Решение по делу № 2-4910/2013 от 30.09.2013

Дело № 2-4910/2013

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 декабря 2013 года                             г. Чебоксары

Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Ермолаевой Т.П., при секретаре судебного заседания Николаевой И.Г., с участием истца представителя истца – Тимофеевой Е.А., представителя ответчика – Журиной О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тимофеева ФИО7 к администрации города Чебоксары о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения во внеочередном порядке,

установил:

Тимофеев Ю.А. обратился в суд с иском о возложении на администрацию города Чебоксары обязанности предоставить ему благоустроенное жилое помещение по установленным нормам во внеочередном порядке, указав в нем, что он страдает тяжелой формой хронического заболевания, входящей в утвержденный Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 г. № 378 Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, что подтверждается соответствующими медицинскими документами. По этому основанию он состоит в льготной очереди нуждающихся в жилом помещении в администрации Ленинского района г. Чебоксары с дата. Как малоимущий, страдающий тяжелой формой хронического заболевания и нуждающийся в жилом помещении, полагает истец, он имеет право на внеочередное обеспечение жильем по правилам п. 3 ч.2 ст. 57 ЖК РФ. Однако названное право до настоящего времени не реализовано, что свидетельствует о нарушении его жилищных прав.

Истец в судебном заседании не присутствовал, доверил представлять свои интересы, в том числе и в свое отсутствие, Тимофеевой Е.А., наделив ее в доверенности полным объемом полномочий стороны по делу.

Представитель истца иск своего доверителя поддержала по изложенным в нем основаниям и вновь привела их суду, пояснив также, что истец проживает в бывшем общежитии с местами общего пользования на пять семей и другого жилья он и члены его семьи не имеют.

Журина О.А., представляющая интересы администрации города Чебоксары иск не признала, пояснив суду, что администрация города Чебоксары право истца на льготное обеспечение жильем не оспаривает. Однако в списке на льготное обеспечение жильем состоят иные граждане, обладающие аналогичным с ним правом, в связи с чем предоставление истцу жилого помещения вне очереди приведет к нарушению их жилищных прав. В настоящее время у администрации города Чебоксары отсутствует свободное жилье для обеспечения данной категории граждан жилыми помещениями на условиях договора социального найма.

Администрация Ленинского района г. Чебоксары о месте и времени судебного разбирательства извещена надлежащим образом, однако их представитель в судебное заседание не явился, направил в адрес суда заявление о разрешении данного спора без его участия.

Согласно ч.ч. 3 и 4 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного разбирательства, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Учитывая, что все участвующие в деле лица были своевременно и надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в суде и им была обеспечена реальная возможность явиться к месту судебного разбирательства вовремя, суд рассматривает их неявку волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав. Указанное обстоятельство не может служить препятствием для рассмотрения судом дела по существу.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

Способы защиты жилищных прав определены в ст. 11 Жилищного кодекса РФ, согласно которой защита жилищных прав осуществляется путем: признания жилищного права; восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения и иными способами, предусмотренными настоящим Кодексом, другим федеральным законом.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2).

Как неоднократно подчеркивал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, обозначенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении им нормальных условий существования (Постановление от 16 декабря 1997 года N 20-П, Определение от 15 февраля 2005 года № 17-О и др.).

Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере, как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 12.04.2011 № 551-О-О, распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило, в том числе, международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).

В связи с этим Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Тем самым определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.

В Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 года, федеральный законодатель предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 3 ноября 2009 года № 1368-О-О и от 1 декабря 2009 года № 1548-О-О).

В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2); жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).

Одним из оснований нуждаемости, согласно ст. 51 ЖК РФ, является проживание нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, членов семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственников жилых помещений, членов семьи собственника жилого помещения, в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и отсутствие иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации.

Определяя общий порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма лицам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, федеральный законодатель связал его с очередностью исходя из времени принятия их на учет (часть 1 статьи 57) и установил исключение для отдельных категорий граждан (часть 2 статьи 57), которым жилые помещения из жилищного фонда социального использования предоставляются вне очереди.

Так, согласно пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации правом на внеочередное предоставление жилых помещений обладают граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанные в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечне.

В Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 г. № 378, включена эпилепсия с частыми припадками, к числу которых отнесено и заболевание истца (G40).

Согласно материалам дела, истец состоит в списке лиц, нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма, в администрации Ленинского района г. Чебоксары. Как малоимущий в общей очереди истец состоит с дата г., а в льготной очереди (в связи с наличием у него тяжелого хронического заболевания) - с дата Право истца на льготное обеспечение жильем по указанному в иске основанию подтверждено заключением ------ от дата (л.д.13).

Из содержания ст. 49 ЖК РФ и п. 4 ч.1 ст. 51 ЖК РФ следует, что для реализации права на льготное обеспечение жильем в качестве одного из обязательных условий является проживание в квартире, занятой таким больным, нескольких семей. Изложенные в иске доводы о том, что истец проживает в жилом помещении в бывшем общежитии, где занимает комнату с местами общего пользования на несколько семей и другого жилья не имеет, подтверждены материалами дела. Опровергающих доказательств ответчиком не представлено. Напротив, в судебном заседании ответчиком право истца на льготное обеспечение жильем не оспаривалось. В силу положений ст. 56 ГПК РФ суд рассматривает данный спор исходя из представленных суду доказательств.

Таким образом, обладая статусом малоимущего и имея объективную нуждаемость в жилом помещении в связи с проживанием в жилом помещении, занятым несколькими семьями, как лицо, страдающее тяжелой формой хронического заболевания, при которой невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, истец вправе претендовать на льготное обеспечение жильем на основании норм части 2 статьи 57 ЖК Российской Федерации.

При этом в нормах ч.2 ст. 57 ЖК РФ законодатель, вопреки утверждениям ответчика, разрешение требования о предоставлении жилой площади не ставит в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом и от времени постановки их на учет и в ней нет положения о предоставлении жилой площади в порядке очередности.

О наличии обстоятельств, предусмотренных ст. 53 ЖК РФ, ответчиком не заявлено и представленные суду доказательства об этом не свидетельствуют.

Согласно п. 3 ст. 2 ЖК РФ органы местного самоуправления в установленном законом порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма жилых помещений муниципального и государственного жилищного фонда.

Положениями п. 5 ст. 14 ЖК РФ также предусмотрено, что предоставление жилых помещений по договорам социального найма входит в компетенцию органов местного самоуправления. Аналогичные права по управлению и распоряжению муниципальной собственностью закреплены и в локальных нормативных актах, в частности, в ст. ст. 32, 34 Устава муниципального образования, исполнительным органом которого является администрация города Чебоксары. Поскольку истец имеет статус малоимущего, обеспечение жилым помещением в данном случае производится за счет муниципального жилищного фонда социального использования. В связи с изложенными обстоятельствами, обязанность по предоставлению жилого помещения истцу должна быть возложена на администрацию города Чебоксары.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ,

решил:

Обязать администрацию города Чебоксары предоставить Тимофееву ФИО8 благоустроенное жилое помещение по установленным нормам во внеочередном порядке.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Чувашской Республики в течение месяца через Ленинский районный суд г. Чебоксары.

Председательствующий судья                     Т.П. Ермолаева

2-4910/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Тимофеев Ю.А.
Ответчики
администрация Ленинского района г.Чебоксары
Администрация г. Чебоксары
Суд
Ленинский районный суд г. Чебоксары
Дело на странице суда
leninsky.chv.sudrf.ru
30.09.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.10.2013Передача материалов судье
04.10.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.10.2013Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
16.10.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.10.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.11.2013Судебное заседание
04.12.2013Судебное заседание
04.12.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.12.2013Дело сдано в канцелярию
16.12.2013Дело оформлено
31.12.2013Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее