Росреестра по Краснодарскому краю
Министерство природных ресурсов Краснодарского края
Суд
Третий апелляционный суд общей юрисдикции
Судья
Анфалова Елена Владимировна
Дело на сайте суда
3ap.sudrf.ru
23.09.2020Передача дела судье
22.10.2020Судебное заседание
30.10.2020Судебное заседание
30.11.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.12.2020Передано в экспедицию
30.10.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее