УИД 19RS0001-02-2020-004909-87 |
Дело № 2-3577/2020 |
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 сентября 2020 года г. Абакан
Абаканский городской суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего Лобоцкой И.Е.
при секретаре Беккер В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» к Соломкину Д.В. о взыскании задолженности за тепловую энергию и теплоноситель,
с участием: представителя истца Будаковой Е.А., действующей на основании доверенности,
ответчика Соломкина Д.В.,
УСТАНОВИЛ:
АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» обратилось в суд с иском к Соломкину Д.В. о взыскании задолженности по оплате тепловой энергии поставленной в нежилые помещения, расположенные по адресу: РХ, <адрес> за период с марта 2018 года по май 2018 года; сентябрь 2018 по ноябрь 2018 в размере 56 356,94 руб., а также расходов по оплате государственной пошлины.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца привлечена управляющая компания многоквартирного жилого дома ООО
«Гарант».
Представитель истца Будакова Е.А. поддержала требование о взыскании задолженности, представив письменные пояснения по существу, указывая на то, что ответчиком не доказан факт использования альтернативных источников тепла или доказательства низких температур в помещениях в спорный период.
В судебном заседании ответчик Соломкин Д.В. исковые требования не признал, указывая на то, что потребления тепловой энергии за спорный период не происходило, ссылаясь на отсутствие системы отопления, и отопительных приборов в нежилых помещениях, а также отсутствие альтернативного источника отопления, что приводило к низким температурам в помещениях. Полагает, что требования заявлены не обосновано, поскольку предыдущий собственник данных помещений не производил оплату за тепловую энергию, так как подача энергии никогда не происходила.
Представитель ООО ««Гарант» полагал, что требования истца не подлежат удовлетворению, поскольку в нежилые помещения ответчика не поступала тепловая энергия.
Заслушав участников судебного разбирательства? исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества.
В силу ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
В силу п. 2 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственников помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Согласно ч. ч. 1, 14 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно по десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
В соответствии с ч. 1 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Исходя из ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу п. 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила), размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
На основании п. 59 Правил плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев, а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев в следующих случаях и за указанные расчетные периоды. В случае непредставления потребителем показаний индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета за расчетный период в сроки, установленные настоящими Правилами, или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, или решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, - начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учета до расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не более 6 расчетных периодов подряд.
По истечении указанного в пп. "б" п. 59 Правил предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу, предоставленную в жилое помещение, рассчитывается в соответствии с п. 42 настоящих Правил, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, плата за коммунальную услугу, предоставленную в нежилое помещение, - в соответствии с п. 43 настоящих Правил исходя из расчетного объема коммунального ресурса (п. 60 Правил).
Согласно положениям ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательств и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Учитывая, что в данном случае нежилое помещение находится в многоквартирном жилом доме, и законом для таких помещений особый порядок оплаты не предусмотрен, суд приходит к выводу о том, что в силу статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 7 Жилищного кодекса Российской Федерации возможно применение аналогии закона.
Судом установлено и следует из материалов дела, что на основании договора купли-продажи ответчику Соломкину Д.В. на праве собственности принадлежат нежилые помещения, расположенные по адресу: <адрес>. Ответчик, указанное обстоятельство не оспаривал, что также подтверждается выписками из реестра.
В судебном заседании установлено, что жилой дом, где расположены нежилые помещения ответчика по адресу: <адрес>, представляет собой единый объект капитального строительства, состоит из жилой части и встроенно-пристроенных нежилых помещений.
Материалами дела подтверждено, что Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, утверждена схема централизованного теплоснабжения, согласно которой, в МКД по адресу: <адрес> тепловая энергия поставляется централизованно.
Таким образом, многоквартирный дом по <адрес> имеет центральную систему отопления, и единый ввод в МКД-1, обратного в судебном заседании установлено не было. Нежилые помещения истца № и № конструктивно являются частью многоквартирного жилого дома, оснащенного общедомовым прибором учета тепловой энергии №ктАБ №, который учитывает весь объем (количество) коммунального ресурса, поставляемого по договору теплоснабжения.
У суда не вызывает сомнение, что отопительные сезоны в рассматриваемые периоды проходили в период с 22.09.2017 по 21.05.2018 г., с 19.09.2018 по 6.05.2019 г. в соответствии с Постановлением главы города Абакана.
Согласно акту разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности тепловых сетей в указанном МКД имеется один ввод, по которому поступает тепловая энергия, МКД оснащен общедомовым прибором учета тепловой энергии. Указанное обстоятельство подтверждается, в том числе техническим паспортом нежилого помещения.
Таким образом, суд находит доказанным, что истцом в спорные периоды поставлялась тепловая энергия в МКД расположенный по адресу: <адрес>, в котором размещены нежилые помещения -№.
Довод ответчика о том, что в спорный период в его нежилые помещения не поступала тепловая энергия, суд считает не заслуживающим внимания, поскольку ответчиком не представлены доказательства использования альтернативных источников тепла, а также не представлены доказательства того, что температура в нежилых помещениях не соответствовала нормативной, в соответствии с СанПиН 2.2.4.548-96, то есть 20-21 С.
Расчет задолженности проверен судом, не опровергнут иным расчетом со стороны ответчика, является арифметически правильным, доказательств погашения долга (полностью или частично) суду не представлено.
В силу пункта 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Расчет задолженности истцом обоснован и подтвержден представленными документами, произведен при правильном применении положений жилищного законодательства и действующих тарифов в силу п. 2 ст. 157 и п. 3 ст. 156 Жилищного кодекса РФ, является ясным и подробным, соответствует данным о начислениях, отраженных в квитанциях за спорные периоды, которые также представлены в дело.
Тарифное регулирование в сфере теплоснабжения осуществляется на основе Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении); Основ ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования), Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075, а также Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам.
Согласно подпунктам "а" и "б" пункта 18 статьи 2 Закона о теплоснабжении реализация тепловой энергии (мощности), теплоносителя, за исключением установленных названным Федеральным законом случаев, при которых допускается установление цены реализации по соглашению сторон договора, оказание услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя относятся к регулируемым видам деятельности в сфере теплоснабжения, при осуществлении которых расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим в соответствии с Законом о теплоснабжении государственному регулированию.
Полномочиями на установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, услуги по передаче тепловой энергии наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (пункт 1 части 2 статьи 5, пункт 1 части 3 статьи 7 и пункты 4 и 6 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении).
В соответствии с частью 1 статьи 9 и статьей 10 Закона о теплоснабжении тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования.
Одним из методов регулирования тарифов является метод индексации установленных тарифов, который согласно пункту 18 Основ ценообразования применяется при расчете долгосрочных тарифов.
Согласно пунктам 13, 14, 15, 16, 20, 28 и 33 Правил регулирования цен (тарифов) установление тарифов производится органом регулирования посредством анализа, проверки и экспертизы предложений регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных данной организацией в обоснование этих предложений, в том числе копий бухгалтерской и статистической отчетности за предшествующий расчетный период регулирования и на последнюю дату расчета расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных, а также расчета цен (тарифов).
Таким образом, истцом правомерно применены тарифы на поставляемую тепловую энергию.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика в пользу истца задолженности по оплате тепловой энергии поставленной в нежилые помещения, расположенные по адресу: <адрес> за период с марта 2018 года по май 2018 года; сентябрь 2018 по ноябрь 2018.
В нарушение положений ст. 56 ГПК РФ, Соломкиным Д.В. не представлено суду каких-либо доказательств того, что его помещение было отключено от центрального отопления.
В соответствии с положениями статей 539, 544 Гражданского кодекса РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно "ГОСТ Р 51929-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Термины и определения", утвержденному и введенному в действие приказом Росстандарта от 11.06.2014 N 543-ст, "многоквартирный дом" - это оконченный строительством и введенный в эксплуатацию надлежащим образом объект капитального строительства, представляющий собой объемную строительную конструкцию, имеющую надземную и подземную части с соответствующими помещениями, включающий в себя внутридомовые системы инженерно-технического обеспечения.
В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях (пункт 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491), с помощью которой в многоквартирном доме поддерживаются на заданном уровне нормативные параметры воздухообмена, температура воздуха в помещениях и комфортные условия проживания, а само здание защищается от негативного влияния температуры окружающей среды и влажности.
Предполагается, что собственники и иные законные владельцы помещений многоквартирного дома, обеспеченного внутридомовой системой отопления, подключенной к централизованным сетям теплоснабжения, потребляют тепловую энергию на обогрев принадлежащих им помещений через систему отопления, к элементам которой, по отношению к отдельному помещению, расположенному внутри многоквартирного дома, помимо отопительных приборов относятся полотенцесушители, разводящий трубопровод и стояки внутридомовой системы теплоснабжения, проходящие транзитом через такие помещения, а также ограждающие конструкции, в том числе плиты перекрытий и стены, граничащие с соседними помещениями, и через которые в это помещение поступает теплота ("ГОСТ Р 56501-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания внутридомовых систем теплоснабжения, отопления и горячего водоснабжения многоквартирных домов. Общие требования", введен в действие приказом Росстандарта от 30.06.2015 N 823-ст).
Указанная презумпция может быть опровергнута отсутствием фактического потребления тепловой энергии, обусловленным, в частности, согласованным в установленном порядке демонтажем системы отопления помещения с переходом на иной вид теплоснабжения и надлежащей изоляцией проходящих через помещение элементов внутридомовой системы, а также изначальным отсутствием в помещении элементов системы отопления (неотапливаемое помещение).
Ответчиком не представлены в материалы дела доказательства согласованного демонтажа системы отопления в его помещении с переходом на иной вид теплоснабжения с надлежащей изоляцией проходящих через помещение элементов системы отопления, ответчиком не представлена соответствующая проектная документация по отопительно-вентиляционной системе согласованная в установленном порядке.
Наличие у ответчика собственной системы автономного отопления не исключает использование внутридомовой системы отопления.
В материалах дела отсутствуют документы, составленные с участием теплоснабжающей организации, управляющей компании, согласно которым, ответчиком не используется внутридомовая система отопления; также не представлены доказательства, подтверждающие, что общедомовые элементы системы отопления надлежащим образом изолированы; отсутствуют в деле согласование демонтажа системы отопления с теплоснабжающей организацией, повлекшие соответствующее изменение тепловой нагрузки, приходящейся на многоквартирный дом (приказ Минрегиона России от 28.12.2009 N 610 "Об утверждении правил установления и изменения (пересмотра) тепловых нагрузок"), и технические документы, основанные на факте переустройства, произведенного в установленном законодательством порядке.
Таким образом, демонтаж приборов отопления в отсутствие разрешительных документов, фактическое использование для обогрева собственного помещения иных элементов внутридомовой системы отопления (стояков, трубопроводов и т.п.), теплоотдача которых достаточна для поддержания в помещении нормативной температуры воздуха, позволяют собственнику (владельцу) не применять автономную систему отопления. В результате такой собственник (владелец) ставится в более выгодное положение по сравнению с теми собственниками, которые исполняют свои обязательства надлежащим образом и не создают угрозы возникновения в системе отопления дома негативных последствий (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 07.06.2019 N 308-ЭС18-25891 по делу N А53-39337/2017).
Демонтаж приборов отопления (радиаторов) при сохранении разлива труб внутридомовой системы отопления не свидетельствует о том, что тепловая энергия ответчиком не потребляется, соответственно, не свидетельствует о переходе на индивидуальное отопление.
Поскольку система отопления многоквартирного дома представляет единую систему, состоящую из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и другого оборудования, расположенного на этих сетях, соответственно, проект должен быть разработан на реконструкцию системы отопления многоквартирного дома.
При таких обстоятельствах, когда отопление помещения осуществляется способом, предусмотренным проектной документацией, отказ собственника спорного нежилого помещения, входящего в тепловой контур многоквартирного дома, от оплаты услуги по отоплению не допускается. В противном случае освобождение собственника спорного помещения от оплаты услуги отопления увеличивает бремя расходов на отопление остальных собственников помещений.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 261) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. При этом законодатель предусмотрел обязательность оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии (часть 5 статьи 13).
Частью 15 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" предусмотрен запрет перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Переход на отопление помещений в подключенных к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии во всяком случае требует соблюдения нормативных требований к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, действующих на момент его проведения (пункт 1.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20.12.2018 N 46-П).
Данный запрет установлен в целях сохранения теплового баланса всего здания, поскольку при переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры (помещения) в многоквартирном доме происходит снижение температуры в примыкающих помещениях, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения.
Система центрального отопления дома относится к общему имуществу, а услуга по отоплению предоставляется как для индивидуального потребления, так и в целях расходования на общедомовые нужды.
Исходя из положений статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации и собственники, и наниматели жилых помещений в многоквартирном доме вносят плату по содержанию общего имущества дома.
Следовательно, предусмотренный абзацем вторым пункта 40 Правил порядок оплаты коммунальной услуги по отоплению, в соответствии с которым плата за услугу по отоплению вносится потребителем этой услуги совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды, согласуется с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации и не противоречит части 1 статьи 13 Федерального закона N 190-ФЗ, части 1 статьи 37 Закона о защите прав потребителей.
Таким образом, поскольку помещение ответчика находится в составе многоквартирного дома, требования истца подлежат удовлетворению, так как вопреки доводам ответчика, он фактически пользуется отоплением, как общим имуществом многоквартирного дома, что не освобождает собственника жилого помещения от обязанности внесения платы за отопление.
Требования истца о зачете государственной пошлины, оплаченной платежным поручение № от 16.093.2020, № от ДД.ММ.ГГГГ при подаче заявления о вынесении судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГ в счет оплаты по государственной пошлины по настоящему делу не подлежит удовлетворению, поскольку не представлены доказательства произведенных оплат.
Так, согласно платежным поручениям № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ стороной истца произведена оплата суммы государственной пошлины в размере 1000 руб.
В соответствии со ст. 98, 103 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию госпошлина в размере 1 000 руб. и в доход местного бюджета 890,71 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)», удовлетворить.
Взыскать с Соломкина Д.В. в пользу АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» задолженность по оплате за поставленную тепловую энергию в размере 56 356,94 руб., а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 1000 руб.
Взыскать с Соломкина Д.В. в доход местного бюджета 890,71 руб.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Абаканский городской суд.
Председательствующий И.Е. Лобоцкая
Мотивированное решение изготовлено 16 сентября 2020 года.
Судья И.Е.. Лобоцкая