< >
УИД 35RS0001-02-2023-000106-95
№ 2-1870/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 мая 2024 года город Череповец
Череповецкий городской суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Кузьминых Н.А.,
при секретаре судебного заседания Русановой Н.В.,
с участием представителя истца Й.,
ответчика Буршановой Г.А. и ее представителя Ц.,
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление главного санитарного врача по <адрес> Петровой Л.Ш. к Буршановой Г. А. о возложении обязанности,
установил:
Главный санитарный врач по <адрес> Петрова Л.Ш. обратилась в суд с вышеназванным иском, в обоснование требований указав, что ответчик реализует молочную продукцию без маркировки и документов, подтверждающих качество и безопасность продукции, в торговом отделе, расположенном по адресу: <адрес>, торговый комплекс «Березка». 13.09.2023 в территориальный отдел поступили материалы КУСП №, в которых содержалась соответствующая информация. Поскольку реализация молочной продукции без товаросопроводительной документации, обеспечивающей безопасность и прослеживаемость данной продукции, является нарушением норм действующего законодательства, просили запретить Буршановой Г.А., с учетом уточнения исковых требований, реализовывать молочную продукцию в торговом отделе, расположенном по адресу: <адрес>, торговый комплекс «Березка», а также в других торговых объектах без маркировки и товаросопроводительной документации, обеспечивающей безопасность и прослеживаемость данной продукции.
Представитель истца по доверенности Й. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, уточнив, что ответчик реализует молочную продукцию.
В судебном заседании ответчик Буршанова Г.А. и ее представитель Ц. исковые требования признали, дополнительно пояснили, что Буршанова Г.А. реализует молочную продукцию, произведенную в личном подсобном хозяйстве К.. Они не знали о необходимости оформления каких-либо документов. В настоящий момент Буршанова Г.А. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, основным видом деятельности является реализация молочной продукции. Сейчас занимаются оформлением разрешительных документов, сдали молочную продукцию на исследования, но этот процесс носит длительный характер и требует значительных материальных затрат.
Третье лицо У. в судебное заседание не явился, о времени и месте извещен надлежащим образом. Ранее в судебном заседании пояснял, что между ним и Буршановой Г.А. заключен договор субаренды нежилого помещения № от 01.01.2023, по условиям которого Буршанова Г.А. арендует нежилое помещение площадью 5 кв.м. в, расположенное по адресу: <адрес>, для торговли молоком и молочной продукции.
Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка, в соответствии с пунктами 1,3 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 322.
В соответствии абзацем 7 пункта 2 статьи 40 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей предусматривает обращение с заявлением в защиту законных интересов неопределенного круга потребителей.
В силу статьи 46 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» орган государственного надзора вправе предъявлять иски в суд о прекращении противоправных действий продавца в отношении неопределенного круга лиц.
Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве конкретной стороны правоотношения, возникающего в связи с розничной продажей непродовольственных товаров. Такой признак договора купли-продажи, как публичность (статья 426 Гражданского кодекса Российской Федерации) предусматривает обязанность продавца по продаже товаров каждому, кто к нему обратится.
В соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» продавец обязан передать потребителю товар, качество которого соответствует договору, предъявляемым требованиям и пригодным для целей, для которых товар такого рода обычно используется.
Согласно пункту 5 статьи 5 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» продажа товара (выполнение работы) по истечении установленного срока годности, а также товара (выполнение работы), на который должен быть установлен срок годности, но он не установлен, запрещается.
Согласно пункту 35 Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 г. № 2463 «Об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» в случае осуществления продавцом предпродажного фасования и упаковки продовольственных товаров, цена которых определяется на основании установленной продавцом цены за вес (массу нетто) товара, на расфасованном товаре указывается его наименование, вес (масса нетто), цена за единицу измерения товара или вес (масса нетто) товара, цена отвеса, дата фасования и срок годности.
В соответствии с пунктом 4.1 статьи 4 Технического регламента Таможенного Союза № 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки» маркировка упакованной пищевой продукции должна содержать следующие сведения: 1) наименование пищевой продукции; 2) состав пищевой продукции, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 части 4.4 настоящей статьи и если иное не предусмотрено техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции; 3) количество пищевой продукции; 4) дату изготовления пищевой продукции; 5) срок годности пищевой продукции; 6) условия хранения пищевой продукции, которые установлены изготовителем или предусмотрены техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции. Для пищевой продукции, качество и безопасность которой изменяется после вскрытия упаковки, защищавшей продукцию от порчи, указывают также условия хранения после вскрытия упаковки; 7) наименование и место нахождения изготовителя пищевой продукции или фамилия, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя - изготовителя пищевой продукции (далее - наименование и место нахождения изготовителя), а также в случаях, установленных настоящим техническим регламентом Таможенного союза, наименование и место нахождения уполномоченного изготовителем лица, наименование и место нахождения организации-импортера или фамилия, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя-импортера (далее наименование и место нахождения импортера); 8) рекомендации и (или) ограничения по использованию, в том числе приготовлению пищевой продукции в случае, если ее использование без данных рекомендаций или ограничений затруднено, либо может причинить вред здоровью потребителей, их имуществу, привести к снижению или утрате вкусовых свойств пищевой продукции; 9) показатели пищевой ценности пищевой продукции с учетом положений части 4.9 настоящей статьи; 10) сведения о наличии в пищевой продукции компонентов, полученных с применением генно-модифицированных организмов (далее - ГМО). 11) единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза; Предусмотренная пунктом 1 части 4.1 настоящей статьи и нанесенная в виде надписей маркировка упакованной пищевой продукции должна быть нанесена на русском языке и на государственном(ых) языке(ах) государства-члена Таможенного союза при наличии соответствующих требований в законодательстве(ах) государства(в)-члена(ов) Таможенного союза, за исключением случаев, указанных в пункте 3 части 4.8 настоящей статьи.
В маркировке упакованной пищевой продукции могут быть указаны дополнительные сведения, в том числе сведения о документе, в соответствии с которым произведена и может быть идентифицирована пищевая продукция, придуманное название пищевой продукции, товарный знак, сведения об обладателе исключительного права на товарный знак, наименование места происхождения пищевой продукции, наименование и место нахождения лицензиара, знаки систем добровольной сертификации.
В силу статьи 5 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011 г.), утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 г. № 880 «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (вместе с "ТР ТС 021/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности пищевой продукции») пищевая продукция выпускается в обращение на рынке при ее соответствии настоящему техническому регламенту, а также иным техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется (часть 1).
Пищевая продукция, соответствующая требованиям настоящего технического регламента, иных технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется, и прошедшая оценку (подтверждение) соответствия, маркируется единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза (часть 2).
Пищевая продукция, находящаяся в обращении, в том числе продовольственное (пищевое) сырье, должна сопровождаться товаросопроводительной документацией, обеспечивающей прослеживаемость данной продукции (часть 3).
Пищевая продукция, не соответствующая требованиям настоящего технического регламента и (или) иных технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется, в том числе пищевая продукция с истекшими сроками годности, подлежит изъятию из обращения участником хозяйственной деятельности (владельцем пищевой продукции) самостоятельно, либо по предписанию уполномоченных органов государственного контроля (надзора) государства - члена Таможенного союза (часть 4).
В статье 7 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011), утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 880 «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (вместе с «ТР ТС 021/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности пищевой продукции») закреплены общие требования безопасности пищевой продукции.
Согласно части 12 статьи 17 ТР ТС 021/20211 при реализации пищевой продукции должны соблюдаться условия хранения и сроки годности такой продукции, установленные ее изготовителем.
В силу части 1 статьи 20 ТР ТС 021/20211 соответствие пищевой продукции настоящему техническому регламенту обеспечивается выполнением его требований безопасности и выполнением требований безопасности технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
В главе VIII СП 2.3.6.3668-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию» закреплены требования к условиям реализации пищевой продукции.
Так, пункт 8.1 предусматривает, что при реализации пищевой продукции должны соблюдаться требования технических регламентов, а также условия хранения и сроки годности (при наличии) такой продукции, установленные ее изготовителем. Не допускается реализация пищевой продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов.
Согласно пункту 8.11. не допускаются для реализации населению: а) пищевая продукция без товаросопроводительных документов; б) пищевая продукция, не соответствующая органолептическим показателям; в) негерметичные, деформированные, консервы и банки с признаками бомбажа и микробиологической порчи; г) позеленевшие клубни картофеля; д) размороженная и в последующем повторно замороженная пищевая продукция; е) пищевая продукция с истекшими сроками годности; ж) пищевая продукция без маркировки, предусмотренной требованиями технических регламентов; з) не выпотрошенная птица (за исключением дичи), яйца с загрязненной скорлупой, с пороками и дефектами, утиные и гусиные яйца, продукты домашнего приготовления и бахчевые культуры частями и с надрезами. Реализация сырого молока на сельскохозяйственных рынках допускается при наличии в месте его реализации предупреждающей надписи о необходимости его кипячения.
Из материалов дела следует, что 13.09.2023 в Череповецкий территориальный отдел Управления Роспотребнадзора поступили материалы КУСП № 40415, в которых содержалась информация о реализации Буршановой Г.А. пищевой продукции в торговом отделе, расположенном по адресу: <адрес>, торговый комплекс «Березка», с нарушением действующего законодательства, а именно реализации молочной продукции, производимой в личном подсобном хозяйстве Ц., отсутствуют маркировка изготовителя и товаросопроводительные документы.
Данные обстоятельства ответчиком Буршановой Г.А. и ее представителем Ц. не оспаривались.
30.11.2023 в отношении Буршановой Г.А. составлен протокол об административном правонарушении по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
05.12.2023 Буршанова Г.А. привлечена к административной ответственности за совершение правонарушения по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ей назначен административный штраф в размере 2 000 рублей. Постановление вступило в законную силу. Штраф уплачен.
08.04.2024 Буршанова Г.А. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с основным видом деятельности – производство молока (кроме сырого) и молочной продукции, дополнительный вид – торговля розничная молочными продуктами в специализированных магазинах.
На основании изложенного, с учетом установленного факта реализации Буршановой Г.А. молочной продукции, не имеющей маркировки и товаросопроводительной документации, обеспечивающей безопасность и прослеживаемость данной продукции, что противоречит действующему законодательству, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд полагает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В силу статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Таким образом, с Буршановой Г.А. в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в сумме 300 рублей.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. (< >) ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░».
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. (< >) ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ < > ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 03.06.2024.
< >░