Решение по делу № 2-638/2024 от 05.04.2024

2-638/2024

59RS0018-01-2024-000703-54

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Добрянка 05 июня 2024 года

Добрянский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Радостевой В.Ю.,

при секретаре Жуковой М.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю в лице Восточного территориального отдела к МБУ «Управление городского хозяйства», Управлению жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Администрации Добрянского городского округа о прекращении нарушений санитарного законодательства и Закона о защите прав потребителей,

У С Т А Н О В И Л:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю в лице Восточного территориального отдела, действующего в интересах неопределенного круга лиц, обратилось в суд с иском к Муниципальному бюджетному учреждению «Управление городского хозяйства» о возложении обязанности прекратить нарушения санитарного законодательства и закона о защите прав потребителей, возложении обязанности выполнить следующие мероприятия, а именно: в срок до 01.06.2025 получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения на использование водного объекта артезианской скважины, расположенной по адресу: Пермский край, Добрянский городской округ, д.Городище, кадастровый номер 59:18:0450101:607 в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в соответствии с п.3 ст. 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999.

Требования мотивированы тем, что при проведении плановой выездной проверки в отношении МБУ «УГХ» проведенной на основании решения заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю Е.И. Овчинниковой № 454 установлено, что в оперативном управлении МБУ «УГХ» находится артезианская скважина, расположенная по адресу: Пермский край, Добрянский городской округ, д.Городище, кадастровый номер 59:18:0450101:607. В ходе проверочных мероприятий установлено, что МБУ «УГХ», являясь гарантирующей организацией для централизованной системы водоснабжения населенных пунктов Добрянского городского округа, допустил использование водозабора подземных вод артезианской скважины, расположенной по адресу: Пермский край, Добрянский городской округ, д.Городище, кадастровый номер 59:18:0450101:607, в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения при отсутствии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта (скважины) санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта, что является нарушением п.3 ст. 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999. У МБУ «УГХ» имелся достаточный период времени для устранения нарушений, однако им для этого не были предприняты все зависящие от него меры. Таким образом, в ходе проведения плановой выездной проверки МБУ «УГХ» осуществляло деятельность с нарушением правил: СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию городских сельских поселений, к водным объектам питьевой воды и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организаций и проведению санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий», Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» №52-ФЗ от 30.03.1999. Согласно постановлению администрации Добрянского городского округа № 975 от 03.07.2020 «Об определении гарантирующей организации в сфере водоснабжения и водоотведения на территории Добрянского городского округа» статусом гарантирующей организации для центральной системы водоснабжения д.Городище наделено юридическое лицо МБУ «УГХ». Объект водоснабжения, находящийся на территории Добрянского городского округа в населенном пункте д.Городище закреплен на праве оперативного управления за МБУ «УГХ» Постановлением администрации Добрянского городского округа № 635-сэд от 10.12.2000. МБУ «УГХ» осуществляет капитальный и текущий ремонты коммунальной инфраструктуры объектов водоснабжения и водоотведения.

Протокольным определением от 07.05.2024 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации Добрянского городского округа Пермского края.

Истец Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю в лице Восточного территориального отдела в судебное заседание своего представителя не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом.

Ответчик Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации Добрянского городского округа в судебное заседание своего представителя не направили о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Ответчик МБУ «Управление городского хозяйства» в судебное заседание своего представителя не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в материалы дела представлен отзыв на исковое заявление (л.д. 70-71). Учитывая длительность периода, необходимого учреждению для проведения всех необходимых для устранения нарушений санитарного законодательства мероприятий, а также необходимости дополнительного финансирования учреждения для проведения последних из бюджета ОМС, считают возможным удовлетворение судом требований истца при установлении разумного срока для устранения перечисленных в иске нарушений, а именно до 31.12.2025. Ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Третье лицо Администрация Добрянского городского округа Пермского края в судебное заседание своего представителя не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Суд, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Судом установлено, что скважина, расположенная по адресу: Пермский край, Добрянский городской округ, д.Городище, кадастровый номер 59:18:0450101:607, принадлежит с 15.06.2020 на праве собственности муниципальному образованию Добрянский городской округ Пермского края, с 06.04.2021 передано на праве оперативного управления МБУ «Управление городского хозяйства», что подтверждается выписками из ЕГРН от (л.д.57-60).

Согласно п.2.3.1 Устава МБУ «Управление городского хозяйства», утвержденного приказом Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации Добрянского городского округа от 25.03.2021 № 77, целями деятельности Учреждения является организация и осуществление полномочий гарантирующей организации по обеспечению холодным водоснабжением на территории населенных пунктов Добрянского городского округа.

Пунктом 3.2 Устава МБУ «Управление городского хозяйства» предусмотрено финансовое обеспечение деятельности Учреждения, согласно п.3.2.1 Устава муниципальное задание для Учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает Учредитель. Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания Учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджета Добрянского городского округа (п.3.2.3 Устава).

Постановлением администрации Добрянского городского округа от 10.12.2020 № 635-сэд «О закреплении объектов водоснабжения на праве оперативного управления за МБУ «Управление городского хозяйства» закреплен объект водоснабжения на праве оперативного управления за МБУ «УГХ» - артезианская скважина, расположенная по адресу: Пермский край, Добрянский городской округ, д.Городище, кадастровый номер 59:18:0450101:607 (л.д.30).

Из акта выездной плановой проверки от 29.05.2023 № 412 следует, что источниками централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения д.Городище являются подземные источники – артезианская скважина, расположенная по адресу: Пермский край, Добрянский городской округ, д.Городище, кадастровый номер 59:18:0450101:607. В ходе проведения плановой выездной проверки МБУ «УГХ» осуществляло деятельность с нарушением правил: СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию городских сельских поселений, к водным объектам питьевой воды и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организаций и проведению санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» №52-ФЗ от 30.03.1999 (л.д. 10-23).

До настоящего времени МБУ «Управление городского хозяйства» не организованы мероприятия по получению санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения на использование водного объекта артезианской скважины, расположенной по адресу: Пермский край, Добрянский городской округ, д.Городище, кадастровый номер 59:18:0450101:607, в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в соответствии с п.3 ст. 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999. Данное обстоятельство в судебном заседании представителями ответчиков не оспаривается.

Статьей 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения – это состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности; санитарно-эпидемиологическими требованиями являются обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами; санитарно-эпидемиологическое заключение – это документ, выдаваемый в установленных международными договорами Российской Федерации, международными правовыми актами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами случаях федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, и удостоверяющий соответствие или несоответствие санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, а также используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством: профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности; государственного санитарно-эпидемиологического нормирования; федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора; обязательного подтверждения соответствия продукции санитарно-эпидемиологическим требованиям в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Согласно п.3 ст.18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

Согласно п.105 СанПиН 2.1.3684-21 для источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения зоны санитарной охраны (далее - ЗСО) устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В границах ЗСО должны соблюдаться особые условия использования земельных участков и участков акваторий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 3.2.1.1. СанПиН 2.1.4.1110-02 предусмотрено, что территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие.

В соответствии с п.3.2.1.2. СанПиН 2.1.4.1110-02 не допускается посадка высокоствольных деревьев, все виды строительства, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных сооружений, в том числе прокладка трубопроводов различного назначения, размещение жилых и хозяйственно - бытовых зданий, проживание людей, применение ядохимикатов и удобрений.

Согласно п.3.2.1.5. СанПиН 2.1.4.1110-02 все водозаборы должны быть оборудованы аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации водопровода проектной производительности, предусмотренной при его проектировании и обосновании границ ЗСО.

Согласно п.4 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.1 ст.6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации; утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ; согласование инвестиционных программ; заключение соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 4.3 части 1 статьи 17 Федерального закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении».

Частями 1 и 4 статьи 12 Федерального закона № 416-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности.

Гарантирующая организация обязана обеспечить холодное водоснабжение и (или) водоотведение в случае, если объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации.

Согласно частям 1 - 3 статьи 23 Федерального закона N 416-ФЗ организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона.

Органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.

Между тем, в силу положений пункта 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане. Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями на создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Судом установлено, что Постановлением администрации Добрянского городского округа от 03.07.2020 № 975 статусом гарантирующей организации для централизованной системы водоснабжения, в том числе на территории населенного пункта д.Городище, наделено МБУ «Управление городского хозяйства».

Как следует из материалов дела, до настоящего времени МБУ «Управление городского хозяйства» не организованы мероприятия по получению санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения на использование водного объекта артезианской скважины, расположенной по адресу: Пермский край, Добрянский городской округ, д.Городище, кадастровый номер 59:18:0450101:607, в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в соответствии с п.3 ст. 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999.

Согласно пункту 1.1 Устава МБУ «Управление городского хозяйства» является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления. В силу пунктов 1.4, 1.6 Устава учредителем учреждения является Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации Добрянского городского округа, собственником имущества учреждения является муниципальное образование Добрянский городской округ.

В соответствии с пунктом 2.1 Устава к целям деятельности учреждения относятся обеспечение реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере организации тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжение населения топливом, участие в осуществлении мер по повышению надежности работы комплекса коммунального назначения, участие в разработке, исполнении муниципальных целевых и комплексных программ в сфере жилищно-коммунального хозяйства, организации содержания муниципального жилищного фонда, управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или договорной основе. Кроме того, МБУ «УГХ» осуществляет меры по организации и осуществлении полномочий гарантирующей организации по обеспечению холодным водоснабжением на территории населенных пунктов Добрянского городского округа, организация и осуществление тепло-, газоснабжения, водоотведения (пункты 2.3.1, 2.3.2 Устава).

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что получение санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта (скважины), находящегося в пределах Добрянского городского округа и переданного в оперативное управление МБУ «Управление городского хозяйства», не входит в компетенцию УЖКХиБ администрации Добрянского городского округа Пермского края.

Решение суда в силу требований о его исполнимости должно приводить к реальному восстановлению нарушенного права, либо устранять препятствия к реализации названного права.

Таким образом, оснований для удовлетворения требований истца к Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации Добрянского городского округа у суда не имеется.

Учитывая изложенные обстоятельства, требования закона, суд приходит к выводу, что исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю в лице Восточного территориального отдела к ответчику МБУ «УГХ» законны и обоснованны, на МБУ «УГХ» следует возложить обязанность прекратить нарушения санитарного законодательства и Закона о защите прав потребителей.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Из содержания данной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности и, кроме того, обеспечивать соблюдение баланса сторон.

Учитывая объем действий, необходимый для проведения указанных мероприятий по получению санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения на использование водного объекта артезианской скважины, расположенной по адресу: Пермский край, Добрянский городской округ, д.Городище, кадастровый номер 59:18:0450101:607, в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в соответствии с п.3 ст.18 Федерального закона №52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», суд полагает необходимым установить срок для исполнения решения – до 31 декабря 2025 года.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю в лице Восточного территориального отдела к МБУ «Управление городского хозяйства» о прекращении нарушений санитарного законодательства и Закона о защите прав потребителей удовлетворить частично.

Обязать Муниципальное бюджетное учреждение «Управление городского хозяйства» прекратить нарушения санитарного законодательства и Закона о защите прав потребителей, обязать в срок до 31 декабря 2025 года получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения на использование водного объекта артезианской скважины, расположенной по адресу: Пермский край, Добрянский городской округ, д.Городище, кадастровый номер 59:18:0450101:607, в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в соответствии с п.3 ст.18 Федерального закона №52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

В удовлетворении остальных исковых требований к МБУ «Управление городского хозяйства», а также в удовлетворении исковых требований к Управлению жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Администрации Добрянского городского округа о прекращении нарушений санитарного законодательства и Закона о защите прав потребителей отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Добрянский районный суд Пермского края в апелляционном порядке в течение месяца со дня составления мотивированной части решения.

Председательствующий: подпись

Копия верна.

Председательствующий: В.Ю. Радостева

Мотивированное решение изготовлено 13 июня 2024 года.

Подлинник решения подшит в деле № 2-638/2024.

Гражданское дело № 2-638/2024 находится в производстве Добрянского районного суда Пермского края.

2-638/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю в лице Восточного территориального отдела
Ответчики
МБУ "Управление городского хозяйства"
Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации Добрянского городского округа
Другие
Валюженич Олег Владимирович
администрация Добрянского городского округа
Суд
Добрянский районный суд Пермского края
Судья
Радостева Валентина Юрьевна
Дело на странице суда
dobryan.perm.sudrf.ru
05.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.04.2024Передача материалов судье
10.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.04.2024Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
07.05.2024Предварительное судебное заседание
05.06.2024Судебное заседание
13.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.07.2024Дело оформлено
17.07.2024Дело передано в архив
05.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее