Дело №а-878/2021
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Ботлихский районный суд Республики Дагестан в составе: председательствующего судьи Саидов Д.Р., при секретаре судебного заседания ФИО4, с участием административного истца ФИО1, И.о. прокурора <адрес> ФИО5 и представителя ОМВД России по <адрес> ФИО6, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев административное исковое заявление ФИО1 к ОМВД России по <адрес> Республики Дагестан о частичной отмене установленных административных ограничений,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в Ботлихский районный суд РД с административным иском к ОМВД России по <адрес> Республики Дагестан в порядке главы 29 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации о частичной отмене установленных административных ограничений.
В обосновании иска ссылается на то, что ограничения, установленные решением Березниковского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на 8 лет, в виде обязательной явки два раза в месяц для регистрации в орган внутренних дел по избранному месту жительства (пребывания), запрет пребывания вне жилого помещения или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания с 23:00 часов до 06:00 часов следующего дня, запрет посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанныз мероприятиях, запрет выезда за пределы избранного места жительства или пребывания. Из-за установленных ему ограничений нарушают право на труд, поскольку препятствуют трудоустройству на работу со сменным графиком. Обеспечить двоим малолетним детям достойный уровень жизни, возможность содержать семью, помогать пожилым родителям, планирует устроиться работать таксистом, указанная работа связана выездом на дальние расстояния, а запрет пребывания вне жилого помещения, являющегося местом жительства или пребывания, в период с 23:00 часов до 06:00 часов и запрет на выезд за пределы соответствующего муниципального образования без уведомления отдела полиции по месту жительства или пребывания, лишает его возможности заниматься этой работой.
Административный истец ФИО1 исковые требования поддержал полностью и просил удовлетворить их по изложенным в иске основаниям.
Представитель административного ответчика ФИО6 исковые требования не признал, хотя характеризует ФИО1 с положительной стороны. В период административного надзора соблюдал ограничения, установленные решением суда, к административной ответственности не привлекался.
Выслушав административного истца, представителя административного ответчика, мнение прокурора, исследовав материалы административного дела в их совокупности, проанализировав положения действующего законодательства, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
Административный надзор, как осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных данным Федеральным законом (пункт 1 статьи 1), относится к мерам предупреждения преступлений и других правонарушений, оказания на лицо индивидуального профилактического воздействия (статья 2), а не к мерам ответственности за совершенное преступление. При этом применение административного надзора, в отличие от уголовной ответственности, связывается не со временем совершения преступления, а с освобождением лица из мест лишения свободы и с наличием непогашенной либо неснятой судимости, которая влечет за собой правовые последствия в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами (статья 86 УК Российской Федерации). Установление судом административных ограничений не может рассматриваться как возложение ответственности за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением, или ее отягчение.
Установление административного надзора для предупреждения совершения правонарушений и оказания профилактического воздействия на лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, при наличии предусмотренных Федеральным законом "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" оснований и в целях защиты государственных и общественных интересов (статьи 2 и 3), в частности административные ограничения в виде запрещения пребывания в определенных местах, посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в таких мероприятиях, пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток, выезда за установленные судом пределы территории, а также в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания поднадзорного для регистрации (часть 1 статьи 4), согласуется с нормой статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и является соразмерным тем конституционно защищаемым целям, ради которых административный надзор вводится (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 597-О-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 1739-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 2064-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 885-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 898-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 2876-О и от ДД.ММ.ГГГГ N 545-О).
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 64-ФЗ, пунктом 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается судом в отношении совершеннолетних лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления при рецидиве преступлений или умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.
На основании пункта 1 статьи 10 данного Федерального закона поднадзорное лицо имеет право обратиться в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене установленных судом административных ограничений.
В силу части 2 статьи 9 указанного Закона административный надзор может быть досрочно прекращен судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом, и положительно характеризуется по месту работы и (или) месту жительства или пребывания.
Согласно разъяснениям пункта 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор может быть досрочно прекращен судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет обязанности, предусмотренные законом, и положительно характеризуется по месту работы и (или) месту жительства либо пребывания.
Приговором Ботлихского районного суда РД от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 осужден по ч.5 ст.33, ч.2 ст.208 к наказанию в виде лишения свободы на срок 4 года и 5 месяцев, с ограничением свободы на 1 год с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
Решением Березиновского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ был установлен административный надзор сроком на 8 лет со следующими ограничениями:
- обязательная явка два раза в месяц в органы внутренних дел по мету жительства, либо пребывания для регистрации;
- запрет на нахождение вне жилого помещения избранного места жительства в ночное время с 23 часов 00 минут до 06 часов 00 минут следующего дня;
- запрет посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в этих мероприятиях;
- запрет на выезд за пределы избранного места жительства или пребывания.
На момент подачи ФИО1 административного искового заявления в суд, срок, установленный частью 2 статьи 9 Федерального закона N 64-ФЗ, не истек.
Поводом для установления административного надзора в отношении ФИО1, как следует из решения суда от ДД.ММ.ГГГГ, послужило то, что за период отбывания наказания неоднократно привлекался к дисциплинарной ответственности, характеризуется отрицательно.
Административный надзор в отношении ФИО1 осуществляет Отдел МВД России по <адрес> РД.
Согласно характеристике УУП Отдела МВД России по <адрес> РД ФИО7 по месту жительства характеризуется положительно.
Согласно характеристике главы АСП «сельсовет Хуштадинский» <адрес> ФИО8 по месту жительства ФИО1 характеризуется положительно.
Разрешая настоящий спор, суд, руководствуясь требованиями действующего законодательства, оценив по правилам статьи 84 КАС РФ собранные по делу доказательства в их совокупности, не нашел законных оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований.
При этом суд исходит из того, что административный надзор не является мерой уголовной или административной ответственности и устанавливается в целях предупреждения совершения лицом повторного преступления, защиты государственных и общественных интересов, что согласуется с нормой статьи 55 Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей.
Учитывая обстоятельства данного дела, степень и тяжесть общественной опасности совершенного ФИО1 преступления, суд приходит к выводу о том, что досрочное прекращение административного надзора в отношении него не будет соответствовать его целям и задачам.
Представленные административным истцом характеристики не являются бесспорными доказательствами, подтверждающими достаточность для досрочного прекращения в отношении ФИО1 административного надзора.
При таких обстоятельствах суд обоснованно исходил из того, что сохранение установленного в отношении ФИО1 административного надзора является необходимым, установленные административные ограничения соразмерны и обусловлены интересами общественной безопасности и соответствуют задачам административного надзора, которыми являются предупреждение совершения преступлений и других правонарушений, оказание индивидуального профилактического воздействия на поднадзорное лицо в целях защиты государственных и общественных интересов.
Доводы административного истца и его представителя о том, что принятые меры препятствуют осуществлению его трудовой деятельности, не могут служить основанием для частичного снятия ограничений, поскольку в целях соблюдения баланса публичных и частных интересов ограничения, установленные в отношении ФИО1, являются необходимыми и соразмерными, обусловлены интересами общественной безопасности и соответствуют задачам административного надзора, которыми являются предупреждение совершения ФИО1 преступлений и других правонарушений, оказание на него индивидуального профилактического воздействия.
Заявителем не представлено бесспорных доказательств, свидетельствующих о возможной отмене ограничений.
С учетом установленных обстоятельств, суд считает необходимым сохранение мер административного надзора, поскольку они обусловлены интересами общественной безопасности и соответствуют задачам административного надзора, которыми являются предупреждение совершения административным истцом преступлений и других правонарушений, оказание на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Руководствуясь ст.ст. 289, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления поднадзорного лица ФИО1 о частичной отмене ограничения в виде запрета на нахождение вне жилого помещения избранного места жительства в ночное время с 23 часов 00 минут до 06 часов 00 минут следующего дня, запрета посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в этих мероприятиях; запрета на выезд за пределы избранного места жительства или пребывания, отказать.
Разъяснить, что административный надзор может быть досрочно прекращен судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя, по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора, при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом, и положительно характеризуется по месту работы и (или) месту жительства или пребывания.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан через Хасавюртовский городской суд, в течение одного месяца со дня его вынесения.
Судья Д.Р. Саидов