Решение по делу № 33а-4302/2021 от 15.09.2021

Докладчик Орлова И.Н. Дело № 33а-4302/2021

Судья Петрухина О.А УИД 21RS0022-01-2021-001374-89

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

4 октября 2021 года г. Чебоксары

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе: председательствующего Орловой И.Н., судей Кудряшовой Р.Г., Ленковского С.В., при секретаре судебного заседания Герасимовой О.Ю., рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному иску Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике – Чувашии» об установлении административного надзора в отношении Батраева Никиты Евгеньевича, поступившее по апелляционной жалобе Батраева Н.Е. на решение Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 30 апреля 2021 года,

Заслушав доклад судьи Орловой И.Н., судебная коллегия

установила:

Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике – Чувашии» (далее - ФКУ ИК - 3 УФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии, учреждение) обратилось в суд с административным иском об установлении административного надзора на срок 8 (восемь) лет в отношении осужденного Батраева Н.Е., освобождаемого из мест лишения свободы, и установлении в отношении него административных ограничений в виде: обязательной явки 3 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрета пребывания в заведениях, где реализуются спиртные напитки в розлив; запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, пребывания или фактического нахождения с 22:00 часов до 06:00 часов утра.

Заявление мотивировано тем, что ранее неоднократно судимый Батраев Н.Е., отбывает наказание по приговору суда за совершение ряда преступлений, в том числе преступлений, при опасном рецидиве преступлений. За период отбывания наказания имеет 11 взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания, из которых 1 погашено по сроку, 10 не сняты и не погашены. Имеет 1 поощрение. 6 апреля 2021 года признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, в связи с чем переведен из обычных условий отбывания наказания в строгие. Характеризуется отрицательно. Вину в совершенных преступлениях признал. Поддерживает отношения с матерью. Трудоустроен. Состоит на профилактическом учете как лицо, .... Мероприятия воспитательного характера посещает без принуждения. Из проводимых с ним профилактических бесед не всегда делает должные выводы.

Представитель ФКУ ИК - 3 УФСИН России по Чувашской Республике – Чувашии в судебном заседании суда первой инстанции не присутствовал, в административном иске просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя учреждения.

Батраев Н.Е., участвовавший в судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи, административный иск не признал, выразив несогласие с испрашиваемыми учреждением ограничением в виде запрета пребывания в заведениях, где реализуются спиртные напитки в розлив.

Прокурор Клычкова Ю.Ю. административный иск полагала подлежащим удовлетворению.

Решением Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 30 апреля 2021 года в отношении Батраева Н.Е., ..., установлен административный надзор на срок 8 (восемь) лет за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, с исчислением срока отбывания административного надзора со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения, и в отношении Батраева Н.Е. установлены административные ограничения в виде: явки в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации 2 (два) раза в месяц в дни, установленные надзирающим органом; запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, пребывания или фактического нахождения с 22:00 часов до 06:00 часов.

Не согласившись с данным решением, Батраев Н.Е. подал апелляционную жалобу, на предмет его отмены.

В суде апелляционной инстанции прокурор Михайлова Я.С. просила дополнить резолютивную часть решения суда указанием на приговора, после отбытия которого устанавливается административный надзор. В остальной части решение суда просила оставить без изменения.

Остальные лица, участвующие в деле, в судебном заседании не присутствовали.

В соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, неявка лица в суд является его волеизъявлением, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в полном объеме согласно ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее – далее ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы») административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных ч. 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: 1) тяжкого или особо тяжкого преступления; 2) преступления при рецидиве преступлений; 3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего; 4) двух и более преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 228, ст. 228.3, ч.1 ст. 231, ч.1 ст. 234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Согласно ч. 3 ст. 3 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в отношении указанного в ч. 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если: 1) лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания; 2) лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.

При этом п. 2 и п. 4 ч. 2 ст. 3 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» предусмотрено, что в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, а также в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в ч. 2.1 настоящей статьи) административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных ч. 3 указанной статьи.

При одновременном наличии нескольких оснований для установления административного надзора он устанавливается исходя из основания, по которому законом предусмотрен более длительный срок административного надзора (ст. 3, ч. 1 ст. 5 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»).

Административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в ч. 1 (п. 3) и ч. 2 ст. 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания (п. 2 ч. 1 ст. 5 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»).

Согласно п.1 ч. 3 ст. 5 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» срок административного надзора в отношении лица, указанного в ч. 1 ст. 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного п. 1 ч. 3 ст. 3 настоящего Федерального закона, и лиц, указанных в ч.ч. 2 и 2.1 ст. 3 настоящего Федерального закона, исчисляется со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.

Из дела следует и судом установлено, что Батраев Н.Е., являясь совершеннолетним лицом, отбывал наказание, назначенное ему приговорами:

Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 18 июля 2017 года за совершение тяжкого преступления, предусмотренного ... Уголовного кодекса Российской Федерации при опасном рецидиве преступлений, в виде 3 лет 6 месяцев лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии строго режима;

Калининского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 28 июля 2017 года за совершение тяжкого преступления, предусмотренного ... Уголовного кодекса Российской Федерации при опасном рецидиве преступлений. На основании ч. 5 ст. 69 Уголовного кодекса Российской Федерации Уголовного кодекса Российской Федерации Батраеву Н.Е. назначено наказание по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний, назначенных по настоящему приговору и по приговору Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 18 июля 2017 года окончательно в виде лишения свободы на срок 3 года 10 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима;

И.о. мирового судьи судебного участка № 6 Первомайского района г.Пензы от 23 октября 2017 года, с учетом апелляционного постановления Первомайского районного суда г. Пензы от 11 декабря 2017 года, за совершение преступления средней тяжести, предусмотренного ... Уголовного кодекса Российской Федерации при рецидиве преступлений. На основании ч. 5 ст. 69 Уголовного кодекса Российской Федерации Уголовного кодекса Российской Федерации Батраеву Н.Е. назначено наказание по совокупности преступлений путем частичного сложения вновь назначенного наказания с наказанием по приговору Калининского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 28 июля 2017 года окончательно в виде лишения свободы на срок 4 года 2 месяца с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима;

По месту отбывания наказания Батраев Н.Е. характеризуется отрицательно. Имеет 11 взысканий за нарушение установленного порядка отбывания наказания, 1 из которых погашено по сроку, 10 – не сняты и не погашены. Имеет 1 поощрение.

В этой связи, разрешая заявленные требования и устанавливая в отношении Батраева Н.Е. административный надзор на срок 8 (восемь) лет, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения, оснований для снижений которого судебная коллегия не усматривает, городской суд руководствуясь вышеизложенными нормами права, обоснованно исходил из того, что, он осужден судом, в том числе, за совершение тяжких преступлений, судимость за совершение которых погашается по истечении восьми лет после отбытия наказания, при наличии опасного рецидива преступлений, что является безусловным основанием для установления в отношении него административного надзора.

Далее, приняв во внимание имеющиеся в деле характеризующие сведения о личности осужденного и обстоятельств совершенных им преступлений (в том числе, в ночное время суток, его поведение в период отбывания наказания), исходя из целей и задач административного надзора, городской суд счел необходимым установить в отношении Батраева Н.Е. административные ограничения в виде: явки в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации 2 (два) раза в месяц в дни, установленные надзирающим органом; запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, пребывания или фактического нахождения с 22:00 часов до 06:00 часов.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения:

1) запрещение пребывания в определенных местах;

2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;

3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;

4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории;

5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.

Установление судом административного ограничения в виде обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, в силу требований п. 1 ч. 2 ст. 4 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» является обязательным.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.

В случае запрещения лицу пребывать вне жилого или иного помещения, являющегося его местом жительства либо местом пребывания, в определенное время суток необходимо учитывать, что иным помещением, являющимся местом жительства либо местом пребывания лица, может являться помещение, не отвечающее требованиям, предъявляемым законодательством к жилым, избранное данным лицом для постоянного проживания, пригодное для использования в указанных целях и (или) по адресу которого лицо подлежит постановке на учет в органах внутренних дел (п.п. 2 и 3 ч. 1 ст. 11, п. 2 ч. 1 ст. 12 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»).

В связи с этим суд не вправе запретить лицу пребывать в определенное время суток вне помещения, не отвечающего указанным требованиям. При этом суд вправе назначить иные административные ограничения для достижения целей административного надзора, например, запретить выезд за установленные судом пределы территории.

При определении времени суток, в период которого лицо не вправе находиться вне места жительства или пребывания, суд принимает во внимание график выполнения лицом его трудовых обязанностей и (или) учебы и другие имеющие значение обстоятельства при условии представления соответствующих доказательств.

Следовательно, установление судом в отношении Батраева Н.Е. соответствующих административных ограничений с учетом данных, характеризующих его личность, требованиям закона не противоречит и соответствует тяжести и обстоятельствам совершенных им преступлений.

Количество явок в месяц, в соответствии с которым поднадзорное лицо обязано являться в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации (2 раза в месяц), определено городским судом в допустимых пределах (от 1 до 4 раз в месяц) и с учетом установленных по делу обстоятельств дела и является, по мнению судебной коллегии, разумным.

Доказательств тому, что установленные административные ограничения не будут соответствовать целям административного надзора, который устанавливается для предупреждения совершения преступлений и других правонарушений, оказания индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов (ст. 2 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»), не имеется.

Тем более, что в соответствии с ч. 1 ст. 10 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» поднадзорное лицо имеет право обращаться в орган внутренних дел с заявлением о досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене установленных судом административных ограничений. При необходимости решения вопросов трудоустройства, поднадзорное лицо вправе обратиться в орган внутренних дел, который в предусмотренных п. 6 ч. 3 ст. 12 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» случаях дает разрешение поднадзорному лицу, в отношении которого установлены административные ограничения, предусмотренные п.п. 3, 4 и 5 ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания этого лица, и (или) на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории в связи с исключительными личными обстоятельствами.

Также ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» предоставляет возможность досрочного прекращения административного надзора судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом, и положительно характеризуется по месту работы и (или) месту жительства или пребывания (ч. 2 ст. 9).

Что касается довода Батраева Н.Е. о нарушении судом его права на подготовку к судебному заседанию со ссылкой на то, что судебное заседание по настоящему делу состоялось 30 апреля 2021 года, в то время как в извещении значилось, что заседание состоится в 15 часов 30 минут 4 мая 2021 года, то они основанием к отмене или изменению обжалуемого решения являться не могут.

Действительно, как следует из имеющихся в материалах дела определения о назначении от 20 апреля 2021 года, судебного извещения от 20 апреля 2021 года, направленного лицам, участвующим в деле, и требования от 20 апреля 2021 года, первоначально судебное заседание по настоящему административному делу было назначено на 15 часов 30 минут 4 мая 2021 года.

Однако в последующем в связи с Указом Президента Российской Федерации № 242 от 23 апреля 2021 года «Об установлении на территории Российской Федерации нерабочих дней в мае 2021 года» суд определением от 26 апреля 2021 года переназначил рассмотрение дела на 15 часов 30 минут 30 апреля 2021 года.

В этот же день, 26 апреля 2021 года лицам, участвующим в деле, судом были направлены соответствующие извещения.

Согласно расписки (л.д. 28) судебное извещение о переназначении судебного заседания на 15 часов 30 минут 30 апреля 2021 года Батраев Н.Е. получил 29 апреля 2021 года и просил о рассмотрении дела с его участием.

Из содержания протокола судебного заседания от 30 апреля 2021 года (л.д. 30) следует, что участие Батраева Н.Е. в судебном заседании было обеспечено посредством видеоконференцсвязи.

При этом ходатайств об объявлении в судебном заседании перерыва в связи с недостаточностью времени для подготовки к судебному заседанию, необходимости времени для ознакомления с материалами дела и представления доказательств, Батраевым Н.Е. не заявлялось.

Каких-либо возражений при решении судом вопроса о возможности закончить рассмотрение настоящего административного дела по существу на основании исследованных в суде первой инстанции доказательств у Батраева Н.Е. также не имелось.

При таких обстоятельствах, а также учитывая, что о характере публичного спора, требованиях и основаниях обращения ФКУ ИК - 3 УФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии в суд с настоящим административным иском Батраев Н.Е. был уведомлен 15 апреля 2021 года (л.д. 3) путем получения его копии, в связи с чем он имел реальную возможность подготовиться к судебному заседанию, оснований считать нарушенными его процессуальные права в данном случае у судебной коллегии не имеется.

Учитывая изложенное, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Вместе с тем, судебная коллегия полагает необходимым уточнить абзац первый резолютивной части решения суда в части указания приговора, которым Батраев Н.Е. осужден за совершенное преступление, после отбытия которого ему устанавливается административный надзор.

Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции при рассмотрении данного дела допущено не было.

Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

уточнить абзац первый резолютивной части решения Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 1 марта 2021 года в части указания приговора, которым Батраев Н.Е. осужден за совершенные преступления, и после отбытия которого ему устанавливается административный надзор, и после слов «на срок 8 (восемь) лет» дополнить словами «по приговору и.о. мирового судьи судебного участка № 6 Первомайского района г.Пензы от 23 октября 2017 года, с учетом апелляционного постановления Первомайского районного суда г. Пензы от 11 декабря 2017 года».

Решение Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 1 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Батраева Н.Е – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в соответствии с гл. 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через суд первой инстанции.

Председательствующий И.Н. Орлова

Судьи: Р.Г. Кудряшова

С.В. Ленковский

33а-4302/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
ФКУ ИК-3 УФСИН России по ЧР-Чувашии
Ответчики
Батраев Никита Евгеньевич
Суд
Верховный Суд Чувашской Республики - Чувашии
Судья
Орлова И.Н.
Дело на странице суда
vs.chv.sudrf.ru
15.09.2021Передача дела судье
04.10.2021Судебное заседание
13.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.10.2021Передано в экспедицию
04.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее