Дело № 2а-1-780/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 ноября 2018 г.город Мценск
Мценский районный суд Орловской области в составе:
председательствующего судьи Волковой Н.А.,
при ведении протокола секретарями судебного заседания Коссовой С.Н., Пугачевой С.В.,
с участием представителей административных ответчиков: Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по Орловской области Шульдешовой Д.Э., действующей по доверенности № от 27 сентября 2018 г.,
Государственного Учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Мценском районе Орловской области (межрайонное), Государственного Учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области Шуссер В.В., действующей по доверенностям от 20 июля 2018 г. №, от 16 октября 2018 г. №,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Шустовой Оксаны Николаевны к Государственному Учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Мценском районе Орловской области (межрайонное),Государственному Учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по Орловской области о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов и пени,
установил:
Шустова О.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Государственному Учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Мценском районе Орловской области (межрайонное) (далее - управление) и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по Орловской области (далее - налоговая инспекция, налоговый орган) о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов и пени.
В обоснование иска, измененном в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации указала, что с 24 июня 2010 г. она была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, доходов от предпринимательской деятельности не получала. 20 ноября 2015 г. деятельность в качестве индивидуального предпринимателя была прекращена.С 9 октября 2015 г. ей установлена государственная пенсия по старости.
В период за 2010-2016 г.г., определяя величину недоимки по страховым взносам, управление выставляла требования; недоимка по страховым взносам, пени взыскивались на основании судебных актов, были возбуждены исполнительные производства.
Говорит о том, что поскольку в установленный законом срок она не передала в налоговую инспекцию данные о полученных доходах за 2014, 2015 г.г. управление начислило для уплаты страховые взносы в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз (8 МРОТ х 26% (тариф страховых взносов)) х 12 (количество месяцев в году)).
22 ноября 2016 г. она предоставила в налоговую инспекцию недостающие декларации за 2014, 2015 г.г.Однако управление не произвело перерасчет ее обязательств по оплате страховых взносов в фиксированном в размере 133 107 рублей 86 копеек и пени на указанную недоимку в размере 23 281 рубль 08 копеек, ссылаясь о не поступлении от налогового органа деклараций о доходах плательщика.
На момент передачи полномочий по администрированию страховых взносов в государственные внебюджетные фонды налоговому органу в соответствие с Федеральным законом от 3 июля 2016 №243-Ф3 на 1 января 2017 г.ее задолженность по страховым взносам, согласно справке от 19 апреля 2018 г. № 214 357 рублей 90 копеек.
Оспаривая действия налоговой инспекции, истец указывает на то, что в нарушении статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. №436-Ф3, статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая инспекция не своевременно произвела списание недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд за период до 1 января 2013 г. в размере 25 851 рубль 80 копеек и пени на указанную недоимку в размере 13 868 рублей 71 копейка, с момента образования которых прошло пять лет. Данное обстоятельство повлекло нарушение прав истца, выразившееся в указании неправильных сведений налоговым органом о размере налоговых обязательств перед истцом отраженных в справке № о состоянии расчетов по страховым взносам, пеням по состоянию на 31 октября 2018 г., которые противоречат данным лицевого счета № и справке о выплате от 20 августа 2018 г., выданной управлением.
После 23 апреля 2018 г. налоговая инспекция в нарушении пункта 4 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации из излишне взысканной суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере 28 461 рубль 72 копейки, а также из сумм, поступающих от взыскания страховых взносов по исполнительному производству № произвела зачет в счет погашения недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд за период до 1 января 2013 г., вследствие чего по состоянию на 27 июля 2018 г. переплата уменьшилась с 28 461 рубля 72 копеек до 6 332 рублей 22 копеек, а недоимка по страховым взносам до 1 января 2013 г. уменьшилась с 25 851 рубля 80 копеек до 1 259 рублей 48 копеек.
Обращает внимание на то, что по исполнительным производствам № и № с истца производили удержания до 19 июля 2018 г., по исполнительному производству № до 27 февраля 2018 г. За период с 29 января 2018 г. по 1 августа 2018 г. с пенсии излишне взыскана задолженность по страховым взносам и пени во внебюджетные фонды в размере 21 552 рубля 62копейки.
Указывает, что 6 августа 2018 г. на основании части 5 статьи 27 Закона № 212-ФЗ она обратилась в налоговую инспекцию с заявлениями о возврате излишне взысканных сумм страховых взносов и пени, согласно данных отраженных в справке налоговой инспекции № о состояние расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам индивидуальных предпринимателей по состоянию на 27 июля 2018 г. Однако, управляющим Государственного Учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области принято решение от 21 августа 2018 г. № об отказе в возврате излишне взысканных страховых взносов, пеней со ссылкой на пункт 3 статьи 21 Федерального закона от 3 июля 2016 г. №250-ФЗ.
Считает, что административный ответчик сослался на закон, не подлежащий применению к спорному правоотношению, поскольку истец просила возвратить суммы излишне взысканных страховых взносов и пени за период с 1 февраля 2018 г. по 1 августа 2018 г., исходя из положений статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, просит признать незаконным бездействие Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по Орловской области, выразившееся в неосуществлении действий по списанию взысканных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд на выплату страховой пенсии за периоды истекшие до 1 января 2013 г. в размере 25 851 рубль 80 копеек и пени, начисленные на указанную недоимку в размере 13 868 рублей 71 копейка; признать незаконными действия Государственного Учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Мценском районе Орловской области (межрайонное), выразившихся в принятии решения об отказе в возврате излишне взысканных страховых взносов, пени от 21 августа 2018 г. №; обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России № по Орловской области возвратить излишне взысканные страховые взносы, пени в размере 21 552 рубля 62 копейки и проценты, начисленные на эту сумму из расчета 8,25% годовых с 29 января 2018 г. до даты ее фактического возврата истцу, также просила взыскать судебные расходы на уплату государственной пошлины.
Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечено Государственное Учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области (далее - отделение).
В судебное заседание административный истец Шустова О.Н. не явилась, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступило, своего представителя не направила.
Суд в порядке статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть административное исковое заявление в отсутствие неявившегося лица.
Представитель административного ответчика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по Орловской области Шульдешова Д.Э. в судебном заседании просила в удовлетворении административного иска, с учетом его уточнений отказать по основаниям изложенных в представленных письменных возражениях.
Представитель административных ответчиков ГУ – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Мценском районе Орловской области (межрайонное), ГУ – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области Шуссер В.В. ссылаясь на необоснованность заявленных требований, просила в удовлетворении административного иска, с учетом его уточнений отказать по основаниям изложенных в представленных письменных возражениях. Указывает на отсутствие у отделения оснований для принятия решения о возврате сумм излишне взысканных страховых взносов, пеней, поскольку Шустова О.Н. имела задолженность, возникшую за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 г.; на возможность осуществления возврата излишне взысканных сумм страховых взносов только после уплаты задолженности.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, установив фактические обстоятельства дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, или об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными (пункт 1 и 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Исходя из положений частей 9, 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца; на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие), возложена обязанность доказывания соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в период до 1 января 2017 г. регулировались положениями Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон № 212-ФЗ).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в том числе индивидуальные предприниматели.
В силу части 1 статьи 14 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
В соответствии со статьёй 16 Закона № 212-ФЗ расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 2 части 1 статьи 5 данного Федерального закона, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 14 данного Федерального закона.
Страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей(часть 2).
В случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности.
В соответствии с пунктом 11 статьи 14 Закона № 212-ФЗ сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. В случае, если в указанной информации отсутствуют сведения о доходах налогоплательщиков в связи с непредставлением ими необходимой отчетности в налоговые органы до окончания расчетного периода, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за истекший расчетный период взыскиваются органами контроля за уплатой страховых взносов в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
Обязанность по уплате страховых взносов возникает в силу факта регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и прекращается с момента государственной регистрации прекращения деятельности в таком качестве.
Частями 9 и 10 статьи 14 Закона № 212-ФЗ предусмотрена обязанность налоговых органов направлять в органы контроля за уплатой страховых взносов сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период. Данные сведения, в силу части 11 статьи 14 Закона № 212-ФЗ, переданные налоговыми органами в органы контроля зауплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам пеней и штрафов.
Следовательно, доход страхователя пенсионным фондом определяется на основании сведений, полученных из налогового органа. Самостоятельное определение дохода фондом не предусмотрено.
В силу предписаний части 1 статьи 18 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Исполнение обязанности по уплате страховых взносов согласно статье 25 Закона № 212-ФЗ обеспечивается пенями, которые начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным Законом № 212-ФЗ сроком уплаты сумм страховых взносов.
Из материалов дела следует, что Шустова О.Н. в период с 24 июня 2010 г. по 20 ноября 2015 г. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя и в силу подпункта "б" пункта 1 статьи 5, пункта 1 статьи 14 Закона № 212-ФЗ, статьи 28 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" обязана своевременно исчислять и уплачивать страховые взносы.
Налоговые декларации по налогу уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2014, 2015 г. поданы Шустовой О.Н. в налоговую инспекцию 22 ноября 2016 г. (л.д. т. 1 л.д. 11-13, 14-16).
Истец в иске указала, что на основании Закона № 212-ФЗ она обращалась в управление с заявлением о перерасчете ее обязательств по оплате страховых взносов в фиксированном размере 133 107 рублей 86 копеек, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз в сумме. В осуществлении указанных действий управлением истцу было отказано.
Между тем, административный истец, достоверно зная о нарушенных правах в срок, установленный для обращения в суд, предусмотренный частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в суд с требованием о признании незаконными действия управления, выразившихся в неперерасчете указанных страховых взносов и начисленных на них пени не обратилась.
В связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 г.№ 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее Закон 250-ФЗ) полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование с 1 января 2017 г. переданы налоговым органам.
Вместе с тем, статьей 20 Закона № 250-ФЗ определено, что соответствующие органы Пенсионного фонда Российской Федерации продолжают осуществлять контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 г., в порядке, действовавшем до дня вступления в силу названного Закона.
В соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон № 243-ФЗ) с 01 января 2017 г. Налоговый Кодекс Российской Федерации дополнен разделом XI "Страховые взносы в Российской Федерации".
При этом функции по администрированию страховых взносов возложены на Федеральную налоговую службу Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона № 243-ФЗ органы управления Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов обязаны сообщить до 1 февраля 2017 г. в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о зарегистрированных в качестве плательщиков страховых взносов международных организациях, обособленных подразделениях российских организаций, которые наделены полномочиями по начислению выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, адвокатов, нотариусов, занимающихся частной практикой, арбитражных управляющих, оценщиков, медиаторов, патентных поверенных и иных физических лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, по состоянию на 1 января 2017 г. в электронной форме в порядке, определяемом соглашением взаимодействующих сторон.
Впункте 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации приведен перечень оснований для признания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, числящихся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными, безнадежными к взысканию.
Федеральным законом от 23 июля 2013 г. № 248-ФЗ данный перечень был дополнен еще одним основанием (подпункт 4.1 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации). Указанные изменения вступили в силу с 24 августа 2013 г.
Согласно подпункту 4.1 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными, в случаях вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства в связи с невозможностью взыскания недоимки, если через пять лет с даты ее образования ее размер в совокупности с размером задолженности по пеням и штрафам, относящимся к этой недоимке, не превышает размера требований к должнику, установленного законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) для возбуждения дела о банкротстве.
Порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанным безнадежными к взысканию, утвержден Приказом Федеральной налоговой службы от 19 августа 2010 г. № ЯК-7-8/393@ (зарегистрирован в Минюсте России 23 сентября 2010 № 18528) (далее - Порядок).
Из пункта 2.4 Порядка следует, что данный документ применяется, в частности, в отношении задолженности, взыскание которой оказалось невозможным в связи с наличием обстоятельств, предусмотренных подпунктом 4.1 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации.
Перечень документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными ко взысканию недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, приведен в приложении № 2 к Приказу Федеральной налоговой службы от 19 августа 2010 г. № ЯК-7-8/393@.
Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области 31 января 2017 г. в Управление Федеральной налоговой службы по Орловской области направлена информация о состоянии расчетов по страховым взносам, пеням в отношении Шустовой О.Н. на 1 января 2017 г. Данные сведения приняты налоговым органом 8 февраля 2018 г., указанная задолженность отражена в справке управления от 19 апреля 2018 г. и составила 214 357 рублей 90 копеек (т. 1 л.д. 19, т. 2 л.д. 187).
Шустова О.Н. просит признать незаконным бездействие Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по Орловской области, выразившееся в несвоевременном осуществлении действий по списанию взысканных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд на выплату страховой пенсии за периоды истекшие до 1 января 2017 г. в размере 25 851 рубль 80 копеек и пени, начисленные на указанную недоимку в размере 13 868 рублей 71 копейка, которое повлекло нарушение прав истца, указав на отсутствие сведений в выписке лицевого счета налогоплательщика о поступлении на ее счет удержанных денежных средств с истца в марте, апреле, мае 2018 г. по исполнительному производству №, что привело к отражению в справке № 133233 о состоянии расчетов по страховым взносам пеням по состоянию на 31 октября 2018 г. неправильных сведений о размере существующих налоговых обязательств истца.
Шустовой О.Н. на указанные недоимку и пени были выставлены требования № от 6 марта 2012 г., № от 29 января 2013 г., № от 9 октября 2013 г., № от 14 июля 2014 г., № от 28 января 2015 г., № от 11 октября 2016 г.
В связи с неуплатой недоимки по страховым взносам и начисленной на нее пени на основании Постановлений начальника управления № от 3 апреля 2012 г., № 27 февраля 2013 г., № 6 ноября 2013 г., № 8 августа 2014 г., № от 5 марта 2015 г., судебного приказа № от 26 декабря 2016 г. с Шустовой О.Н. взысканы недоимка и пени по указанным страховым взносам.
Недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в государственные внебюджетные фонды на выплату страховой пенсии за периоды, истекшие до 1 января 2013 г. (2011, 2012 г.г.) составила25 851 рубль 80 копеек, пени на указанную недоимку с 2012 г. по 1 января 2017 г. составили 10 269 рублей 06 копеек (т.1 л.д. 19).
С 1 января 2017 г. по 23 апреля 2018 г. пени на указанную недоимку увеличились до 13 868 рублей 71 копейки, что отражено в акте сверки № 10077 от 23 апреля 2018 г. (т. 1 л.д. 27-33).
Мценским РОСП УФССП по Орловской области возбуждены исполнительные производства: №, № окончены 15 октября 2015 г., № №,№, № окончены 27 декабря 2016 г. фактическим исполнением, № окончено 19 июля 2018 г. на основании пункта 4 части 1 статьи 46 Закона № 229-ФЗ (т. 1л.д. 83-91, т. 2 л.д. 15-16, 17-18, 209-214, 215-218).
На основании подпункта 4.1 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктов 3 и 4 части 1 статьи 46 Закона № 229-ФЗ Решением налоговой инспекцией от 8 октября 2018 г. № списана недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд на выплату страховой пенсии до 1 января 2013 г. в размере 25 851 рубль 80 копеек и пени на указанную недоимку в размере 10 928 рублей 93 копейки; решением от 10 октября 2018 г. № 171 списаны пени в размере 2 616 рублей, всего в размере 13 544 рубля 93 копейки (с учетом перерасчета на момент списания) (т. 1 л.д. 111-119, л.д. 198-200).
Также Решением налоговой инспекцией от 17 октября 2018 г. № на основании статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. № 436-ФЗ списана недоимка по страховым взносам в размере 1 857 рублей 46 копеек; решением от 12 октября 2018 г. № списана недоимка и начисленные на нее пени по страховым взносам, всего в размере 4 005 рублей 28 копеек (т. 1 л.д. 201-202, т. 2 л.д. 203-204).
Из объяснений представителя ответчика налоговой инспекции, представленных ими сведений о лицевом счете налогоплательщика Шустовой О.Н. (т. 1 л.д. 190-197), в том числе за период с 29 января по август 2018 г. с момента передачи налоговому органу указанной спорной недоимки и начисленной на нее пени до 1 января 2013 г. взысканий с Шустовой С.Н. налоговым органом в счет ее погашения не производились. За указанный период имеются учтенные платежи и по исполнительному производству № (январь, февраль, март, апрель, май, июнь) как выявленная переплата в счет погашения недоимки по страховым взносам и пени (требование № от 29 февраля 2016 г.).
Поскольку списание налоговым органом указанной задолженности на момент рассмотрения дела в суде в октябре 2018 г. не привело к неблагоприятным последствиям для Шустовой С.Н. в виде удержания денежных средств налогоплательщика в счет погашения списанной недоимки по страховым взносам и пени, в связи с чем права истца не нарушены.
При таких обстоятельствах оснований для признания незаконными действий по заявленным требованиям к налоговой инспекции не имеется.
В силу статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. № 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившей в законную силу 29 января 2018 г., признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшиедо 1 января 2017 г., в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, в частности задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя (пункт 1). При этом часть 1 статьи 11 данного закона не применяется к уплаченным (взысканным, списанным) недоимке и задолженности по пеням и штрафам до 29 декабря 2017 г.
Судом установлено, что в связи с непредоставлением Шустовой О.Н. в налоговую инспекцию после прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, в установленные законом сроки сведений о доходах от деятельности за 2014, 2015 г.г. управлением в соответствии с частью 11 статьи 14, статьи 25 Закона № 212-ФЗ были начислены страховые взносы на страховую часть трудовой пенсии за 2014 г. в периодс 1 января 2014 г. по 31 декабря 2014 г. в виде фиксированного платежа в размере 121 299 рублей 36 копеек и пени на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии за период с 2 апреля 2015 г. по 29 февраля 2016 г.г. в размере 11 808 рублей 50 копеек.
3 марта 2016 г. в адрес Шустовой О.Н. управлением было направлено требование № от 29 февраля 2016 г. об уплате недоимки по страховым взносам, пени на общую сумму 133 107 рублей 86 копеек в срок уплаты до 18 марта 2016 г.
В связи с неуплатой недоимки по страховым взносам и пени в установленный в требовании срок управлением с соблюдением требований и сроков, установленных статьей 21Закона № 212-ФЗ подано заявление № от 2августа 2016 г. о выдаче судебного приказа. Мировым судьёй судебного участка № г.Мценска и Мценского района Орловской области 12 августа 2016 г. выдан судебный приказ №, с Шустовой О.Н. взысканы недоимка и пеня по страховым взносам, госпошлина, всего в размере 133 107 рублей 86 копеек. На основании указанного судебного приказа Мценским РОСП 21 сентября 2016 г. возбуждено исполнительное производство №. (т.1 л.д. 63-70, л.д. 235-248).
Данная задолженность по указанным страховым взносам переданная налоговому органу была сторнирована управлением 27 мая 2018 г. и вновь передана 14 мая 2018 г. налоговому органу.
По исполнительному производству № в 2018 г. с должника взыскана недоимка по страховым взносам в размере 261 рубль 86 копеек (февраль), 3 035 рублей 18 копеек (май), 3 035 рублей 18 копеек (май), всего 6 332 рубля 22 копейки; пени – 23 рубля 97 копеек (январь), 2 949 рублей 63 копейки (март), 3 035 рублей 18 копеек (апрель), всего – 6 008 рублей 78 копеек. Общая сумма составила 12 341 рубль.
Поскольку предъявленная к взысканию сумма недоимки и пени начисленных по указанным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2014, 2015 г.г., имела место по состоянию на 1 января 2017 г., то с учетом действующего в настоящее время правового регулирования утрачена возможность ее взыскания она признается безнадежной к взысканию и подлежит списанию.
29 июня 2018 г. решением № налогового органа данная недоимка и начисленные на нее пени в размере 122 163 рубля 28 копеек списана на основании статьи 11 Закона № 436-ФЗ (т. 1 л.д. 109, 110).
Исполнительное производство № окончено на основании пункта 3 части 1 статьи 47 Закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в связи с возвращением исполнительного документа взыскателю 19 июля 2018 г.
За 2015 г. управлением в соответствии с частью 1.1 статьи 14 Закона № 212-ФЗ начислены страховые взносы на страховую часть трудовой пенсии за период с 1 января 2015 г. по 20 ноября 2015 г. в размере 16 344 рубля 38 копейки, пени на указанную недоимку - 253 рубля 20 копеек, недоимка по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинское страхование в размере3 244 рубля 96 копеек, пени на недоимку по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 20 рублей 27 копеек за период с 5 декабря 2015 г. по 22 января 2016 г. Шустовой О.Н. выставлено требование № от 22 января 2016 г. в размере 19 892 руля 81 копейка, сроком уплаты до 9 февраля 2016 г.
В связи с неуплатой недоимки по страховым взносам и пени в установленный в требовании срок, управлением подано заявление № от 18 марта 2016 г. о выдаче судебного приказа. Мировым судьёй судебного участка № г. Мценска и Мценского района Орловской области 17 мая 2016 г. выдан судебный приказ №, с Шустовой О.Н. взысканы недоимка и пеня по страховым взносам, госпошлина, всего в размере 19 892 рублей 81 копеек. В связи с поступившими возражениями судебный приказ тем же мировым судьей отменен определением от 25 мая 2016 г. Решением Мценского районного суда Орловской области от 22 сентября 2016 г. с Шустовой С.Н. взыскана указанная сумма задолженности по страховым взносам и пени, что явилось основанием для возбуждения Мценским РОСП 24 ноября 2016 г. исполнительного производства №.
По данному исполнительному производству в 2018 г. производились удержания недоимки в размере 3 000 рублей (январь), 1 261 рубль 11 копеек (февраль), всего в размере 4 261 рубль 11 копеек.
Исполнительное производство окончено на основании пункта 1 части 1 статьи 47 Закона № 229-ФЗ фактическим исполнением 27 февраля 2018 г. (т.1 л.д. 71-82, л.д. 227-234).
Также управлением были начислены пени на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии за 2015 г. в период с 23 января 2016 г. по 11 октября 2016 г. в размере 23 281 рубль 08 копеек и пени на недоимку по страховым взносам в федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 2 469 рублей 90 копеек, пени на недоимку по страховым взносам в территориальный фонд обязательного медицинского страхования - 166 рублей 71 копейка за период с 1 января 2015 г. по 11 октября 2016 г.
Шустовой О.Н. было направлено требование № от 11 октября 2016 г. об уплате недоимки по страховым взносам, пени на общую сумму 25 956 рублей 70 копеек в срок уплаты до 31 октября 2016 г.
В связи с неуплатой страховых взносов и пени в установленный в требовании срок управлением подано заявление № от 15 декабря 2016 г. о выдаче судебного приказа. Мировым судьёй судебного участка № г. Мценска и Мценского района Орловской области 26 декабря 2016 г. выдан судебный приказ №, с Шустовой О.Н. взысканы недоимка по страховым взносам и пени, государственная пошлина, всего в размере 25 917 рублей 69 копеек. 11 апреля 2017 г. взыскатель ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мценском районе Орловской области (межрайонное) заменен на Межрайонную ИФНС России №4 по Орловской области. На основании указанного судебного приказа 16 июня 2017 г. Мценским РОСП возбуждено исполнительное производство № (т.1 л.д. 83-91, т. 2 л.д. 1-10).
В 2018 г. по исполнительному производству № взыскана пеня в размере 1609 рублей 02 копейки (февраль), 574 рубля 34 копейки (март), 590 рублей 99 копеек (апрель, май, июнь). Всего - 3 956 рубля 51 копеек
Исполнительное производство № окончено 19 июля 2018 г. на основании пункта 1 части 1 статьи 46 Закона № 229-ФЗ.
Согласно статьи 21 Закона № 250-ФЗ решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 г., принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов (часть 1).
Как следует из материалов дела, спорные отношения возникли по взысканию задолженности за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 г. (2014 – 2015 г.г.), поэтому в соответствии с частью 1 статьи 19 Закона № 250-ФЗ действия по возврату излишне взысканных страховых взносов и пеней осуществляются соответствующими органами пенсионного фонда, при этом подлежит применению порядок, установленный Законом № 212-ФЗ.
Решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 г., принимается при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 г. (часть 3 статьи 21 Закона № 250-ФЗ).
На следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного фонда Российской Федерации, орган Фонда социального страхования Российской Федерации направляют его в соответствующий налоговый орган (часть 4).
В целях реализации статьи 21 Закона № 250-ФЗ ГУ - Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области издан приказ от 9 января 2017 г. № 04 «О создании Комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с принятием решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов» (далее Комиссия), утверждено Положение о Комиссии, в разделе 2 определены ее полномочия: принятие решений овозврате либо об отказе в возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов.
На основании изложенного, органом, полномочным принимать решения о возврате излишне взысканных взносов и пени с 1 января 2017 г. является именно Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области, которое привлечено судом в качестве ответчика.
Порядок возврата сумм излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов предусмотрен статьей 27 Закона № 212-ФЗ (действующей в период образования задолженности и принятия управлением мер по ее принудительному взысканию).
В соответствии с пунктом 5 статьи 27 Закона № 212-ФЗ заявление о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов может быть подано плательщиком страховых взносов в орган контроля за уплатой страховых взносов в течение одного месяца со дня, когда плательщику страховых взносов стало известно о факте излишнего взыскания с него страховых взносов, или со дня вступления в силу решения суда.
Исковое заявление в суд может быть подано в течение трех лет со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания страховых взносов (пункт 6 статьи 27 этого Закона).
В пункте 3 части 1 статьи 28 Закона № 212-ФЗ определено, что плательщики страховых взносов имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов.
Согласно части 2 статьи 27 Закона № 212-ФЗ возврат плательщику страховых взносов суммы излишне взысканных страховых взносов при наличии у него задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной задолженности в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона.
Статьей 26 Закона № 212-ФЗ предусмотрено, что сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов по страховым взносам, погашения задолженности по пени и штрафам за правонарушения, предусмотренные настоящим Федеральным законом, либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном настоящей статьей (часть 1).
В соответствии с частью 12 статьи 26 Закона № 212-ФЗ возврат плательщику страховых взносов суммы излишне уплаченных страховых взносов при наличии у него задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, производится только после зачета суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет погашения задолженности.
Частью 21 статьи 26 Закона № 212-ФЗ предусмотрено, что зачет излишне уплаченных сумм страховых взносов по одному виду страхования, администрируемых одним органом контроля за уплатой страховых взносов, в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов, платежей по погашению недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням и штрафам по другому виду страхования, администрируемым тем же органом контроля за уплатой страховых взносов, производится по заявлению плательщика страховых взносов, поданному в письменной форме или в форме электронного документа.
Таким образом, наличие задолженности по страховым взносам (пеням, штрафам) препятствует возврату излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов в том случае, если соответствующая сумма задолженности превышает сумму излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов (либо равна ей) и возможен зачет переплаты в счет погашения задолженности (в том числе не истекли сроки ее принудительного взыскания).
Соответственно, если данная задолженность действительно имеет место, то она может препятствовать возврату излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов только в такой же, но не в большей сумме. Если же возможность зачета отсутствует, то наличие задолженности не может препятствовать возврату.
Указанными правилами Закона № 212-ФЗ однозначно определено право страхователя распорядиться суммой переплаты по своему усмотрению двумя способами: подать заявление о зачете в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов по страховым взносам, погашения задолженности по пеням и штрафам за правонарушения, предусмотренные настоящим Федеральным законом, либо подать заявление о возврате ему страховых взносов в порядке, предусмотренном законом.
Исходя из системного толкования положений пункта 3 части 1 статьи 28 Закона № 212-ФЗ, части 3 статьи 21 Закона № 250-ФЗ, сам по себе факт наличия задолженности по страховым взносам не является основанием для отказа в возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов в сумме, не превышающей задолженность, которая является собственностью налогоплательщика.
В силу пункта 7 статьи 27 Закона № 212-ФЗ в случае, если установлен факт излишнего взыскания страховых взносов, орган контроля за уплатой страховых взносов принимает решение о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов, а также начисленных в порядке, предусмотренном частью 9 указанной статьи, процентов на эту сумму.
Согласно пункту 9 статьи 27 Закона № 212-ФЗ проценты на сумму излишне взысканных страховых взносов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной одной трехсотой действовавшей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне взысканных пеней и штрафов, предусмотренных настоящим Федеральным законом (часть 14 статьи 27 Закона № 212-ФЗ).
По состоянию на 27 июля 2018 г. согласно справке № налоговой инспекции у Шустовой О.Н. имелась излишне взысканная сумма страховых взносов в размере 16 247 рублей 53 копейки: из них на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере на выплату страховой части пенсии образовавшиеся до 1 января 2017 г. 6 332 рубля 22 копейки; пени на указанные страховые взносы в размере 4 702 рубля 41 копейка, страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере ФФОМС – 3 224 рубля 96 копеек, пени на указанные страховые взносы – 1 967 рублей 94 копейки (т.1 л.д. 38).
Указанная переплата была получена налоговым органом в связи с произведенными 24 апреля 2018 г. в лицевом счете плательщика Шустовой О.Н. операциями, в частности применив пункт 5 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации был произведен зачет образовавшейся переплаты у плательщика по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере на выплату страховой части пенсии до 1 января 2017 г. в счет погашения задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд на выплату страховой пенсии за периоды истекшие до 1 января 2013 г. в размере 25 851 рубль 80 копеек и пени, начисленные на указанную недоимку в размере 13 544 рубля 93 копейки.
В связи с этим согласно данной справке у Шустовой О.Н. задолженность по страховым взносам до 1 января 2013 г. уменьшилась: недоимка - до 1 259 рублей 48 копеек, пени – до 12 267 рублей 48 копеек.
6 августа 2018 г. Шустова О.Н. обратилась в налоговую инспекцию с заявлением о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней в размере 16 245 рублей 00 копейки (т.1 л.д. 40-43), которые были перенаправлены в управление для принятия соответствующего решения.
Данные заявления 16 августа 2018 г. поступили в ГУ – Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Орловской области. 21 августа 2017 г. отделением вынесено решение № об отказе в возврате сумм страховых взносов и пеней, в котором сослалось на часть 3 статьи 21 Закона № 250-ФЗ, согласно которой решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 г., принимается при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 г. Между тем задолженность по уплате страховых взносов и пени составляла 147 654 рубля 73 копейки(т.1 л.д. 151-154)
Административный истец считая, что принудительное взыскание суммы страховых взносов произведено с нарушением законодательства, действия налоговой инспекции привели к необоснованному взысканию взносов с пенсии истца, просит признать действия управления в принятии решения об отказе в возврате излишне взысканных страховых взносов, пени незаконными.
Согласно представленной отделением информации, по состоянию на 13 августа 2018 г. задолженность у Шустовой С.Н. по страховым взносам и пени на обязательное пенсионное и медицинское страхование, переданная в налоговые органы составила 147 654 рубля 73 копейки (т. 1 л.д. 153).
В справке № налоговой инспекции по состоянию на 21 августа 2018 г. за Шустовой С.Н. значилась та же, что и в справке № излишне взысканная сумма страховых взносов, пени в размере 16 247 рублей 53 копейки; задолженность по страховым взносам до 1 января 2013 г. недоимка в размере 1 259 рублей 48 копеек, пени уменьшились до – 10 916 рублей 30 копеек (т. 2 л.д. 185).
Таким образом, установлено, что решение об отказе Шустовой О.Н.в возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней со ссылкой на значительную задолженность по страховым взносам и пени по сравнению с испрашиваемых истцом взыскиваемых сумм отделением принималось в отсутствии действительной информации о состоянии расчетов по взносам, пени плательщика Шустовой О.Н.после проведения мероприятий налоговыми органами по списанию задолженности сумм страховых взносов на основании статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 11 Закона № 436-ФЗ. Данные обстоятельства не оспаривались представителем отделения, которая указала, что последняя сверка расчетов по плательщику страховых взносов была произведена с налоговым органом 18 апреля 2018 г. (т. 1 л.д. 154).
Учитывая, что оспариваемое решение отделения не соответствует требованиям закона и нарушает права и законные интересы Шустовой О.Н., обратившейся в суд с соответствующими требованиями, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для признания незаконным решения отделения, принятого в нарушении установленного законом порядка.
Согласно выписки из лицевого счета Шустовой О.Н., представленной в письменных объяснениях налогового органа от 1 ноября 2018 г. (т. 1 л.д. 190-197) и справки о состоянии расчетов № по состоянию на 31 октября 2018 г. (т.1 л.д. 205)размер переплаты составляет 12 603 рубля 08 копеек: из них переплата по страховым взносам (КБК <...>) 9 332рубля 22 копейки (платежи за период с 1 января 2018 г. по 1 июля 2018 г. перечисленные службой судебных приставов на погашение недоимки по исполнительным производствам №, №, переплата по пени на страховые взносы (КБК <...>) 3 270 рублей 86 копеек (остаток платежей за период с 1 января 2018 г. по 7 июля 2018 г. перечисленные службой судебных приставов на погашение пени на недоимку по исполнительным производствам №, №. Взысканные с плательщика Шустовой О.Н. 7 956 рублей 54 копейки учтены налоговым органом в счет погашения задолженности по пени на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой части за период 2014-2015 г.г. по № (требование № от 11 октября 2016 г.) по № (требование № от 22 января 2016 г.) на основании подпункта 1.1. пункта 1 статьи 14 Закона 212-ФЗ как обязательный платеж, не подлежащий списанию с учетом положений Закона № 436 – ФЗ.
Заявитель, ссылаясь на наличие оснований для признания сумм страховых взносов и пени безнадежными к взысканию, не учитывает, что данные суммы, по крайней мере, частично, уже фактически взысканы в судебном порядке, что по существу лишает смысла утверждение о том, что вся спорная задолженность является безнадежной к взысканию, поскольку налоговым органом утрачена возможность ее взыскания.
При этом следует принять во внимание, что как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 5 февраля 2004 г. № 28-О, с введением системы обязательного пенсионного страхования страховые взносы приобрели иную социально-правовую природу. Теперь в пенсионном законодательстве четко определено, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование уплачиваются на индивидуально возмездной основе, их целевое назначение - обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете. Таким образом, в отличие от налога, платежи которого не имеют адресной основы, характеризуются индивидуальной безвозмездностью, безвозвратностью и не персонифицируются при поступлении в бюджет, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование отвечают признакам возмездности и возвратности, поскольку при поступлении в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации персонифицируются в разрезе каждого застрахованного лица и учитываются на индивидуальных лицевых счетах, открытых каждому застрахованному лицу ворганах Пенсионного фонда Российской Федерации, причем учтенные на индивидуальном лицевом счете страховые взносы формируют страховое обеспечение, которое выплачивается застрахованному лицу при наступлении страхового случая (при достижении пенсионного возраста, наступлении инвалидности, потере кормильца), а величина выплат будущей пенсии напрямую зависит от суммы накопленных на индивидуальном лицевом счете страховых взносов, которые за период его трудовой деятельности уплачивались страхователями.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 11 Закона № 436-ФЗ, Закона № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", судом установлено, что взысканная задолженность по пени по страховым взносам в размере 7 956 рублей 54 копейки подлежала принудительному взысканию. Сведений о том, что исполнительные производства были окончены или прекращены, в материалах дела не имеется. Поскольку сведений о наличии обстоятельств, предусмотренных подпунктом 4.1 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации в настоящем деле не имеется, то не усматривается поводов для применения указанных норм закона, применительно к взысканной сумме.
Поскольку вся сумма задолженности не может быть признана безнадежной к взысканию, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя о возврате 21 552 рублей 62 копеек.
Как следует из материалов дела, из 20 559 рублей 62 копеек взысканных из пенсии Шустовой О.Н. с 29 января по 28 июня 2018 г. истцу подлежат возврату 12 603 рубля 08 копеек, взысканные в рамках процедуры принудительного взыскания задолженности, поэтому сумма взысканных страховых взносов судом расцениваются именно как излишне взысканная.
В рассматриваемом случае факт излишнего взыскания с Шустовой О.Н. страховых взносов и пеней за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 г. (2014 и 2015 г.г.), судом установлен и подтвержден представленными инспекцией сведениями о наличии переплаты.
В связи с изложенным, суд признает, что на рассматриваемые излишне взысканные суммы страховых взносов, пеней и штрафа подлежат начислению проценты в соответствии со статьей 27 Закона № 212-ФЗ.
Суд признает необходимым начислить проценты с 1 февраля 2018 - следующий день после взыскания с пенсии истца - до фактического возврата денежных средств.
При таких обстоятельствах в качестве способа восстановления нарушенного права административного истца (пункт 1 часть 3 статьи 227Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), суд считает необходимым возложить на отделение обязанность по принятию решения о возврате Шустовой С.Н. излишне взысканных страховых взносов, пеней в размере 12 603 рубля 08 копеек, начислить и выплатить на указанную сумму проценты с 1 февраля 2018 г. по день фактического возврата, направив решение в соответствующий налоговый орган для его исполнения.
По указанным основаниям в удовлетворении заявленных требований к управлению следует отказать.
В требовании к ответчику Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по Орловской области, на которого истец просит возложить обязанность возвратить излишне взысканные страховые суммы с начислением на нее процентов следует отказать в силу следующего.
Закон № 250-ФЗ не предусматривает возможности споров между фондами и налоговыми органами, то есть налоговые органы являются исполнителями решений фонда и принимают ту информацию, которую им передает соответствующий фонд за подконтрольные ему периоды. Следовательно, налоговый орган исполняет решение фонда о возврате уплаченных взносов, не имея возможности его оспорить.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Статьёй 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
Поскольку требования административного истца удовлетворены частично, с административного ответчика Государственного Учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области в пользу Шустовой С.Н. подлежат взысканию судебные расходы в размере 300 рублей, понесенные последней в связи с уплатой при подаче административного искового заявления государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 175 177, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
решил:
административное исковое заявление Шустовой Оксаны Николаевны о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов и пени, удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Государственного Учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области об отказе в возврате излишне взысканных страховых взносов, пени от 21 августа 2018 г. №.
Обязать Государственное Учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области вынести решение о возврате Шустовой Оксаны Николаевны излишне взысканные страховые взносы, пени в размере 12 603 (двенадцать тысяч шестьсот три) рубля 08 копеек.
Обязать Государственное Учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области начислить в пользу Шустовой Оксаны Николаевны и выплатить проценты на сумму излишне взысканных страховых взносов и пени в размере 12 603 рубля 08 копеек с 1 февраля 2018 г. по день фактического возврата с процентной ставкой принимаемой равной одной трехсотой действовавшей в эти дни ставки рефинансирования (ключевой ставки) Банка России, направив решение в соответствующий налоговый орган для его исполнения, а также сообщить об исполнении решения в Мценский районный суд Орловской области в течение одного месяца после вступления судебного решения в законную силу.
В остальной части заявленные требования оставить без удовлетворения.
Взыскать с Государственного Учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 27 ноября 2018 г.
Председательствующий Н.А.Волкова