Решение по делу № 2-1312/2021 от 12.08.2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Тулун                                    1 сентября 2021 г.

Тулунский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи – Татаринцевой Е.В.,

при секретаре – Пласкеевой Е.Л.,

с участием:

истца – Ивашкиной Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1312/2021 по исковому заявлению Ивашкиной Н.В. к администрации Владимирского сельского поселения, министерству строительства Иркутской области, Областному государственному казённому учреждению «Единый заказчик в сфере строительства Иркутской области» об установлении факта проживания,

установил:

Ивашкина Н.В. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации Владимирского сельского поселения, министерству строительства Иркутской области об установлении факта проживания.

В обоснование заявленных исковых требований она указала, что с ...... г. проживает и зарегистрирована по адресу: ****. Дом, в котором она проживает, попал в зону чрезвычайной ситуации в результате наводнения, имевшего место на территории Иркутской области в июне-июле 2019 г.

Постановлением Правительства Иркутской области от 30 июля 2021 г. № 528-пп утверждены порядок и условия предоставления в ...... г. меры социальной поддержки гражданам, проживающим в **** ****, жилые помещения которых признаны подлежащими капитальному ремонту в связи с чрезвычайной ситуацией.

Установление юридического факта постоянного проживания в период наводнения в июне 2019 г. имеет для неё юридическое значение, так как необходимо для получения причитающихся социальных выплат.

Просила: установить факт её постоянного проживания по адресу: ****, с ...... г.

Определением Тулунского городского суда Иркутской области от ...... к участию в рассмотрении дела в качестве соответчика было привлечено Областное государственное казённое учреждение «Единый заказчик в сфере строительства Иркутской ****».

Представители ответчиков, соответчика, надлежащим образом извещённых о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. Представители ответчиков, администрации Владимирского сельского поселения и министерства строительства Иркутской области (далее – министерство), просили рассмотреть дело в их отсутствие. Суд находит возможным рассмотреть дело в соответствии с ч. ч. 4. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании Ивашкина Н.В. исковые требования поддержала в полном объёме. Суду пояснила, что с ...... г. проживает по адресу: ****. В ...... г. она вышла замуж, продала дом дочери, то так как у неё приемные дети, то она осталась проживать в этом доме, а дом потом дочь продала ей назад, но документы были оформлены только после наводнения. Из дома она с момента вселения никуда не выезжала, постоянно проживает в нём.

В представленных в суд возражениях на иск министерство указало, что в соответствии с п. 8 Положения о порядке предоставления в ...... г. единовременной денежной выплаты гражданам, проживающим в **** ****, факт проживания в повреждённом жилом помещении на день введения режима чрезвычайной ситуации на территории **** подтверждается соответствующим решением суда. Полагает, что привлечение министерства в качестве ответчика является необоснованным, поскольку законные права истца министерством нарушены не были. Основания для обращения решения суда к немедленному исполнению отсутствуют, так как это не указано в ст. 211 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Выслушав истца Ивашкину Н.В., свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 72 (часть 1, п. «з») Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ).

Согласно ст. 2 названного закона правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется названным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (пп. а п. 1 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ).

В силу п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право на защиту личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 2 этой же статьи закона).

Указом Губернатора Иркутской области от 27 июня 2019 г. № 134-уг «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Иркутской области» на территории Иркутской области с 13 часов 00 минут 27 июня 2019 г. введён режим чрезвычайной ситуации для территориальной подсистемы Иркутской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.

Постановлением администрации Тулунского муниципального района Иркутской области от 27 июня 2019 г. № 84-пг «О введении на территории Тулунского муниципального района режима функционирования «Чрезвычайная ситуация» с 15 часов 00 минут 27 июня 2019 г. на территории Тулунского муниципального района введён режим чрезвычайной ситуации.

На основании постановления администрации Тулунского муниципального района Иркутской области от 28 июня 2019 г. № 88-пг (в ред. от 11 июня 2020 г. № 77-пг) была утверждена зона чрезвычайной ситуации, в границы которой входит ****, в том числе жилой дом по ****.

Постановлением администрации Владимирского сельского поселения от 1 июля 2019 г. № 38 пг (в ред. от 2 сентября 2019 г. № 36 пг) была утверждена зона чрезвычайной ситуации на территории Владимирского сельского поселения, в Перечне населённых пунктов которой указан жилой дом по ****.

30 июля 2021 г. Правительством Иркутской области было принято постановление № 528-пп «О предоставлении в 2021 году единовременной денежной выплаты гражданам, проживающим в **** ****, жилые помещения которых признаны подлежащими капитальному ремонту в связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области».

Указанным постановлением утверждено Положением о порядке и условиях предоставления в ...... году единовременной денежной выплаты гражданам, проживающим в ****, жилые помещения которых признаны подлежащими капитальному ремонту в связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области (далее – Положение).

Согласно п. 4 Положения денежная выплата предоставляется гражданам, являющимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками поврежденных жилых помещений, или имеющим на день введения режима чрезвычайной ситуации документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на поврежденные жилые помещения, или в отношении которых решением суда установлен факт постоянного проживания в поврежденном жилом помещении на день введения режима чрезвычайной ситуации и не получавшим социальной выплаты на капитальный ремонт жилого помещения в соответствии с Положением о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне – июле 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. № 556-пп.

Денежная выплата предоставляется при условии, что поврежденное жилое помещение находится в зоне чрезвычайной ситуации, определенной решением главы Владимирского муниципального образования Иркутской области, на территории которого решением главы указанного муниципального образования введен режим функционирования «Чрезвычайная ситуация», и в отношении него органом местного самоуправления Владимирского муниципального образования Иркутской области принято решение, содержащее указание о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (п. 5 Положения).

Денежная выплата является социальной выплатой и предоставляется в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до министерства на соответствующий финансовый год (п. 3 Положения).

Уполномоченным исполнительным органом государственной власти Иркутской области на предоставление денежных выплат является министерство строительства Иркутской области (п. 2 Положения).

В целях предоставления денежной выплаты гражданин (совместно граждане, являющиеся участниками общей собственности на поврежденное жилое помещение) или его (их) представитель в срок до ...... включительно обращается (обращаются) в министерство с заявлением (совместным заявлением) о предоставлении денежной выплаты по форме согласно приложению к настоящему Положению (далее - заявление) (п. 7 Положения).

Пунктом 8 Положения предусмотрено, что к заявлению прилагаются следующие документы:

1) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность гражданина;

2) документы, удостоверяющие личность и подтверждающие полномочия представителя гражданина (граждан), - в случае обращения с заявлением представителя;

3) документы, подтверждающие право собственности на поврежденное жилое помещение, - для граждан, являющихся собственниками поврежденных жилых помещений;

4) документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на поврежденное жилое помещение, - для граждан, право собственности которых на поврежденное жилое помещение не зарегистрировано;

5) решение суда об установлении факта постоянного проживания в поврежденном жилом помещении на день введения режима чрезвычайной ситуации - для граждан, в отношении которых решением суда установлен факт постоянного проживания в поврежденном жилом помещении на день введения режима чрезвычайной ситуации.

Гражданин (граждане) или его (их) представитель вправе не представлять документы, указанные в подпункте 3 настоящего пункта.

В соответствии со ст. 27 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Пунктом 1 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

При этом положения данной нормы закона не содержат указания на то, что место жительства гражданина определяется метом его регистрации.

Как указано в ст. 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», местом жительства являются жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

В целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом введён регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (ч. 1 ст. 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-I).

Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

В определении от 26 ноября 2018 г. № 2995-О Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что регистрация граждан по месту пребывания и по месту жительства является предусмотренным федеральным законом способом их учета в пределах территории Российской Федерации, носит уведомительный характер и отражает факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.

Согласно ч. 3 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством.

В соответствии со ст. 265 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.

В силу п. 10 ч. 2 ст. 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дела об установлении других имеющих юридическое значение фактов.

Из паспорта Ивашкиной Н.В. усматривается, что она с ...... зарегистрирована по месту жительства по адресу: ****.

Согласно копиям страниц похозяйственных книг Владимирского сельского поселения за период с ...... г. по ...... г. Ивашкина Н.В., проживала по адресу: ****.

Как следует из справки Владимирского сельского поселения от ...... *** Ивашкина Н.В. зарегистрирована и постоянно проживает по адресу: ****. Вместе с ней в жилом помещении проживают: муж – К. и опекаемые дети: П., родившаяся ......, К., родившаяся ......, Ю., родившаяся ......, и Ю.Д., родившийся ...... (основание – похозяйственная книга ***, лицевой счёт ***).

Из письма Западных электрических сетей Иркутского открытого акционерного общества энергетики и электрификации от ...... *** видно, что Ивашкиной Н.В. был подтверждён отпуск электрической энергии по адресу: ****. Срок действия разрешения – два года.

Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля Т. показала, что истец приходится ей тётей. Некоторое время она находилась у неё под опекой. Сколько знает себя, истец проживает в доме по адресу: ****. Ивашкина Н.В. проживала в этом доме, как до наводнения, так и проживает после. Она проживала вместе с Ивашкиной Н.В. с период с ...... г. по ...... г.

Свидетель С., допрошенная в судебном заседании, показала, что истец приходится ей матерью. Она родилась в ...... г., знает, что мама проживает в ****, с ...... г. Раньше она проживал вместе с ней по данному адресу. В дом они переехали, когда она ходила в детский сад. Её мама постоянно и непрерывно проживает по данному адресу, никуда не выезжала.

Показания свидетелей суд принимает в качестве допустимых доказательств, так как они согласуются с другими материалами дела, взаимно дополняя их.

Таким образом, в судебном заседании достоверно установлен факт постоянного проживания Ивашкиной Н.В. по адресу: ****, с ...... г.

Из выписок из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) от ...... и ...... усматривается, что Ивашкина Н.В. является собственником жилого дома площадью .......... кв.м и земельного участка площадью .......... кв.м, находящихся по адресу: ****. Право собственности истца на указанные объекты недвижимости зарегистрировано в ЕГРН ......

Согласно заключению межведомственной комиссии Владимирского сельского поселения от ...... жилое помещение, находящееся по адресу: ****, было признано подлежащим капитальному ремонту.

На основании данного заключения распоряжением администрации Владимирского сельского поселения от ...... *** жилое помещение, находящееся по адресу: ****, признано подлежащим капитальному ремонту.

В информации министерства социального развития, опеки и попечительства от ...... *** указано, что по утраченному жилому помещению по адресу: ****, свидетельство в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. № 556-пп не выдавалось.

По информации министерства строительства Иркутской области от ...... *** Ивашкина Н.В. в рамках Положения о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 года на территории Иркутской ****, социальной выплаты на капитальный ремонт жилого помещения, утверждённого постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. № 556-пп, за предоставлением меры социальной поддержки на капитальный ремонт повреждённого жилого помещения не обращалась, и мера социальной поддержки ей не оказывалась.

Доводы представителя министерства о том, что оно является ненадлежащим ответчиком по делу, не принимаются судом, поскольку, несмотря на то, что Ивашкина Н.В. обратился в суд с исковым заявлением, ей заявлены требования об установлении юридического факта – факта постоянного проживания на территории, пострадавшей в результате наводнения. Установление данного юридического факта необходимо ей для получения меры социальной поддержки на капитальный ремонт повреждённого в результате наводнения жилого помещения, о чем указано в иске. Органом, к полномочиям которого относится предоставление данной меры социальной поддержки, и в который истец должен обратиться с заявлением о предоставлении соответствующих выплат, является министерство.

Вместе с тем привлечённое судом в качестве соответчика Областное государственное казённое учреждение «Единый заказчик в сфере строительства Иркутской области», является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку к его полномочиям относится предоставление меры социальной поддержки в виде капитального ремонта жилого помещения в соответствии с Положением, утверждённым постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. № 556-пп.

В силу ч. 1 ст. 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.

В случае если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда (ст. 204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Из Положения следует, что оно было принято ...... Срок обращения за мерой социальной поддержки в соответствии с п. 7 Положения – до ......, то есть один месяц. В суд истец обратился, согласно штампу на конверте, ......

В связи с ограниченным сроком действия Положения, необходимостью социальной защиты прав истца на предоставление меры социальной поддержки, суд считает требования об обращении решения суда к немедленному исполнению подлежащими удовлетворению.

По указанным основаниям не принимаются судом доводы министерства об отсутствии оснований для обращения решения суда к немедленному исполнению.

В силу ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

В п. 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 г. № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» разъяснено, что по смыслу статьей 98, 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебные издержки возмещаются при разрешении судами материально-правовых споров. Поскольку рассмотрение дел, предусмотренных главами 28 – 30, 32 – 34, 36, 38 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, направлено на установление юридических фактов, определение правового статуса привлеченных к участию в деле лиц или правового режима объектов права, а не на разрешение материально-правового спора, издержки, понесенные в связи с рассмотрением указанных категорий дел, относятся на лиц, участвующих в деле, которые их понесли, и не подлежат распределению по правилам главы 7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

исковое заявление Ивашкиной Н.В. к администрации Владимирского сельского поселения, министерству строительства Иркутской области об установлении факта проживания удовлетворить.

Установить факт постоянного проживания Ивашкиной Н.В., родившейся ...... в ****, по адресу: ****, с ...... г.

Обратить решение суда к немедленному исполнению.

В удовлетворении исковых требований Ивашкиной Н.В. к Областному государственному казённому учреждению «Единый заказчик в сфере строительства Иркутской области» об установлении факта проживания отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Тулунский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий                        Е.В. Татаринцева

Решение принято судом в окончательной форме 3 сентября 2021 г.

2-1312/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ивашкина Наталья Васильевна
Ответчики
Администрация Владимирского селького поселения Иркутской области
Министерство строительства, дорожного хозяйства Иркутской области
Суд
Тулунский городской суд Иркутской области
Судья
Татаринцева Елена Васильевна
Дело на странице суда
tulunsky.irk.sudrf.ru
12.08.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.08.2021Передача материалов судье
13.08.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.08.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.09.2021Судебное заседание
03.09.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.09.2021Дело оформлено
01.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее