Дело № 2-20/2017
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Шатура Московской области 31 января 2017 года
Шатурский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Грошевой Н.А.,
при секретаре Родиной М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комитета лесного хозяйства Московской области к Ивановой ФИО8 об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения, снятии его с кадастрового учета, обязании освободить земельный участок,
установил:
Комитет лесного хозяйства Московской области обратился в суд с указанным иском к Ивановой Г.В., указывая на следующее.
В ходе проведения патрулирования лесного участка в квартале 34 выделе 6 Майского участкового лесничества старшим участковым лесничим Шатурского филиала ГКУ МО «Мособллес» выявлен факт наложения земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1500 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, на лесной участок в квартале 34 выделе 6 Майского участкового лесничества. Площадь наложения составляет 1506,43 кв.м.
Государственным лесным инспектором Московской области установлено, что на самовольно занятом лесном участке, входящим в состав земельного участка с кадастровым номером №, расположена хозяйственная постройка. Участок имеет ограждение в виде забора из металлического профиля.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 07.06.2016 № МО-16/ЗВ-1492793 и выписки из ЕГРП от 23.08.2016 № 90-23560161 земельный участок с кадастровым номером № принадлежит ответчику Ивановой Г.В.
Факт наложения земельного участка на земли лесного фонда подтверждается справкой о пересечении границ земельных участков с землями лесного фонда, подготовленной с использованием системы РГИС МО, являющейся согласно постановлению Правительства Московской области от 23.10.2012 № 1335/38 государственной информационной системой.
Поскольку в порядке, определенном лесным законодательством, спорный участок лесного фонда ответчику, а также иным лицам, ранее владевшим данным участком, не передавался, ответчик не имеет никаких прав на лесной участок, расположенный в квартале 34 выделе 6 Майского участкового лесничества.
Просит с учетом принятых в порядке ст. 39 ГПК РФ к рассмотрению уточнений истребовать из незаконного владения Ивановой Г.В. земельный участок, входящий в состав земельного участка с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, и имеющий наложение на земли лесного фонда общей площадью 1500 кв.м. в квартале 34 выделе 6 Майского участкового лесничества; снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером №; погасить в отношении него запись в ЕГРП; обязать Иванову Г.В. освободить земельный участок площадью 1500 кв.м., входящий в состав земельного участка с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> (в квартале 34 выделе 6 Майского участкового лесничества Шатурского филиала ГКУ МО «Мособллес»), для чего демонтировать нежилое некапитальное металлическое строение и забор из профнастила длиной 155,66 м.
В судебном заседании представитель истца Комитета лесного хозяйства Московской области Обрезков А.В., действующий на основании доверенности, поддержал изложенное в исковом заявлении, просил заявленные требования удовлетворить с учетом их уточнения.
Ответчик Иванова Г.В. в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного разбирательства извещена надлежащим образом, ее представитель Губанов В.Н., действующий на основании доверенности, в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился, указав на то, что спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет, сведения о местоположении (границах) земельного участка были внесены в ГКН, при этом лесной участок, расположенный в квартале 34 выделе 6 Майского участкового лесничества Шатурского филиала ГКУ МО «Мособллес», на государственный кадастровый учет не поставлен. Считает, что Комитет лесного хозяйства Московской области является ненадлежащим истцом по делу, поскольку в суд с заявлением об истребовании имущества из чужого незаконного владения имеет право обращаться только собственник данного имущества. Принимая во внимание, что земли лесного фонда находятся в федеральной собственности, в суд с таким иском может обратиться государственный орган исполнительной власти Российской Федерации, наделенный соответствующими полномочиями. Просил применить к спорным правоотношениям срок исковой давности, в иске отказать.
Третьи лица – представители ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» в лице филиала по Московской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, администрации городского округа Рошаль в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного слушания извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
Исследовав представленные доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
Из акта осмотра территории лесного участка от 02.06.2016 следует, что государственным лесным инспектором Московской области при патрулировании территории лесного фонда произведен осмотр лесного участка Майского участкового лесничества Шатурского филиала ГКУ МО «Мособллес» в квартале 34 выделе 6, расположенного в 50 м южнее г. Рошаль Московской области.
В ходе осмотра установлено следующее: на вышеуказанном участке построен забор из металлического профиля. Внутри огороженного участка расположена металлическая будка. Площадь незаконно занятого лесного участка составляет 0,14 га (л.д. 16, фототаблица л.д. 17-21).
Согласно планшетам № 3 лесоустройства 1989 и 1999 годов указанный земельный участок расположен на землях лесного фонда (л.д. 149-150).
Представленным истцом планово-картографическим материалом лесоустройства, определяющим границы земель лесного фонда, установлен факт наложения земельного участка с кадастровым номером № на лесной участок в квартале 34 выделе 6 Майского участкового лесничества.
Земельный участок с кадастровым номером №, ррасположенный по адресу: <адрес>, принадлежит Ивановой Г.В. (свидетельство на право собственности на землю л.д. 87, выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 23.08.2016 л.д. 15).
Границы указанного земельного участка установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства (кадастровая выписка л.д. 25-28).
В соответствии со ст. 214 ГК РФ (п. 1, п. 5) государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность). Отнесение государственного имущества к федеральной собственности осуществляется в порядке, установленном законом.
Согласно ч. 1 ст. 17 Земельного кодекса РФ в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
В силу п. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ, в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 04 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии с требованиями ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. Данной статьей земли в Российской Федерации по целевому назначению разделены на несколько категорий, в том числе на земли сельскохозяйственного назначения и земли лесного фонда.
Согласно ст. 6 Лесного кодекса РФ границы земель лесного фонда, границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности. Определение границ лесного участка категории земель лесного фонда, обороны и безопасности, поселений (населенных пунктов), особо охраняемых территорий осуществляется в ходе проведения работ по лесоустройству и землеустройству.
В соответствии со статьей 4.2 (пункты 1, 2) ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2015 года, признается юридически действительным (в ред. Федеральных законов от 27 декабря 2009 года № 365-ФЗ, от 12 декабря 2011 года № 427-ФЗ).
В случае, если до 1 января 2015 года государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» вплоть до утверждения лесных планов субъектов Российской Федерации и лесохозяйственных регламентов в установленном Лесным кодексом Российской Федерации порядке, но не более чем через два года со дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации, использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляется на основании лесоустроительной документации в части, не противоречащей Лесному кодексу Российской Федерации.
Исходя из приведенных выше положений законодательства право собственности Российской Федерации на земли лесного фонда признано в силу закона, а не в силу осуществления самой процедуры государственной регистрации такого права.
При отсутствии государственного кадастрового учета земель государственного лесного фонда земельный участок признается государственным лесным фондом по материалам лесоустройства.
В обоснование заявленных требований истец представил суду планшет № 3 лесоустройства 1989 года и планшет № 3 лесоустройства 1999 года, подтверждающих месторасположение спорного земельного участка ответчика на землях лесного фонда по планово-картографическим материалам лесоустройства лесов (л.д. 149, 150).
Статьей 91 Лесного кодекса РФ, разделом 10 Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Рослесхоза от 12 декабря 2011 года № 516, Приказом Рослесхоза от 15 февраля 2012 года № 54 «Об утверждении форм ведения государственного лесного реестра» регламентировано, что лесоустроительные планшеты, карты-схемы и таксационные описания лесотаксационных выделов являются основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменений.
Согласно части 1 статьи 55 и части 1 статьи 56 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В рамках рассматриваемого спора проведена судебная землеустроительная экспертиза, по результатам которой установлено, что фактическая площадь земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, составляет 1512 кв.м. Установлено в большей части соответствие местоположения земельного участка с кадастровым номером № по фактическому пользованию и по сведениям ГКН. По юго-западной и северо-восточной границам указанного земельного участка имеется частичное несоответствие границ по фактическому пользованию границам, отраженным в ГКН. Максимальное несоответствие достигает 44 см (0,44 м).
Площадь земельного участка с кадастровым номером № в границах ограждения (1512 кв.м.) на 12 кв.м. больше площади земельного участка с кадастровым номером № по сведениям государственного кадастра недвижимости (1500 кв.м.).
Установлено наложение границ земельного участка с кадастровым номером № по сведениям государственного кадастра недвижимости и по фактическому пользованию и границ земель лесного фонда (выдела 6 квартала 34 Майского лесничества Кривандинского лесхоза Шатурского района Московской области), восстановленных по планшету лесоустройства 1999 г. масштаба 1:10000.
Земельный участок с кадастровым номером № по сведениям государственного кадастра и по фактическому пользованию полностью расположен в границах выдела 6 квартала 34 Майского лесничества Кривандинского лесхоза Шатурского района Московской области.
Площадь наложения соответствует площади земельного участка с кадастровым номером № по сведениям государственного кадастра недвижимости (1500 кв.м.).
Координаты наложения соответствуют координатам границ земельного участка с кадастровым номером № по сведениям государственного кадастра.
Причины наложения земельного участка с кадастровым номером № и земель лесного фонда установить не представляется возможным.
В границах выдела 6 квартала 34 Майского лесничества Кривандинского лесхоза Шатурского района Московской области, восстановленных по планшету № 3 лесоустройства 1999 г. масштаба 1:10000, располагаются нежилое некапитальное металлическое строение, забор из профнастила длиной 155,66 м.
По сведениям государственного кадастра недвижимости (публичная кадастровая карта) земельные участки категории земель лесного фонда в границах исследуемой территории на государственном кадастровом учете не стоят.
Устанавливать местоположение фактических границ земель лесного фонда по контуру древесной растительности некорректно и может привести к ошибочным сведениям о местоположении границ лесного фонда, так как земли лесного фонда на местности могут быть представлены как лесными, так и нелесными землями: покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления; земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства, иные земли, расположенные в границах лесного фонда.
Установлено наложение границ выдела 25 квартала 34 Шатурского леспромхоза Майского лесничества, восстановленных по планшету № 3 устройства 1989 г., и границ земельного участка в <адрес>, восстановленных по плану земельного участка <адрес> от 10.11.1992 и по плану размещения строений на земельном участке в <адрес>, отведенному Ивановой Г.В. на основании постановления от 18.05.1992 № 718.
Земельный участок, расположенный в <адрес>, границы которого восстановлены по состоянию на 1992 год, полностью расположен в границах выдела 25 квартала 34 Шатурского леспромхоза Майского лесничества, восстановленных по планшету № 3 устройства 1989 г.
Погрешность установления границ квартала 34 выдела 6 Майского участкового лесничества Шатурского филиала ГКУ МО «Мособллес» (бывш. выдел 25 квартал 34 Шатурского леспромхоза Майского лесничества) по планшетам, имеющимся в материалах дела, составляет 12,10 метров - для планшета № 3 устройства 1989 г. Шатурского леспромхоза Майского лесничества Шатурского района Московской области масштаба 1:10000, 10,45 метра - для планшета № 3 лесоустройства 1999 г. Кривандинского лесхоза Майского лесничества Шатурского района масштаба 1:10000 (л.д. 155-201).
Экспертиза проведена в соответствии с требованиями Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» № 73-ФЗ на основании определения суда, заключение содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате него выводы и ответы на поставленные судом вопросы, ссылки на методическую литературу, использованную при производстве экспертизы, эксперт предупрежден об уголовной ответственности, предусмотренной ст. 307 УК РФ. Заключение составлено экспертом, имеющим право на проведение такого рода экспертизы.
Свое заключение эксперт Пельмегов А.С. поддержал в судебном заседании.
При этом доказательств, опровергающих выводы эксперта, сторонами суду не представлено. Ходатайство о назначении повторной экспертизы в судебном заседании не заявлялось.
Анализ исследованных судом доказательств позволяет суду считать установленным, что земельный участок с кадастровым номером № расположен на землях государственного лесного фонда (1500 кв.м.), находящихся в государственной (федеральной) собственности.
Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
В силу ст. ст. 301, 304 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения, а также устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии со ст. 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Таким образом, иск об истребовании части земельного участка из незаконного владения ответчика подлежит удовлетворению, также как и требование истца об обязании ответчика освободить указанную часть земельного участка от расположенных на нем нежилого некапитального металлического строения и забора из профнастила путем демонтажа.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
Суд не находит оснований для удовлетворения требований Комитета лесного хозяйства Московской области в части погашении в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи в отношении земельного участка с кадастровым номером №, поскольку земельный участок в площади 1500 кв.м. истребован из незаконного владения ответчика.
Установление судом необходимости истребовать из владения Ивановой Г.В. земельного участка подтверждает, что принадлежащий ей земельный участок не может быть сохранен в границах, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости, поскольку он накладывается на земли лесного фонда, т.е. требование истца о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером № подлежит удовлетворению.
Разрешая ходатайство представителя ответчика Губанова В.Н. о применении к спорным правоотношениям срока исковой давности, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
К искам об истребовании имущества из чужого незаконного владения применяется общий срок исковой давности, который в силу ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации составляет три года.
В соответствии с п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Согласно п. 1 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Из вышеприведенных норм действующего законодательства следует, что течение срока исковой давности по искам в защиту права государственной собственности начинается со дня, когда государство в лице уполномоченного органа узнало или должно было узнать о нарушении его прав как собственника имущества.
Постановлением Правительства Московской области от 26.06.2012 № 863/22 утверждено Положение о Комитете лесного хозяйства Московской области, которым установлено, что Комитет является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим межотраслевое управление, координацию, а также функциональное регулирование деятельности в области лесных отношений.
Пояснениями представителя ответчика Губанова В.Н. установлено, что с 2014 г. на спорном земельном участке по его границам установлен забор из профильного металлического листа, ранее на его месте находился деревянный забор. Оба забора были установлены в границах, обозначенных актом об отводе земельного участка в натуре (на местности) под строительство индивидуального жилого дома с надворными постройками от 02.06.1992. В период времени с 1991 г. по 1997 г. ответчик закупила необходимые для строительства жилого дома строительные материалы, складирование которых осуществляла на спорном земельном участке. В 1995 г. она подала в Шатурский городской суд исковое заявление к Кривандинскому лесхозу Московского управления лесами об устранении препятствий в пользовании земельным участком, 01.12.2005 направила в адрес Кривандинского лесхоза заявление, в котором требовала устранить препятствия в пользовании земельным участком. Из изложенного следует, что истец знал о нахождении спорного земельного участка и о возникающих вопросах, связанных с его использованием, в 1995 и 2005 годах, однако каких-либо мер, направленных на его изъятие или прекращение права собственности Ивановой Г.В. не предпринял.
Суд не может согласиться с указанными доводами ввиду следующего. Из материалов дела следует, что о нарушении права собственности Российской Федерации истец мог узнать из акта осмотра территории, составленного старшим участковым лесничим Майского участкового лесничества Шатурского филиала ГКУ МО «Мособллес» ФИО6 от 02.06.2016, а с настоящим иском истец обратился в суд 15.11.2016, т.е. до истечения трехлетнего срока. Иных обстоятельств, которые могли бы повлиять на осведомленность истца о нарушении прав Российской Федерации ответчиком не представлено. С учетом изложенного, оснований для применения срока исковой давности к заявленным требованиям суд не усматривает.
Статья 88 ГПК РФ относит к судебным расходам государственную пошлину и издержки, связанные с рассмотрением дела.
Суммы, подлежащие выплате экспертам, относятся к издержкам, связанным с рассмотрением дела (ст. 94 ГПК РФ).
Определением суда от 09.12.2016 по делу была назначена судебная землеустроительная экспертиза, проведение которой поручено экспертам ООО «ПИП «ВИСХАГИ-ЦЕНТР-Геоинформ», оплата за ее производство возложена на истца – Комитет лесного хозяйства Московской области (л.д. 144-147).
Экспертное учреждение определение суда исполнило, представив заключение, сторона по делу обязательства по оплате экспертизы не выполнила.
В связи с тем, что по определению суда оплата за производство судебной землеустроительной экспертизы до настоящего времени не произведена, истец не просил о распределении судебных расходов, с Комитета лесного хозяйства Московской области в пользу ООО «ПИП «ВИСХАГИ-ЦЕНТР-Геоинформ» подлежат взысканию расходы на проведение экспертизы в размере 60000 руб.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Комитета лесного хозяйства Московской области удовлетворить частично.
Истребовать из незаконного владения Ивановой ФИО9 земельный участок площадью 1500 кв.м., входящий в состав земельного участка с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, в границах выдела 6 квартала 34 Майского участкового лесничества Шатурского филиала ГКУ МО «Мособллес», по следующим координатам:
X |
Y |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
Обязать Иванову ФИО10 освободить земельный участок площадью 1500 кв.м., входящий в состав земельного участка с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, в границах выдела 6 квартала 34 Майского участкового лесничества Шатурского филиала ГКУ МО «Мособллес», путем демонтажа нежилого некапитального металлического строения и забора из профнастила длиной 155,66 м.
Снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером №.
Вступившее в законную силу решение суда является основанием для внесения соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости.
В удовлетворении требования о погашении в ЕГРП записи в отношении земельного участка с кадастровым номером № Комитету лесного хозяйства Московской области отказать.
Взыскать с Комитета лесного хозяйства Московской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «ПИП «ВИСХАГИ-ЦЕНТР-Геоинформ» расходы по проведению экспертизы в размере 60000 (шестьдесят тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Шатурский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.А. Грошева
Мотивированное решение составлено 01.02.2017
Судья Н.А. Грошева