Решение по делу № 2а-2207/2018 от 20.02.2018

                                                     дело № 2а-2207/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 апреля 2018 года                                                                                                  г. Красноярск

Свердловский районный суд г.Красноярска в составе:

председательствующего судьи Глебовой А.Н.,

при секретаре Макуриной А.В.

с участием административного истца Морозовой Т.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Морозова Т.В. к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность и возложении обязанности предоставить земельный участок в собственность за плату,

УСТАНОВИЛ:

Морозова Т.В. обратилась в суд с иском к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность и возложении обязанности предоставить земельный участок в собственность за плату.

Требования мотивированы тем, что Морозова Т.В. является собственником гаражного бокса, расположенного по адресу: <адрес>. Земельный участок под данным гаражом поставлен на кадастровый учет, присвоен кадастровый . Ответом ДМИиЗО администрации г.Красноярска от 28.12.2017г. истцу отказано в предоставлении земельного участка в собственность, поскольку испрашиваемый земельный участок расположен в зоне территорий объектов автомобильного транспорта (ИТ), установленного правилами землепользования и застройки городского округа г.Красноярск, утвержденными решением Красноярского городского совета депутатов от 07.07.2015г. №В-122; кроме того испрашиваемый земельный участок расположен за границами красных линий и является землями общего пользования (постановление администрации г.Красноярска №278 от 28.04.2017г., постановление администрации г.Красноярска №833 от 25.12.2015г.). Истец считает данный отказ незаконным, поскольку истец является собственником объекта недвижимости – нежилого помещения, вправе приобрести в собственность земельный участок, находящийся под гаражным боксом, построенным в 1994г.

В связи с этим, истец просит признать незаконным отказ ДМиЗО администрации г.Красноярска в предоставлении земельного участка в собственность Морозова Т.В., выраженный в письме от 28.12.2017г.; обязать ДМиЗО администрации г.Красноярска заключить с Морозова Т.В. договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером , занимаемого гаражным боксом общей площадью 18,1 кв.м., расположенным по адресу: <адрес>.

В судебном заседании административный истец Морозова Т.В. административные исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска – Чигжит-оол А.С. (доверенность от 16.01.2018г.) в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, об уважительности причин неявки не сообщил, представил возражения на исковое заявление, в которых просил отказать в удовлетворении заявленных требований. Указал, что согласно сообщению к заявлению о предоставлении в собственность за плату земельного участка на земельном участке с кадастровым номером расположен гараж (бокс) с кадастровым номером . В соответствии с выпиской из ЕГРН гаражный бокс расположен в пределах иных объектов недвижимости с кадастровым номером , При этом земельный участок с кадастровым номером зарегистрирован на праве собственности за иным лицом. Кроме того, испрашиваемый земельный участок расположен в зоне территорий объектов автомобильного транспорта (ИТ), установленной правилами землепользования и застройки городского округа г.Красноярск, утвержденными решением Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015г. №В-122. Также испрашиваемый земельный участок расположен за границами красных линий и является землями общего пользования, в связи с чем не может быть предоставлен в собственность истцу.

Признав возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, выслушав административного истца, исследовав материалы дела в их совокупности и взаимосвязи, суд считает административные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу части 2 статьи 11 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В силу части 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа, в том числе земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации, из пункта 1 которой следует, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:

1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;

3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";

4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;

5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;

6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;

7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

В статье 39.16 ЗК РФ предусмотрены основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, одним из которых является несоответствие разрешенного использования земельного участка целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (подпункт 14).

В соответствии с ч. 9.1 ст. 3 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

В соответствии с п. 3 ст. 20 ЗК РФ право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется.

Как следует из материалов дела, на основании договора дарения от 01.02.2014г., заключенного между ФИО3 и Морозова Т.В., истец является собственником гаражного бокса по адресу: <адрес> с кадастровым (условным номером) . Ее право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 14.02.2014г. (л.д.8-9).

Согласно выписке из постановления администрации Свердловского района г.Красноярска №408 от 24.05.1994г. ГСТ СВ-65 были закреплены земельные участки для строительства типовых капитальных гаражей размером 3,2х6,0, в том числе ФИО3 (л.д.5).

Строительство гаражного бокса было завершено в 1994г., что следует акта рабочей комиссии, который 01.09.2005г. был согласован и подписан в составе представителей, в том числе ДМИиЗО администрации г.Красноярска, подтверждающий факт создания гаражного бокса , расположенного по адресу <адрес>. Согласно данному акту гараж выстроен в 1994г. хозяйственным способом на основании постановления администрации Свердловского района г.Красноярска №408 от 24.05.1994г. «О закреплении земельных участков» (л.д.6). С момента постройки данного гаражного бокса им пользовался ФИО3, а впоследствии Морозова Т.В.

Заключением ДМИиЗО администрации г.Красноярска от 10.07.2015г. подтвержден факт расположения гаража общей площадью 18,1 в составе гаражного комплекса, находящегося по адресу: <адрес> в пределах границ земельного участка ориентировочной площадью 21 кв.м. по адресу: <адрес> (адрес ранее: <адрес>, гараж , бокс №б/н), предоставленного постановлением администрации Свердловского района г.Красноярска от 24.05.1994 №408 (л.д.33-34).

Решением Свердловского районного суда г.Красноярска от 01.08.2017г. удовлетворены частично исковые требования Морозова Т.В. к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, возложении обязанности заключить договор купли-продажи земельного участка. Признан незаконным отказ Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска в предварительном согласовании предоставления Морозова Т.В. земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. На Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес> возложена обязанность утвердить схему расположения на кадастровом плане территории земельного участка и предварительно согласовать предоставление Морозова Т.В. земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. В удовлетворении остальной части исковых требований о возложении обязанности заключить договор купли-продажи земельного участка, Морозова Т.В. отказано (л.д.22-24).

Спорный земельный участок был поставлен на кадастровый учет 08.11.2017г., ему присвоен кадастровый , площадь участка 20 кв.м., вид разрешенного использования: объекты гаражного назначения.

Ответом ДМИиЗО г.Красноярска от 28.12.2017г. Морозова Т.В. отказано в предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 20 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, поскольку согласно сообщению к заявлению о предоставлении в собственность за плату земельного участка на земельном участке с кадастровым номером расположен гараж (бокс) с кадастровым номером . В соответствии с выпиской из ЕГРН гаражный бокс расположен в пределах иных объектов недвижимости с кадастровым номером , . При этом земельный участок с кадастровым номером зарегистрирован на праве собственности за иным лицом. Кроме того, испрашиваемый земельный участок расположен в зоне территорий объектов автомобильного транспорта (ИТ), установленной правилами землепользования и застройки городского округа г.Красноярск, утвержденными решением Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015г. №В-122. Также испрашиваемый земельный участок расположен за границами красных линий и является землями общего пользования, в связи с чем не может быть предоставлен в собственность истцу (л.д.13-14).

Вместе с тем, из материалов дела усматривается, что Минусинским отделом Управления Росреестра по Красноярскому краю от 07.02.2018г. было принято уведомление об исправлении технической ошибки в записях ЕГРН здания с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>: сведения ЕГРН о кадастровом номере удалены; сведения ЕГРН о кадастровом номере исправлены на (л.д.12).

Таким образом, оснований для отказа истцу в предоставлении испрашиваемого земельного участка на том основании, что принадлежащий ей гаражный бокс находится на земельном участке с кадастровым номером , принадлежащем иному лицу, отсутствуют.

Истцу также было отказано в предоставлении земельного участка в собственность за плату в связи с тем, что земельный участок частично расположен за границами красных линий и является землями общего пользования.

В статье 39.16 ЗК РФ предусмотрены основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, одним из которых является то, что указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка (подпункт 6).

В силу абз. 2 п. 2 ст. 27 ЗК РФ, земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В соответствии с пунктом 12 статьи 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, небрежными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

В материалы дела ответчиком во исполнение положений ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств, что испрашиваемый истцом земельный участок изъят из оборота, какие-либо ограничения для предоставления его в собственность отсутствуют, что стороной ответчика не оспорено. Истец, как собственник объекта недвижимости, право собственности на который никем не оспорено и недействительным не признано, имеет исключительное право на возмездное приобретение испрашиваемого земельного участка в собственность.

Как установлено в судебном заседании, нежилое помещение, принадлежащее Морозова Т.В. на праве собственности было расположено на испрашиваемом истцом земельном участке до принятия Правил землепользования и застройки г.Красноярска от 07.07.2015 г. №В-122.

Несоответствие фактического вида использования земельного участка указанного в кадастровом паспорте земельного участка – «объекты гаражного назначения», виду разрешенного использования земельного участка, согласно Правилам землепользования и застройки городского округа, утвержденным решением Красноярского горсовета от 07.07.2015 года, ответчиком суду не представлено, судом не установлено.

Доказательств наличия иных, предусмотренных ст. 39.16 ЗК РФ оснований для отказа истцу в предоставлении спорного земельного участка без проведения торгов ответчиком не представлено.

Согласно сведениям кадастрового учета и выписки из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от 28.11.2017г. Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю установлено, что какие-либо ограничения на испрашиваемый земельный участок, не зарегистрированы. В том числе отсутствуют данные о решениях об ограничении в обороте либо об изъятии объекта недвижимости для государственных и муниципальных нужд.

Согласно пунктам 11 и 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередач, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения. Пункт 12 статьи 1 ГрК РФ относит к территориям общего пользования территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды).

Из смысла указанной нормы следует, что красные линии отделяют территории общего пользования, которыми могут беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности юридических и физических лиц.

Однако, спорный земельный участок длительное время, с 1994 года (с момента строительства здания), использовался только собственниками нежилого здания ФИО3 и Морозова Т.В. и не соответствует определению территории общего пользования, поскольку каких-либо объектов общего пользования на участке не имеется. Земельный участок занят непосредственно зданием и территорией, необходимой для его использования.

Границы спорного земельного участка, на котором расположено принадлежащее истцу на праве собственности нежилое здание, уже были сформированы на момент территориального планирования. Установление красных линий по границам сформированных для эксплуатации объектов недвижимости земельных участков нормами действующего земельного и градостроительного законодательства не предусмотрено.

При таких обстоятельствах, отказ Департамента в предоставлении земельного участка в собственность за плату без проведения торгов влечет нарушение прав Морозова Т.В., как собственника объекта недвижимости в реализации права собственности, закрепленного в п.6 ч.1 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ, в отношении земельного участка, на котором этот объект недвижимости расположен.

Учитывая, что доказательств наличия иных, предусмотренных ст. 39.16 ЗК РФ оснований для отказа истцу в предоставлении спорного земельного участка без проведения торгов ответчиком не представлено, суд полагает подлежащими удовлетворению исковые требования Морозова Т.В. о признании незаконным отказа Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, выраженного в письме №М-21209 от 28.12.2017г. и возложении на ответчика обязанности рассмотреть вопрос о предоставлении земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в собственность за плату и направить Морозова Т.В. проект договора купли-продажи земельного участка в установленный законодательством срок.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., - ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ 28.12.2017░. №░-21209.

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ 24:50:0700176:483, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 27.04.2017░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░     ░░░░░░░

░░░░░ ░░░░░

░░░░░                                              ░.░. ░░░░░░░

2а-2207/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Морозова Тамара Васильевна
Морозова Т.В.
Ответчики
Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска
Другие
Администрация г. Красноярска
Суд
Свердловский районный суд г. Красноярск
Дело на сайте суда
sverdl.krk.sudrf.ru
20.02.2018[Адм.] Передача материалов судье
20.02.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
22.02.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
22.02.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.02.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.04.2018[Адм.] Судебное заседание
27.04.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.05.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.05.2020Регистрация административного искового заявления
11.05.2020Передача материалов судье
11.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
11.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.05.2020Судебное заседание
11.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.05.2020Дело оформлено
11.05.2020Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее