Дело (УИД) 05RS0008-01-2019-000361-67
№2а-224/20
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 августа 2020 года село Бабаюрт
Бабаюртовский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Шаипова А.А., при секретарях Меджидовой Д.Т. и Чораевой Д.М., с участием представителя административного истца Магомедова А.З. -Меджидова А.А., действующего на основании доверенности от 19 апреля 2019 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению представителя административного истца Меджидова А.А. в интересах Магомедова А.З. к административному ответчику администрации МО «Тляратинский район» и заинтересованному лицу – Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан о признании незаконными постановления № 7/1 от 9 февраля 2019 года, бездействия, выразившиеся в несвоевременном представлении документов на включение в сводный список граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых из жилого фонда РД по договору социального найма и действия, выразившиеся в искажении даты принятия на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий,
Установил:
Представитель Меджидов А.А. в интересах Магомедова А.З. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором, с учетом изменений на основании ст. 46 КАС РФ просит признать незаконными: постановление администрации МР «Тляратинский район» № 7/1 от 9 февраля 2019 года, бездействия администрации МР «Тляратинский район», выразившиеся в несвоевременном представлении документов в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан на включение в сводный список граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставленных из жилого фонда РД по договору социального найма и действий, выразившихся в искажении в письме в Минстрой РД даты принятия на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с 9 сентября 2010 года на 9 сентября 2019 года указав, что его доверитель Магомедов А.З. с апреля 1993 года является инвалидом первой группы по причине трудового увечья на производстве. Постановлением главы администрации МО «Тляратинский район» № 9 от 9 февраля 2010 года он, вторично, после вынесения постановления Шидибской сельской администрации от 10 октября 1994 года был принят на учет на улучшение жилищных условий. Постановлением Правительства РД от 22 мая 2019 года утвержден порядок представления субсидий на оказание содействия в обеспечении жильем отдельных категорий граждан. Функции уполномоченного органа по ведению сводного списка граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставленных из жилого фонда РД по договору социального найма, и принятию в установленном порядке решений об их предоставлении возложены на Минстрой РД. От имени своего доверителя он, 6 мая 2019 года обратился с заявлением в Минстрой РД с просьбой принять меры по улучшению его жилищных условий. На вышеуказанное обращение 30 мая 2019 года исх. 11-07.2-3974/19 получен ответ от заместителя министра Залкипова З.К., которым Магомедову А.З. не предоставляется возможным предоставление субсидий для приобретения жилья в соответствии с вышеуказанным порядком в связи с тем, что он не значится в сводном списке на получение субсидии соответствующего года. Бездействие администрации МР «Тляратинский район», несмотря на неоднократные письменные обращения, не предоставление документов в Минстрой РД для включения Магомедова А.З. в сводный список граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставленных из жилого фонда РД по договору социального найма, лишает его право в получении субсидии для приобретения жилья в этом году.
Административный истец Магомедов А.З., надлежащим образом извещенный о месте, дате и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия.
В судебном заседании представитель административного истца Меджидов А.А. исковые требования, измененные на основании ст. 46 КАС РФ поддержал, просил суд удовлетворить их, в основном доводам и основаниям, указанным в административном исковом заявлении. Дополнительно пояснил, что его доверитель Магомедов А.З. состоит на учете для улучшения жилищных условий с 9 сентября 2010 года. Административным истцом представлены документы Магомедова А.З. в Минстрой РД для включения в сводный список отдельных категорий граждан, имеющих право на получение жилого помещения из жилого фонда РД по договору социального найма только в 2019 году, указав в сопроводительном письме дату постановки его на учет 9 февраля 2019 года вместо 9 сентября 2010 года. Кроме того, вынесено постановление № 7/1 от 9 февраля 2019 года о постановке Магомедова А.З. в очередь на улучшение жилищных условий. Очередность представления субсидий определяется в соответствии с их учетным номером в сводном списке, начиная от наименьшего к наибольшему последовательно, в связи с чем указанными действиями (бездействиями) административного ответчика нарушены права его доверителя на получение субсидий на обеспечение жильем в 2019 году.
Представитель административного ответчика администрации МО «Тляратинский район», надлежащим образом извещенный о месте, дате и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело без его участия.
Представитель заинтересованного лица Минстрой РД, надлежащим образом извещенный о месте, дате и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело без его участия.
В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Выслушав объяснения представителя административного истца Меджидова А.А. и исследовав обстоятельства дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 названной статьи, возлагается на административного истца, a обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226 КАС РФ, - на административного ответчика.
Судом установлено, что постановлениями Шидибской сельской администрации от 10 октября 1994 года и главы администрации МО «Тляратинский район» № 9 от 9 февраля 2010 года административный истец Магомедов А.З. являющийся инвалидом первой группы принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемого из жилого фонда РД по договору социального найма. Постановлением Главы МР «Тляратинский район» № 30 от 2 июля 2019 года утвержден список инвалидов, принятых на учет после 1 января 2005 года, согласно которому Магомедов А.З. состоит в списке под номером один как принятый на учет 9 сентября 2010 года. 29 июля 2019 года письмом главы МР «Тляратинский район» в Минстрой РД представлены списки получателей субсидий на улучшение жилищных условий детей инвалидов и инвалидов 1 группы, вставших на учет после 1 января 2005 года. Письмом главы МР «Тляратинский район» от 26 марта 2019 года Магомедов А.З. уведомлен о том, что он состоит на учете лиц нуждающихся в улучшении жилищных условий с 9 февраля 2010 года. Представитель Меджидов А.А. в интересах своего доверителя Магомедова А.З. 6 мая 2019 года обратился с заявлением в Минстрой РД с просьбой принять меры по улучшению его жилищных условий. На вышеуказанное обращение, 30 мая 2019 года дан ответ заместителем министра Минстроя РД, которым Магомедову А.З. разъяснено, что не предоставляется возможным предоставление субсидии для приобретения жилья в связи с тем, что он не значится в сводном списке граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставленных из жилого фонда РД по договору социального найма, а 10 декабря 2019 года им же, дан ответ на обращение Магомедова А.З., в котором сообщается, что МР «Тляратинский район» представлен список из которого усматривается, что он принят на учет 9 сентября 2010 года по категории «инвалид», и в связи с тем, что выделенные средства на 2019 год оказались недостаточными, предоставление свидетельства о предоставлении субсидий на оказание содействия в обеспечение его жильем в следующем году в приоритетном порядке. Эти обстоятельства административным истцом не оспариваются.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что МР «Тляратинский район» представлены списки получателей субсидий на улучшение жилищных условий детей инвалидов и инвалидов 1 группы, вставших на учет после 1 января 2005 года в Минстрой РД, где Магомедов А.З. принятый на учет с 9 сентября 2010 года включен в сводный список граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставленных из жилого фонда РД по договору социального найма в 2020 году.
Судебная защита предполагает восстановление нарушенного права заявителя в правоотношениях с заинтересованным лицом посредством пресечения неблагоприятных последствий незаконных актов, действий (бездействия), а также понуждения ответчика к надлежащему исполнению предусмотренных законом обязанностей.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, для удовлетворения административного иска необходимо установить несоответствие действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Исходя из положений статей 3, 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации природа административного иска направлена не на сам факт признания тех или иных действий (бездействия) и решений государственного органа незаконными, а именно на восстановление нарушенного права административного истца.
Частью 9 данной статьи КАС РФ определено, что в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
Заявление об оспаривании бездействия может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав и свобод истца и с обязательным указанием на способ восстановления такого права.
Таким образом, юридически значимыми обстоятельствами по настоящему делу является, в том числе и нарушение прав, свобод и законных интересов административных истцов.
Несоответствие решений, действий (бездействия) закону не повлекших нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя и не требующего их восстановления не является основанием для удовлетворении административного искового заявления.
Из заявления представителя Меджидова А.А. об изменении предмета иска от 25 ноября 2019 года видно, что он не поддерживает исковое требование в части возложения на МР «Тляратинский район» обязанности представить документы в Минстрой РД для включения Магомедова А.З. в сводный список граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставленных из жилого фонда РД по договору жилого найма в связи с включением его в указанный список и просит признать незаконными бездействия администрации МР «Тляратинский район», выразившиеся в несвоевременном представлении документов в Минстрой РД и действий, выразившихся в искажении в сопроводительном письме в Минстрой РД даты принятия на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с 9 сентября 2010 года на 9 сентября 2019 года.
Таким образом, нарушенное право административного истца Магомедова А.З., выразившееся непредставлении документов в Минстрой РД для включения Магомедова А.З. в сводный список о восстановлении которого он обратился в суд 19 июня 2019 года восстановлено административным ответчиком до вынесения судом решения по существу.
Из письма заместителя министра Минстроя РД Залкипова З.К., представителю Меджидову А.А. от 28 августа 2019 года видно, что МР «Тляратинский район» представлен список, из которого усматривается, что Магомедов А.З. принят на учет 9 сентября 2010 года.
Порядок предоставления субсидий на оказание содействия в обеспечении жильем отдельных категорий граждан, в том числе и инвалидов 1 группы утвержден постановлением Правительства РД № 112 от 22 мая 2019 года.
Указанным постановлением функции уполномоченного органа по ведению сводного списка граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставленных из жилого фонда РД по договору социального найма и принятие в установленном порядке решений об их предоставлении возложены на Минстрой РД.
Непредставление списков в Минстрой РД для включения Магомедова А.З. в сводный список граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 2019 года, неверное указание в сопроводительном письме даты постановки его на учет и наличие постановления МР « Тляратинский район» № 7/1 от 9 февраля 2019 года «О постановке в очередь на улучшение жилищных условий Магомедова А.З.» не влекут нарушения его прав и законных интересов, поскольку функции уполномоченного органа по ведению сводного списка граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставленных из жилого фонда РД по договору социального найма и принятие в установленном порядке решений об их предоставлении возложены на Минстрой РД в 2019 году и в том же году он включен в сводный список как принятый на учет 9 сентября 2010 года, правовое значение для предоставления свидетельства о предоставлении субсидий имеет дата постановки на учет, содержащаяся в сводном списке, а не дата в сопроводительном письме.
Требования о восстановлении нарушенных прав, изложенных исковом заявлении с указанием на способ их восстановления административным истцом не предъявлены.
Несоответствие решений, действий (бездействия) закону не повлекших нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя и не требующего их восстановления не является основанием для удовлетворении административного искового заявления.
Проанализировав изложенное, дав оценку представленным доказательствам в их совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения административных исковых требований, поскольку установленные по делу фактические обстоятельства опровергают доводы административного истца о нарушении его прав и законных интересов действиями (бездействием) административного ответчика.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-178, 227 КАС РФ, суд,
р е ш и л:
В удовлетворении административного искового заявления представителя административного истца Меджидова А.А. в интересах Магомедова А.З. к административному ответчику администрации МО «Тляратинский район» и заинтересованному лицу - Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан о признании незаконными постановления № 7/1 от 9 февраля 2019 года бездействия, выразившиеся в несвоевременном представлении документов на включение в сводный список граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых из жилого фонда РД по договору социального найма и действия, выразившиеся в искажении даты принятия на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан через Бабаюртовский районный суд РД в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 21 августа 2020 года.
Председательствующий А.А.Шаипов