Судья Поспелов И.И. дело (номер)
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Ханты-Мансийск дело (номер) (дата)
Судья суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Ушакова С.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобы (ФИО)1, действующего в интересах акционерного общества «Транснефть-Сибирь», начальника Кондинского отдела Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (ФИО)2 на решение судьи Урайского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от (дата), вынесенное по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Акционерного общества «Транснефть-Сибирь»,
установил:
Постановлением начальника Кондинского отдела Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от (дата) (номер) (далее - постановление от (дата) (номер)), Акционерное Общество «Транснефть - Сибирь» (далее АО «Транснефть-Сибирь», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 600 000 рублей за то, что (дата) в 11 часов 20 минут в ходе использования участка лесного фонда Российской Федерации в квартале (адрес) на основании договора аренды лесного участка от (дата) (номер) с целью строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, под объект <данные изъяты> нарушило требования лесного законодательства Российской Федерации, а именно, пункт 44 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 октября 2020 года № 1614 (далее по тексту - Правила пожарной безопасности в лесах), выразившихся в нахождении горючих материалов в полосе отвода и охранной зоне магистрального нефтепровода <данные изъяты> проходящего через лесные массивы.
Не согласившись с постановлением от (дата) (номер), защитник АО «Транснефть-Сибирь» обратился с соответствующей жалобой в суд первой инстанции, в жалобе защитник просил отменить постановление и прекратить производство по делу.
Решением судьи Кондинского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от (дата), постановление от (дата) (номер) отменено, дело возвращено на новое рассмотрение в Кондинский отдел Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
(дата) начальником отдела в Службе, Кондинский отдел по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений (ФИО)13 возвращен старшему инспектору отдела в Службе Кондинского отдела по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений (ФИО)8 протокол об административном правонарушении от (дата) (номер) по части 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Акционерного общества «Транснефть-Сибирь», для устранения недостатков протокола.
(дата) старшим инспектором отдела в Службе, Кондинский отдел по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений (ФИО)9 в отношении Акционерного общества «Транснефть-Сибирь» вынесен новый протокол (номер) по части 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением начальника Кондинского отдела Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от (дата) (номер) (далее - постановление от (дата) (номер)), Акционерное Общество «Транснефть - Сибирь» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 601 000 рублей за то, что (дата) в 11 часов 20 минут в ходе использования участка лесного фонда Российской Федерации в квартале (номер) выделе (номер) Учинского урочища Учинского участкового лесничества Урайского территориального отдела - лесничества на основании договора аренды лесного участка от (дата) (номер) с целью строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, под объект <данные изъяты> нарушило требования лесного законодательства Российской Федерации, а именно, пункт 44 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 октября 2020 года № 1614 (далее по тексту - Правила пожарной безопасности в лесах), выразившихся в нахождении горючих материалов в полосе отвода и охранной зоне магистрального нефтепровода <данные изъяты> проходящего через лесные массивы.
Решением Урайского городского суда от (дата) указанное постановление должностного лица изменено. Из постановления исключено указание на признание отягчающим административную ответственность обстоятельством повторное совершение однородного административного правонарушения. Снижено назначенное административное наказание до 600 000 рублей.
В жалобе, поступившей на рассмотрение в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, начальник Кондинского отдела Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (ФИО)14 просит решение Урайского городского суда от (дата) отменить и принять по делу новый судебным акт, которым оставить постановление о назначении административного наказания от (дата) (номер) без изменения, жалобу АО «Транснефть - Сибирь» - без удовлетворения. Считает доводы суда незаконными и необоснованными, поскольку постановление от (дата) (номер), которым Общество привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вступило в законную силу (дата), соответственно, при вынесении постановления от (дата) (номер) Природнадзором Югры было установлено наличие такого отягчающего обстоятельства, как повторное совершение однородного административного правонарушения.
В жалобе, поступившей на рассмотрение в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, (ФИО)15 действующий в интересах АО «Транснефть - Сибирь», выражает несогласие с принятым судьей районного суда решением, просит его отменить, производство по делу прекратить. Указал, что место совершения административного правонарушения, указанное в новом протоколе и постановлении должностного лица, противоречит осмотру лесного участка от (дата) и Акту внеплановой выездной проверки, в которых указано, что горючие материалы обнаружены в (адрес). Считает, что должностным лицом нарушен порядок привлечения Общества к административной ответственности, поскольку возвращение протокола об административном правонарушении возможно только при подготовке дела к судебному рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу.
В возражениях на жалобу начальник Кондинского отдела Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (ФИО)16 считает доводы представителя АО «Транснефть - Сибирь», изложенные в жалобе, необоснованными, просит решение Урайского городского суда оставить без изменения, жалобу (ФИО)17 действующего в интересах АО «Транснефть - Сибирь», без удовлетворения.
В судебном заседании (ФИО)18 (ФИО)10 действующие в интересах АО «Транснефть - Сибирь» на основании доверенности, доводы жалобы поддержали в полном объеме.
Юридическое лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Должностное лицо административного органа в судебное заседание не явилось, о времени и месте его проведения извещено надлежащим образом, с ходатайством об отложении судебного разбирательства не обратился, сведений об уважительности причины неявки не предоставил.
Оснований для признания обязательным присутствие законного представителя АО «Транснефть - Сибирь», должностного лица административного органа не имеется, в связи с чем, судья считает возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Выслушав объяснения (ФИО)19 (ФИО)10 действующих в интересах АО «Транснефть - Сибирь», изучив материалы дела, доводы жалоб, возражений на жалобу защитника (ФИО)20 прихожу к следующему.
Частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, в виде административного штрафа на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
В силу статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров. Охрана от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров лесах.
Согласно части 2 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации, предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. Меры противопожарного обустройства лесов включают в себя, в том числе и проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов.
Согласно части 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации. Предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.
В соответствии с пунктом 44 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 октября 2020 года № 1614 (далее по тексту Правила), полосы отвода и охранные зоны вдоль трубопроводов, проходящих через лесные массивы, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов. Через трубопроводы не более чем через каждые 7 километров устраиваются переезды для пожарной техники, прокладываются противопожарные минерализованные полосы шириной 2 - 2,5 метра вокруг строений, а также вокруг колодцев на трубопроводах.
В соответствии с пунктом 45 Правил, при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов, а также при содержании проложенных вдоль таких объектов просек обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктами 26 - 31 настоящих Правил.
С (дата) распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от (дата) (номер) на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры установлен пожароопасный сезон.
Из материалов дела усматривается, что (дата) за нарушение пункта 44 Правил пожарной безопасности в лесах в отношении АО «Транснефть-Сибирь» старшим инспектором Службы Кондинского отдела по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений (ФИО)9 был составлен протокол об административном правонарушении по части 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (номер).
Поводом к возбуждению дела об административном правонарушении послужили результаты внеплановой выездной проверки, проводимой в отношении АО «Транснефть-Сибирь» на основании Решения первого заместителя руководителя Природнадзора Югры (ФИО)21 от (дата) (номер) в период с 13 по (дата).
По результатам выездной проверки установлено нахождение горючих материалов (сухих порубочных остатков в виде срубленных кустарников и подроста деревьев) в полосе отвода и охранной зоне магистрального нефтепровода «Красноленинск-Шаим-Конда» 293.5-294», проходящего через лесные массивы, в период действия пожароопасного сезона 2023 года, что является нарушением требования главы X пункта 44 Правил пожарной безопасности в лесах, согласно которым полосы отвода и охранные зоны вдоль трубопроводов, проходящих через лесные массивы, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов. Через трубопроводы не более чем через каждые 7 километров устраиваются переезды для пожарной техники, прокладываются противопожарные минерализованные полосы шириной 2 - 2.5 метра вокруг строений, а также вокруг колодцев на трубопроводах.
Протоколом осмотра от (дата) установлено, что в 11 часов 20 минут на участке лесного фонда, расположенном в (адрес) зафиксировано нахождение горючих материалов (сухих порубочных остатков в виде срубленных кустарников и подроста деревьев) в полосе отвода и охранной зоне магистрального нефтепровода «<данные изъяты> АО «Транснефть-Сибирь», проходящего через лесные массивы.
Координаты мест фиксации нахождения горючих материалов в системе WGS-84: точка №1 (1108) N 59° 57" 22.76" E 65° 32" 05.98", точка №2 (1109) N 59° 57" 27.88" Е 65° 32" 04.88", точка №3 (1110) N 59° 57; 23,59" F 65° 32" 22.97" (фототаблица к протоколу осмотра от 13 июня 2023 года). Замеры координат определены GPS-навигатором Garmin GPSmap64st.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения начальником Кондинского отдела Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры постановления от (дата) (номер) о признании АО «Транснефть-Сибирь» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 600 000 (шестьсот тысяч) рублей.
Отменяя постановление административного органа от (дата) (номер) и возвращая дело на новое рассмотрение в Кондинский отдел Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, судья районного суда исходил из того, что, несмотря на фиксацию нарушений Правил пожарной безопасности в лесах в полосе отвода и охранной зоне магистрального нефтепровода «Красноленинск-Шаим-Конда» 293,5-294 км, административным органом с достоверностью не установлено место совершения Обществом правонарушения, которое подлежит уточнению.
При новом рассмотрении, с учетом прямого указания суда, должностное лицо должно было в ходе рассмотрения дела восполнить неполноту материалов, после чего оценить вновь полученные доказательства с иными имеющимися в деле в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, самостоятельно устранить имеющиеся противоречия, после чего вынести постановление.
Вместо этого, (дата) начальником отдела в Службе, Кондинский отдел по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений (ФИО)22 возвращен старшему инспектору Кондинского отдела Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений (ФИО)8 протокол об административном правонарушении от (дата) (номер) по части 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Акционерного общества «Транснефть-Сибирь» для устранения недостатков протокола.
(дата) старшим инспектором отдела в Службе, Кондинский отдел по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений (ФИО)9 в отношении Акционерного общества «Транснефть-Сибирь» вынесен новый протокол (номер) по части 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением начальника Кондинского отдела Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от (дата) (номер) (далее – постановление от (дата) (номер)), АО «Транснефть-Сибирь» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 601 000 рублей за то, что (дата) в 11 часов 20 минут в ходе использования участка лесного фонда Российской Федерации в (адрес) на основании договора аренды лесного участка от (дата) (номер) с целью строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, под объект <данные изъяты> нарушило требования лесного законодательства Российской Федерации, а именно, пункт 44 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 октября 2020 года № 1614 (далее по тексту – Правила пожарной безопасности в лесах), выразившихся в нахождении горючих материалов в полосе отвода и охранной зоне магистрального нефтепровода «Красноленинск-Шаим-Конда» 293,5-294 км, проходящего через лесные массивы.
Однако такой подход устранения недостатков по делу не отвечает требованиям административного законодательства.
Согласно пункту 3 статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные данным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
Из содержания пункта 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
Исходя из приведенных выше положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушений и правовой позиции, изложенной в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», возвращение протокола возможно только при подготовке дела к судебному рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку часть 2 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу или должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела.
Между тем, из материалов дела усматривается, что изначально вынесенное постановление по делу об административном правонарушении от (дата) было отменено судьей районного суда, дело возвращено на новое рассмотрение. После возвращения административного дела начальником Кондинского отдела Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений вместо стадии рассмотрения дела (после пересмотра районным судом) было вынесено определение о возвращении протокола должностному лицу, составившему его, для устранения недостатков. Указанные недостатки были устранены путем составления нового протокола, который при новом рассмотрении дела был учтен в качестве доказательства виновности АО «Транснефть-Сибирь» в совершении вмененного ему правонарушения.
Однако по смыслу положений статей 29.1 и 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях стадия подготовки дела к рассмотрению не может быть возобновлена после принятия дела к рассмотрению по существу.
Таким образом, порядок составления протокола об административном правонарушении и принятие данного документа в качестве доказательства нарушен.
В данном случае протокол об административном правонарушении является недопустимым доказательством.
Кроме того, в протоколе об административном правонарушении от (дата) указано новое место совершения правонарушения, как квартал (адрес) а согласно материалам дела в рамках проведения проверки был осуществлен осмотр лесных участков, расположенных в квартале (номер) выдел (номер) (Акт внеплановой выездной проверки (номер) от (дата), протокол осмотра лесных участков от (дата)). Указанные противоречия должностным лицом при рассмотрении дела не устранялись и в решении суда так же не получили оценки, хотя являются существенными.
Таким образом, признать решение судьи районного суда и постановление должностного лица нельзя в связи с существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем они подлежат отмене.
Поскольку срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории вида правонарушения, в настоящее время истек, вопрос о виновности АО «Транснефть-Сибирь» повторно обсуждаться не может.
Довод жалобы начальника Кондинского отдела Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (ФИО)23 по которому должностное лицо считает принятый судебный акт незаконным, является несостоятельным.
Пунктом 2 части 1 статьи 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что повторным совершением административного правонарушения признается совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 названного Кодекса за совершение однородного административного правонарушения.
Согласно статье 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления, за исключением случая, предусмотренного частью 2 данной статьи (часть 1).
Поскольку на момент совершения вменяемого АО «Транснефть-Сибирь» правонарушения ((дата)) Общество не было привлечено к ответственности за однородные правонарушения, в том числе по постановлению от (дата) (номер), которое вступило в законную силу (дата), судом обоснованно исключено указание в качестве отягчающего обстоятельства повторное совершение Обществом однородного административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статей 2.9, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению в случае истечения сроков давности привлечения к административной ответственности. Истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.6, 30.9, пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л :
решение судьи Урайского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (дата) и постановление начальника отдела в Службе Кондинского отдела по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений от (дата) (номер) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Акционерного общества «Транснефть – Сибирь», отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Акционерного общества «Транснефть – Сибирь» – прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Судья суда Ханты-Мансийского
автономного округа – Югры С.М. Ушакова