УИД 11RS0005-01-2024-001723-47
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Ухта Республики Коми 25 апреля 2024 года
Ухтинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Самохиной М.В.,
при помощнике судьи Соколовой Т.С.,
с участием пом. прокурора г. Ухты Гомоновой А.В.,
истца ФИО6
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Ухты в интересах ФИО1 к Министерству здравоохранения Республики Коми о взыскании компенсации морального вреда, расходов на приобретение лекарственного препарата,
у с т а н о в и л:
прокурор г. Ухты в интересах ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Республики Коми о взыскании денежных средств в счет возмещения стоимости лекарственного препарата в сумме 1832 руб., компенсации морального вреда в размере 10000 руб., в обосновании требований указав, что прокуратурой г. Ухты при проведении проверки по обращению ФИО1 выявлено ненадлежащее обеспечение последней указанным лекарственным препаратом.
В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал.
ФИО1 в судебном заседании заявленные требования поддержала по письменным доводам иска, указав, что в случае непринятия препарата ее здоровье ухудшается моментально, происходят приступы.
Ответчик Минздрав Республики Коми, третьи лица ГБУЗ РК «Ухтинская городская поликлиника», ГУП РК «Государственные аптеки Республики Коми», извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, представителей не направили, ходатайства об отложении судебного разбирательства не заявили.
В письменном отзыве Минздрав Республики Коми с исковыми требованиями не согласился, указав, что в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие причинение нравственных и физических страданий ФИО1, доказательства несения расходов на приобретение лекарственного препарата. При решении судом вопроса о взыскании компенсации морального вреда ходатайствовал о снижении его размера.
В письменном отзыве ГБУ РК «Ухтинская городская поликлиника» указало, что рецепт предъявлен в аптеку <...> г., рецепт отсрочен в связи с отсутствие препарата на складе, <...> г. рецепт погашен и переписан но новый рецепт с другой дозировкой, лекарственный препарат получен пациентом <...> г..
По смыслу ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства.
Как следует из ч.1 ст.169 ГПК РФ, отложение разбирательства дела допускается в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, в частности, в случае, если суд признает невозможным рассмотрение дела в этом судебном заседании вследствие неявки кого-либо из участников процесса. По смыслу приведенной нормы отложение судебного заседания по ходатайству лица, участвующего в деле, является, правом суда, но не его обязанностью, и такие ходатайства суд разрешает с учетом их обоснованности и обстоятельств дела.
Согласно абз.2 ч.2 ст.167 ГПК РФ, если лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания, суд откладывает разбирательство дела в случае признания причин их неявки уважительными. Уважительность причин неявки определяется судом на основании анализа фактических обстоятельств, поскольку предусмотреть все причины неявки, которые могут быть отнесены к числу уважительных, в виде исчерпывающего перечня закон не может. Данное полномочие суда вытекает из принципа самостоятельности и независимости судебной власти. Обязательным условием удовлетворения такого ходатайства являются уважительность причины неявки и исключение возможности злоупотребления своими процессуальными правами стороной, заявляющей соответствующее ходатайство.
Неявка лица, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения дела судом. В условиях предоставления законом равного объема процессуальных прав неявку лиц, перечисленных в ст.35 ГПК РФ, в судебное заседание, нельзя расценивать как нарушение принципа состязательности и равноправия сторон.
Принимая во внимание то обстоятельство, что ответчик, третьи лица, извещены о дате и времени судебного заседания надлежащим образом, выбрали именно такой способ защиты своих прав, как неявка в судебное заседание, в соответствии со ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел спор по существу по имеющимся в деле доказательствам в отсутствие сторон.
Заслушав участвующих лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст.18 Конституции Российской Федерации).
В развитие положений Конституции Российской Федерации приняты законодательные акты, регулирующие отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.
Согласно статье 4, п.5 ч.1 ст.29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых - соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; организация охраны здоровья осуществляется путем, в том числе, обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (Приложение № 1, далее Перечень), закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне, в том числе предписано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой (п.4).
В силу Положения о Министерстве здравоохранения Республики Коми, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми № 283 от 05.07.2012, ответчик является органом исполнительной власти Республики Коми, исполняющим функции по формированию и реализации государственной политики, нормативному правовому регулированию и управлению в сфере охраны здоровья граждан на территории Республики Коми (далее - в сфере охраны здоровья), фармацевтической деятельности, демографической политики, судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз, предоставлению государственных услуг в сфере охраны здоровья, а также уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми на осуществление государственного контроля (надзора) в сфере охраны здоровья на территории Республики Коми в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.1 Положения), исполняет функции организатора по обеспечению граждан лекарственными препаратами разрабатывает и реализует программы развития здравоохранения, в том числе государственные программы Республики Коми, а также территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; исполняет функции главного распорядителя и получателя бюджетных средств в части средств, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Коми на финансовое обеспечение деятельности Министерства и реализацию возложенных на него функций, а также в части средств на финансовое обеспечение деятельности медицинских организаций, подведомственных Министерству (п.9 Положения).
В силу п.2.1 Порядка организации обеспечения отдельных категорий граждан проживающих в Республике Коми, лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, специализированными продуктами лечебного питания (далее - лекарственные средства) при амбулаторном лечении, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Республики Коми от 24.01.2023 № 1/28, ответчик организует и контролирует процесс обеспечения отдельных категорий граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, лечебным питанием.
Таким образом, ответчик является лицом, отвечающим за своевременное и в полном объеме обеспечение отдельных категорий населения Республики Коми лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения бесплатно.
В Перечень включено заболевание «эпилепсия», дающее право на обеспечение определенными лекарственными средствами бесплатно.
Как указывает прокурор и следует из представленных им документов, а также не оспаривается участниками процесса, истец ФИО1 является льготником регионального регистра, состоит на учете в ГБУЗ РК «Ухтинская городская поликлиника», имеет право на бесплатное получение лекарственных средств по рецепту врача в связи с имеющимся заболеванием
<...> г. ГБУЗ РК «Ухтинская городская поликлиника» истцу выписан рецепт на бесплатное лекарственное средство - 8 упаковок « в количестве 8 упаковок (при этом принимается истцом 2 раза в сутки по 100 мг ежедневно) серии .....
<...> г. истец обратился в аптечный пункт .... ГУП РК «Государственные аптеки Республики Коми» для получения лекарственного препарата по вышеуказанному рецепту. Лекарственный препарат истцу не выдан, и в этот же день поставлен на отсроченное обеспечение.
<...> г. выданный ранее рецепт погашен, будучи не исполненным.
<...> г. ГБУЗ РК «Ухтинская городская поликлиника» истцу выписан новый рецепт на бесплатное лекарственное средство - 4 упаковки « ) иной дозировкой - 100 мг в количестве серии .....
<...> г. лекарственный препарат в дозировке 100 мг поступил в аптеку, истец по рецепту уже от <...> г. получил вышеуказанное лекарственное средство <...> г..
Следовательно, ФИО1 не обеспечена бесплатным лекарственным средством в период с <...> г. по <...> г..
В указанный период истцом самостоятельно приобретен лекарственный препарат » на сумму 2290 руб., а именно: <...> г. на суму 916 руб., <...> г. на сумму 1374 руб.
В силу ч.1 ст.19 и ч.3 ст.123 Конституции РФ истец и ответчик равны перед законом и судом, а разрешение судом возникшего между ними спора должно осуществляться в соответствии с принципами состязательности и равноправия сторон.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п.3 ст.123 Конституции РФ и ст.12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторона, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. При этом из ст.57 ГПК РФ следует, что доказательства предоставляются сторонами. В силу ч.3 ст.67 ГПК РФ суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Как указано в п.5 ст.10 ГК РФ, добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются. Данная норма закрепляет презумпцию добросовестности участников гражданских правоотношений, которая означает, что лицо, являющееся участником гражданских правоотношений, считается действовавшим законно (правомерно) и добросовестно до тех пор, пока не будет доказано обратное.
Из представленного отзыва ГУП РК «Государственные аптеки Республики Коми» на запрос прокурора г. Ухты следует, что Минздравом Республики Коми Учреждению не возмещены затраты в сумме 399739159,74 руб. за приобретение лекарственных препаратов и обеспечение ими граждан Республики Коми в период с <...> г. по <...> г.. В связи с чем, поставщики лекарственных препаратор отказывались от заключения новых договоров. Минздравом Республики Коми не предпринимались меры для заключения государственного контракта в целях возмещения стоимости отпущенных лекарственных препаратов, а также оплаты услуг ГУП РК «Государственные аптеки Республики Коми» по закупке, хранению, доставке и отпуску лекарственных препаратов, медицинских изделий и лечебного питания. Минздравом Республики Коми дебиторская задолженность погашена только <...> г..
Иного Минздравом Республики Коми суду не представлено.
На основании ст.15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии с ч.1 ст.150 ГК РФ жизнь и здоровье и иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Согласно ст.151 ГК РФ жизнь, здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность являются нематериальными благами, принадлежащими гражданину от рождения или в силу закона. Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
На основании ч.1 ст.1064 ГК РФ вред, причиненный личности гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В силу ст.1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Поскольку судом установлен факт нарушения Министерством здравоохранения Республики Коми гарантированного Конституцией Российской Федерации права ФИО1 на своевременное получение ею лекарственного препарата в установленные законом сроки, что повлекло для стороны истца необходимость приобретения изделий медицинского назначения самостоятельно, ненадлежащим исполнением ответчиком своих полномочий истец ФИО1, поставленная перед угрозой неполучения жизненно важного лекарственного средства, безотлагательная нуждаемость в котором в силу заболевания очевидна, безусловно испытывала нравственные страдания, размер компенсации которых, с учетом длительности нарушения прав на поддержание здоровья, исходя их требований разумности и справедливости, суд полагает возможным определить в 10000 руб.
Суд, учитывая установленные по делу обстоятельства, также признает обоснованным требование истца о взыскании с ответчика денежных средств, затраченных на самостоятельное приобретение лекарственного препарата в сумме 2290 руб.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования прокурора г. Ухты удовлетворить.
Взыскать с Министерства здравоохранения Республики Коми (ОГРН 1061101037370) в пользу ФИО1, <...> г. г.р., уроженки ...., паспорт ...., компенсацию морального вреда за несвоевременное обеспечение лекарственным препаратом по рецепту в размере 10000 руб., расходы на приобретение лекарственного препарата в сумме 2 290 руб., а всего 12 290 (двенадцать тысяч двести девяносто) рублей.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение одного месяца со дня составления в мотивированной форме – 25.04.2024.
Председательствующий М.В. Самохина