Решение по делу № 2-1355/2022 от 18.10.2022

Мотивированное решение составлено 19.12.2022 года Дело № 2-1355/2022

УИД 76RS0021-01-2022-001643-13

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 декабря 2022 г. г. Тутаев Ярославской области

Тутаевский городской суд Ярославской области в составе:

председательствующего судьи Бодрова Д. М.,

при секретаре Караваевой А. В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тутаевского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя школа № 3» о возложении обязанности установить при входе в здание вывески, выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля для маломобильных групп населения,

установил:

Тутаевский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском о возложении на МОУ «Средняя школа № 3» обязанности установить в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу при входе в здание образовательного учреждения по адресу: <адрес> вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, в соответствии с п. 6.5.9 «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения, утвержденного Приказом Министерства строительства и Жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30.12.2020 N 904/пр.

В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проверки по исполнению МОУ «Средняя школа № 3» требований законодательства о социальной защите инвалидов установлено, что при входе в здание учреждения, расположенное по вышеуказанному адресу, которое является зданием организации, предоставляющей услуги в сфере образования, отсутствуют вывески с названием организации, графиком работы, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

Данный объект не обеспечивает беспрепятственный доступ инвалидов с учетом ограничений их жизнедеятельности, не соответствует направлениям социальной политики государства в отношении инвалидов, направленной на достижение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод.

В судебном заседании прокурор Топтыгина Е.С. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика МОУ «Средняя школа № 3», будучи надлежаще извещенным о слушании дела, не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие. В представленном отзыве указал, что в настоящее время учреждением прорабатывается вопрос изготовления вывески в соответствии с вышеуказанными требованиями. После соблюдения всех требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и прохождения необходимых согласований договор на изготовление вывески будет заключен, вывеска будет установлена при входе в учреждение в соответствии с требованиями СП 59.13330.2020.

Представитель третьего лица Департамента здравоохранения и фармации Ярославкой области Ярославской области в судебное заседание не явился, отношения к заявленным требованиям не выразил.

Суд, выслушав прокурора, исследовав материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, сопоставив доводы участников процесса с фактическими обстоятельствами дела, установленными в судебном заседании, приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 17 Конституции РФ в Рос­сийской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передви­гаться, выбирать место пребывания и проживания.

Согласно п. 7 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Техни­ческий регламент о безопасности зданий и сооружений» проектные решения зданий и сооружений в целях обеспечения доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения должны обеспечивать: досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством эконо­мических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвали­дам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедея­тельности и направленных на создание им равных с другими гражданами воз­можностей участия в жизни общества.

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организации независимо от организационно-правовых форм, создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организа­ции), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.

Положения указанных норм направлены на урегулирование вопроса по со­зданию условий и обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объек­там социальной инфраструктуры, общественные здания, строения и сооружения.

Согласно п. 3 ст. 2 Градостроитель­ного кодекса РФ одним из основных принципов законодательства о градостроительной дея­тельности является обеспечение инвалидов условиями для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи утвержден Приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 N 1309, и определяет правила обеспечения условий доступности для инвалидов объектов (административные здания, строения, сооружения и помещения) Министерства образования и науки Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Федерального агентства по делам молодежи, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, подведомственных органам организаций, независимо от их организационно-правовых форм; услуг в сфере образования, предоставляемых органами и организациями в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", а также оказания инвалидам при этом необходимой помощи в преодолении барьеров, мешающих получению услуг в сфере образования и использованию объектов наравне с другими лицами (п. 1 Порядка).

В силу пп «е» п. 3 Порядка руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

Подпунктом «а» п. 4 указанного порядка предусмотрено, что руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

Соответствующие требования, предъявляемые к оборудованию входа по­мещений, закреплены в "СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобиль­ных групп населения. СНиП 35-01-2001", утвержденном и введенном в действие приказом Минстроя России от 30.12.2020 N 904/пр.

В соответствии с п. 6.5.9 СП 59.13330.2020 информирующие тактильные таблички (в том числе тактильно-звуковые) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м от уровня пола и на расстоянии 0,1 м от края таблички до края дверного проема - перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием назначения помещения.

Согласно материалам дела в здании, находящемся по адресу: <адрес>, располагается Муниципальное образовательное учреждение «Средняя школа № 3», которое является учреждением государственной системы образования. В указанное здание имеется доступ неопределенного круга лиц, в том числе инвалидов по зрению.

В нарушение требований Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ и СП 59.13330.2020 при входе в здание по вышеуказанному ад­ресу отсутствуют вывески с названием организации, графиком работы, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, в соответствии с п. 6.5.9 «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», утв. и введенным в действие Приказом Минстроя России от 30.12.2020 N 904/пр.

Данные обстоятельства подтверждаются актом о выявленных нарушениях от 29.09.2022 г., фотоснимками и не оспаривались ответчиком.

Суд соглашается с доводами истца о том, что указанный объект не обеспечивает беспрепятственный доступ для инвалидов с учетом ограничений их жизнедеятельности, не соответствует направлению социальной политики государства в отношении инвалидов, направленной на достижение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Заявленный прокурором срок для устранения указанных недостатков суд также находит достаточным.

Руководствуясь ст. ст. 196-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Тутаевского межрайонного прокурора Ярославской области удовлетворить.

Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 3» (ИНН ) в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу установить при входе в здание школы по адресу: <адрес> вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, в соответствии с п. 6.5.9 «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», утв. и введенным в действие Приказом Минстроя России от 30.12.2020 N 904/пр.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Тутаевский городской суд Ярославской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Д. М. Бодров

Мотивированное решение составлено 19.12.2022 года Дело № 2-1355/2022

УИД 76RS0021-01-2022-001643-13

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 декабря 2022 г. г. Тутаев Ярославской области

Тутаевский городской суд Ярославской области в составе:

председательствующего судьи Бодрова Д. М.,

при секретаре Караваевой А. В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тутаевского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя школа № 3» о возложении обязанности установить при входе в здание вывески, выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля для маломобильных групп населения,

установил:

Тутаевский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском о возложении на МОУ «Средняя школа № 3» обязанности установить в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу при входе в здание образовательного учреждения по адресу: <адрес> вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, в соответствии с п. 6.5.9 «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения, утвержденного Приказом Министерства строительства и Жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30.12.2020 N 904/пр.

В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проверки по исполнению МОУ «Средняя школа № 3» требований законодательства о социальной защите инвалидов установлено, что при входе в здание учреждения, расположенное по вышеуказанному адресу, которое является зданием организации, предоставляющей услуги в сфере образования, отсутствуют вывески с названием организации, графиком работы, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

Данный объект не обеспечивает беспрепятственный доступ инвалидов с учетом ограничений их жизнедеятельности, не соответствует направлениям социальной политики государства в отношении инвалидов, направленной на достижение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод.

В судебном заседании прокурор Топтыгина Е.С. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика МОУ «Средняя школа № 3», будучи надлежаще извещенным о слушании дела, не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие. В представленном отзыве указал, что в настоящее время учреждением прорабатывается вопрос изготовления вывески в соответствии с вышеуказанными требованиями. После соблюдения всех требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и прохождения необходимых согласований договор на изготовление вывески будет заключен, вывеска будет установлена при входе в учреждение в соответствии с требованиями СП 59.13330.2020.

Представитель третьего лица Департамента здравоохранения и фармации Ярославкой области Ярославской области в судебное заседание не явился, отношения к заявленным требованиям не выразил.

Суд, выслушав прокурора, исследовав материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, сопоставив доводы участников процесса с фактическими обстоятельствами дела, установленными в судебном заседании, приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 17 Конституции РФ в Рос­сийской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передви­гаться, выбирать место пребывания и проживания.

Согласно п. 7 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Техни­ческий регламент о безопасности зданий и сооружений» проектные решения зданий и сооружений в целях обеспечения доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения должны обеспечивать: досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством эконо­мических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвали­дам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедея­тельности и направленных на создание им равных с другими гражданами воз­можностей участия в жизни общества.

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организации независимо от организационно-правовых форм, создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организа­ции), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.

Положения указанных норм направлены на урегулирование вопроса по со­зданию условий и обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объек­там социальной инфраструктуры, общественные здания, строения и сооружения.

Согласно п. 3 ст. 2 Градостроитель­ного кодекса РФ одним из основных принципов законодательства о градостроительной дея­тельности является обеспечение инвалидов условиями для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи утвержден Приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 N 1309, и определяет правила обеспечения условий доступности для инвалидов объектов (административные здания, строения, сооружения и помещения) Министерства образования и науки Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Федерального агентства по делам молодежи, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, подведомственных органам организаций, независимо от их организационно-правовых форм; услуг в сфере образования, предоставляемых органами и организациями в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", а также оказания инвалидам при этом необходимой помощи в преодолении барьеров, мешающих получению услуг в сфере образования и использованию объектов наравне с другими лицами (п. 1 Порядка).

В силу пп «е» п. 3 Порядка руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

Подпунктом «а» п. 4 указанного порядка предусмотрено, что руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

Соответствующие требования, предъявляемые к оборудованию входа по­мещений, закреплены в "СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобиль­ных групп населения. СНиП 35-01-2001", утвержденном и введенном в действие приказом Минстроя России от 30.12.2020 N 904/пр.

В соответствии с п. 6.5.9 СП 59.13330.2020 информирующие тактильные таблички (в том числе тактильно-звуковые) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м от уровня пола и на расстоянии 0,1 м от края таблички до края дверного проема - перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием назначения помещения.

Согласно материалам дела в здании, находящемся по адресу: <адрес>, располагается Муниципальное образовательное учреждение «Средняя школа № 3», которое является учреждением государственной системы образования. В указанное здание имеется доступ неопределенного круга лиц, в том числе инвалидов по зрению.

В нарушение требований Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ и СП 59.13330.2020 при входе в здание по вышеуказанному ад­ресу отсутствуют вывески с названием организации, графиком работы, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, в соответствии с п. 6.5.9 «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», утв. и введенным в действие Приказом Минстроя России от 30.12.2020 N 904/пр.

Данные обстоятельства подтверждаются актом о выявленных нарушениях от 29.09.2022 г., фотоснимками и не оспаривались ответчиком.

Суд соглашается с доводами истца о том, что указанный объект не обеспечивает беспрепятственный доступ для инвалидов с учетом ограничений их жизнедеятельности, не соответствует направлению социальной политики государства в отношении инвалидов, направленной на достижение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Заявленный прокурором срок для устранения указанных недостатков суд также находит достаточным.

Руководствуясь ст. ст. 196-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Тутаевского межрайонного прокурора Ярославской области удовлетворить.

Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 3» (ИНН ) в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу установить при входе в здание школы по адресу: <адрес> вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, в соответствии с п. 6.5.9 «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», утв. и введенным в действие Приказом Минстроя России от 30.12.2020 N 904/пр.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Тутаевский городской суд Ярославской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Д. М. Бодров

2-1355/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Тутаевский межрайонный прокурор
Ответчики
МОУ "Средняя школа №3"Тутаевского муниципального района
Другие
Департамент образования администрации ТМР
Суд
Тутаевский городской суд Ярославской области
Судья
Бодров Дмитрий Михайлович
Дело на сайте суда
tutaevsky.jrs.sudrf.ru
18.10.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.10.2022Передача материалов судье
25.10.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.11.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
03.11.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.11.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.12.2022Судебное заседание
19.12.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.12.2022Дело оформлено
20.01.2023Дело передано в архив
12.12.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее