Решение по делу № 33-11453/2022 от 24.10.2022

УИД – 59RS0017-01-2022-000913-27

Дело № 33-11453/2022 (2-693/2022)

Судья – Ануфриева С.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего Варовой Л.Н.,судей Смирновой М.А, Хузяхралова Д.О. при секретаре Калмыковой А.С. рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 05 декабря 2022 года гражданское дело по иску заместителя прокурора города Губахи в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Губахинского городского округа Пермского края, Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Губахинского городского округа Пермского края о возложении обязанности обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с заявлением о принятии на учет бесхозяйного имущества,

по апелляционной жалобе администрации Губахинского городского округа Пермского края на решение Губахинского городского суда Пермского края от 01 сентября 2022 года.

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Смирновой М.А., судебная коллегия

установила:

Заместитель прокурора г. Губахи, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Губахинского городского округа Пермского края, Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Губахинского городского округа Пермского края о возложении обязанности поставить недостроенное здание стадиона, расположенное западнее ул. Парковая, г. Губаха, и восточнее автодороги Кунгур – Соликамск, в координатах 58?49"44.4" N 57?32"23.5" E – 58?49"42.4" N 57?32"25.2" Е, на кадастровый учет в течение 3 (трех) месяцев после вступления решения суда в законную силу; возложении обязанности обратиться в Федеральную регистрационную службу с заявлением о принятии на учет бесхозяйного объекта, - недостроенного здания стадиона, расположенного западнее ул. Парковая, г. Губаха, и восточнее автодороги Кунгур – Соликамск, в координатах 58? 49" 44.4" N 57? 32" 23.5" E – 58? 49" 42.4" N 57? 32" 25.2" Е.

В обоснование исковых требований указано, что на территории Губахинского городского округа западнее ул. Парковая, г. Губаха и восточнее автодороги Кунгур – Соликамск в координатах 58? 49" 44.4" N 57? 32" 23.5" E – 58?49"42.4" N 57?32"25.2" Е расположено здание недостроенного стадиона, построенного из силикатного кирпича, железобетонных плит и балок. В настоящее время данное сооружение находится в неудовлетворительном состоянии: стены частично разрушены, крыша в части здания отсутствует, конструкции здания подвержены воздействию атмосферных явлений, осадков, низких температур в зимний период. Здание имеет следы бесконтрольного разбора конструкций (стен). Данное сооружение находится в границах населенного пункта «город Губаха – административный центр», доступно для посещения неопределенным кругом лиц. Сведения о зарегистрированных правах на данное здание, данные о выделении земельного участка для его строительства и какая-либо техническая документация отсутствуют. Данный объект в качестве бесхозяйного не регистрировался, в состав муниципального имущества Губахинского городского округа не передавался. Отсутствие собственника данного объекта влечет неисполнение установленных законом обязанностей по обеспечению безопасности такого здания и, следовательно, обязанности органа местного самоуправления по предупреждению чрезвычайных ситуаций. Непринятие мер по постановке на учет указанных объектов не способствует обеспечению их безопасности, создает чрезвычайную ситуацию, что ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц.

Решением Губахинского городского суда Пермского края от 01.09.2022 года исковые требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе ответчик администрация Губахинского городского округа Пермского края просит отменить решение по мотиву неверного определения судом обстоятельств, имеющих значение для дела. В обоснование доводов жалобы указывает, что судом не учтены и не исследованы все обстоятельства дела, объект не был исследован, вид спорного объекта не определен, обладает ли он признаками недвижимого имущества – не установлено. Управлением строительства и ЖКХ администрации Губахинского городского округа Пермского края указано, что спорный объект не может являться объектом незавершенного строительства, капитального строительства и не может быть зарегистрирован в установленном законом порядке. Между тем, если объект не обладает признаками недвижимого имущества, исполнение требований прокуратуры представляется невозможным.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор г. Губахи полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит об оставлении апелляционной жалобы без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились. Учитывая, что данные лица были надлежащим образом извещены о дате времени и месте рассмотрения дела, в силу части 2 статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена заблаговременно на интернет-сайте Пермского краевого суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», с учетом изложенного, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного решения, в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах изложенных в жалобе доводов, судебная коллегия приходит к следующему.

Разрешая спор, руководствуясь положениями Гражданского кодекса Российской Федерации; Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; Федерального закона от 30.12.2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»; Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 года № 931, суд первой инстанции исходил из того, что здание недостроенного стадиона не имеет собственника, не состоит на балансе какой-либо организации, вследствие чего отсутствует возможность контролировать техническое состояние указанного объекта. Учитывая, что законом к вопросам местного значения городского округа относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа, орган местного самоуправления обязан обратиться с заявлением о принятии на учет бесхозяйного имущества.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на анализе и надлежащей правовой оценке законодательства, регулирующего спорные правоотношения, обстоятельств спора, представленных сторонами доказательств. Доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают и основанием к его отмене не являются.

Из материалов дела следует, что помощником прокурора г. Губахи при участии инженера отдела градостроительства Управления строительства и ЖКХ администрации Губахинского городского округа проведена проверка, по ее результатам составлен акт от 10.06.2022 года, установлено, что здание стадиона в координатах 58? 49" 44.4" N 57? 32" 23.5" E – 58? 49" 42.4" N 57? 32" 25.2" Е, расположенное по адресу: Пермский край, г. Губаха, в лесном массиве западнее ул. Парковая и восточнее а/д Кунгур-Соликамск, находится в неудовлетворительном состоянии, стены частично разрушены, крыша в части здания отсутствует, конструкции здания имеют следы бесконтрольного разбора, воздействия атмосферных явлений, здание не эксплуатируется, по внешнему состоянию охарактеризовано как заброшенное (л.д. 10-14).

В соответствии с письмом Комитета по управлению муниципальным имуществом от 01.06.2022 года № 429 здание недостроенного стадиона, расположенное по адресу: Пермский край, г. Губаха, в лесном массиве западнее ул. Парковая и восточнее а/д Кунгур-Соликамск, в качестве бесхозяйного на учет не ставилось, в состав муниципального имущества не передавалось (л.д. 9).

В соответствии с письмом МКУ «Архив города Губахи» от 06.06.2022 года № 67-Т, документы о здании недостроенного стадиона, расположенного по адресу: Пермский край, г. Губаха, в лесном массиве западнее ул. Парковая и восточнее а/д Кунгур-Соликамск, в том числе относительно строительства, выделения земельного участка, технической документации, отсутствуют (л.д. 8).

В соответствии с письмом Губахинского филиала ГБУ «ЦТИ ПК» от 24.06.2022 года № 408, сведений о зарегистрированных правах на здание недостроенного стадиона, расположенного по адресу: Пермский край, г. Губаха, в лесном массиве западнее ул. Парковая и восточнее а/д Кунгур-Соликамск, не имеется (л.д. 38).

В соответствии с письмом МКУ «Центр земельных отношений» от 30.08.2022 года № 405 земельный участок под зданием недостроенного стадиона не сформирован; сведения о площади и кадастровом номере земельного участка отсутствуют; обращений о предоставлении земельного участка под зданием не поступало; согласно Правилам землепользования и застройки Губахинского городского округа здание находится в территориальной зоне застройки малоэтажными многоквартирными жилыми домами до 4-х этажей (ЖЗ-4); Администрация Губахинского городского округа не осуществляла строительства объекта, строительная и техническая документация отсутствует (л.д. 62-63).

В соответствии с письмом Территориального управления Росимущества в Пермском крае от 26.08.2022 года № 59-06/8100, здание недостроенного стадиона, расположенного по адресу: Пермский край, г. Губаха, в лесном массиве западнее ул. Парковая и восточнее а/д Кунгур-Соликамск, в реестр федерального имущества с идентифицирующими данными не включено (л.д. 72-73).

В соответствии с данными Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Российской Федерации от 23.08.2022 года, в ЕГРН отсутствуют сведения об объекте недвижимости – здании недостроенного стадиона в координатах 58? 49" 44.4" N 57? 32" 23.5" E – 58? 49" 42.4" N 57? 32" 25.2" Е, расположенного по адресу: Пермский край, г. Губаха, в лесном массиве западнее ул. Парковая и восточнее а/д Кунгур-Соликамск (л.д. 74)

Согласно частям 1, 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа.

Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством установления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров зданий и сооружений и качественных характеристик в течение всего жизненного цикла здания или сооружения, реализации указанных значений и характеристик в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта (далее также - строительство) и поддержания состояния таких параметров и характеристик на требуемом уровне в процессе эксплуатации, консервации и сноса.

Согласно статье 7 Федерального закона от 30.12.2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате: разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; разрушения всего здания, сооружения или их части; деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории; повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности.

Согласно части 1 статьи 36 Федерального закона от 30.12.2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.

Согласно пунктам 3, 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 года № 931, на учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей: органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований; исполнительного органа государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих городов.

Доводы апелляционной жалобы администрации Губахинского городского округа Пермского края судебной коллегией отклоняются.

По смыслу положений статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, рассматриваемых в системной взаимосвязи с Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 года № 931, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, в то время как иные органы данным правом не обладают, следовательно, органы местного самоуправления обязаны принимать меры по постановке бесхозяйного имущества на учет. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет, в том числе, органа местного самоуправления городского округа в отношении недвижимых вещей, находящихся на территории данного муниципального образования.

Таким образом, учитывая, что спорное здание недостроенного стадиона расположено в административных границах Губахинского городского округа, администрация городского округа должна быть понуждена к обращению в уполномоченный орган с заявлением о принятии здания на учет в качестве бесхозяйного имущества, в целях исполнения обязанности, вытекающей из положений части 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей в случае, если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом.

С учетом вышеуказанных требований и установленных по делу обстоятельств требования прокурора о возложении обязанности по постановке объекта на кадастровый учет являются правомерными.

Доводы жалобы об отсутствии определенности в статусе спорного здания, объект, находящийся на бывшем стадионе, не может являться объектом незавершенного строительства или объектом капитального строительства, а, следовательно, объект, не обладающий признаками недвижимого имущества, не подлежит постановке на учет в регистрирующем органе, судебной коллегией отклоняются.

Согласно пункту 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Из представленных в материалы дела доказательств усматривается, что здание недостроенного стадиона может являться предметом административной процедуры, связанной с подачей органом местного самоуправления заявления о принятии его на учет в качестве бесхозяйного, поскольку органом местного самоуправления каких-либо относимых и допустимых доказательств в подтверждение позиции о том, что спорное здание стадиона объектом недвижимого имущества не является, не представлено.

Ссылка в апелляционной жалобе на копию письма Управления строительства и ЖКХ администрации Губахинского городского округа Пермского края признается судебной коллегией несостоятельной, поскольку данное доказательство представлено в суд апелляционной инстанции в отсутствие доказательств невозможности его представления суду первой инстанции до разрешения спора по существу, из документа не усматривается дата его создания, исходящий номер и дата отсутствуют, данных о запросе, на который дается ответ, также не имеется. При этом копия письма Управления строительства и ЖКХ администрации Губахинского городского округа Пермского края не может служить основанием для отмены обжалуемого решения суда, поскольку выводы начальника управления не могут безусловно свидетельствовать о статусе спорного строения и являются точкой зрения конкретного должностного лица, не обладающего профессиональными познаниями, свойственными специалистам или экспертам в области строительства. Приложенная копия письма администрации Губахинского городского округа Пермского края от 31.08.2022 года в адрес Управления строительства и ЖКХ администрации Губахинского городского округа Пермского края также не позволяет установить причины невозможности представления документа суду первой инстанции до вынесения решения.

Кроме того, по смыслу положений ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации постановка вещи на учет в качестве бесхозяйной не влечет за собой автоматического оформления на нее права муниципальной собственности и не исключает принятия этой вещи во владение оставившим ее собственником либо приобретения вещи в собственность иным лицом по другим основаниям. Таким образом, удовлетворение требований прокурора о понуждении поставить спорный объект на учет в качестве бесхозяйного не влечет за собой автоматическое разрешение спора о правах на это имущество.

Допущенное администрацией Губахинского городского округа бездействие влечет угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования, что нарушает интересы неопределенного круга лиц – жителей городского округа на своевременную защиту от чрезвычайных ситуаций, учитывая, что здание находится в разброшенном состоянии с отсутствием части крыши и частичным разрушением стен.

В целом доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции.

Существенных нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда в соответствии со ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Губахинского городского суда Пермского края от 01 сентября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Губахинского городского округа Пермского края – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 05.12.2022г.

УИД – 59RS0017-01-2022-000913-27

Дело № 33-11453/2022 (2-693/2022)

Судья – Ануфриева С.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего Варовой Л.Н.,судей Смирновой М.А, Хузяхралова Д.О. при секретаре Калмыковой А.С. рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 05 декабря 2022 года гражданское дело по иску заместителя прокурора города Губахи в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Губахинского городского округа Пермского края, Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Губахинского городского округа Пермского края о возложении обязанности обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с заявлением о принятии на учет бесхозяйного имущества,

по апелляционной жалобе администрации Губахинского городского округа Пермского края на решение Губахинского городского суда Пермского края от 01 сентября 2022 года.

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Смирновой М.А., судебная коллегия

установила:

Заместитель прокурора г. Губахи, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Губахинского городского округа Пермского края, Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Губахинского городского округа Пермского края о возложении обязанности поставить недостроенное здание стадиона, расположенное западнее ул. Парковая, г. Губаха, и восточнее автодороги Кунгур – Соликамск, в координатах 58?49"44.4" N 57?32"23.5" E – 58?49"42.4" N 57?32"25.2" Е, на кадастровый учет в течение 3 (трех) месяцев после вступления решения суда в законную силу; возложении обязанности обратиться в Федеральную регистрационную службу с заявлением о принятии на учет бесхозяйного объекта, - недостроенного здания стадиона, расположенного западнее ул. Парковая, г. Губаха, и восточнее автодороги Кунгур – Соликамск, в координатах 58? 49" 44.4" N 57? 32" 23.5" E – 58? 49" 42.4" N 57? 32" 25.2" Е.

В обоснование исковых требований указано, что на территории Губахинского городского округа западнее ул. Парковая, г. Губаха и восточнее автодороги Кунгур – Соликамск в координатах 58? 49" 44.4" N 57? 32" 23.5" E – 58?49"42.4" N 57?32"25.2" Е расположено здание недостроенного стадиона, построенного из силикатного кирпича, железобетонных плит и балок. В настоящее время данное сооружение находится в неудовлетворительном состоянии: стены частично разрушены, крыша в части здания отсутствует, конструкции здания подвержены воздействию атмосферных явлений, осадков, низких температур в зимний период. Здание имеет следы бесконтрольного разбора конструкций (стен). Данное сооружение находится в границах населенного пункта «город Губаха – административный центр», доступно для посещения неопределенным кругом лиц. Сведения о зарегистрированных правах на данное здание, данные о выделении земельного участка для его строительства и какая-либо техническая документация отсутствуют. Данный объект в качестве бесхозяйного не регистрировался, в состав муниципального имущества Губахинского городского округа не передавался. Отсутствие собственника данного объекта влечет неисполнение установленных законом обязанностей по обеспечению безопасности такого здания и, следовательно, обязанности органа местного самоуправления по предупреждению чрезвычайных ситуаций. Непринятие мер по постановке на учет указанных объектов не способствует обеспечению их безопасности, создает чрезвычайную ситуацию, что ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц.

Решением Губахинского городского суда Пермского края от 01.09.2022 года исковые требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе ответчик администрация Губахинского городского округа Пермского края просит отменить решение по мотиву неверного определения судом обстоятельств, имеющих значение для дела. В обоснование доводов жалобы указывает, что судом не учтены и не исследованы все обстоятельства дела, объект не был исследован, вид спорного объекта не определен, обладает ли он признаками недвижимого имущества – не установлено. Управлением строительства и ЖКХ администрации Губахинского городского округа Пермского края указано, что спорный объект не может являться объектом незавершенного строительства, капитального строительства и не может быть зарегистрирован в установленном законом порядке. Между тем, если объект не обладает признаками недвижимого имущества, исполнение требований прокуратуры представляется невозможным.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор г. Губахи полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит об оставлении апелляционной жалобы без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились. Учитывая, что данные лица были надлежащим образом извещены о дате времени и месте рассмотрения дела, в силу части 2 статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена заблаговременно на интернет-сайте Пермского краевого суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», с учетом изложенного, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного решения, в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах изложенных в жалобе доводов, судебная коллегия приходит к следующему.

Разрешая спор, руководствуясь положениями Гражданского кодекса Российской Федерации; Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; Федерального закона от 30.12.2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»; Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 года № 931, суд первой инстанции исходил из того, что здание недостроенного стадиона не имеет собственника, не состоит на балансе какой-либо организации, вследствие чего отсутствует возможность контролировать техническое состояние указанного объекта. Учитывая, что законом к вопросам местного значения городского округа относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа, орган местного самоуправления обязан обратиться с заявлением о принятии на учет бесхозяйного имущества.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на анализе и надлежащей правовой оценке законодательства, регулирующего спорные правоотношения, обстоятельств спора, представленных сторонами доказательств. Доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают и основанием к его отмене не являются.

Из материалов дела следует, что помощником прокурора г. Губахи при участии инженера отдела градостроительства Управления строительства и ЖКХ администрации Губахинского городского округа проведена проверка, по ее результатам составлен акт от 10.06.2022 года, установлено, что здание стадиона в координатах 58? 49" 44.4" N 57? 32" 23.5" E – 58? 49" 42.4" N 57? 32" 25.2" Е, расположенное по адресу: Пермский край, г. Губаха, в лесном массиве западнее ул. Парковая и восточнее а/д Кунгур-Соликамск, находится в неудовлетворительном состоянии, стены частично разрушены, крыша в части здания отсутствует, конструкции здания имеют следы бесконтрольного разбора, воздействия атмосферных явлений, здание не эксплуатируется, по внешнему состоянию охарактеризовано как заброшенное (л.д. 10-14).

В соответствии с письмом Комитета по управлению муниципальным имуществом от 01.06.2022 года № 429 здание недостроенного стадиона, расположенное по адресу: Пермский край, г. Губаха, в лесном массиве западнее ул. Парковая и восточнее а/д Кунгур-Соликамск, в качестве бесхозяйного на учет не ставилось, в состав муниципального имущества не передавалось (л.д. 9).

В соответствии с письмом МКУ «Архив города Губахи» от 06.06.2022 года № 67-Т, документы о здании недостроенного стадиона, расположенного по адресу: Пермский край, г. Губаха, в лесном массиве западнее ул. Парковая и восточнее а/д Кунгур-Соликамск, в том числе относительно строительства, выделения земельного участка, технической документации, отсутствуют (л.д. 8).

В соответствии с письмом Губахинского филиала ГБУ «ЦТИ ПК» от 24.06.2022 года № 408, сведений о зарегистрированных правах на здание недостроенного стадиона, расположенного по адресу: Пермский край, г. Губаха, в лесном массиве западнее ул. Парковая и восточнее а/д Кунгур-Соликамск, не имеется (л.д. 38).

В соответствии с письмом МКУ «Центр земельных отношений» от 30.08.2022 года № 405 земельный участок под зданием недостроенного стадиона не сформирован; сведения о площади и кадастровом номере земельного участка отсутствуют; обращений о предоставлении земельного участка под зданием не поступало; согласно Правилам землепользования и застройки Губахинского городского округа здание находится в территориальной зоне застройки малоэтажными многоквартирными жилыми домами до 4-х этажей (ЖЗ-4); Администрация Губахинского городского округа не осуществляла строительства объекта, строительная и техническая документация отсутствует (л.д. 62-63).

В соответствии с письмом Территориального управления Росимущества в Пермском крае от 26.08.2022 года № 59-06/8100, здание недостроенного стадиона, расположенного по адресу: Пермский край, г. Губаха, в лесном массиве западнее ул. Парковая и восточнее а/д Кунгур-Соликамск, в реестр федерального имущества с идентифицирующими данными не включено (л.д. 72-73).

В соответствии с данными Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Российской Федерации от 23.08.2022 года, в ЕГРН отсутствуют сведения об объекте недвижимости – здании недостроенного стадиона в координатах 58? 49" 44.4" N 57? 32" 23.5" E – 58? 49" 42.4" N 57? 32" 25.2" Е, расположенного по адресу: Пермский край, г. Губаха, в лесном массиве западнее ул. Парковая и восточнее а/д Кунгур-Соликамск (л.д. 74)

Согласно частям 1, 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа.

Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством установления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров зданий и сооружений и качественных характеристик в течение всего жизненного цикла здания или сооружения, реализации указанных значений и характеристик в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта (далее также - строительство) и поддержания состояния таких параметров и характеристик на требуемом уровне в процессе эксплуатации, консервации и сноса.

Согласно статье 7 Федерального закона от 30.12.2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате: разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; разрушения всего здания, сооружения или их части; деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории; повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности.

Согласно части 1 статьи 36 Федерального закона от 30.12.2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.

Согласно пунктам 3, 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 года № 931, на учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей: органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований; исполнительного органа государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих городов.

Доводы апелляционной жалобы администрации Губахинского городского округа Пермского края судебной коллегией отклоняются.

По смыслу положений статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, рассматриваемых в системной взаимосвязи с Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 года № 931, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, в то время как иные органы данным правом не обладают, следовательно, органы местного самоуправления обязаны принимать меры по постановке бесхозяйного имущества на учет. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет, в том числе, органа местного самоуправления городского округа в отношении недвижимых вещей, находящихся на территории данного муниципального образования.

Таким образом, учитывая, что спорное здание недостроенного стадиона расположено в административных границах Губахинского городского округа, администрация городского округа должна быть понуждена к обращению в уполномоченный орган с заявлением о принятии здания на учет в качестве бесхозяйного имущества, в целях исполнения обязанности, вытекающей из положений части 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей в случае, если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом.

С учетом вышеуказанных требований и установленных по делу обстоятельств требования прокурора о возложении обязанности по постановке объекта на кадастровый учет являются правомерными.

Доводы жалобы об отсутствии определенности в статусе спорного здания, объект, находящийся на бывшем стадионе, не может являться объектом незавершенного строительства или объектом капитального строительства, а, следовательно, объект, не обладающий признаками недвижимого имущества, не подлежит постановке на учет в регистрирующем органе, судебной коллегией отклоняются.

Согласно пункту 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Из представленных в материалы дела доказательств усматривается, что здание недостроенного стадиона может являться предметом административной процедуры, связанной с подачей органом местного самоуправления заявления о принятии его на учет в качестве бесхозяйного, поскольку органом местного самоуправления каких-либо относимых и допустимых доказательств в подтверждение позиции о том, что спорное здание стадиона объектом недвижимого имущества не является, не представлено.

Ссылка в апелляционной жалобе на копию письма Управления строительства и ЖКХ администрации Губахинского городского округа Пермского края признается судебной коллегией несостоятельной, поскольку данное доказательство представлено в суд апелляционной инстанции в отсутствие доказательств невозможности его представления суду первой инстанции до разрешения спора по существу, из документа не усматривается дата его создания, исходящий номер и дата отсутствуют, данных о запросе, на который дается ответ, также не имеется. При этом копия письма Управления строительства и ЖКХ администрации Губахинского городского округа Пермского края не может служить основанием для отмены обжалуемого решения суда, поскольку выводы начальника управления не могут безусловно свидетельствовать о статусе спорного строения и являются точкой зрения конкретного должностного лица, не обладающего профессиональными познаниями, свойственными специалистам или экспертам в области строительства. Приложенная копия письма администрации Губахинского городского округа Пермского края от 31.08.2022 года в адрес Управления строительства и ЖКХ администрации Губахинского городского округа Пермского края также не позволяет установить причины невозможности представления документа суду первой инстанции до вынесения решения.

Кроме того, по смыслу положений ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации постановка вещи на учет в качестве бесхозяйной не влечет за собой автоматического оформления на нее права муниципальной собственности и не исключает принятия этой вещи во владение оставившим ее собственником либо приобретения вещи в собственность иным лицом по другим основаниям. Таким образом, удовлетворение требований прокурора о понуждении поставить спорный объект на учет в качестве бесхозяйного не влечет за собой автоматическое разрешение спора о правах на это имущество.

Допущенное администрацией Губахинского городского округа бездействие влечет угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования, что нарушает интересы неопределенного круга лиц – жителей городского округа на своевременную защиту от чрезвычайных ситуаций, учитывая, что здание находится в разброшенном состоянии с отсутствием части крыши и частичным разрушением стен.

В целом доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции.

Существенных нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда в соответствии со ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Губахинского городского суда Пермского края от 01 сентября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Губахинского городского округа Пермского края – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 05.12.2022г.

33-11453/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура города Губахи
Ответчики
Комитет по управлению муниципальнным имуществом
Администрация Губахинского городского округа Пермского края
Другие
МКУ "Центр земельных отношений"
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Смирнова Марина Анатольевна
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
24.10.2022Передача дела судье
05.12.2022Судебное заседание
12.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.12.2022Передано в экспедицию
05.12.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее