Решение по делу № 2-754/2024 (2-10867/2023;) от 16.10.2023

Дело № 2-754/2024

УИД 11RS0001-01-2023-013636-06

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе судьи Некрасовой О.С.

при секретаре Вильбергер Ю.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Сыктывкаре

21 марта 2024 года гражданское дело по исковому заявлению администрации МО ГО «Сыктывкар» к Ткаченко Павлу Валентиновичу о признании не приобретшим право пользования жилым помещением о выселении из указанного жилого помещения, о возложении обязанности по передаче жилого помещения по акту приёмо-передачи и ключей от него,

и встречному исковому заявлению Ткаченко Павла Валентиновича к администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Администрация МО ГО «Сыктывкар» обратилась в суд с иском к Ткаченко П.В. о признании ответчика не приобретшим право пользования жилым помещением по адресу: ..., о выселении из указанного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, о возложении на Ткаченко Павла Валентиновича обязанности по передаче указанного жилого помещения по акту приёмо-передачи и ключей от него.

Судом к производству принят встречный иск Ткаченко Павла Валентиновича к администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании за ним права пользования на условиях социального найма жилым помещением, расположенным по адресу: ...

В судебном заседании представители АМО ГО «Сыктывкар» Хозяинова Я.В. поддержала заявленный иск, встречный иск полагала возможным оставить без удовлетворения. Ткаченко П.В. в суд не явился, извещался о месте и времени рассмотрения дела. В судебном заседании представляющий интересы Ткаченко П.В. адвокат Павлов П.И. поддержал встречный иск, исковые требования АМО ГО «Сыктывкар» полагал подлежащими оставлению без удовлетворения. Представители третьих лиц в суд не явились, суд счел возможным рассмотреть дело при имеющейся явке участников процесса.

Заслушав явившихся лиц, исследовав доказательства по делу в их совокупности, допросив свидетелей, получив заключение прокурора Вовк Я.И. об отсутствии основания для удовлетворении исковых требований АМО ГО «Сыктывкар», суд приходит к следующему.

Частью 1 статьи 30 ЖК РФ и пунктом 1 статьи 209 ГК РФ закреплено право собственника жилого помещения осуществлять права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его пользования, которые установлены настоящим Кодексом.

Согласно ч. 1 ст. 288 ГК РФ собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением.

В соответствии со ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Судом установлено, что Постановлением Главы администрации г. Сыктывкара от 31 мая 1999 года № 5/72 в муниципальную собственность принято имущество- общежития, находящиеся в государственной собственности Республики Коми, в том числе, в том числе, по ..., общей площадью 3 999, 7 кв. м. от ГАП «Комиавиа».

Жилое помещение по адресу: ..., площадью 16, 9 кв. м., принято в реестр муниципального имущества МО ГО «Сыктывкар» (реестровый номер №...)

В указанном жилом помещении проживает Ткаченко Павел Валентинович

Ткаченко П.В. обращался в администрацию МО ГО «Сыктывкар» с заявлением об оформлении договора социального найма указанного жилого помещения.

Постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от ** ** ** №... Ткаченко П.В. отказано в заключении договора социального найма в отношении жилого помещения по адресу: ... указанием на отсутствие правоустанавливающих документов(ордера, договора социального найма на жилое помещение.

Согласно части первой статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

В силу ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (в первоначальной редакции) к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

В соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 11 апреля 2011 года N 4-П - статья 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 40 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащаяся в ней норма - по смыслу, придаваемому ей сложившейся правоприменительной практикой, - не допускает возможность применения норм Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, если эти жилые помещения были предоставлены гражданам на законных основаниях после 1 марта 2005 года (даты введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации) и здания, в которых они находятся, переданы в ведение органов местного самоуправления также после этой даты.

Из содержания указанного постановления Конституционного Суда Российской Федерации следует, что государство должно гарантировать равенство прав граждан, находящихся в одинаковых условиях, в данном случае - проживающих в жилых домах, ранее использовавшихся в качестве общежитий, ограничения же конституционного права на жилище могут быть установлены в конституционно значимых целях только федеральным законом, но не могут следовать из него по умолчанию или на основании ограничительного толкования его норм. Однако ни сама статья 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", ни какие-либо другие его положения не содержат указания на ограничение действия данной статьи во времени, в пространстве или по кругу лиц. Проживающие в таких жилых помещениях граждане, которым они были предоставлены на законных основаниях как работникам соответствующего государственного или муниципального предприятия (учреждения), независимо от того, сохранились или нет документы, подтверждающие законность вселения, с точки зрения правового статуса составляют одну категорию субъектов жилищных правоотношений и, следовательно, равным образом подлежат защите при реализации своего конституционного права на жилище.

На основании приведенного конституционного разъяснения, Федеральным законом от 02 октября 2012 года N 159-ФЗ в статью 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" внесены изменения, согласно которым после слов "органов местного самоуправления," статья дополнена словами "вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях".

Пунктом 1 приложения N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную, государственную собственность, республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, города Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" жилищный фонд, в том числе здания и строения, ранее переданные в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, отнесен к муниципальной собственности, что предполагает, как это следует исходя из смысла статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", применение к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежития, переданных в ведение органов местного самоуправления, норм Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Поэтому граждане, которые занимают указанные жилые помещения, не лишены возможности оформить (заключить) договор социального найма на эти помещения в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".

Оформление (заключение) договора социального найма на жилое помещение с гражданами, проживающими в таком жилом помещении, в связи с изменением режима жилого помещения само по себе не свидетельствует о предоставлении другого жилого помещения и не влечет изменения предмета договора. Оно является, по своей сути, признанием и подтверждением правомерного пользования и владения гражданином жилым помещением, а потому не может быть поставлено в зависимость от наличия иного жилого помещения либо постановки на учет, ибо объектом жилищных прав в этом случае являются жилые помещения, пусть и находящиеся в собственности МО ГО Сыктывкар, но ранее предоставленные гражданам на законных основаниях.

Из представленных в материалы дела доказательств (документов, показаний свидетелей следует, что помещение в общежитии по адресу: ... было предоставлено Ткаченко Павлу Валентиновичу в связи с осуществлением им трудовой деятельности в т.ч. в ...), в жилое помещение Ткаченко П.В. был вселен в 1983 году, то есть задолго до принятия недвижимого имущества в муниципальную собственность.

По информации УМВД России по г. Сыктывкару», Ткаченко П.В. значится зарегистрированным с ** ** ** по месту жительства по адресу: ... вместе с тем в карточках учета АО «Расчетный центр» Ткаченко Павел Валентинович значится зарегистрированным по адресу: ....

В представленных в материалы дела карточках действительно значатся исправления комнат с «...» на «...» ...; также указано на предоставление жилья по месту работы- ...

Из показаний свидетелей, которым также предоставлялись помещения в общежитии по адресу: ..., следует, что в Учреждения до передачи здания в муниципальную собственность практиковалось переселение работников с этажа на этаж, предоставление им разных комнат, иногда такие жильцы оставались зарегистрированными в прежних комнатах. Ткаченко П.В., являвшемуся ..., было предоставлено жилое помещение по адресу: ..., он проживает именно в этой комнате.

В материалах настоящего дела имеются сведения об открытии лицевого счета по оплате жилищно-коммунальных услуг на имя Ткаченко Павла Валентиновича; плата за наем жилого помещения также предъявляется и оплачивается Ткаченко П.В.

Ткаченко П.В. не имеет другого жилого помещения ни в собственности, ни по договору социального найма; был вселен в спорное жилое помещение до передачи его в муниципальную собственность в связи с осуществлением трудовой деятельности.

При указанных обстоятельствах, с учетом положений действующего законодательства, представленных доказательств, суд полагает заявленный администрацией МО ГО «Сыктывкар» иск подлежащим оставлению без удовлетворения.

Встречный иск Ткаченко Павла Валентиновича к администрации МО ГО «Сыктывкар» суд удовлетворяет, признавая за Ткаченко П.В. право пользования на условиях социального найма жилым помещением, расположенным по адресу: ..., поскольку из материалов дела, представленных доказательств следует, что между сторонами сложились правоотношения по социальному найму. Ненадлежащее оформление документации и утрата части документов не должны повлечь нарушения жилищных прав.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования администрации МО ГО «Сыктывкар» (...) к Ткаченко Павлу Валентиновичу (...) о признании не приобретшим право пользования жилым помещением по адресу: ..., выселении из указанного жилого помещения, о возложении на Ткаченко Павла Валентиновича обязанности по передаче указанного жилого помещения по акту приёмо-передачи и ключей от него, оставить без удовлетворения.

Встречный иск Ткаченко Павла Валентиновича к администрации МО ГО «Сыктывкар» удовлетворить

Признать за Ткаченко Павлом Валентиновичем(...) право пользования на условиях социального найма жилым помещением, расположенным по адресу: ...

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение 1 месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья О.С.Некрасова

Решение суда принято в окончательной форме 27 марта 2024 года

2-754/2024 (2-10867/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
АМО ГО "Сыктывкар"
Ответчики
Ткаченко Павел Валентинович
Другие
ООО УК «АльянсСпецСервис»
Комитет Жилищной Политики АМО ГО "Сыктывкар"
Хозяинова Яна Владимировна
Прокуратура города Сыктывкара
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Некрасова Ольга Сергеевна
Дело на странице суда
syktsud.komi.sudrf.ru
16.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.10.2023Передача материалов судье
17.10.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.10.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.11.2023Судебное заседание
29.01.2024Судебное заседание
21.03.2024Судебное заседание
27.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.03.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее