Решение по делу № 33а-23199/2019 от 15.11.2019

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

№ 33а-23199/2019

по делу № 2а-7606/2019

16 декабря 2019 года г.Уфа

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего Мугиновой Р.Х.

судей Портновой Л.В.

Яковлева Д.В.

при ведении протокола судебного заседания

помощником судьи Романовой А.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Республики Башкортостан и Благовещенской таможни на решение Кировского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 10 сентября 2019 года, которым постановлено:

Административный иск общества с ограниченной ответственностью «НТС-ресурс» к государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Республики Башкортостан, Федеральной таможенной службе, Благовещенской таможне, Оренбургской таможне о признании действий государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Республики Башкортостан и Федеральной таможенной службы по прекращению государственной регистрации самоходной машины: ..., по прекращению государственной регистрации паспорта самоходной машины: ... обязании Федеральной таможенной службы России выдать паспорт самоходной машины: ... обязании государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Республики Башкортостан восстановить государственную регистрацию самоходной машины: ...) удовлетворить частично.

Признать действия государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Республики Башкортостан по прекращению государственной регистрации самоходной машины: ... по прекращению государственной регистрации паспорта самоходной машины: ... незаконными.

Обязать Благовещенскую таможню выдать паспорт самоходной машины: ...).

Обязать государственную инспекцию по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Республики Башкортостан восстановить государственную регистрацию самоходной машины: ...).

В удовлетворении требований ООО «НТС-ресурс» к Федеральной таможенной службе отказать.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Портновой Л.В.,

У С Т А Н О В И Л А:

Административный истец ООО «НТС-ресурс» обратилось в суд с административным иском к государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Республики Башкортостан, Федеральной таможенной службе, Благовещенской таможне, Оренбургской таможне с требованиями о признании действий государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Республики Башкортостан и Федеральной таможенной службы по прекращению государственной регистрации самоходной машины: ..., по прекращению государственной регистрации паспорта самоходной машины: ..., обязании Федеральной таможенной службы России выдать паспорт самоходной машины: ...), обязании государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Республики Башкортостан восстановить государственную регистрацию самоходной машины: ...), указав в обоснование иска следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «НТС-ресурс» по трёхстороннему договору купли-продажи от дата№... с ООО «Орентех» (продавец, №...) и ООО «Национальная Лизинговая Компания» (лизингодатель, №...) приобрело в собственность погрузчик фронтальный ....

Вместе с погрузчиком передан паспорт самоходной машины, выданный Благовещенской таможней дата.

Самоходная машина: ... дважды прошел технический осмотр: 18 июля 2018 года, 18 июля 2019 года.

Оренбургская таможня уведомила государственную инспекцию по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Республики Башкортостан об обнаружении признаков подделки паспорта самоходной машины.

Указанное послужило основанием для принятия государственной инспекцией по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Республики Башкортостан решения о прекращению государственной регистрации паспорта самоходной машины: ....

Действия государственных органов, по мнению административного истца, ограничивают право собственности ООО «НТС-ресурс» на самоходную машину в части использования погрузчика по его прямому назначению.

Выявление нарушений в оформлении паспорта самоходной машины не может являться безусловным основанием для лишения сособственника правомочий по пользованию и распоряжением своим имуществом в соответствии с его предназначением.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционных жалобах Государственная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Республики Башкортостан и Благовещенская таможня просят решение суда отменить, принять новое об отказе в удовлетворении требований в полном объеме.

В обосновании доводов жалобы указывают, что Общество с ограниченной ответственностью «НТС-ресурс» по трёхстороннему договору купли-продажи от дата№... с ООО «Орентех» (продавец, №...) и ООО «Национальная Лизинговая Компания» (лизингодатель, ОГРН №...) приобрело в собственность ....

Вместе с погрузчиком передан паспорт самоходной машины, выданный Благовещенской таможней дата.

ООО «ОРЕНТЕХ» на основании таможенной декларации №... через Благовещенский таможенный пост Благовещенской таможни осуществлен ввоз на территорию ЕАЭС транспортного средства - ...). Утилизационный сбор на данную технику не уплачен, паспорт самоходного транспортного средства не выдавался.

В соответствии с пунктом 1 статьи 24.1 Федерального закона от дата № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ) за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 данной статьи уплачивается утилизационный сбор.

Утилизационный сбор взимается в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия при эксплуатации транспортных средств с учетом их технических характеристик оказывающих влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством (шасси) своих потребительских свойств.

Согласно пункту 3 статьи 24.1 Федерального закона № 89-ФЗ, плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые: осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию; осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации; приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 настоящей статьи, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора.

Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета, излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от дата №... (далее - Правила), согласно которых установлен перечень видов и категории самоходных машин и прицепов к ним, в отношений которых уплачивается утилизационный сбор (далее - Перечень).

Спорное транспортное средство - самоходная машина ...) классифицируется по коду 842951 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза (далее-ТН ВЭД ЕАЭС).

Согласно разделу VI Перечня по самоходным транспортным средствам, классифицируемым по коду 842951 ТН ВЭД ЕАЭС, установлена обязанность по уплате утилизационного сбора.

Пунктом 4 постановления Правительства РФ №... установлено, что регистрация и изменение регистрационных данных транспортных средств не осуществляются, если федеральным законом установлено требование по уплате утилизационных сборов в отношении транспортных средств, или утилизационный сбор в отношении транспортных средств не уплачивается в соответствии с пунктом 6 статьи 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", или организацией - изготовителем колесных транспортных средств принято обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты транспортными средствами своих потребительских свойств, в соответствии с Правилами принятия организациями - изготовителями колесных транспортных средств обязательства обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты указанными транспортными средствами своих потребительских свойств, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2012 г. № 870 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств" в случае:

если в паспорте соответствующего транспортного средства отсутствует отметка об уплате утилизационного сбора, или об основании неуплаты утилизационного сбора в соответствии с пунктом 6 статьи 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", или об обязательстве обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты "транспортными средствами своих потребительских свойств, взятом на себя организацией - изготовителем колесных транспортных средств, включенной на момент выдачи паспорта транспортного средства в реестр организаций - изготовителей колесных транспортных средств, принявших обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты транспортными средствами своих потребительских свойств, предусмотренный Правилами принятия организациями - изготовителями колесных транспортных средств обязательства обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты указанными транспортными средствами своих потребительских свойств, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2012 г. N 870 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств", за исключением колесных транспортных средств, паспорта на которые выданы до 1 сентября 2012 г.;

если в паспорте соответствующего колесного транспортного средства имеется отметка о принятии обязательства организацией- изготовителем колесных транспортных средств, не включенной на дату выдачи паспорта в реестр, обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты колесными транспортными средствами своих потребительских свойств, за исключением колесных транспортных средств, паспорта на которые выданы до 1 сентября 2012 г.;

если при изменении регистрационных данных транспортных средств, связанных с заменой номерных агрегатов, представлены номерные агрегаты с транспортных средств, за которые ранее не осуществлено взимание утилизационного сбора в отношении транспортных средств или по которым организацией - изготовителем колесных транспортных средств не принято обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты указанными транспортными средствами своих потребительских свойств, за исключением номерных агрегатов, использовавшихся в комплекте колесных транспортных средств, паспорта на которые выданы до 1 сентября 2012 г.;

если в электронном паспорте транспортного средства со статусом "действующий" отсутствуют сведения об уплате утилизационного сбора в Российской Федерации или об основании неуплаты утилизационного сбора.

При регистрации Погрузчика ООО «НТС-ресурс» предоставила поддельный паспорт самоходной машины, в котором была отметка об уплате утилизационного сбора. Фактически в отношении Погрузчика утилизационный сбор не был уплачен и паспорт самоходной машины таможенными органами не выдавался.

Кировским судом адрес было принято во внимание постановление Конституционного Суда РФ от дата, №...-П «По делу о проверки конституционности положения п.3 ст. 15 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» в связи с жалобой гражданки Шивкуиовой Г.В.». Однако данное решение было принято Конституционным судом РФ в 2011 году, а пункт 4 постановления Правительства РФ №..., которым запрещается регистрировать транспортное средство без уплаты утилизационного сбора, был изменен в 2012 году постановлением Правительства РФ от дата №... «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств».

Проверив материалы дела, выслушав представителя Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Республики Башкортостан – Заманова Т.М., представителя Федеральной таможенной службы и Самарской таможни – Кунцевич Н.Н., поддержавших доводы жалоб, представителя ООО «НТС-Ресурс» Тавдирякова Р.Я., полагавшего решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ч.ч. 1, 3 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к компетенции арбитражных судов.

В соответствии с ч. 2.1 ст. 33 ГПК РФ, если при рассмотрении дела в суде выявилось, что оно подлежит рассмотрению арбитражным судом, суд передает дело в арбитражный суд, к подсудности которого оно отнесено законом.

Согласно пункту 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09.07.2019 N 26 "О некоторых вопросах применения Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с введением в действие Федерального закона от 28 ноября 2018 года N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", если после вступления в силу Федерального закона N 451-ФЗ при поступлении в суд общей юрисдикции искового заявления, административного искового заявления, подлежащего рассмотрению арбитражным судом, или при поступлении в арбитражный суд искового заявления, заявления, подлежащего рассмотрению судом общей юрисдикции, такое исковое заявление, административное исковое заявление, заявление возвращается заявителю соответственно на основании пункта 2 части 1 статьи 135 ГПК РФ, пункта 1 части 1 статьи 129 АПК РФ, пункта 2 части 1 статьи 129 КАС РФ.

Если указанное обстоятельство выяснится после принятия к производству искового заявления, административного искового заявления, заявления, в том числе поданного до вступления в силу Федерального закона N 451-ФЗ, дело передается по подсудности по правилам, установленным частью 2.1 статьи 33 ГПК РФ, частью 4 статьи 39 АПК РФ, частью 2.1 статьи 27 КАС РФ.

ООО «НТС-ресурс», являющийся стороной настоящего спора, имеет статус юридического лица.

В соответствии с ч. 1 ст. 27 АПК РФ арбитражный суд рассматривает дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Принимая во внимание объяснения сторон, характер заявленных истцом к ответчикам требований, обстоятельства, указывающие на установившиеся между ними правоотношения, судебная коллегия полагает, что данный спор является экономическим, поэтому подсуден арбитражному суду.

Судебная коллегия также принимает во внимание, что в части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации установлено, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.01.2010 N 1-П изложена правовая позиция о том, что конституционное право каждого на законный суд является необходимой составляющей закрепленного частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации права на судебную защиту и одновременно - гарантией независимости и беспристрастности суда.

В определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 03.07.2007 N 623-О-П, от 15.01.2009 N 144-О-П, от 19.10.2010 N 1308-О-О разъяснено, что решение, принятое с нарушением правил подсудности, не может быть признано правильным, поскольку оно, вопреки части 1 статьи 47 и части 3 статьи 56 Конституции Российской Федерации, принимается судом, не уполномоченным в силу закона на рассмотрение данного дела, что является существенным (фундаментальным) нарушением, влияющим на исход дела и искажающим саму суть правосудия.

Разрешение дела с нарушением правил подсудности не отвечает требованию справедливого правосудия, поскольку суд, не уполномоченный на рассмотрение того или иного конкретного дела, не является, по смыслу части 1 статьи 46 и части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации, законным (компетентным) судом, а принятые в результате такого рассмотрения судебные акты не обеспечивают гарантии прав и свобод в сфере правосудия. Более того, рассмотрение судом дела, к подсудности которого оно не отнесено законом, является грубым нарушением норм процессуального права и основанием для отмены принятого судебного акта.

При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции на основании п. п. 3 и 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ подлежит отмене, а административное дело направлению по подсудности для рассмотрения по существу в Арбитражный суд Республики Башкортостан.

Руководствуясь ч. 2.1 ст. 27, ст. ст. 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Кировского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 10 сентября 2019 года отменить.

Направить административное дело по иску общества с ограниченной ответственностью «НТС-ресурс» к государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Республики Башкортостан, Федеральной таможенной службе, Благовещенской таможне, Оренбургской таможне о признании действий государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Республики Башкортостан и Федеральной таможенной службы по прекращению государственной регистрации самоходной машины: ...), по прекращению государственной регистрации паспорта самоходной машины: ...), возложении на Федеральную таможенную службы России обязанность выдать паспорт самоходной машины: ...), обязании государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Республики Башкортостан восстановить государственную регистрацию самоходной машины: ...) в Арбитражный суд Республики Башкортостан для рассмотрения.

Председательствующий Мугинова Р.Х.

Судьи Портнова Л.В.

Яковлев Д.В.

Справка: судья Курамшина А.Р.

33а-23199/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
ООО НТС-ресурс
Ответчики
Оренбургская таможня
Благовещенская таможня
Федеральная таможенная служба
Государственная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники РБ
Другие
ООО Национальная лизинговая компания
ООО Орентех
Суд
Верховный Суд Республики Башкортостан
Судья
Портнова Лидия Викторовна
Дело на странице суда
vs.bkr.sudrf.ru
19.12.2019Судебное заседание
26.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.12.2019Передано в экспедицию
19.12.2019Судебное заседание
16.12.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее