№33-2490 судья Ежелый В.Л. 2017 год
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕСудебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда в составе:
председательствующего судьи Кондратьевой А.В.,
судей Лепской К.И. и Лозиной С.П.,
с участием прокурора Розова С.А.,
при секретаре судебного заседания Безуглой Ю.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери 01 июня 2017 года по докладу судьи Кондратьевой А.В.
дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Дирекция единого заказчика «Осташков» на решение Осташковского городского суда Тверской области от 14 февраля 2017 года, которым постановлено:
«иск прокурора города Осташкова Тверской области удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Дирекция единого заказчика «Осташков» ввести в эксплуатацию общедомовой прибор учета тепловой энергии в многоквартирном жилом доме <адрес> в срок до 30 марта 2017 года.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Дирекция единого заказчика «Осташков» государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования «Осташковский район» в размере 6000 (шесть тысяч) рублей».
Судебная коллегия
установила:
прокурор города Осташков обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц- потребителей многоквартирного жилого дома <адрес> к обществу с ограниченной ответственностью управляющая компания «Дирекция единого заказчика Осташков» (далее ООО УК «ДЕЗ Осташков»), в котором с учетом уточнений просил возложить на последнего обязанность ввести в эксплуатацию прибор учета тепловой энергии в срок до 30 марта 2017 года.
В обоснование заявленных требований указано, что ответчик с 01 июля 2014 года является управляющей компанией по отношению к дому <адрес> и в силу закона несет ответственность по обслуживанию, содержанию системы отопления, ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учет тепловой энергии.
В названном многоквартирном жилом доме общедомовой прибор теплового учета, установленный в 2012 году, не введен в эксплуатацию и не используется, что нарушает интересы Российской Федерации в области энергосбережения, осуществляющей политику эффективного и рационального использования энергетических ресурсов, и приводит к нарушению прав потребителей, так как данное обстоятельство влияет на стоимость предоставленной им услуги по теплоснабжению.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований, привлечено МКУ Управление ЖКХ, архитектуры, имущественных отношений экономического планирования муниципального образования Осташковского района Тверской области «городское поселение – город Осташков».
В судебном заседании помощник прокурора города Осташкова Тверской области Волощук Е.В. поддержала заявленные требования.
Представитель материального истца - Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Представители ответчика ООО УК «ДЕЗ Осташков», третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО «Газпром Теплоэнерго Тверь», администрации муниципального образования Осташковского района Тверской области «городское поселение - город Осташков», муниципальное казенное учреждение «Управление ЖКХ, архитектуры, имущественных отношений экономического планирования муниципального образовании Осташковского района Тверской области «городское поселение - город Осташков», извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, письменно просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Судом постановлено приведенное выше решение, которое ООО УК «ДЕЗ Осташков» в своей апелляционной жалобе просит отменить и прекратить производство по делу, ссылаясь на нарушение норм процессуального права.
По мнению апеллянта, судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, не учтены и не исследованы доводы ООО УК «ДЕЗ Осташков», а выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В обоснование доводов жалобы указано, что решение суда неисполнимо, без совершения другими участниками процесса действий, выполнение которых является обязательным условием для исполнения решения суда.
Апеллянт указывает, что суд не отразил в решении по каким критериям установлено, что общедомовой прибор учета не введен в эксплуатацию именно вследствие бездействия ООО УК «ДЕЗ Осташков» и какое именно бездействие имелось в виду.
Считает не законным утверждение суда первой инстанции о том, что ООО УК «ДЕЗ Осташков» не предоставило необходимую документацию (проект узла учета, паспорт узла учета), не приняло меры по созданию комиссии по приему узла учета в эксплуатацию, не сообщило сведения о показаниях общедомового прибора учета, поскольку действующее законодательство не содержит нормы, предусматривающей обязанность управляющей компании заказывать, оплачивать и изготавливать техническую документацию на прибор учета. Законом установлена только обязанность по созданию комиссии по вводу в эксплуатацию на основании полученных от собственника материалов – технической документации.
Так, согласно постановлению Главы администрации муниципального образования Осташковского района Тверской области «городское поселение - город Осташков» от 14 января 2014 года №08 «О создании муниципального казенного учреждения «Управление ЖКХ, архитектуры, имущественных отношений и экономического планирования» муниципального образования «городское поселение – город Осташков» к одной из основных целей и задач МКУ «Управление ЖКХ» относится проведение мероприятий по энергоснабжению, разработке проектной документации. С февраля 2016 года проектная документация находится на исправлении выявленных теплоснабжающей организацией замечаний именно в МКУ «Управление ЖКХ» и этот факт данной организацией в ходе рассмотрения дела не оспаривался.
Апеллянт полагает, что суд первой инстанции необоснованно не отразил какие конкретно его действия или бездействие определяются как виновные.
Не соглашаясь с позицией суда в отношении проведения очередной поверки общедомового прибора учета, апеллянт считает, что поверка должна осуществляться лицом, за чей счет установлен общедомовой прибор учета из средств соответствующего муниципального образования.
По мнению апеллянта, при исполнении данного судебного решения неизбежно возникнут обстоятельства, делающие фактически невозможным его исполнение.
В заседание суда апелляционной инстанции истец, представители ответчика, третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, извещенные надлежащим образом, не явились, с ходатайством об отложении судебного заседания не обратились.
На основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебной коллегией определено рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Учитывая приведенные положения части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав судью-докладчика, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, прокурора Розова С.А., полагавшего решение законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено, что в рамках реализации Адресной программы муниципального образования Осташковского района Тверской области «городское поселение - город Осташков» по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2012 год», утвержденной решением Совета депутатов муниципального образования «городское поселение - город Осташков» от 11 октября 2012 года №361 в многоквартирном доме <адрес> установлен общедомовой прибор теплового учета, однако в эксплуатацию до настоящего времени не введен и не используется.
Работы по капитальному ремонту выполнялись ООО «Дорожно-строительное управление» на основании муниципального контракта от 10 июля 2012 года, заключенного с администрацией муниципального образования «городское поселение – город Осташков». В перечень работ были включены работы по установке приборов теплового учета и пусконаладочные работы.
ООО УК «ДЕЗ Осташков» осуществляет эксплуатацию общего имущества вышеназванного многоквартирного дома по договору управления многоквартирным домом.
Однако, прибор теплового учета не введен в эксплуатацию.
Техническая документация на прибор теплового учета у ООО УК «ДЕЗ Осташков» отсутствует, закончен срок его эксплуатации и требуется проведение плановой поверки.
Согласно письму филиала ООО «Газпром Теплоэнерго Тверь» от 11 февраля 2016 года, адресованного ООО УК «ДЕЗ Осташков», проекты на узлы впервые были представлены для согласования 03 февраля 2016. По результатам были выявлены замечания, такие как отсутствие технических условий, свидетельства на право проведения проектных работ, монтажной схемы, схемы теплового узла и узла учета, настроечной базы данных и GSM модема для возможности дистанционного снятия показаний.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 23 ноября 2009 года №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» правовое регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности основано на принципе эффективного и рационального использования энергетических ресурсов.
Пунктом 3 статьи 9 Федерального закона от 23 ноября 2009 года №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определено, что государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется путем установления обязанности по учету используемых энергетических ресурсов.
В соответствии с частью 5 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 01 июля 2012 года собственники жилых домов обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета.
Согласно пункту 2.3, 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с пунктом 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года №491, в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стоков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
Согласно подпункту «к» пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года №491, - содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Согласно пункту 2.3 договора управления многоквартирным домом №9 в микрорайоне в городе Осташков состав общего имущества многоквартирного дома определен Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года №491.
Руководствуясь пунктом 74 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 года №1034, ООО УК «ДЕЗ Осташков» несет ответственность за техническое состояние средств измерений и устройств, входящих в состав узла учета тепловой энергии, установленном на источнике тепловой энергии.
Согласно Правилам коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 года №1034, ввод в эксплуатацию представляет собой процедуру проверки соответствия узла учета тепловой энергии требованиям нормативных правовых актов и проектной документации, включая составление акта ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии.
Пунктами 61 - 65, 67, 68 вышеуказанных Правил установлен порядок ввода в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя, на смежных тепловых сетях и на перемычках.
Так, смонтированный узел учета, прошедший опытную эксплуатацию, подлежит вводу в эксплуатацию. Ввод в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя, осуществляется комиссией в следующем составе: представитель теплоснабжающей организации, представитель потребителя, представитель организации, осуществляющей монтаж и наладку вводимого в эксплуатацию узла учета.
Комиссия создается владельцем узла учета, который представляет комиссии проект узла учета, согласованный с теплоснабжающей организацией, выдавшей технические условия и паспорт узла учета или проект паспорта.
При отсутствии замечаний к узлу учета комиссией подписывается акт ввода в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя.
Акт ввода в эксплуатацию узла учета служит основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, контроля качества тепловой энергии и режимов потребления с использованием получаемой измерительной информации с даты его подписания.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что на ООО УК «ДЕЗ Осташков» возложены полномочия по вводу в эксплуатацию узла учета, как владельца данного оборудования, в том числе по созданию комиссии для ввода в эксплуатацию узла учета, представления в теплоснабжающую организацию необходимой технической документации.
Вопреки утверждению апеллянта, факт бездействий со стороны ООО УК «ДЕЗ Осташков» нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, в частности тем, что ООО УК «ДЕЗ Осташков» копии проектов на узлы учета впервые для согласования направлены лишь 03 февраля 2016 года.
Доводы ответчика о невозможности исполнения решения суда в связи с отсутствием технической документации на общедомовой прибор учета тепловой энергии и истечение срока его эксплуатации до плановой поверки не могут служить основанием к отмене решения суда и признаются судебной коллегией несостоятельными.
Ссылка апеллянта на то, что судом первой инстанции не предоставлено достаточно времени для представления дополнительных доказательств, не может служить основанием к отмене решения суда. Из материалов дела следует, что со дня предъявления иска в суд у ответчика было достаточно времени для представления доказательств в обоснование своих доводов.
В целом доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к повторению изложенной стороной ответчика позиции, которая была предметом исследования и оценки суда первой инстанции, и не содержат дополнительных подтверждений, которые не были представлены в суд первой инстанции, основаны на ошибочном толковании норм материального права, примененных к спорным отношениям, направлены к иной оценке доказательств, оснований для которой судебной коллегией не усматривается, в связи с чем не являются основанием для отмены решения суда.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Осташковского городского суда Тверской области от 14 февраля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Дирекция единого заказчика «Осташков»- без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: