Решение по делу № 2-1452/2019 от 19.02.2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 апреля 2019 года                                                                                        г. Иркутск

Кировский районный суд г. Иркутска в составе

председательствующего судьи Бакановой О.А.,

при секретаре Пакилеве А.А.,

с участием представителя истца Лобановой Н.А. – Кузнецова В.А., действующего на основании доверенности,

представителя ответчика Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области – Ткачевой Ю.Ю., действующей на основании доверенности,

представителя третьего лица Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации – Князевой Е.А., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1452/2019 по исковому заявлению Лобанова Н.А. к Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о предоставлении государственного жилищного сертификата в связи с утратой жилого помещения,

    УСТАНОВИЛ:

Лобанова Н.А. обратилась в суд с иском к Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о предоставлении государственного жилищного сертификата в связи с утратой жилого помещения.

В обоснование исковых требований истец указала, что является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ

Как указывает истец, Лобанова Н.А. с ДД.ММ.ГГГГ г. проживала со своей матерью Зволинской Н.И. в п. Бубновка, в связи с ее тяжелой болезнью. ДД.ММ.ГГГГ г. Лобанова Н.А. перевезла свою мать в г. Киренск для лечения в районной больнице. При этом Лобанова Н.А. продолжала пользоваться и распоряжаться жилым помещением по адресу: <адрес>

ДД.ММ.ГГГГ в результате стихийного бедствия (пожара) в поселке Бубновка Киренского района Иркутской области, указанный поселок признан непригодным для проживания, подлежащим закрытию и переселению граждан в соответствии с положениями Постановления Правительства Иркутской области от 19.07.2017 г. № 409-пп.

На основании указанного постановления Лобановой Н.А. было подано заявление в ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Киренскому району».

Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ Лобановой Н.А. отказано в выдаче Свидетельства на единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения в связи с утратой жилого помещения по причине отсутствия решения суда об установлении факта постоянного проживания в утраченном жилом помещении.

Лобанова Н.А. переехала в г. Иркутск в приобретенную по ипотеке квартиру. Указанный отказ не обжаловала.

В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 17.07.2011 г. № 211-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», право на получение жилищных субсидий имеют граждане, проживающие по месту жительства в закрывающемся населенном пункте на дату принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о его закрытии, независимо от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Как указывает истец, по информации в прессе и в сети Интернет в Министерстве экономического развития РФ принято решение о ликвидации поселка Бубновка в Киренском районе Иркутской <адрес>.

Со ссылкой на положения ч. 1 ст. 40 Конституции РФ, ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 17.07.2011 г. № 211-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» просит суд обязать Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области выдать Лобановой Н.А. государственный жилищный сертификат в связи с утратой жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

В судебное заседание истец Лобанова Н.А., уведомленная о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, не явилась, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие, реализовала право на участие в судебном заседании через представителя по доверенности.

В судебном заседании представитель истца Лобановой Н.А. по доверенности Кузнецов В.А. исковые требования своего доверителя поддержал в полном объеме, полагал, что истец имеет право на получение государственного жилищного сертификата на основании положений Федерального закона от 17.07.2011 г. № 211-ФЗ, при этом не оспаривал факт обеспеченности истца жилым помещением в г. Иркутске.

В судебном заседании представитель ответчика Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по доверенности Ткачева Ю.Ю. исковые требования не признала, считает их незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению, по основаниям, изложенным в представленных в материалы дела письменных возражениях, просит суд отказать в удовлетворении заявленных исковых требований, в том числе в связи с тем, что решение о закрытии поселка Бубновка компетентным органом не принято, истец обеспечена жилым помещением в г. Иркутске, с заявлением и соответствующим пакетом документов для принятия на учет в Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области не обращалась.

В судебном заседании представитель третьего лица Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации по доверенности Князева Е.А. полагала исковые требования удовлетворению не подлежащими ввиду их необоснованности, просила отказать в удовлетворении исковых требований.

В судебное заседание третье лицо ОГКУ «Управление социальной защиты по Киренскому и Катангскому району», уведомленное о времени и месте рассмотрения дела, представителя не направило, просило о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

Дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав участников процесса, исследовав представленные по делу доказательства в их совокупности и взаимной связи, материалы гражданского дела № 2-1452/2019, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В соответствии с абзацем первым статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Согласно п. «л» ч. 1 ст. 11 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21.12.1994 N 68-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.

Финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций регионального, межрегионального и федерального характера, включая погашение государственных жилищных сертификатов, выданных гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате указанных чрезвычайных ситуаций, осуществляется за счет бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (пункт 1 и подпункт "а" пункта 4 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 г. N 110).

Правовое регулирование обеспечения жилищных прав граждан, утративших жилое помещение в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий осуществляется Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июня 1995 г. N 561 "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 7 июня 1995 г. N 561); Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 октября 1995 г. N 982 "Об утверждении Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями"; постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 г. N 110 "О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий", а также нормативными актами субъекта Российской Федерации.

Так согласно п. 10(1) ст. 5 Закона Иркутской области "Об отдельных вопросах защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Иркутской области" от 08.06.2009 N 34-оз Правительство Иркутской области осуществляет установленные федеральным и областным законодательством полномочия в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе принимает решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, определяет случаи и порядок осуществления единовременных денежных выплат, круг лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены, а также уполномоченный исполнительный орган государственной власти области, осуществляющий указанные выплаты.

В связи с крупномасштабными пожарами на территории Киренского района, с учетом наиболее крупного ущерба, причиненного в результате пожара в поселке Бубновка Киренского района Иркутской области, в целях оказания помощи населению, выполнения первоочередных аварийно-восстановительных работ и нормализации обстановки в пострадавших населенных пунктах издан Указ Губернатора Иркутской области "О мерах по ликвидации последствий крупномасштабных пожаров на территории Иркутской области" от 03.05.2017 N 77-уг.

Постановлением Правительства Иркутской области от 19.06.2017 N 409-пп "О порядке осуществления мероприятий по переселению отдельных категорий граждан в Иркутской области в 2017 году" утверждено Положение о предоставлении в 2017 году отдельным категориям граждан, проживающих на территории Иркутской области, единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (утратило силу с 01.01.2018 г.).

В соответствии с п. 3 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 19.06.2017 N 409-пп, право на единовременную денежную выплату имеют граждане, постоянно проживающие на территории Иркутской области, отвечающие одному из следующих условий:

1) гражданин является собственником утраченного жилого помещения или жилого помещения в поселке Бубновка, чье право собственности на такое жилое помещение зарегистрировано в установленном порядке, или гражданин имеет документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на утраченное жилое помещение или жилое помещение в поселке Бубновка;

2) гражданин является нанимателем утраченного жилого помещения или жилого помещения в поселке Бубновка по договору социального найма;

3) гражданин не является собственником (нанимателем) утраченного жилого помещения или жилого помещения в поселке Бубновка либо членом семьи собственника (нанимателя) утраченного жилого помещения или жилого помещения в поселке Бубновка, но имеет регистрацию по месту жительства в утраченном жилом помещении или жилом помещении в поселке Бубновка либо признан в судебном порядке постоянно проживающим в утраченном жилом помещении или жилом помещении в поселке Бубновка;

4) гражданин является членом семьи собственника (нанимателя) утраченного жилого помещения, имеющего другое жилое помещение на праве собственности, пригодное для проживания.

Согласно п. 9 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 19.06.2017 N 409-пп, право на получение единовременной денежной выплаты удостоверяется свидетельством. Срок действия свидетельств ограничивается 20 декабря 2017 года включительно.

Пунктом 11 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 19.06.2017 N 409-пп, установлен перечень документов, прилагаемых к заявлению о выдаче свидетельства, в том числе решение суда об установлении факта постоянного проживания в утраченном жилом помещении или жилом помещении в поселке Бубновка.

Согласно пп. 5 п. 16 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 19.06.2017 N 409-пп, основанием для принятия решения об отказе в выдаче свидетельства является наличие заключения Комиссии, содержащего рекомендацию об отказе в выдаче свидетельства.

В соответствии с п. 6 Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 09.10.1995 N 982 на основании заявления гражданина, чье жилое помещение было утрачено в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или при пресечении террористического акта правомерными действиями, и после проведения сверки сведений, указанных в заявлении, с данными паспорта или другого документа, удостоверяющего личность гражданина (для детей - свидетельство о рождении), органом местного самоуправления подготавливается список по форме согласно приложению N 3(1), который подписывается главой местной администрации муниципального образования, на территории которого проживают граждане, лишившиеся жилого помещения. Начальник главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъекту Российской Федерации подписывает списки, подтверждая нахождение адресов граждан в зоне чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, совершения террористического акта или проведения мероприятий по пресечению террористического акта правомерными действиями. Руководитель территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне проверяет списки граждан на соответствие указанных в них сведений об адресе регистрации по месту жительства и паспорте сведениям об этих гражданах, которые находятся в распоряжении Министерства внутренних дел Российской Федерации, после чего подписывает их. Список утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого произошли чрезвычайная ситуация, стихийное бедствие, террористический акт или пресечение террористического акта правомерными действиями, и направляется в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, которое после согласования списка направляет его в Министерство финансов Российской Федерации для осуществления последующего погашения сертификатов.

В силу положений п. 7 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 09.10.1995 N 982, внесение изменений в утвержденный список путем включения в него дополнительных граждан или семей не допускается.

Согласно положения п. 2 Постановления Правительства РФ "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями" от 07.06.1995 N 561, согласно которому государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам при одновременном выполнении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями следующих условий: постоянное проживание в утраченном жилом помещении; регистрация по месту жительства в утраченном жилом помещении.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в Обзоре судебной практики по делам, связанным с реализацией гражданами, лишившимися жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, права на получение государственного жилищного сертификата, рассмотренным в 2009 - 2014 годах, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.10.2015 г., право на его получение и, следовательно, выделение государством помощи в связи с утратой жилого помещения имеют граждане Российской Федерации при одновременном наличии следующих условий: постоянного проживания на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия в утраченном жилом помещении; регистрации на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия в утраченном жилом помещении; утраты единственного жилого помещения в результате стихийного бедствия; государственные жилищные сертификаты выдаются постоянно проживавшим и зарегистрированным в утраченном жилом помещении на момент стихийного бедствия гражданам, в иных случаях риск случайной гибели или случайного повреждения своего имущества несет собственник (статья 211 ГК РФ).

В судебном заседании установлено, что истец Лобанова Н.А. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Синенко А.А., действующей в интересах Зволинской Н.И. (даритель), и Лобановой Н.А. (одаряемая). Право собственности Лобановой Н.А. на указанное жилое помещение зарегистрировано в Управлении Росреестра по Иркутской области ДД.ММ.ГГГГ.

Из доводов иска и устных пояснений представителя истца Кузнецова В.А., данных в судебном заседании, следует, что с ДД.ММ.ГГГГ г. истец проживала со своей матерью Зволинской Н.И. в п. Бубновка, в связи с тяжелой болезнью матери; ДД.ММ.ГГГГ г. Лобанова Н.А. переехала в г. Киренск, при этом Лобанова Н.А. продолжала пользоваться жилым помещением по адресу: <адрес>, оплачивала коммунальные услуги.

Согласно справке ГУ МЧС РФ по Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ действительно ДД.ММ.ГГГГ в поселке Бубновка Киренского района Иркутской области произошло стихийное бедствие (пожар), в результате на территории поселка действует ЧС.

Согласно доводам представителя истца по доверенности Кузнецова В.А. дом по адресу: <адрес>, в пожаре не пострадал, однако, был снесен в последующем.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Лобанова Н.А. на основании Постановления Правительства Иркутской области от 19.07.2017 г. № 409-пп обратилась в ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Киренскому району» с заявлением о выдаче свидетельства на единовременную денежную выплату для приобретения жилого помещения на территории Иркутской области.

Как следует из уведомления ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Киренскому району» от ДД.ММ.ГГГГ в выдаче Свидетельства на единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения в связи с утратой жилого помещения или признанием его в установленном порядке непригодным для проживания Лобановой Н.А. отказано по причине не предоставления документов, подтверждающих факт постоянного проживания в жилом помещении в п. Бубновка (пп.4 п. 11 Положения).

С указанным решением Лобанова Н.А. согласилась, не обжаловала его.

Согласно информации администрации Киренского муниципального образования на запрос суда сведения о фактическом месте жительства Лобановой Н.А. на территории Киренского муниципального образования отсутствуют, регистрация Лобановой Н.А. в жилом помещении на территории п. Бубновка отсутствует.

В судебном заседании из выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ произведена государственная регистрация прекращения права собственности Лобановой Н.А. на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>; а ДД.ММ.ГГГГ произведена государственная регистрация права собственности Лобановой Н.А. на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.

Из доводов иска и пояснений представителя истца по доверенности Кузнецова В.А. следует, что истец Лобанова Н.А., продав квартиру в г. Киренск, переехала в ДД.ММ.ГГГГ г. на постоянное место жительства в жилое помещение по адресу: <адрес>.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела судом установлено, что как на момент пожара в п. Бубновка Лобанова Н.А. имела в собственности жилое помещение по адресу: <адрес>, так и в настоящее время обеспечена жилым помещением, принадлежащим ей на праве собственности, расположенным по адресу: <адрес>.

Из адресной справки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что с ДД.ММ.ГГГГ Лобанова Н.А. зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>

Обращаясь с иском в суд, истец указывает, что она не требует предоставления Свидетельства на единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения в связи с утратой жилого помещения или признанием его в установленном порядке непригодным в результате чрезвычайной ситуации (на основании Постановления Правительства Иркутской области от 19.07.2017 г. № 409-пп) поскольку согласилась и не оспорила решение ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Киренскому району» от 31.10.2017 г. об отказе в его выдаче, а требует от Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области предоставления государственного жилищного сертификата в связи с утратой жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, по причине закрытия поселка, то есть на основании ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 17.07.2011 г. № 211-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

Исследовав нормативное регулирование спорных правоотношений в рамках предмета заявленных требований, суд исходит из следующего.

Право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение жилых помещений и условия их предоставления гражданам Российской Федерации, выезжающим из населенных пунктов (в том числе из городов, поселков), с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании решений органов государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации регламентировано Федеральным законом от 17.07.2011 г. № 211-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

В соответствии с ч. 1. ст. 4 Федерального закона от 17.07.2011 г. № 211-ФЗ право граждан, выезжающих из закрывающихся населенных пунктов, на получение жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом.

В соответствии с положениями ч. 2, 3 ст. 2 Федерального закона от 17.07.2011 г. № 211-ФЗ право на получение жилищных субсидий имеют граждане, выезжающие из закрывающихся населенных пунктов, не имеющие иных жилых помещений на территории Российской Федерации или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели, проживающие по месту жительства в указанных населенных пунктах. Право на получение жилищных субсидий имеют граждане, проживающие по месту жительства в закрывающемся населенном пункте на дату принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о его закрытии, независимо от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Таким образом, нормативно определены условия предоставления государственной жилищной субсидии, в том числе: принятие уполномоченным органом государственной власти решения о закрытии населенного пункта, отсутствие у заявителя других жилых помещений на территории Российской Федерации (или нуждаемость в улучшении жилищных условий), проживание заявителя в закрывающемся населенном пункте на момент принятия решения о закрытии населенного пункта.

Кроме того, действующее нормативное регулирование предусматривает заявительный порядок реализации прав граждан на предоставление жилищной субсидии, оформленной государственным жилищным сертификатом.

Так согласно положений ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 17.07.2011 г. № 211-ФЗ граждане, выезжающие из закрывающихся населенных пунктов и принятые на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют право состоять на данном учете, жилищные субсидии им предоставляются в соответствии с имеющейся очередностью для указанной категории граждан. В соответствии с положениями ст. 3 Федерального закона от 17.07.2011 г. № 211-ФЗ постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан.

Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 (ред. от 20.11.2018) установлены порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов.

Согласно пп. «и» п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках основного мероприятия имеют следующие категории граждан Российской Федерации: и) граждане, выезжающие из населенных пунктов (в том числе из городов, поселков), с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании решений органов государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации (далее - закрывающиеся населенные пункты), имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".

В соответствии с пп. «ж» п. 19 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153, для участия в основном мероприятии граждане, указанные в подпунктах "з" и "и" пункта 5 настоящих Правил, подают в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации заявление об участии в основном мероприятии по форме согласно приложению N 1, документы о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных о себе по форме согласно приложению N 1(1) с приложением следующих документов: ж) граждане, указанные в подпункте "и" пункта 5 настоящих Правил:

документ, удостоверяющий личность гражданина, подтверждающий проживание по месту жительства в закрывающемся населенном пункте на дату принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о его закрытии;

выписка из решения органа по учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с выездом из закрывающихся населенных пунктов, о постановке гражданина на указанный учет;

копия документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации);

копии документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи.

Согласно п. 21 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 подразделения, органы местного самоуправления (органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации), осуществляющие учет граждан, осуществляют проверку документов, представленных гражданами в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил, а также полученных указанными подразделениями, органами и администрацией в соответствии с пунктом 20(1) настоящих Правил. По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником основного мероприятия. В случае признания гражданина участником основного мероприятия на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения. О принятом решении гражданин уведомляется в порядке, установленном органом исполнительной власти.

Кроме того, порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» регламентирован Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 N 879 «Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Согласно п. 2 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 N 879, регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан.

Согласно п. 9(1) Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 N 879, для регистрации и постановки на учет гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления) по месту жительства следующие документы:

а) заявление по форме согласно приложению N 1;

б) копии документов, удостоверяющих личность заявителя и проживающих с ним членов семьи;

в) копии документов, подтверждающих родственные отношения заявителя и членов его семьи (свидетельства о браке (свидетельства о расторжении брака, записи актов гражданского состояния), свидетельства о рождении (страницы паспорта гражданина Российской Федерации с внесенными сведениями о детях и семейном положении), свидетельства об усыновлении);

г) копии правоустанавливающих документов на жилые помещения, принадлежащие на праве собственности заявителю и (или) членам его семьи, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.

Согласно п. 9 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 N 879, заявление регистрируется в книге регистрации и учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, согласно приложению N 2 (далее именуется - книга регистрации и учета), к заявлению прилагаются документы в соответствии с пунктом 9 либо пунктом 9(1) настоящего Положения. Книга регистрации и учета является документом строгой отчетности.

Разрешая исковые требования Лобановой Н.А. о возложении на Министерство обязанности предоставить истцу государственный жилищный сертификат в связи с утратой жилого помещения в закрывающемся населенном пункте в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, судом установлено, что истец Лобанова Н.А. с соответствующим заявлением в Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области не обращалась, необходимый пакет документов как того требуют положения пп. «ж» п. 19 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153, п. 9(1) Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 N 879, не предоставляла.

Правилами согласования с Правительством Российской Федерации закрытия населенных пунктов (в том числе городов, поселков), полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании решений органов государственной власти субъектов Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.12.2013 N 1146 установлен порядок согласования закрытия населенных пунктов.

Из содержания указанных Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.12.2013 N 1146, следует, что для закрытия населенного пункта высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации направляет в Министерство экономического развития Российской Федерации предложение о закрытии населенного пункта с приложением соответствующего пакета документов. По результатам рассмотрения предложения о закрытии населенного пункта Межведомственная комиссия при Министерстве экономического развития Российской Федерации выдает заключение о целесообразности (нецелесообразности) согласования указанного предложения.

Согласно п. 10 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.12.2013 N 1146, в случае выдачи заключения Межведомственной комиссии о целесообразности согласования предложения о закрытии населенного пункта Министерство экономического развития Российской Федерации готовит проект распоряжения Правительства Российской Федерации о согласовании закрытия населенного пункта и вносит его в установленном порядке в Правительство Российской Федерации с приложением предложения о закрытии населенного пункта, заключения и протокола заседания Межведомственной комиссии.

Таким образом, для закрытия населенного пункта требуется принятие распоряжения Правительства Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что решение уполномоченного органа Правительства Российской Федерации о закрытии п. Бубновка Киренского района Иркутской области не принято.

Ссылка представителя истца о наличии Распоряжения Правительства Иркутской области от 01.03.2019 г. № 98-рп «О создании комиссии по упразднению поселка Бубновка Киренского района Иркутской области» правового значения в рассматриваемом споре не имеет, поскольку указанное распоряжение от 01.03.2019 г. № 98-рп решения Правительства Российской Федерации о закрытии населенного пункта не подменяет.

Анализ нормативного регулирования и представленных по делу доказательств позволяет суду прийти к выводу о том, что исковые требования Лобановой Н.А. являются необоснованными.

В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В силу положений ч. 1, ч. 2 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Таким образом, законодатель связывает реализацию права гражданина на принятие на учет нуждающихся в получении жилья и состояния на таком учете с подтверждением гражданином критерия нуждаемости, а также с исполнением обязанностей, предусмотренных Правилами.

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что истец Лобанова Н.А. не подтвердила наличие ни одного из оснований, являющихся в силу положений ч. 2, 3 ст. 2 Федерального закона от 17.07.2011 г. № 211-ФЗ, условием для постановки на учет для получения государственного жилищного сертификата, а также не подтвердила соблюдение истцом заявительного порядка с предоставлением в уполномоченный орган необходимого пакета документов согласно пп. «ж» п. 19 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153, а также п. 9(1) Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 N 879.

Так, истец Лобанова Н.А. не представила доказательств, что распоряжением Правительства Российской Федерации п. Бубновка Киренского района Иркутской области закрыт, что истец на момент принятия данного решения постоянно проживала в указанном поселке и не имела в собственности других жилых помещений в Российской Федерации (являлась нуждающейся в предоставлении жилого помещения).

С заявлением о постановке на учет истец Лобанова Н.А. в уполномоченный орган для получения государственного жилищного сертификата на основании положений Федерального закона от 17.07.2011 г. № 211-ФЗ, не обращалась.

Обращение истца Лобановой Н.А. в ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Киренскому району» с заявлением о выдаче свидетельства на основании на основании Постановления Правительства Иркутской области от 19.07.2017 г. № 409-пп не подменяет необходимости реализации истцом заявительного порядка для постановки на учет с целью получения социальной выплаты для приобретения жилого помещения по основанию, предусмотренному положениями Федерального закона от 17.07.2011 г. № 211-ФЗ.

Согласно ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Поскольку в ходе рассмотрения дела судом не установлен факт нарушения Министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области прав Лобановой Н.А., исковые требования удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Лобанова Н.А. к Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о возложении на Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области обязанности выдать Лобанова Н.А. государственный жилищный сертификат в связи с утратой жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, оставить без удовлетворения.

Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированный текст решения будет изготовлен 28 апреля 2019 года.

    Председательствующий                         О.А. Баканова

2-1452/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Лобанова Наталья Александровна
Ответчики
Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области
Другие
Кузнецов Виктор Анатольевич
Российская Федерация в лице Министрерства Финансов РФ
Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ
ОГКУ Управление социальной защиты по Киренскому и Катангскому району
Суд
Кировский районный суд г. Иркутск
Судья
Баканова Ольга Андреевна
Дело на странице суда
kirovsky.irk.sudrf.ru
19.02.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.02.2019Передача материалов судье
22.02.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.02.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.04.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.04.2019Судебное заседание
23.04.2019Судебное заседание
31.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.03.2020Передача материалов судье
31.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.03.2020Судебное заседание
31.03.2020Судебное заседание
31.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.04.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее