Дело № 2-863/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Устъ-Вымский районный суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Рыжковой Е.В.,
при секретаре Исаковой З.В.,
с участием истца Ларевой Т.С.,
представителей ответчика д., Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Айкино Усть-Вымского района Республики Коми 29 ноября 2017 года дело по иску Ларевой Т. С. к Государственному Учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в Устъ-Вымском районе (межрайонному) о защите пенсионных прав и обязании произвести перерасчет,
УСТАНОВИЛ:
Ларева Т.С. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в Усть-Вымском районе (межрайонному) об обязании произвести перерасчет. В обоснование своих требований указала, что она не согласна с тем, что для определения размера пенсии ответчиком была взята заработная плата за 1979-1983, где у истицы была самая маленькая заработная плата. Также считает, что в справке о заработной плате в указанный период ее заработная плата фельдшера медвытрезвителя при <Адрес> слишком большая, она столько не получала. Из газет она узнала, что фиксированная выплата должна составлять ********* руб. Ей добавили не ********* руб., а всего ********* руб. Ей как матери пятерых детей должны были добавить ********* руб. со дня обращения за перерасчетом с марта 2014, а добавили только в октябре 2016.
Истец в судебном заседании заявленные требования поддержала.
Представители ответчика по доверенности д. и Х. в судебном заседании требования истца не признали. Пояснили, что после жалоб истицы в соответствующие органы, правильность начисления ей пенсии была неоднократно проверена. Ларева Т.С. получает максимальную пенсию, заработная плата для расчета пенсии взята за тот период, где отношение заработка составило 1,433 (максимально учитывается отношение заработков - 1,4). Что касается доплаты за детей, такая доплата истцу производится с момента обращения с заявлением – с <Дата>. С 2014 эта доплата не может быть выплачена истцу, поскольку не была предусмотрена законом. Такая доплата предусмотрена с <Дата>.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения сторон, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Ларева Т.С. является получателем трудовой пенсии по старости с <Дата>. Пенсия по старости как женщине, родившей пять и более детей и воспитавшей их до восьмилетнего возраста, истице назначена в соответствии с Законом СССР «О государственных пенсиях» от <Дата>.
С 01.01.1992 пенсии выплачивались в соответствии с Законом Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-ФЗ «О государственных пенсиях в РФ». С 01.01.2002 вступил в действие Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». С 01.01.2015 пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Согласно заявлению от <Дата> истице назначена пенсия по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ с 01.11.2016.
В соответствии с нормами Федерального закона № 400-ФЗ пенсионные права, приобретенные до 2015 года, определяются исходя из размера трудовой пенсии (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии), исчисленного по нормам Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ.
На основании Федерального закона № 173-ФЗ при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на <Дата> путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал:
ПК = (РП - ********* руб.) х Т, где
ПК - величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица;
РП - расчетный размер трудовой пенсии;
********* руб. - размер базовой части трудовой пенсии по старости, который устанавливался законодательством Российской Федерации на 1 января 2002 года;
Т - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, который в 2002 году составлял 144 месяца.
Согласно статье 30 Федерального закона №173-ФЗ расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном п. 3 указанной статьи, либо в порядке, установленном п. 4 указанной статьи.
При этом, в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 30 под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года.
Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности.
Размер страховой пенсии Ларевой Т.С. по старости исчислен по наиболее выгодному для истицы варианту по п. 3 ст. 30 Федерального закона №173-ФЗ.
Пунктом 3 статьи 30 предусмотрено определение расчетного размера пенсии следующим образом:
РП = СК х ЗР / ЗП х СЗП, где
РП - расчетный размер трудовой пенсии;
СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц: из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 5 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ, составляет 0,55 при продолжительности общего трудового стажа, равной продолжительности страхового стажа, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0,20;
ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами;
ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;
СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по <Дата> для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации (********* руб.).
При расчете пенсии Ларевой Т.С. учтена заработная плата за 60 месяцев в период работы с <Дата> по <Дата> в Жешартской больнице с учетом работы по совместительству в Медвытрезвителе при Жешартском ПОМ. Отношение заработка по справке составило 1,433 (максимально учитывается отношение заработков - 1,4). Для лиц, проживавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5, отношение заработных плат составляет не свыше 1,4).
Общий трудовой стаж истицы на <Дата> составляет 37 лет 6 месяцев 28 дней, стажевый коэффициент составляет 0,75 (55% за 15 лет + 22 % за каждый полный календарный год, но не более 0,75). Общий трудовой стаж указан с учетом исключения периодов работы и выбора учета не страховых периодов (период ухода за ребенком до 1,5 лет) по новым правилам, т.е. исходя из суммы коэффициентов, определяемых за каждый год таких периодов.
В соответствии со ст.30.1 Федерального закона №173-ФЗ величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица подлежит валоризации. Сумма валоризации составляет 10 % величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ, и, сверх того, 1 % величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего (специального) трудового стажа, приобретенного до <Дата>. Увеличение пенсии истицы составило на 10% за стаж до 2002 года и дополнительно 27% за 27 лет стажа до 1991 года.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона № 400-ФЗ в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 11 названного Федерального закона, засчитываются иные периоды, в частности период ухода за ребенком до полутора лет, но не более 6 лет в общей сложности.
При этом частью 12 статьи 15 вышеуказанного Федерального закона предусмотрено, что коэффициент за полный календарный год периода ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет составляет:
1,8 — в отношении периода ухода одного из родителей за первым ребенком до достижения им возраста полутора лет;
3,6 — в отношении периода ухода одного из родителей за вторым ребенком до достижения им возраста полутора лет;
5,4 — в отношении периода ухода одного из родителей за третьим или четвертым ребенком до достижения каждым из них возраста полутора лет.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона № 400-ФЗ в случае совпадения по времени периодов, предусмотренных статьями 11 и 12 названного закона, при исчислении страхового стажа учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за установлением страховой пенсии.
Порядок расчета пенсии Ларевой Т.С. по состоянию на <Дата> (в связи с новым расчетом, а именно с заменой периодов работы на периоды ухода за детьми до 1,5 лет и учет не страховых периодов в баллах):
П = ((0,75 х 1,4 х ********* руб. – ********* руб.) х 228 мес. х 5,6148) + ((0,75 х 1,4 х ********* руб. – ********* руб.) х 0,37 х 228 мес. Х 5,6148) : 228 мес.) + 1122,77 : 228 мес. = 10039,90 где
0,75 - стажевый коэффициент;
1,4 - отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячному заработку в стране за тот же период;
********* руб. - средняя зарплата в стране по состоянию на <Дата>;
********* руб. - базовая часть трудовой пенсии по старости по состоянию на <Дата>;
228 месяцев - ожидаемый период выплаты пенсии при назначении в 2016 году;
0,37 - коэффициент валоризации с учетом 27 лет общего трудового стажа, приобретенного до <Дата>;
5,6148 - суммарный коэффициент индексации страховой пенсии без учета ФБР за период с <Дата> по <Дата>;
1122,77 - сумма страховых взносов согласно выписке из индивидуального лицевого счета.
С 2015 года индексация страховых пенсий осуществляется через индексацию стоимости пенсионного балла и фиксированной выплаты к страховой пенсии. Индексируемая величина стоимости одного пенсионного коэффициента по состоянию на <Дата>, установленная частью 10 статьи 15 Федерального закона № 400-ФЗ, составляет ********* руб.
ИПК (индивидуальный пенсионный коэффициент) истицы на <Дата> составил 156,629, определенный путем деления страховой части пенсии по старости, исчисленной по состоянию на <Дата> (без учета фиксированной выплаты) 10039,90 на 64,10.
Сумма ИПК за периоды после <Дата>, в связи с выбором варианта учета периодов ухода за детьми в размере страховой пенсии исходя из суммы коэффициентов, определенных за каждый полный календарный год составит 24,3.
Таким образом, сумма страховой пенсии без учета фиксированной выплаты составила 13437,60 ((156,629 + 24,3) х 74,27), где
74,27 - стоимость одного пенсионного коэффициента на <Дата>.
К страховой пенсии по старости устанавливается фиксированная выплата.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона № 400-ФЗ фиксированная выплата к страховой пенсии по старости устанавливается с <Дата> в сумме ********* руб.
Пунктом 5 статьи 17 Федерального закона № 400-ФЗ установлено, что лицам, проработавшим не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости равной 30% суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии. Сумма повышенной фиксированной выплаты с <Дата> составляет ********* руб. (3935 х 1,3) и с учетом индексаций по состоянию на <Дата> составила ********* руб.
Размер начисленной пенсии истицы по состоянию на <Дата> составил ********* руб., в том числе страховая пенсия — ********* руб., фиксированная выплата — ********* руб.
Согласно заявлению Ларевой Т.С. с <Дата> ответчиком принято решение о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ. Доплата пенсии в сумме ********* руб. за период с <Дата> по <Дата> направлена истице в январе 2017 года разовым поручением на её счет в банке.
В соответствии с ч.1 ст. 17 Федерального закона № 400-ФЗ лицам, достигшим возраста 80 лет или являющимся инвалидами I группы, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в сумме, равной 100 % суммы, предусмотренной ч. 1 ст. 16 указанного Федерального закона (фиксированная выплата к страховой пенсии по старости с <Дата> установлена в размере ********* руб. в месяц; с <Дата> с учётом индексации в размере ********* руб.; с <Дата> с учётом индексации в размере ********* руб.; с <Дата> с учётом индексации в размере ********* руб.).
Согласно ч. 5 ст. 17 Федерального закона № 400-ФЗ повышения фиксированной выплаты дополнительно увеличиваются на сумму, равную 30 % суммы соответствующего повышения фиксированной выплаты.
С учётом данных норм, Ларевой Т.С. с <Дата> (дата исполнения 80 летнего возраста) установлена следующая фиксированная выплата к страховой пенсии:
6246,64 (4805,11+30%) х 100% = ********* руб. Сумма фиксированной выплаты с учётом индексации с <Дата> равна ********* руб. (Постановление Правительства РФ от 09.01.2017 №35).
С учётом вышеизложенного оснований для перерасчёта страховой пенсии Ларевой Т.С. не имеется.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что Ларева Т.С. получала пенсию по старости и ежемесячную денежную выплату в установленном действующим законодательством размере.
Доводы истца о том, что в справке о ее заработке в должности фельдшера медвытрезвителя <Адрес>, зарплата завышена, документально не подтверждены.
На запрос суда ИЦ МВД по Республике Коми сообщил, что в лицевых счетах сведения на Лареву Т.С. отсутствуют.
По запросу суда УПФР в Усть-Вымском районе были произведены предполагаемые расчеты пенсии с учетом заработка за периоды с 1986 по 1990, с 1981 по 1985, с 1975 по 1979. По результатам расчетов указанные периоды не выгодны истцу.
Учитывая, что справка о заработной плате за 1979-1983 на фельдшера медвытрезвителя при Жешартском ПОМ <Адрес> Лареву Т.С. подписана начальником Жешартского медвытрезвителя, бухгалтером медвытрезвителя, заверена печатью (подлинник справки судом обозревался), подлинность ее не вызывает у суда сомнений.
Кроме того, размер пенсии, рассчитанный исходя из заработка 1979-1983, является максимальным (отношение заработка составило 1,433).
Требования истца о перерасчете пенсии с учетом периодов ухода за детьми с 2014, суд находит не основанными на законе.
Закон № 400-ФЗ, предусматривающий перерасчет пенсии с учетом периодов ухода за детьми, действует с 01.01.2015. Тот факт, что истица в 2014 обращалась с заявлением о перерасчете пенсии, не дает ей право на указанный перерасчет с 2014, поскольку действующим на момент обращения законодательством такой перерасчет не был предусмотрен.
В силу ч. 1 ст. 56 ГПК Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Учитывая, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих доводы и обстоятельства, на которые он ссылается, судом доводы истца проверялись и в ходе судебного разбирательства не нашли своего подтверждения, в связи с чем, у суда не имеется оснований для удовлетворения требований истца.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований Ларевой Т. С. к Государственному Учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в Усть-Вымском районе (межрайонному) о перерасчете пенсии отказать
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Усть-Вымский районный суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения суда.
Мотивированное решение изготовлено <Дата>.
Судья - Е.В. Рыжкова