Судья Щелоков И.И.
Дело № 2-66/2023
74RS0017-01-2022-002854-37 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело № 11-8034/2023
17 июля 2023 года г. Челябинск
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Скрябиной С.В.,
судей Федосеевой Л.В., Елгиной Е.Г.
при помощнике судьи Моржеухиной К.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страховании Российской Федерации по Челябинской области о перерасчете пенсии, взыскании необоснованно невыплаченных денежных средств,
по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Златоустовского городского суда Челябинской области от 27 марта 2023 года.
Заслушав доклад судьи Федосеевой Л.В. об обстоятельствах дела, доводах апелляционных жалоб, объяснения истца ФИО1 поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страховании Российской Федерации по Челябинской области – ФИО11 ФИО12., действующего на основании доверенности, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, объяснения представителей ФКУ «Военный комиссариат Челябинской области» - ФИО9, ФИО7, действующих на основании доверенностей, возражавших против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец ФИО1 обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страховании Российской Федерации по Челябинской области, в котором просил обязать ответчика произвести выплату недополученной пенсии по инвалидности на основании Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно – исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» (далее по тесту Закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу») в размере 81 879 руб. 48 коп., ежемесячной денежной компенсации в соответствии с Федеральным законом от 07 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» в размере 35 964 руб. 09 коп., ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной ч.3 чт. 14 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» в размере 16 206 руб.
В обоснование заявленных требований указано, что истец является <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с военной травмой, полученной при прохождении военной службы в 2000 году в Чеченской Республике. 19 ноября 2020 года истец обратился в ОПФР по Челябинской области с заявлением о назначении пенсии по инвалидности, вместе с тем, работниками данного учреждения по результатам его рассмотрения истцу ошибочно назначена и в период с октября 2020 года по август 2021 года выплачивалась пенсия по инвалидности в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», размер которой значительно ниже пенсии по инвалидности, предусмотренной Законом «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу», получателем которой должен являться истец. Кроме того, начиная с сентября 2021 года, ФИО1 является получателем ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной ч. 3 ст. 14 Федерального закона «О ветеранах», в размере 5838,02 руб., а до обозначенного времени истцу выплачивалась соответствующая выплата на основании пп.1-4 ч. 1 ст. 3 Федерального закона «О ветеранах» в размере 3 212 руб. 04 коп., то есть также в меньшем размере. Дополнительное ежемесячное материальное обеспечение на основании ст. 1 Указа Президента Российской Федерации от 01.08.2005 № 887 «О мерах по улучшению материального положения инвалидов вследствие военной травмы истцу начали выплачивать лишь с 01 ноября 2021 года, несмотря на факт назначения пенсии по инвалидности в октябре 2020 года. 30 ноября 2021 года истец обратился в ОПФР по Челябинской области с заявлением о перерасчете пенсии и иных выплат с произведением соответствующих доплат за период, предшествовавший назначению пенсии по инвалидности на основании Закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу», однако ответом учреждения от 19 декабря 2021 года, в удовлетворении соответствующего требования истцу было отказано с указанием на то, что пенсионирование должно производиться не по линии Пенсионного фонда РФ. В последующем ответами от 14.01.2022 года и 18.04.2022 года истцу также было отказано в удовлетворении требования о перерасчете пенсии и о произведении доплат, в связи с обращениями в военный комиссариат Челябинской области. Кроме того, истец указывает, что при первоначальном обращении в ОПФР по Челябинской области, ему не были разъяснены положения пенсионного законодательства относительно возможности выбора обращения за различными видами пенсии.
Истец ФИО1 в судебном заседании суда первой инстанции уточнённые исковые требования поддержал, настаивая на их удовлетворении.
Протокольным определением суда первой инстанции от 23.11.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Челябинской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее – ФКУ «ГБ МСЭ по Челябинской области»).
Представитель третьего лица ФКУ «ГБ МСЭ по Челябинской области» в ходе судебного разбирательства участия не принимал, будучи надлежащим образом извещённым о дате и времени слушания дела.
Согласно представленному в материалы дела отзыву на исковое заявление ФИО1, представитель третьего лица ФКУ «ГБ МСЭ по Челябинской области», указывает, что 29.10.2020 истец был освидетельствован в Бюро № – филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Челябинской области»; по результатам медико-социальной экспертизы последнему впервые установлена <данные изъяты>, причина <данные изъяты> «военная травма», сроком на один год. ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Бюро № – филиалом ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» в отношении ФИО1 в соответствии с положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 16.10.2020 № 1697 «О временном порядке признания лица <данные изъяты>» проводилась заочная медико-социальная экспертиза, с целью автоматического продления ранее установленной третьей группы <данные изъяты> сроком на шесть месяцев. Последнее освидетельствование Соколенко А.М. состоялось в Бюро № 19 – филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Челябинской области» 08.11.2022, по результатам которого последнему также установлена <данные изъяты> сроком на один год – до ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку разрешение вопросов пенсионного обеспечения не входит в компетенцию федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, то дать какие-либо разъяснения относительно законности действий пенсионирующих организаций третье лицо не может (л.д. 185-186).
Представитель ответчика ОСФР по Челябинской области в суд первой инстанции не явился, извещен надлежащим образом.
Решением суда исковые требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что при принятии данного решения суд принял сторону ответчика, представитель которого с самого начала судебного разбирательства принял позицию, что ответчику при назначении пенсии по инвалидности истцу в 2020 году не было известно о прохождении им военной службы, поскольку при обращении за назначением пенсии по инвалидности истец не сообщил об этом ответчику. Однако данный вывод ответчика не соответствует действительности и опровергается материалами дела.
Судом было установлено, и не оспаривалось ответчиком, что впервые обратившись в ноябре 2020 года в территориальный орган пенсионного обеспечения с заявлением о назначении страховой и социальной пенсии по инвалидности, истец в качестве документа, подтверждающего установление ему группы инвалидности предоставил справку об инвалидности 3 группы, выданную Бюро № – филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Челябинской области». В данной справке было указано о том, что истцу впервые установлена третья группа инвалидности и причиной установления инвалидности послужила «военная травма».
Считает, что несмотря на все имеющиеся в деле доказательства, суд не дал им никакой надлежащей оценки. При первоначальном обращении истца в органы Пенсионного фонда за установлением пенсии по инвалидности, ответчиком не были разъяснены положения пенсионного законодательства, касающиеся возможности выбора разных видов пенсии. Также считает, что назначение ему первоначально пенсии по инвалидности как получившему военную травму в период срочной службы не соответствует представленным им документам.
Указывает, что незаконными действиями ответчика было нарушено его право на получение пенсии по инвалидности в соответствии с п.1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ, Законом «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу» с момента, как только он стал инвалидом, то есть с октября 2020 года и отказ в перерасчете пенсии в настоящее время нарушает его права.
Представитель ФКУ «ГБ МСЭ по Челябинской области» в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела судом апелляционной инстанции извещен надлежащим образом.
Заслушав истца, представителя ответчика, представителей ФКУ «Военный комиссариат Челябинской области, изучив материалы дела, дополнительные доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости отмены решения суда в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, в соответствии с актом №.19.74/2020 медико-социальной экспертизы гражданина, а также выпиской из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, серии МСЭ-2018 №, выданной Бюро № – филиалом ФКУ «ГБ МСЭ по Челябинской области» ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 впервые установлена третья группа инвалидности, причина инвалидности «военная травма», сроком на один год – с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; на момент рассмотрения дела истец также является инвалидом третьей группы (л.д. 69,106, 111,173-178).
Согласно ответу руководителя бюро № – филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Челябинской области» от ДД.ММ.ГГГГ, оригинал выписки из акта освидетельствования в отношении ФИО1 был передан УПФР в г. Златоусте по реестру ДД.ММ.ГГГГ; в обозначенном реестре относительно истца указана, в частности, следующая информация: ФИО1, третья группа, военная травма. Факт передачи третьим лицом ответчику вышеуказанной выписки подтверждается наличием оттиска штампа УПФР в г. Златоусте на самом реестре (л.д. 162-166).
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в УПФР в г. Златоусте (межрайонное) с заявлением о назначении страховой пенсии по инвалидности, а также об установлении федеральной социальной доплаты к пенсии (если общая сумма материального обеспечения не достигнет величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации).
Формой обозначенного заявления предусмотрено наличие подлежащих заполнению пунктов относительно периодов прохождения лицом военной службы по призыву, а также военной службы, либо другой приравненной к ней службы (за исключением военной службы по призыву) (подп. «г», «д» п. 4 заявления о назначении пенсии) (л.д. 37-40).
Из содержания заявления о назначении пенсии следует, что в нём содержится личная подпись ФИО1 и дата подачи заявления – ДД.ММ.ГГГГ, что последним при рассмотрении дела не оспаривалось. Вместе с тем, сведения о прохождении военной службы истцом заполнены не были.
Из представленной в материалы дела описи документов также усматривается, что с заявлением о назначении пенсии ФИО1 обратился посредством сдачи его в МФЦ вместе с копией паспорта гражданина РФ, какие-либо иные прилагаемые документы в описи не значатся (л.д. 41).
Идентичные сведения относительно содержания приложенных к заявлению о назначении пенсии документов также отражены в уведомлении УПФР в г. Златоусте Челябинской области (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ о принятии его к рассмотрению (л.д. 42, в том числе оборот).
В соответствии с решением УПФР в г. Златоусте Челябинской области (межрайонное) за № от ДД.ММ.ГГГГ истцу ФИО1 назначена страховая пенсия по инвалидности на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, размер которой с учётом фиксированной выплаты к страховой пенсии, составил 3 242,94 руб. (л.д. 34).
Также установлено, что, в последующем, а именно ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую), в котором просил назначить ему социальную пенсию по инвалидности с установлением федеральной социальной доплаты к пенсии (л.д. 48-50). Обозначенное заявление, как следует из его содержания, заполнено в электронном виде и подано с использованием сервиса «личный кабинет застрахованного лица». При этом формой вышеуказанного заявления также предусмотрено наличие подлежащих заполнению пунктов относительно периодов прохождения лицом военной службы по призыву, а также военной службы, либо другой приравненной к ней службы (за исключением военной службы по призыву) (подп. «г», «д» п. 3 заявления о переводе с одной пенсии на другую).
Согласно уведомления УПФР в г. Златоусте Челябинской области (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ, заявление о назначении социальной пенсии по инвалидности подано ФИО1 без каких-либо приложений (л.д. 51, в том числе оборот).
Решением начальника УПФР в г. Златоусте Челябинской области за №, ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ прекращена выплата страховой пенсии по инвалидности, и с указанной даты на период до ДД.ММ.ГГГГ назначена социальная пенсия по инвалидности в размере 5 480,06 руб. (л.д. 46).
В ходе судебного разбирательства также установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в УПФР в г. Златоусте (межрайонное) с заявлением о назначении ДЕМО, в соответствии с Указом Президента РФ «О мерах по улучшению материального положения инвалидов вследствие военной травмы» (л.д. 87).
Решением УПФР в г. Златоусте Челябинской области (межрайонное) за № от той же даты, принятым по результатам рассмотрения вышеуказанного заявления ФИО1, последнему назначено дополнительное ежемесячное материальное обеспечение на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1000 руб. (л.д. 84).
В соответствии с решением начальника УПФР в г. Златоусте Челябинской области (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ за №, на основании соответствующего заявления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, последнему с ДД.ММ.ГГГГ прекращена выплата социальной пенсии по инвалидности (л.д. 52-53).
Также установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в военный комиссариат г. Златоуст и Кусинского района Челябинской области с заявлением, в котором просил назначить ему пенсию по инвалидности, указав в обоснование поданного заявления о том, что с ДД.ММ.ГГГГ он признан инвалидом третьей группы, является ветераном боевых действий; ранее пенсию по инвалидности от Пенсионного фонда РФ в размере 5 666 руб., выплата которой прекращена с ДД.ММ.ГГГГ. Среди приложений к заявлению поименованы, в том числе копии удостоверения ветерана боевых действий, справки МСЭ (л.д. 89, 104,136-137).
Как следует из содержания удостоверения серии БК №, выданного на имя ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ, последний является ветераном боевых действий, и имеет права и льготы, установленные п. 1 ст. 16 ФЗ «О ветеранах» (л.д. 101).
Сопроводительным письмом врио. военного комиссара г. Златоуст и Кусинского района Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ заявление ФИО1 о назначении пенсии с приложенными документами направлено для разрешения военному комиссару Челябинской области (л.д. 138).
В соответствии с разрешением на выплату пенсии серии Б №, выданным военным комиссариатом Челябинской области, истцу назначена выплата пенсии по третьей группе инвалидности на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 13 520,94 руб. (л.д. 110).
Согласно представленным в материалы дела сведениям об исчислении пенсии по инвалидности, установленная ФИО1 пенсия по инвалидности в размере 13 520,94 руб. состоит, в том числе, из выплаты как ветерану боевых действий в размере 1 854,96 руб. Кроме того, военным комиссариатом Челябинской области истцу также назначено «ВВЗ инвалиду вследствие военной травмы (п.13)» в размере 3 996,01 руб.; дополнительное ежемесячное материальное обеспечение инвалидам войны в размере 1 000 руб. (л.д. 26,100).
В ходе судебного разбирательства также установлено, что решением ОПФР по Челябинской области в г. Златоусте от ДД.ММ.ГГГГ за № выявлена ошибка, допущенная при назначении дополнительного ежемесячного материального обеспечения, установленного ФИО1, а именно факт переплаты данной выплаты в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 85).
ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО1 обратился в УПФР в г. Златоусте и в ОПФР по Челябинской области с идентичными заявлениями, в которых просил произвести перерасчёт пенсии по инвалидности за период с октября 2020 года по август 2021 года, указав в обоснование, что в обозначенный период истец являлся получателем пенсии по инвалидности в соответствии с ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», а также выплат, предусмотренных ФЗ «О ветеранах» и Указом Президента РФ «О мерах по улучшению материального положения инвалидов вследствие военной травмы». С сентября 2021 года по настоящее время ФИО1 является получателем пенсии по инвалидности в порядке, предусмотренном Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу», ежемесячной денежной компенсации на основании ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», а также выплат, предусмотренных ФЗ «О ветеранах» и Указом Президента РФ «О мерах по улучшению материального положения инвалидов вследствие военной травмы». Поскольку размер выплат, произведенных ФИО1 до сентября 2021 года значительно ниже начислений, осуществляемых после обозначенного времени, то ответчик обязан произвести доплату пенсии по инвалидности и других установленных выплат, в связи с неверным применением законодательства сотрудниками территориального органа пенсионного обеспечения (л.д. 13-14).
Также установлено, что ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела контроля (ОКУП №) ОПФР по Челябинской области по результатам разрешения вышеуказанных обращений дан ответ, в котором сообщается, что размеры пенсии, ежемесячной денежной выплаты и дополнительного ежемесячного материального обеспечения установлены ФИО1 в соответствии с нормами действующего пенсионного законодательства, в связи с чем оснований для пересмотра и осуществления доплат не имеется (л.д. 15-16).
Из представленной истцом в материалы дела справки, выданной публичным акционерным обществом «Сбербанк» (далее – ПАО «Сбербанк»), следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (то есть, с учётом переплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) ФИО1 Пенсионным фондом РФ были произведены выплаты всего в размере 130 959,40 руб. (л.д. 201-202).
Отказывая в удовлетворении исковых требований истца, суд первой инстанции суд пришел к выводу о том, что в удовлетворении требований ФИО1 к ОСФР по Челябинской области о возложении обязанности произвести перерасчёт пенсии и осуществить доплату денежных средств в виде разницы между размером пенсии по инвалидности, назначенной истцу 01.08.2021, в соответствии с Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу» военным комиссариатом Челябинской области, и иными причитающимися в связи с этим выплатами, и пенсией по инвалидности (социальной и страховой), федеральных доплат к ней и ДЕМО, выплата которых производилась в период с ноября 2020 года по июль 2021 года, надлежит отказать, поскольку первоначально обратившись в УПФР в г. Златоусте Челябинской области с заявлением о назначении страховой пенсии по инвалидности (19.11.2020), и, в дальнейшем, с заявлением о назначении социальной пенсии по инвалидности (23.12.2020), ФИО1 тем самым реализовал предоставленное ему в силу ст. 3 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и ст. 7 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу», право на установление пенсии по выбору лица, обратившегося за ней, при этом факт последующего обращения истца 27.07.2021 с заявлением в военный комиссариат г. Златоуст и Кусинского района Челябинской области о назначении ему пенсию по инвалидности на основании Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу» также свидетельствует о выборе им соответствующего способа обеспечения пенсионных прав.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они не соответствуют обстоятельствам дела, имеющимся в деле доказательствам и требованиям законодательства.
Согласно положениям ч.ч. 1,2,4 ст. 18 Федерального закона от 14.07.2022 № 236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации» (далее – ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации»), Фонд создается путем реорганизации государственного учреждения - Пенсионного фонда Российской Федерации с одновременным присоединением к нему Фонда социального страхования Российской Федерации; датой создания Фонда считается 01.01.2023. Со дня создания Фонда, территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации считаются территориальными органами Фонда, территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации реорганизуются в форме присоединения к территориальным органам Пенсионного фонда Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, в целях обеспечения реализации п. 2 ч. 4 ст. 18 ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации», ГУ – ОПФР по Челябинской области переименовано в ОСФР по Челябинской области, о чем в материалы дела представлена выписка из ЕГРЮЛ.
Таким образом, на момент судебного разбирательства ответчиком по настоящему спору является ОСФР по Челябинской области.
В силу положений п. 1 ст. 1 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», пенсия по государственному пенсионному обеспечению назначается и выплачивается в соответствии с настоящим Федеральным законом. Пенсионное обеспечение не предусмотренных настоящим Федеральным законом отдельных категорий граждан, осуществляемое за счет средств федерального бюджета, может регулироваться другими федеральными законами.
Согласно ст. 2 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», пенсия по государственному пенсионному обеспечению - ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом, и которая предоставляется, в частности, гражданам в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в случае наступления инвалидности, либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.
Положениями п.п. 1-3 ст. 3 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» установлено, что право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют, в том числе граждане Российской Федерации при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом для различных видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению (ч. 1). Гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено федеральным законом (ч. 2). Право на одновременное получение двух пенсий предоставляется, в частности, гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подпунктом 1 пункта 2 (с применением пункта 3 и пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и страховая пенсия по старости (п. 1 ч. 3).
Согласно п.п. 2,8 п. 1 ст. 4 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют, в частности, военнослужащие и нетрудоспособные граждане.
В силу положений ст. 5 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», в соответствии с настоящим Федеральным законом назначаются следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению, а именно пенсия по инвалидности (п.п. 3 п. 1). Пенсия по инвалидности назначается гражданам, указанным в подп. 2 - 6 и 9 п. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона (п.4 ст. 5).
В соответствии с п. 6 ст. 5 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», социальная пенсия (по инвалидности) назначается гражданам, указанным в подпункте 8 пункта 1 статьи 4 настоящего Федерального закона.
Согласно п.п. 1 п. 1 ст. 11 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», право на социальную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют постоянно проживающие в Российской Федерации инвалиды I, II и III группы, в том числе инвалиды с детства.
Пунктом 2 ст. 11 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» установлено, что гражданам, указанным в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, устанавливается социальная пенсия по инвалидности.
Пунктом 1 ст. 8 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» установлено, что пенсия по инвалидности военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) назначается в порядке, предусмотренном Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу».
В соответствии с положениями ст. 12 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Аналогичные положения также содержатся в ст. 20 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу».
В силу положений ст. 15 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», инвалидностью вследствие военной травмы считается инвалидность, наступившая вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы.
Пунктом 1 ст. 22, п. 1,3-4 ст. 23 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» предусмотрено, что установление пенсии производится по заявлению гражданина; пенсия, предусмотренная настоящим Федеральным законом, независимо от ее вида назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее; перевод с одного вида пенсии на другой вид пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором гражданин обратился за переводом пенсии с одного вида на другой; пенсия по государственному пенсионному обеспечению, в частности, пенсия по инвалидности, социальная пенсия по инвалидности назначается на срок, в течение которого соответствующее лицо признано инвалидом, в том числе бессрочно. Аналогичная по своему содержанию норма установлена ст. 25 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу».
Согласно п. 1 ст. 24 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», назначение, перерасчет размера, выплата и организация доставки пенсии по государственному пенсионному обеспечению производятся органом, определяемым Правительством Российской Федерации, по месту жительства лица, обратившегося за пенсией. Граждане могут обращаться с заявлениями об установлении, о выплате и доставке пенсии непосредственно в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту жительства в случае, если между органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, и многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг заключено соглашение о взаимодействии и подача указанных заявлений предусмотрена перечнем государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в многофункциональном центре. Обращение за установлением, выплатой и доставкой пенсии может быть представлено в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации и который передается с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее - ЕПГУ).
В силу положений п. «а» ст. 1 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу», условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются на следующие категории, в частности, лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации.
В соответствии с п. «б» ст. 5 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу», лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, приобретают право, на пенсии по инвалидности, если они стали инвалидами при условиях, предусмотренных настоящим Законом.
Положениями ст. 7 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу» предусмотрено, что лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору.
Согласно ст. 19 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу», право на пенсию по инвалидности имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, ставшие инвалидами, если инвалидность наступила в период прохождения ими службы или не позднее трех месяцев после увольнения со службы либо если инвалидность наступила позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы.
Пунктом 1 ст. 21 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу» предусмотрено, что инвалиды из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, в зависимости от причины инвалидности подразделяются на следующие категории, а именно инвалиды вследствие военной травмы - лица, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе полученных в связи с пребыванием на фронте, прохождением службы за границей в государствах, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей).
В соответствии со ст. 51 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу», лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, и члены их семей (кроме указанных в части второй статьи 2) с заявлениями о назначении пенсий обращаются, в частности, в пенсионные органы Министерства обороны Российской Федерации.
Таким образом, содержанием приведенных выше правовых норм предусмотрено право истца по его выбору обратиться с заявлением о назначении пенсии по инвалидности – социальной или страховой, в порядке, предусмотренном ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» - в органы Пенсионного фонда РФ, либо на основании Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу» - в данном случае в пенсионные органы Министерства обороны РФ.
Частью 9 ст. 3 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» предусмотрено, что лицам, являющимся инвалидами, пенсия по инвалидности в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается на основании сведений об инвалидности, содержащихся в федеральном реестре инвалидов.
В силу положений ст. 5.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»), федеральный реестр инвалидов является федеральной государственной информационной системой и ведется в целях учета сведений об инвалидах. Оператором федерального реестра инвалидов является Пенсионный фонд Российской Федерации. В федеральный реестр инвалидов включаются следующие сведения о лице, признанном инвалидом, а именно, фамилия, имя, отчество (при его наличии); дата рождения; сведения об инвалидности (группа, причина, ограничение жизнедеятельности, нарушенная функция организма, степень утраты профессиональной трудоспособности инвалида, дата установления инвалидности, срок, на который установлена инвалидность).
Судебная коллегия считает правильным вывод суда первой инстанции о том, что само по себе неуказание ФИО1 в заявлениях о назначении социальной и страховой пенсии по инвалидности сведений относительно прохождения им военной службы, не могло повлиять на возможность правильности принятия ОПФР по Челябинской области решения о назначении истцу пенсии по инвалидности, а также возможность разъяснения пенсионным органом ФИО1 положений законодательства относительно наличия права обратиться за одним из видов пенсии по инвалидности, учитывая факт получения УПФР в г. Златоусте Челябинской области 11.11.2020 по реестру оригинала выписки из акта освидетельствования в отношении истца, то есть ранее обращения с заявлением о назначении пенсии – 19.11.2020 года.
Вместе с тем, входя в обсуждение вопроса о том, имелась ли у ответчика обязанность разъяснить истцу наличие у него права на обращение с заявлением о назначении пенсии по инвалидности на основании Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу», а также относительно того, подлежит ли на ОСФР по <адрес> возложение обязанности произвести перерасчет пенсии и выплатить недополученные денежные средства, суд первой инстанции пришел к неверному об отсутствии оснований для удовлетворения требований иска ФИО1
В силу положений ст. 6 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), финансовое обеспечение расходов на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, включая организацию их доставки, производится за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 10 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу», выплата пенсий лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям обеспечивается за счет средств федерального бюджета. При этом финансирование расходов на выплату пенсий осуществляется в централизованном порядке.
В силу положений п. «а» ст. 11 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу», пенсионное обеспечение лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и их семей в зависимости от последнего места службы этих лиц осуществляется Министерством обороны Российской Федерации - в отношении военнослужащих, уволенных из Вооруженных Сил Российской Федерации.
Пунктом 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 2122-1 и действовавшего на момент обращения ФИО1 с заявлениями о назначении социальной пенсии по инвалидности, страховой пенсии по инвалидности, ДЕМО, было предусмотрено, что Пенсионный Фонд России обеспечивает разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции ПФР.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»), обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный Фонд Российской Федерации (здесь и далее содержание норм вышеуказанного Федерального закона приведено в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений). Пенсионный Фонд РФ (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим. Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы действуют на основании настоящего Федерального закона.
Положениями ч. 2 ст. 13 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» установлено, что страховщик обязан, в частности, обеспечивать целевое использование средств обязательного пенсионного страхования, а также осуществлять контроль за их использованием, в том числе на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета; бесплатно консультировать застрахованных лиц и страхователей по вопросам обязательного пенсионного страхования и информировать их о нормативных правовых актах об обязательном пенсионном страховании.
В силу положений ст. 2 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», ФЗ «О страховых пенсиях», Федерального закона от 28.12.2013 № 424-ФЗ «О накопительной пенсии» и Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования», иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», средства бюджета Пенсионного фонда РФ имеют целевое назначение и направляются, в частности, на доставку пенсий, выплачиваемых за счет средств бюджета Фонда.
Частью 1 ст. 7 ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что порядок финансового обеспечения выплаты страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии определяется ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
При этом суд апелляционной инстанции полагает, что нормы п. 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, действовавшего на момент обращения ФИО1 с заявлениями о назначении страховой и социальной пенсий, ДЕМО, а также ст. 2, ч. 2 ст. 13 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», возлагают на работников территориальных органов пенсионного обеспечения обязанность разъяснять обратившимся к ним гражданам, в частности, содержание нормативных правовых актов об обязательном пенсионном страховании и способы реализации прав таких лиц, не только по наиболее выгодному варианту оценки пенсионных прав, применительно к тем выплатам, которые производятся Пенсионным фондом Российской Федерации (в настоящее время Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации), а и относительно законодательства, касающегося ведомственного пенсионного обеспечения, в том числе размеров полагающихся пенсий и связанных с этим выплат.
Не смотря на то обстоятельство, что истец первоначально с заявлением о назначении страховой пенсии по инвалидности (19.11.2020) обратился непосредственно не в УПФР в г. Златоусте, а в муниципальное автономное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Златоустовского городского округа»; последующее обращение с заявлением о назначении социальной пенсии по инвалидности (23.12.2020) последовало в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», при этом в обоих случаях указание на периоды прохождения ФИО1 военной службы в них отсутствовали, какие-либо приложения среди заявлений не значились; факт обращения истца с заявлением о назначении ДЕМО (ДД.ММ.ГГГГ) непосредственно к разрешению вопроса назначения самой пенсии по инвалидности не относится, у ответчика ОСФР по Челябинской области имелась информация о получении истцом инвалидности вследствие военной травмы, а потому имелась обязанность информировать истца о наиболее выгодном варианте пенсионного обеспечения.
В результате того, что ответчиком не были разъяснены положения пенсионного законодательства относительно возможности выбора обращения за различными видами пенсии, в частности, относительно пенсии по инвалидности, предусмотренной Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу», истец понес убытки, которые подлежат взысканию с ответчика.
В соответствии с арифметическим расчётом, произведенным истцом, и положенным в основание заявленных требований, за период с ноября 2020 года по июль 2021 года ФИО1 должна была быть произведена выплата пенсии по инвалидности на основании Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу» в размере 13 520,94 руб., а всего 121 688,46 руб., что за вычетом произведенных Пенсионным фондом РФ выплат страховой и социальной пенсии с доплатами (39 808,98 руб.), составляет 81 879,48 руб. (121 688,46 руб. - 39 808,98 руб.); размер ежемесячной денежной компенсации согласно ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» составляет 3 996,01 руб., что за период с ноября 2020 года по июль 2021 года всего составит 35 964,09 руб.; разница между подлежащими истцу выплатами в соответствии с п. 3 ст. 14 ФЗ «О ветеранах» за период с ноября 2020 года по апрель 2021 года ежемесячно в размере 5 838 руб., а всего в размере 35 028,12 руб. за вычетом выплат, фактически произведенных ФИО1 на основании п.п. 1-4 п. 1 ст. 3 ФЗ «О ветеранах» за тот же период в сумме 18 822,12 руб. (из расчёта 3 212,04 руб. ежемесячно) составит 16 206 руб. (35 028,12 руб. -18 822,12 руб.) (л.д. 199-200).
Вместе с тем из документов, представленных в суд апелляционной инстанции представителями ОСФР по Челябинской области и ФКУ «Военный комиссариат Челябинской области», в соответствии с требованиями Закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборот наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей» от ДД.ММ.ГГГГ № (далее Закон №), пенсия истца как инвалида третьей группы за период с октября 2020 года (начало получении пенсии в пенсионном органе) до ДД.ММ.ГГГГ (окончание выплат пенсии в пенсионном органе) составила бы 121 996 руб. 36 коп. ( л.д. 25-33, том 2).
Из информации ОСФР по Челябинской области выплаченная пенсия истца за тот же период составила 46 219 руб. 24 коп. (10 560 руб. 78 коп. - страховая пенсия по инвалидности третьей группы, 35 658 руб. 46 коп. – социальная пенсия по инвалидности), то есть недоплата составила 75 777 руб. 12 коп. ( л.д. 25-33, том 2).
Из ответа ФКУ «Военный комиссариат Челябинской области» следует, что истцу полагается к выплате ежемесячная надбавка за выслугу лет, установленная в соответствии с частью 13 статьи 2 Федерального Закона Российской Федерации от 07 ноября 2011 года № 306 № «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», которая за период с октября 2020 года до 31 июля 2021 года выплачена ФКУ «Военный комиссариат Челябинской области» в полном объеме, в том числе, с выплатой долга (л.д. 25-33, том 2).
Как следует из информации ФКУ «Военный комиссариат Челябинской области», в соответствии с Указом Президента Российской Федерации о░ 30 ░░░░░ 2005 ░░░░ № 363 «░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ 6-░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 1941-1945 ░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░ 01 ░░░░░░░ 2005 ░░░░ № 887 «░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░», ░░░░░ ░░░1 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 9 193 ░░░. 55 ░░░., ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 8 700 ░░░., ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 493 ░░░. 55 ░░░. (9193, 55 – 8 700 ░░░.)
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░. 3 ░░. 14 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 12 ░░░░░░ 1995 ░░░░ № 5-░░ «░ ░░░░░░░░░», ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░1 03 ░░░░░ 2014 ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 12.01.1995 ░░░░ № 5-░░ «░ ░░░░░░░░░».
░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 12 ░░░░░ 2014 ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ 03 ░░░░░ 2014 ░░░░. ░░░░░░ ░░░ ░░ 26 ░░░░░░░ ░░░░░░░░ 3 062 ░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 9.1 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 22.01.2015 ░░░░ № 35░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░), ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░ ░░░ – 2018 № ░░ ░░.░░.░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░», ░░░1 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░.
░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 13.05.2021 ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ (░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░»).
░░░░░░░ ░░░1 ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░ ░░░░ ░ 26.10.2020 ░░░░, ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ 5 565 ░░░. 32 ░░░. ( ░ ░░░ ░░░░░ 1 155 ░░░. 06 ░░░. – ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░. 6.1 ░░ ░░ 17.07.1999 ░░░░ № 178-░░ «░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░».
░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░ 48 260 ░░░. 32 ░░░. ( ░.░. 25-33, ░░░ 2).
░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ 76 212 ░░░. 65 ░░░. (75 777 ░░░. 12 ░░░. +493 ░░░. 55 ░░░.).
░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░», ░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░» (░.░. 156, ░░░ 1).
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 328-330 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 27 ░░░░░ 2023 ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░1.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░ №) ░ ░░░░░░ ░░░1 (░░░░░ № №) ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 76 212 ░░░. 65 ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░:
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.