№ УИД: 18RS0№-73
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
27 ноября 2020 года <адрес> УР
Судья Сарапульского районного суда ФИО1 Республики Мельникова А.Н., находясь по адресу: УР, <адрес>,
с участием представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, ФИО2 - ФИО4, действующего на основании доверенности,
рассмотрев материалы дела об административном правонарушении по ч.2 ст.6.3 КоАП РФ в отношении должностного лица
ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, ФИО1 Республики, гражданки РФ, проживающей по адресу: УР, <адрес>, работающей начальником Отделения почтовой связи № (427972) «Почта России»,
установил:
административным органом составлен протокол об административном правонарушении в отношении должностного лица Мерзляковой Н.П., согласно которому последняя ДД.ММ.ГГГГ. в 09-40ч., являясь начальником Отделения почтовой связи №12 (427972) «Почта России» (далее ОПС № 12 «Почта России») при осуществлении своих должностных обязанностей нарушила законодательство в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившиеся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов в период угрозы завоза и при возникновении распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Российской Федерации, представляющего опасность для окружающих - не обеспечила проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в предприятии оказания услуг почтовой связи ОПС №12 «Почта России», расположенном по адресу: УР, <адрес>, а именно:
- в помещении ОПС (при входе, в зоне обслуживания) отсутствуют дозаторы с кожными антисептиками для обработки рук и одноразовые маски для посетителей. Средство, для обработки рук, предназначенное для пользования персоналом, без информации, перелито в емкость с пульверизатором, идентифицировать содержимое флакона нет возможности. Журналы контроля уборки помещения и обработки контактных поверхностей отсутствуют. Не применяется обеззараживание воздуха в помещении с массовым пребыванием людей (зона обслуживания клиентов), с использованием ультрафиолетовых бактерицидных облучателей закрытого типа (рециркуляторы), которые возможно применять круглосуточно в присутствии людей;
- входной контроль состояния здоровья сотрудников не осуществляется, термометр отсутствует, журнал учета термометрии не ведется.
Тем самым, Мерзлякова Н.П. нарушила требования ст.ст. 29, 31 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии», Распоряжения Главы Удмуртской Республики от 18.03.2020г. № 42-РГ «О введении режима повышенной готовности и об отдельных мерах по снижению риска распространения новой коронавирусной инфекции на территории Удмуртской Республики»; методических рекомендаций MP 3.1/2.3.5.0191-20 «Рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» в предприятиях торговли»; Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции».
В судебное заседание Мерзлякова Н.П. не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела без ее участия.
Должностное лицо, составившее протокол по делу об административном правонарушении, представитель административного органа, в суд не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст.25.1 КоАП РФ дело рассмотрено без участия лица, привлекаемого к административной ответственности и лица, составившего протокол по делу об административном правонарушении.
Защитник ФИО2 - ФИО4 представил письменные возражения, из содержания которых следует, что рекомендации Роспотребнадзора не являются нормативным правовым актом, не содержат правовых норм и не направлены на установление, изменение или отмену прав и обязанностей граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Какая-либо ответственность за неисполнение рекомендаций не предусмотрена. Таким образом, за нарушение п.2.5, п.1.3 методических рекомендаций MP 3.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-20 «Профилактика новой короновирусной инфекции (COVID-19) в предприятиях торговли» ФИО2 ответственность не предусмотрена. ФИО2 пояснила, что в почтовом отделении имеются маски для посетителей. Посетителям отделения почтовой связи, в случае входа без маски, сотрудники АО «Почта России» предлагают надеть маску, в случае отсутствия своей маски у клиента предлагают воспользоваться бесплатно маской, которую можно получить от сотрудника АО «Почта России». Нахождение масок в открытом доступе не является обязательным. Во время проверки все посетители отделения почтовой связи находились в масках. Таким образом, нарушений ФИО1 Республики №-РГ в действиях ФИО2 не имеется. ФИО2 ежедневно уточняет состояние здоровья работников, фиксация данных о состоянии здоровья сотрудников является рекомендацией, а не обязанностью юридических и должностных лиц. Таким образом, действия по входному контролю состояния здоровья сотрудников доверителем осуществляются. ФИО2 вменяется нарушение п.4.4. Санитарно-эпидемиологических правил СП ДД.ММ.ГГГГ-20 «Профилактика новой короновирусной инфекции», в частности соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок, перчаток), соблюдение социальной дистанции. Работниками отделения почтовой связи соблюдаются правила личной гигиены (регулярно моются руки, обрабатываются антисептиком, сотрудники носят маски и перчатки), в отделении почтовой связи есть разметка для соблюдения посетителями социальной дистанции 1,5 метра, ежедневно проводится влажная уборка помещений, дезинфекция оборудования. Обращает внимание, что ФИО2 занимает должность начальника отделения почтовой связи и по смыслу ст.2.4. КоАП РФ не является должностным лицом, так как не выполняет ни организационно-распорядительных, ни административно-хозяйственных функций (не обладает правом приема и увольнения работников, правом управления и ФИО1 имуществом предприятия и денежными средствами). ФИО2 раскаялась в совершенном правонарушении, в день проведения проверки ею замечания правоохранительных органов были устранены (заведены все необходимые журналы) и т.д. Таким образом, в действиях лица привлекаемого к ответственности имеются признаки смягчающие административную ответственность. Просит освободить ФИО2 от административной ответственности.
В судебном заседании защитник ФИО4 привел доводы, аналогичные содержащимся в возражениях.
Выслушав защитника лица, привлекаемого к административной ответственности, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Ответственность по ч.2 ст.6.3 КоАП РФ наступает за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст.20.6.1 КоАП РФ, выражается в невыполнении правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 названного кодекса.
Законами, регулирующими правовые отношения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний, являются - Федеральный закон от 21.12.1994г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - ФЗ №68-ФЗ) и Федеральный закон от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - ФЗ №52-ФЗ).
Пунктом 6 ст.4.1 ФЗ №68-ФЗ предусмотрено, что при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации органы управления и силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционируют в трех режимах: а) повседневной деятельности - при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации; б) повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации; в) чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации.
В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина) (ст.29 ФЗ №52-ФЗ).
В соответствии с п.«б» п.6 ст.4.1, п. «а», «у» и «ф» ч.1 ст.11 ФЗ №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера; устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом «м» настоящего пункта.
Согласно ч.1, 3 ст.29 ФЗ №52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер, в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона.
Согласно ст.1, ст.2 ФЗ №52-ФЗ санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия - организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством: профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения.
Соблюдение санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ч.3 ст.39 ФЗ №52-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2020г. №66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
В соответствии с п.1 ст.29, п.1 ст. 30, подп. 6 п.1 ст.51 ФЗ №52-ФЗ в целях недопущения завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, на территории Российской Федерации Главным государственным санитарным врачом РФ 24.01.2020г. утверждено постановление №2 «О дополнительных мероприятиях по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV».
В соответствии с п.1.2 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 02.03.2020г. №5 «О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)» высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) предписывается, с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации в регионе и прогноза ее развития своевременно вводить ограничительные мероприятия.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020г. №417 утверждены Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 22.05.2020г. №15 утверждены санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (далее - Правила СП 3.1.3597-20).
Согласно п.4.4 Правил СП 3.1.3597-20, мероприятиями, направленными на "разрыв" механизма передачи инфекции, являются: соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок, перчаток), соблюдение социальной дистанции от 1,5 до 2 метров; организация дезинфекционного режима на предприятиях общественного питания, объектах торговли, транспорте, в том числе дезинфекция оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха; организация выявления лиц с признаками инфекционных заболеваний при приходе на работу.
Во исполнение вышеперечисленных положений законодательства Российской Федерации Главой Удмуртской Республики 18.03.2020г. принято Распоряжение №42-РГ «О введении режима повышенной готовности и об отдельных мерах по снижению риска распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Удмуртской Республики».
Таким образом, на территории Удмуртской Республики в настоящее время введен режим повышенной готовности.
Распоряжения Главы Удмуртской Республики постановлено: п.п.2 п.12 - с 11.09.2020г. обязать: государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, иные организации, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, физических лиц, которым принадлежат на праве собственности или ином праве объекты (территории, помещения, транспортные средства), в которых (с использованием которых) осуществляются реализация товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - Объекты), принять меры, направленные на обеспечение исполнения гражданами требований по использованию масок или иных их заменяющих изделий, в том числе: б) торговые сети и иные организации розничной торговли обеспечить масками или иными их заменяющими изделиями граждан, у которых при входе в торговый объект отсутствуют маски или иные их заменяющие изделия, и (или) принять другие необходимые меры, направленные на защиту граждан, находящихся на Объектах, от распространения новой коронавирусной инфекции.
Главным санитарным врачом РФ 01.06.2020г. утверждены Методические рекомендации MP 3.1/2.3.5.0191-20 «Рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» в предприятиях торговли» (далее MP 3.1/2.3.5.0191-20).
Согласно п.2.5 п.2 MP 3.1/2.3.5.0191-20 в рамках профилактических мер по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), сокращения контактов между сотрудниками для ограничения воздушно-капельного и контактного механизмов передачи инфекции на предприятиях (в организациях) работодателям целесообразно организовать и осуществлять следующие мероприятия:
использование для дезинфекции дезинфицирующих средств, зарегистрированных в установленном порядке, в инструкциях по применению которых указаны режимы обеззараживания объектов при вирусных инфекциях.
Согласно санитарно-эпидемиологическим правилам «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности. СП 3.5.1378-03», утвержденные главным государственным санитарным врачом РФ 07.06.2003г. «вирулицидное средство - дезинфицирующее средство (препарат), обеспечивающее инактивацию вирусов».
Согласно п.1.3 MP 3.1/2.3.5.0191-20 в рамках профилактических мер по предотвращению заноса инфекции на предприятиях торговли, распределительных центрах рекомендуется осуществлять следующие меры: организация ежедневного перед началом рабочей смены "входного фильтра" с проведением контроля температуры тела работника и обязательным отстранением от нахождения на рабочем месте лиц с повышенной температурой тела и/или с признаками респираторного заболевания; уточнением состояния здоровья работника и лиц, проживающих вместе с ним, информации о возможных контактах с больными лицами или лицами, вернувшимися из другой страны или субъекта Российской Федерации (опрос, анкетирование и др.) При измерении температуры тела контактными средствами измерения, обеспечить обязательную дезинфекцию приборов для контактного применения после каждого использования способом протирания рекомендованными для этих целей средствами. Организация осмотров работников на признаки инфекционных заболеваний с термометрией. Проведение термометрии не менее 2-х раз в день (утром и вечером).
В ходе рассмотрения дела установлено, что ФИО2, являясь начальником ОПС № «Почта России» в нарушение вышеуказанных Правил СП ДД.ММ.ГГГГ-20 и MP 3.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-20, при осуществлении должностных обязанностей в предприятии оказания услуг почтовой связи ОПС № «Почта России», расположенном по адресу: УР, <адрес> УР, <адрес>, допустила отсутствие в помещении ОПС№ (427972) «Почта России» дозаторов с кожным антисептиком для обработки рук посетителей (при входе, в зоне обслуживания) и персонала, а также одноразовых масок для посетителей; журнал контроля уборки помещений не ведется; не обеспечено обеззараживание воздуха в помещении с массовым пребыванием людей (зона обслуживания людей, рабочие кабинеты) с использованием ультрафиолетовых бактерицидных облучателей закрытого типа (рециркуляторы), которые возможно применять круглосуточно в присутствии людей; не осуществляется входной контроль состояния здоровья сотрудников, отсутствует термометр и журнал учета осмотра и контроля состояния здоровья сотрудников на признаки инфекционных заболеваний с термометрией.
Вина ФИО2 подтверждается собранными по делу доказательствами, в числе которых имеются протокол об административном правонарушении № от 10.11.2020г., в котором содержится объяснение ФИО2 о том, что вину она признает; рапорты сотрудника полиции ФИО5 от 08.10.2020г., от 11.10.2020г. об обнаружении в ОПС № (427972) «Почта России» указанных нарушений; письменные объяснения ФИО2 от 06.10.2020г., в которых указано, что маски для посетителей имеются, но не успели их достать, маски предоставляются по первому требованию посетителей; антисептик для обработки рук имеется, не выставила его для посетителей; антисептик для личного пользования наливает в другую емкость без информации; журналы контроля состояния здоровья сотрудников на признаки инфекционных заболеваний с термометрией и уборки помещений, она не ведет; протокол осмотра места происшествия от 08.10.2020г.; с фототаблицей; заявление ФИО2 от 10.11.2020г. о том, что выявленные недостатки устранены; приказы о приеме на работу №-К от 02.11.2016г., №-К от 30.01.2019г. согласно которым ФИО2 принята на должность оператора связи и переведена на должность начальника ОПС № (427972) «Почта России»; должностная инструкция начальника ОПС № (427972) «Почта России» от 02.09.2016г., согласно п.ДД.ММ.ГГГГ которой в её обязанности входит контроль поддержания надлежащего санитарного порядка в ОПС.
Оснований не доверять представленным по делу письменным доказательствам не имеется.
Анализ приведенных положений действующего законодательства указывает, что действия ФИО2, выразившиеся в нарушении п.п.2 п.12 ФИО1 Республики от 18.03.2020г. №-РГ «О введении режима повышенной готовности и об отдельных мерах по снижению риска распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории ФИО1 Республики», изданного во исполнение Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 02.03.2020г. № «О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)», Постановления Правительства РФ от 02.04.2020г. №, Правил СП ДД.ММ.ГГГГ-20), подлежат квалификации по ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ.
С учетом изложенного и исходя из материалов дела, действия ФИО2, выразившиеся в необеспечении помещения ОПС № (427972) антисептиками для обработки рук, масками для посетителей, обеззараживании воздуха, отсутствии осмотра и контроля (с ведением журнала) состояния здоровья сотрудников на признаки инфекционных заболеваний с термометрией, журнала уборки помещений в период режима повышенной готовности подпадают под диспозицию части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ.
Согласно пункту 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005г. № «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу. В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.
Составы административных правонарушений, предусмотренные ч.2 ст.6.3 КоАП РФ и ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, имеют единый родовой объект посягательства, им присущи одинаковые непосредственные объекты административного правонарушения, мотивы и условия их совершения.
Часть 2 ст.6.3 КоАП РФ является специальной нормой по отношению к норме части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ.
В каждом конкретном случае вопрос о квалификации содеянного должен решаться по правилам конкуренции общей и специальной нормы, в соответствии с которыми часть 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ является общей по отношению к части 2 статьи 6.3 КоАП РФ.
Кроме того, санкция части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ предусматривает менее строгое административное наказание, чем санкция части 2 статьи 6.3 КоАП РФ.
Следовательно, в этом случае переквалификация действий Мерзляковой Н.П. с части 2 статьи 6.3 на часть 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ согласуется с требованиями пункта 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ и п.20 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005г. №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
При таких обстоятельствах, действия Мерзляковой Н.П. следует переквалифицировать с части 2 статьи 6.3 на часть 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельством, смягчающим ответственность, является наличие малолетних детей. Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.
В соответствии с требованиями ст.3.1, ст.3.5 и ст.4.1 КоАП РФ, принимая во внимание данные о личности Мерзляковой Н.П., фактические обстоятельства дела, характер совершенного административного правонарушения, суд приходит к выводу о необходимости назначения Мерзляковой Н.П. наказания в виде предупреждения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.29.9-29.10 КоАП РФ, суд
постановил:
Признать ФИО2 виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, назначив ей наказание в виде предупреждения.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд ФИО1 Республики лицами, указанными в ст.ст. 25.1-25.5 КоАП РФ, в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
В силу ч. 1 ст. 29.11 КоАП РФ день изготовления постановления в полном объеме является днем его вынесения.
Постановление в полном объеме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья (подпись) Мельникова А.Н.
Копия верна. Судья - Мельникова А.Н.