<данные изъяты>
<данные изъяты>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Заозерный 13 марта 2024 года
Рыбинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Лебедко К.В.,
с участием:
представителя истца старшего помощника Рыбинского межрайонного прокурора Максимовой Е.В.,
представителя ответчика администрации Новосолянского сельсовета Рыбинского района Красноярского края Коркуновой Г.С.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Жуковой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Рыбинского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Новосолянского сельсовета Рыбинского района Красноярского края о возложении обязанности провести конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов жилищно-коммунального хозяйства,
УСТАНОВИЛ:
Рыбинский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском, уточненным в ходе рассмотрения дела, к администрации Новосолянского сельсовета Рыбинского района Красноярского края о возложении обязанности провести конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов жилищно-коммунального хозяйства и заключить концессионное соглашение по итогам его проведения.
Требования мотивированы тем, что межрайонной прокуратурой по поручению прокуратуры Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ г. проведена проверка исполнения законодательства о концессионных соглашениях. Установлено, что на территории Новосолянского сельсовета Рыбинского района Красноярского края имеются объекты водоотведения, находящиеся в муниципальной собственности, а именно: септик, введенный в эксплуатацию в 1985 г., объем 25 куб.м (<адрес>); септик, введенный в эксплуатацию в 1985 г., объем 10 куб.м (<адрес>); сети канализации, введенные в эксплуатацию в 1985 г., протяженностью 404 м (<адрес>); сети канализационные, введенные в эксплуатацию в 1982 г., протяженностью 268 м. (по <адрес>); объект водоснабжения сооружение, состоящее из скважины водозаборной, нежилого здания и водонапорной башни вместимостью 27 куб.м, введенный в эксплуатацию в 1964 г., площадью 23,7 кв. м (<адрес>); скважина водозаборная (<адрес> объект водоснабжения, введенный в эксплуатацию в 1987 г., глубиной 70,0 м (<адрес>). В ходе проверки было установлено, что администрацией Новосолянского сельсовета Рыбинского района Красноярского края требования Федеральных законов «О концессионных соглашениях», «О водоснабжении» не выполняются, мероприятий по передаче указанных выше объектов жилищно-коммунального хозяйства по концессионным соглашениям не принято, что может привести к негативным последствиям.
В связи с чем, истец, с учетом уточнений исковых требований, просит возложить на ответчика обязанность не позднее шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов жилищно-коммунального хозяйства, расположенных на территории Новосолянского сельсовета Рыбинского района Красноярского края:
- объект водоснабжения сооружение, состоящее из скважины водозаборной, нежилого здания и водонапорной башни вместимостью 27 куб.м, введенный в эксплуатацию в 1964 г., площадью 23,7 кв.м, кадастровый номер № (<адрес>
- объект водоснабжения, расположенный в д. Завировка, скважина водозаборная, введенная в эксплуатацию в неизвестное время (<адрес>
- объект водоснабжения, расположенный в <адрес>, введенный в эксплуатацию в 1987 г., глубиной 70,0 м (<адрес>), скважина водозаборная с кадастровым номером №
В судебном заседании представитель истца – старший помощник Рыбинского межрайонного прокурора Максимова Е.В. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, с учетом уточнений исковых требований, по основаниям, изложенным в иске, настаивала на их удовлетворении.
В судебном заседании представитель ответчика - глава администрации Новосолянского сельсовета Рыбинского района Красноярского края Коркунова Г.С. (решение Новосолянского сельского совета депутатов № № от ДД.ММ.ГГГГ г.) заявленные исковые требования не признала, просила суд в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку ответчиком ежегодно объявляется конкурс на право заключения концессионного соглашения, заявки на участие не поступают. В 2024 году объявление конкурса планируется в мае-июне.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации Рыбинского района Красноярского края, КУМИ администрации Рыбинского района Красноярского края, ЖКК «Солянский», Министерства промышленности и торговли Красноярского края, Министерства тарифной политики Красноярского края, Министерства строительства и ЖКХ Красноярского края в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом.
Судом принято решение о рассмотрении дела в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав представленные суду письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту Закон N 131-ФЗ) органы местного самоуправления от имени муниципального образования: самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления; вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование юридическим лицам, отчуждать и совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 и п. 4 ч. 1 ст. 16 от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения отнесена организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами (пункт 2 статьи 51 Закона о местном самоуправлении).
Между тем в соответствии с частями 1 и 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции) заключение любых договоров в отношении государственного или муниципального имущества может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением случаев, установленных данной статьей.
В силу части 2 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции указанный в части 1 данной статьи порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о недрах, законодательством Российской Федерации «О концессионных соглашения», законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве.
Подпунктом 11 пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашения», (далее - Закон «О концессионных соглашениях») определено, что объектами «О концессионных соглашениях» являются, в том числе объекты централизованные системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.
С момента официального опубликования Федерального закона от 07.05.2013 N 103-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 103-ФЗ) передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных ст. 28.1 Федерального закона "О теплоснабжении" от 27.07.2010 N 190-ФЗ, статьей 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
В силу части 1 статьи 41.1 Закона о водоснабжении передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации «О концессионных соглашениях», за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
Согласно части 2 статьи 41.1 Закона о водоснабжении осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа водоснабжения населения и водоотведения посредством передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением случаев передачи прав владения, пользования, распоряжения такими системами и (или) объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.
На основании части 6 упомянутой статьи договор аренды систем и (или) объектов, указанных в части 1 статьи 41.1 Закона о водоснабжении, заключается по результатам проведения конкурса на право заключения этого договора в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей и на условиях, предусмотренных конкурсной документацией, а также в заявке на участие в конкурсе, поданной участником торгов, с которым заключается договор.
При этом частью 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении установлено, что в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Согласно ст. 15 Закона N 135-ФЗ органам местного самоуправления, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 настоящего Федерального закона.
Таким образом, исходя из толкования указанных выше норм, объекты водоснабжения и водоотведения, имеющие срок эксплуатации свыше пяти лет, за исключением случаев, предусмотренных Законом о водоснабжении, могут быть переданы в пользование хозяйствующему субъекту только на основании концессионного соглашения. Положения части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, в том числе пункта 11 данной нормы, в таком случае не применяются.
По общему правилу, передача прав владения и (или) пользования объектами водоснабжения и водоотведения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, должна осуществляться в условиях равного доступа к указанному имуществу всех заинтересованных лиц. Предоставление указанных прав обусловливает получение такими лицами возможности доступа на рынок водоснабжения, водоотведения на соответствующей территории.
Согласно части 1 статьи 13 Закона «О концессионных соглашениях», концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона.
Нормативное закрепление процедуры торгов направлено на обеспечение возможности для получения физическими и юридическими лицами прав в отношении государственного или муниципального имущества, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, обеспечения гласности и прозрачности при передаче прав в отношении государственного или муниципального имущества, предотвращения коррупции и других злоупотреблений.
Таким образом, объекты централизованные системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящиеся в муниципальной собственности, являются имуществом, предоставление права пользования которыми без проведения процедур, предусмотренных Законом о водоснабжении и Законом «О концессионных соглашениях», незаконно и препятствует развитию конкуренции.
Достижение целей обеспечения населения и организаций услугами водоснабжения и водоотведения не исключает необходимости соблюдения требований статьи 41.1 Закона о водоснабжении, в которых определен особый порядок распоряжения объектами централизованными системами холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящимися в муниципальной собственности в целях обеспечения равного доступа для всех заинтересованных лиц к государственному или муниципальному имуществу, предназначенному для водоснабжения и водоотведения и выбора наиболее эффективного правообладателя.
Пунктом 14 ч. 1 ст. 7 Устава Новосолянского сельсовета Рыбинского района Красноярского края к вопросам местного значения сельсовета отнесено, в том числе, организация в границах поселения водоснабжения населения и водоотведения.
В судебном заседании установлено, что муниципальному образованию Новосолянский сельсовет Рыбинского района Красноярского края на праве собственности принадлежит следующее имущество:
- нежилое сооружение, состоящее из скважины, нежилого здания и водонапорной башни вместимостью 27 куб.м, введенное в эксплуатацию в 1964 г., площадью 23,7 кв.м, кадастровый номер № (Красноярский Край, Рыбинский район, с<адрес>
- скважина водозаборная с кадастровым номером №, введенная в эксплуатацию в 1987 г., глубиной 70,0 м, расположенная по адресу: Красноярский край, Рыбинский район, <адрес>
- водозаборная скважина, расположенная в <адрес> Красноярского края Рыбинского района юго-западная часть <адрес> состоящая в реестре муниципальной собственности муниципального образования Новосолянский сельсовет Рыбинского района Красноярского края <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ года между МО Новосолянский сельсовет Рыбинского района Красноярского края и ООО «ЖКК Солянский» заключен договор безвозмездного пользования и обслуживания муниципальным имуществом, с учетом дополнительного соглашения к договору от ДД.ММ.ГГГГ г., на муниципальное имущество нежилое сооружение, состоящее из скважины, нежилого здания и водонапорной башни вместимостью 27 куб.м, введенное в эксплуатацию в 1964 г., площадью 23,7 кв.м, кадастровый номер № (Красноярский Край, Рыбинский район, <адрес>). Срок действия договора - бессрочно (<данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ года в адрес администрации Новосолянского сельсовета Рыбинского района Красноярского края Рыбинским межрайонным прокурором Красноярского края внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства о концессионных соглашениях <данные изъяты>
Из ответа администрации Новосолянского сельсовета на представление Рыбинского межрайонного прокурора следует, что открытые конкурсы на право заключения концессионного соглашения администрацией Новосолянского сельсовета проводятся ежегодно начиная с 2021 года <данные изъяты>
Факты проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении спорного имущества, начиная с 2021 года подтверждаются материалами дела, что сторонами в ходе рассмотрения дела не оспаривалось. Вместе с тем, в связи с отсутствием заявок на участие, конкурсы являются не состоявшимися. Крайний раз администрацией объявлен конкурс ДД.ММ.ГГГГ г. Вместе с тем, на конкурс не представлено конверта с заявкой на участие в конкурсе <данные изъяты>).
Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено, что спорные объекты жилищно-коммунального хозяйства принадлежат на праве собственности администрации Новосолянского сельсовета Рыбинского района Красноярского края, в обязанности которой, в том числе, входит организация в границах поселения водоснабжения населения и водоотведения, при этом администрацией поселения в отношении спорного имущества ежегодно проводится конкурс на право заключения концессионного соглашения, однако учитывая, что заявок на участие в конкурсе не поступает, конкурсы объявлены не состоявшимися, концессионное соглашение до настоящего времени не заключено.
В связи с чем, учитывая, что периодичность проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения законодательством Российской Федерации не предусмотрена, а администрация Новосолянского сельсовета Рыбинского района Красноярского края ежегодно проводит конкурс на право заключения концессионного соглашения, начиная с 2021 года, проведение конкурса на 2024 год запланировано на май-июнь, что истец не опровергает, суд приходит к выводу, что требования прокурора в настоящее время являются преждевременными, не основанными на фактических обстоятельствах дела, следовательно, подлежат оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Рыбинского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Новосолянского сельсовета Рыбинского района Красноярского края (<данные изъяты>) о возложении обязанности провести конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов жилищно-коммунального хозяйства, отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда путем подачи апелляционной жалобы через Рыбинский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий К.В. Лебедко
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>