88-8242/2020
2-3632/2019
41RS0001-01-2019-014029-50
Девятый кассационный суд общей юрисдикции
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
26 ноября 2020 года г. Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Хребтовой Н.Л.
судей Кравченко А.И., Панфиловой Л.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора <адрес> в интересах ФИО1 к Краевому государственному казенному учреждению «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий», Министерству социального развития и труда <адрес> о признании действий незаконными, возложении обязанности произвести перерасчет размера ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, возложении обязанности выплатить ежемесячную денежную компенсацию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, взыскании удержанной части аванса ежемесячной денежной компенсации, а также недополученной части ежемесячной денежной компенсации,
по кассационной жалобе Министерства социального развития и труда <адрес> на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ,
Заслушав доклад судьи ФИО5, возражения прокурора ФИО4
установила:
прокурор обратился в суд в интересах ФИО1 с иском к краевому государственному казенному учреждению «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» (далее по тексту - КГКУ «Центр выплат», Центр выплат), Министерству социального развития и труда <адрес> о признании действий незаконными, возложении обязанности.
В обоснование требований указал, что прокуратурой города проведена проверка по обращению ФИО1 по вопросу соблюдения КГКУ «Центр Выплат» законодательства в сфере социальных прав граждан, в ходе которой установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 является получателем меры социальной поддержки по категории «инвалид», предоставляемой в виде ежемесячной денежной компенсации (далее ЕДК) расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг и взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме по месту ее жительства в <адрес>, составляющей 50 процентов указанных расходов.
Предоставление указанной денежной компенсации осуществляется в порядке, утвержденном приказом №-П от ДД.ММ.ГГГГ Министерства социального развития и труда <адрес> (Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и (или) коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих в <адрес>).
Согласно указанному порядку, с ноября 2018 года выплата ежемесячной денежной компенсации производилась ответчиком ФИО1 в размере 20 процентов регионального стандарта, - в пределах авансирования, а не в размере 50 процентов фактических расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, как это предусмотрено нормами действующего федерального законодательства, регулирующего спорные правоотношения. Соответственно, авансирование ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг федеральным льготникам, без фактической её выплаты (с применением при расчетах процентного соотношения к региональному стандарту стоимости таких услуг), является незаконным, поскольку устанавливает иной, не предусмотренный федеральным законодательством порядок предоставления льготы. Более того, получив сведения о фактическом объеме жилищно-коммунальных услуг, потребленных ФИО1 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ответчик выявив, что сумма компенсации превышает фактические расходы льготника по оплате жилищно-коммунальных услуг произвел перерасчет по результатам которого с текущих выплат удерживается переплата, без получения на согласия ФИО1
Принимая во внимание добросовестную оплату ФИО1 жилищно-коммунальных услуг, наличия законного права последней на компенсацию расходов понесенных на оплату таковых, отсутствие счетной ошибки при расчете ответчиком ежемесячной денежной компенсации, прокурор полагает, что КГКУ «Центр выплат» неправомерно произведен перерасчет предоставленной ФИО1 ежемесячной денежной компенсации за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и удержание излишне выплаченных средств из последующих текущих выплат компенсации.
Просил признать незаконными действия КГКУ «Центр выплат» по удержанию с ФИО1 выплаченных сумм ежемесячной денежной компенсации при осуществлении перерасчета за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; взыскать с Министерства социального развития и труда <адрес> через КГКУ «Центр выплат» в пользу ФИО1 удержанную часть ежемесячной денежной компенсации за период с октября 2018 года по август 2019 года в размере 6345 рублей 87 копеек, а также недополученную часть ежемесячной денежной компенсации за период с ноября 2018 года по март 2019 года в размере 2856 рублей 21 копейка.
Решением Петропавловск-Камчатского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований оказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение, которым исковые требования удовлетворены.
Суд признал незаконными действия КГКУ «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособии» по удержанию с ФИО1 выплаченных сумм ежемесячной денежной компенсации при осуществлении перерасчета за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскал с Министерства социального развития и труда <адрес> через КГКУ «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» в пользу ФИО1 удержанную часть аванса ежемесячной денежной компенсации за период с октября 2018 года по август 2019 года в размере 6345 рублей 87 копеек, а также недополученную часть ежемесячной денежной компенсации за период с ноября 2018 года по март 2019 года в размере 2856 рублей 21 копейка.
В кассационной жалобе представитель Министерства социального развития и труда <адрес> ставит вопрос об отмене апелляционного определения, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Представитель ответчика в судебное заседание кассационного суда не явился, извещался надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции оснований, предусмотренных частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены оспариваемых судебных актов не усматривает.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых основании для удовлетворения иска прокурора города, поскольку в расчетном периоде ответчик в лице КГКУ «Центр выплат» действовал в соответствии с положениями регионального законодательства, предусматривающими выплату федеральным льготникам денежной компенсации расходов путем авансирования с последующим перерасчетом компенсации исходя из фактических расходов на оплату коммунальных услуг и возможностью удержания излишне выплаченных сумм.
Отменяя такое решение и принимая новое об удовлетворении заявленных прокурором исковых требований, суд апелляционной инстанции, руководствовался положениями Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», и исходил из того, что применяемое ответчиком региональное законодательство, в частности Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и (или) коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим в Камчатском крае, утвержденный приказом Министерства социального развития и труда Камчатского края от 13 ноября 2017 года № 1233-п (в редакции от 8 октября 2018 года), решением суда признан недействующими в части пунктов 2, 3, 4, 5, 6 части 2 Приложения 2, части 2.8 Приложения 2, части 2 Приложения 3, части 2.11 и абзац 3 части 2.17, таким образом, удержание из назначенной гражданину льготнику компенсации на оплату жилищных и коммунальных услуг, излишне произведенных ему выплат, в отсутствие полученного у него согласия во внесудебном порядке является неправомерным, противоречит действующему законодательству, свидетельствует о нарушении прав гражданина - льготника.
Изложенные в оспариваемом апелляционном определении выводы сомнений в правильности не вызывают, поскольку соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела, нормам права подлежащим применению к спорным правоотношениям.
Статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» для инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, установлена льгота в виде скидки не ниже 50 процентов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации, которые вправе устанавливать формы предоставления мер социальной поддержки нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (часть 13 статьи 17, части 1-2, 6 статьи 28.2 Федерального закона № 181-ФЗ).
При этом, устанавливая в отношении лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг на основании федерального закона и за счет средств федерального бюджета, формы оказания такой поддержки, органы государственной власти субъектов Российской Федерации не могут изменять порядок предоставления мер социальной поддержки.
В Камчатском крае отношения по предоставлению мер социальной поддержки инвалидам по оплате жилого помещения и коммунальных услуг регулировались ранее Порядком предоставления денежных компенсаций платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги и на уплату взноса на капитальный ремонт отдельным категориям граждан, проживающим в Камчатском крае, утвержденным приказом Минсоцразвития и труда Камчатского края от 24 ноября 2016 года № 1283-п.
Приказом Минсоцразвития и труда Камчатского края от 13 ноября 2017 года № 1233-п утвержден новый Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и (или) коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим в Камчатском крае, действие которого распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 года.
В дальнейшем в Порядок № 1233-п вносились изменения приказами от 20 марта 2018 года, 8 октября 2018 года и 5 февраля 2019 года.
Частью 2 Приложения 2 к Порядку № 1233-п предусматривается, что ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг федеральным льготникам выплачивается путем авансирования, в месяце, предшествующем месяцу внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
В последующем предусмотрен перерасчет ежемесячной денежной компенсации расходов до размера мер социальной поддержки, установленного законодательством Российской Федерации, который осуществляется на основании информации, поступившей в КГКУ «Центр выплат» о фактическом потреблении жилищно-коммунальных услуг, или по обращению граждан с предоставлением документов, подтверждающих фактическое потребление, за период, подлежащий перерасчету (часть 2.2 Приложения 2 к Порядку).
Приказом от 8 октября 2018 года № 1146-п Приложение № 2 Порядка дополнено частью 2.8, согласно которой излишне выплаченные федеральному льготнику суммы ежемесячной денежной компенсации вследствие непредставления или несвоевременного представления сведений, подтверждающих фактические объемы потребленных и оплаченных расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг, определенных по показаниям приборов учета, а также предъявления документов, содержащих заведомо недостоверные сведения, влияющие на размер ежемесячной денежной компенсации, подлежат удержанию в размере 100% из ежемесячных денежных компенсаций и (или) ежегодных денежных компенсаций, причитающихся к выплате в последующих расчетных периодах.
В случае невозможности удержания излишне выплаченных сумм из последующих выплат ежемесячной денежной компенсации, излишне выплаченные суммы ежемесячной денежной компенсации возмещаются федеральным льготником в добровольном порядке либо взыскиваются в судебном порядке.
Решением Камчатского краевого суда от 29 марта 2019 года по административному делу № 3а-9/2019 пункты 2, 3, 4, 5, 6 части 2 Приложения 2, часть 2.8 Приложения 2, часть 2 Приложения 3, часть 2.11 и абзац 3 части 2.17 Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и (или) коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим в Камчатском крае, утвержденного приказом Министерства социального развития и труда Камчатского края от 13 ноября 2017 года № 1233-п (в редакции от 8 октября 2018 года), признаны недействующими со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку установленный региональным законодательством Камчатского края порядок авансирования, предполагаемых мер социальной поддержки инвалидов с правом административного органа в дальнейшем самостоятельно удерживать излишне выплаченные суммы компенсации, в отсутствие какого-либо обоснования своих действий получателю этой льготы, изменен порядок гарантированных государством льгот, связанных с оплатой жилых помещений и коммунальных услуг.
Принимая во внимание вступивший в законную силу судебный акт, учитывая федеральное нормативное регулирование, установив, что в период с октября 2018 года по август 2019 года КГКУ «Центр выплат» в одностороннем порядке удержало из ежемесячной денежной компенсации, полагавшейся ФИО1 6345 рублей 87 копеек, а также недоплатило часть ежемесячной денежной компенсации за период с ноября 2018 года по март 2019 года в размере 2856 рублей 21 копейка, суд обоснованно взыскал эти суммы с ответчика.
Вопреки доводам кассационной жалобы суды разрешили спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права и установленными обстоятельствами, в связи с чем отсутствуют предусмотренные статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены или изменения оспариваемых судебных актов по доводам кассационной жалобы.
Юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судом проверены с достаточной полнотой.
Выражая несогласие с принятыми по делу судебными постановлениями, заявитель не приводит доводов, которые в силу закона могли бы повлечь их отмену.
Кассационный порядок пересмотра судебных постановлений предназначен для устранения существенных нарушений в применении и толковании норм материального права, норм процессуального права при рассмотрении дела. По настоящему делу таких нарушений не усматривается.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 5 июня 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства социального развития и труда Камчатского края - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: