Решение по делу № 2а-1547/2021 от 07.06.2021

Дело № 2а-1547/2021

УИД 44RS0002-01-2021-002103-36

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 июля 2021 года                                    г. Кострома

Ленинский районный суд г. Костромы в составе председательствующего судьи Спицыной О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании, в порядке упрощенного (письменного) производства, административное дело по административному иску Управления ФНС России по Костромской области к Ветровой Наталье Юрьевне о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц,

У С Т А Н О В И Л:

Управление ФНС России по Костромской области обратилось в суд с вышеуказанным административным иском. Требования административный истец мотивировал тем, что Ветрова Ю.Н. с dd/mm/yy является собственником жилого дома, расположенного по адресу: ..., кадастровый . Таким образом, у Ветровой Ю.Н. возникла обязанность уплатить налог на имущество физических лиц за 2014 год в размере 137 руб. по сроку уплаты 01.10.2015 по налоговому уведомлению от 25.04.2015. В соответствии с п. 1 ст. 45, п. 2 ст. 69, ст. 70 НК РФ налогоплательщику выставлено требование от 09.11.2015 со сроком уплаты до 12.02.2016. Сумма долга до настоящего времени не оплачена. Со ссылкой на ст.ст. 289-293 КАС РФ истец просит взыскать с ответчика сумму задолженности 137 руб.

Также истцом заявлено ходатайство о восстановлении срока на подачу административного иска в суд на том основании, что срок уплаты по требованию от 09.11.2015 истек 12.08.2019, налоговый орган обратился с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании недоимки, определением мирового судьи от 29.05.2020 в принятии заявления было отказано по причине истечения срока на обращение в суд. Пропуск срока вызван техническими причинами, вызванными сбоем компьютерной программы.

Дело рассмотрено в порядке, установленном Главой 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (в порядке упрощенного (письменного) производства).

Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги и (или) сборы (ст. 19 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 ст. 38 объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй настоящего Кодекса и с учетом положений настоящей статьи.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги и (или) сборы (ст. 19 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 ст. 38 НК РФ объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй настоящего Кодекса и с учетом положений настоящей статьи.

В силу статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Согласно п.п. 1, 2 статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком в установленный срок обязанности по уплате налога, налоговый орган, вправе обратиться в суд с заявлением о его взыскании. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога.

В соответствии с ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Судом установлено, что Ветрова Ю.Н. с dd/mm/yy является собственником жилого дома, расположенного по адресу: ..., кадастровый .

В связи с тем, что Ветрова Ю.Н. является плательщиком налога на имущество физических лиц, налоговым органом произведен расчет налога за период 2014 года в сумме 137 руб., срок уплаты не позднее 01 октября 2015 года:

Налоговое уведомление от 25 апреля 2015 года направлено налогоплательщику.

В связи с неуплатой налога в срок, налогоплательщику было выставлено требование: от 09.11.2015со сроком уплаты до 12.02.2016.

В соответствии со ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Аналогичные положения содержит часть 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В соответствии с ч. 3 ст. 92 КАС РФ течение процессуального срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после даты или наступления события, которыми определено его начало.

Как указал истец в административном иске, с заявлением о выдаче судебного приказа налоговый орган в установленный законом срок не обратилась (добровольный срок уплаты по требованию от 09.11.2015 истек 12.08.2019). Направленное заявление о выдаче судебного приказа определением мирового судьи судебного участка № 9 Ленинского судебного района г. Костромы от 29.05.2020 возвращено в связи с пропуском срока.

Настоящий иск направлен и поступил в Ленинский районный суд г. Костромы 07 июня 2021, т.е., по истечении установленного законом срока.

Административный истец направил в суд ходатайство о восстановлении пропущенного срока, указав, что пропуск срока вызван техническими причинами, вызванными сбоем компьютерной программы.

Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 г. №479-О-О).

Исходя из разъяснений п. 60 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" при рассмотрении заявлений налоговых органов о взыскании налогов, пеней, штрафов, предъявленных на основании пункта 3 статьи 46, пункта 1 статьи 47, пункта 1 статьи 115 НК РФ, судам, независимо от наличия соответствующего заявления ответчика, необходимо проверять, не истекли ли установленные этими нормами сроки для обращения налоговых органов в суд.

Учитывая, что данные сроки в силу названных норм могут быть при наличии уважительных причин восстановлены судом, однако такое восстановление производится судом на основании ходатайства налогового органа, в случае пропуска срока и отсутствия соответствующего ходатайства либо в случае отказа в удовлетворении ходатайства суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.

При этом не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска указанных сроков необходимость согласования с вышестоящим органом (иным лицом) вопроса о подаче налоговым органом в суд соответствующего заявления, нахождение представителя налогового органа в командировке (отпуске), кадровые перестановки, смена руководителя налогового органа (его нахождение в длительной командировке, отпуске), а также иные внутренние организационные причины, повлекшие несвоевременную подачу заявления.

Поскольку истцом не приведено уважительных причин пропуска срока, доказательств таковому не представлено, оснований для восстановления процессуального срока не имеется.

В соответствии с п. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

При вышеуказанных обстоятельствах в удовлетворении административного иска следует отказать.

Статьей 59 НК РФ предусмотрено, что недоимка и задолженность по пеням и штрафам признаются безнадежными к взысканию в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафа (п.п. 4 п.1).

В соответствии с п.9 Постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 года № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами ч.1 Налогового кодекса РФ», вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта. Соответствующие записи должны быть исключены налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика немедленно после вступления такого судебного акта в силу.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что налоговым органом утрачена возможность взыскания с ответчика задолженности в связи с истечением установленного срока их взыскания.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 293-294 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении ходатайства Управления ФНС России по Костромской области о восстановлении срока на подачу административного иска к Ветровой Наталье Юрьевне о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц отказать.

Административный иск Управления ФНС России по Костромской области к Ветровой Наталье Юрьевне о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц 137 руб. оставить без удовлетворения – по причине утраты налоговым органом возможности взыскания недоимки в связи с истечением срока на обращение в суд.

Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Суд по ходатайству заинтересованного лица выносит определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.

Судья                                        О.А.Спицына

2а-1547/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
УФНС Росии по Костромской области
Ответчики
Ветрова Наталья Юрьевна
Суд
Ленинский районный суд г. Кострома
Судья
Спицына О. А.
Дело на странице суда
leninsky.kst.sudrf.ru
07.06.2021Регистрация административного искового заявления
07.06.2021Передача материалов судье
10.06.2021Решение вопроса о принятии к производству
10.06.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.06.2021Опр. о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
30.07.2021Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
30.07.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.08.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее