Решение по делу № 33-6413/2022 от 08.09.2022

г. Сыктывкар          Дело № 2-723/2022 г. (33-6413/2022 г.)

УИД 11RS0001-01-2021-017531-26

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Нагорновой О.Н.,

судей Перминовой Н.А., Слободянюк Т.А.,

при секретаре Тырышкиной Н.Н.,

рассмотрев в судебном заседании 15 сентября 2022 года дело по апелляционной жалобе Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации МО ГО «Сыктывкар» на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 02 июня 2022 года, по которому

исковые требования Орловой Т.В. удовлетворены.

Обязано Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации МО ГО «Сыктывкар» оборудовать контейнерную площадку сбора и временного хранения твердых бытовых отходов, расположенную возле жилого дома <Адрес обезличен> в соответствии с требованиями пункта 4 главы II СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санаторно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

Взыскана с Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации МО ГО «Сыктывкар» за счет казны муниципального образования городского округа «...» в пользу Орловой Т.В. компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей.

Заслушав доклад судьи Слободянюк Т.А., представителя ответчика Боровлёва Г.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Орлова Т.В. обратилась в суд исковым заявлением к Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации МО ГО «Сыктывкар» (УЖКХ АМОГО «Сыктывкар») и просит обязать ответчика оборудовать площадку ТБО, расположенную возле жилого дома <Адрес обезличен> в соответствии с требованиями пункта 4 главы II СанПиН 2.1.3684-21, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 20000 рублей.

Определением суда от <Дата обезличена> к участию в деле для дачи заключения привлечено Управление Роспотребнадзора по Республике Коми.

Протокольным определением суда от <Дата обезличена> к участию в деле третьими лицами без самостоятельных требований привлечены Орлов Ан.Н, Орлов Ал.Н, администрация МО ГО «Сыктывкар», ТСЖ «Первомайская - 85».

В судебном заседании истец и её представитель, действующая также от имени третьего лица ТСЖ «Первомайская - 85», на иске настаивали.

Представитель ответчика, действуя также от имени третьего лица администрации МО ГО «Сыктывкар», иск не признал.

Представитель Управления Роспотребнадзора по Республике Коми, третьи лица Орлов Ан.Н, Орлов Ал.Н, будучи надлежащим образом извещёнными о месте и времени рассмотрения дела, участия в судебном заседании не приняли, ходатайствами о рассмотрении дела без их участия.

Судом принято приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ответчик УЖКХ АМОГО «Сыктывкар» просит решение суда отменить.

Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса РФ в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

Проверив материалы дела, законность оспариваемого судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Право граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека закреплено также в статье 8 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

В соответствии с ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территории городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

Пунктом 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Пунктом 4 главы II СанПиН 2.1.3684-21 предусмотрено, что расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров.

В силу части 4 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирование экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Согласно пункту 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановление Правительства РФ от 31.08.2018 г. № 1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

Согласно пунктам 11, 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального, городского округа; участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Судом установлено, что <Дата обезличена> в отношении УЖКХ АМОГО «Сыктывкар» возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. ... КоАП РФ.

В ходе административного расследования специалистами ФБУЗ «...» проведена санитарно-эпидемиологическую экспертиза по установлению соответствия (несоответствия) расстояния от контейнерной площадки по сбору ТКО по адресу <Адрес обезличен>, до нормируемого объекта (жилого дома заявителя).

<Дата обезличена> в ... часов ... мин. по адресу <Адрес обезличен>, установлено: во дворе напротив основного фасада жилого дома имеется оборудованная контейнерная площадка, на которой установлено ... металлических контейнера, объемом ... куб. м. (на момент обследования не заполнены), подъездной путь имеется. Контейнерная площадка имеет твердое (бетонное) покрытие и ограждение.

Расстояние от контейнерной площадки до жилого дома <Адрес обезличен>. составило - ... м, что составляет менее ... м. и не соответствует требованиям п. 4 главы II СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санаторно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

Строительные работы по организации указанного места сбора и временного хранения твердых коммунальных отходов УЖКХ АМОГО «Сыктывкар», согласно муниципального контракта <Номер обезличен> от <Дата обезличена> были начаты еще в начале сентября <Дата обезличена>. В управление Роспотребнадзора еще в <Дата обезличена> поступило обращение председателя ТСЖ д. <Адрес обезличен>;

Сыктывкарский городской суд, установив в действиях УЖКХ АМОГО «Сыктывкар» признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст. ... КоАП РФ («Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения»), постановлением от <Дата обезличена> по делу <Номер обезличен> признал УЖКХ АМОГО «Сыктывкар» виновным в совершении указанного правонарушения и назначил наказание в виде административного штрафа в размере ... рублей.

Истец Орлова Т.В. с <Дата обезличена> имеет постоянную регистрацию в жилом помещении дома <Адрес обезличен>.

Вступившим в законную силу решением ... суда ... от <Дата обезличена> по делу <Номер обезличен> на администрацию МО ГО «Сыктывкар» в срок до <Дата обезличена> возложена обязанность устранить нарушения санитарного законодательства, а именно переместить контейнерную площадку в районе дома <Адрес обезличен> (во дворе напротив основного фасада жилого дома), установив ее в соответствии с пунктом 4 главы II СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санаторно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», в том числе, на расстоянии не менее ... метров до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи.

На момент рассмотрения спора (<Дата обезличена>) решение ... суда ... от <Дата обезличена> по делу <Номер обезличен> не исполнено, что не оспаривалось стороной ответчика при рассмотрении дела.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что бездействие ответчика по непринятию мер по устранению нарушений пункта 4 главы II СанПиН 2.1.3684-21 в виде переноса контейнерной площадки твердых коммунальных отходов на расстояние от жилого дома, не менее чем на ... метров, создает реальную угрозу здоровью, а также угрозу распространения заболеваний и нарушает права истца на санитарно-эпидемиологическое благополучие.

Определяя размер компенсации морального вреда, суд принял во внимание характер допущенного ответчиком нарушения и перенесенных в связи с этим нравственных страданий истца, и, исходя из принципов разумности и справедливости, определил к взысканию соответствующую сумму равной 5000 рублей.

Выводы суда основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют установленным по делу обстоятельствам.

Доводы апелляционной жалобы о том, что обязанность по созданию и содержанию мест накопления ТКО лежит на собственниках помещений многоквартирных домов или лицах, осуществляющих управление многоквартирными домами, а не на органе местного самоуправления, отклоняются судебной коллегией.

Приведенные нормативные положения в их совокупности и нормативно-правовом единстве, в случае, когда земельный участок, на котором расположена контейнерная площадка с мусорными контейнерами, не включен в состав общего имущества собственников многоквартирного дома, возлагают указанную обязанность на органы местного самоуправления

В рассматриваемом деле сведений о включении земельного участка, на котором расположена спорная контейнерная площадка, в состав общего имущества собственников какого-либо многоквартирного дома, не представлено. Более того, постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от <Дата обезличена> <Номер обезличен> утверждён Реестр контейнерных площадок для сбора ТКО на территории МО ГО «Сыктывкар», согласно пункту 870 которого собственником контейнерной площадки по адресу: <Адрес обезличен>, является МО ГО «Сыктывкар».

Необходимо также учитывать и то обстоятельство, что в соответствии с Реестром контейнерных площадок для сбора ТКО на территории МО ГО «Сыктывкар», приведенная контейнерная площадка оборудована администрацией городского округа для обслуживания нескольких многоквартирных домов, поэтому для исключения споров между различными товариществами собственников жилья и управляющими компаниями в части его обслуживания и содержания, собственником такой контейнерной площадки определено МО ГО «Сыктывкар».

Судом первой инстанции установлено, что УЖКХ АМО ГО «Сыктывкар» является отраслевым (функциональным) органом администрации МО ГО «Сыктывкар», входящим в структуру администрации МО ГО «Сыктывкар». УЖКХ АМО ГО «Сыктывкар» является юридическим лицом, муниципальным учреждением, имеет в оперативном управлении обособленное имущество, самостоятельный баланс, печать, штампы и бланки со своим наименованием, счета, открываемые в установленном законодательством порядке.

Основными задачами УЖКХ АМО ГО «Сыктывкар» являются, в том числе: участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов; организация благоустройства территории городского округа в соответствии с правилами благоустройства территории городского округа (п. 2.5, п. 2.6 Положения).

Доводы апелляционной жалобы о том, что истцом не представлено доказательств причинения ей нравственных страданий, в связи с чем отсутствует совокупность обстоятельств, необходимая для взыскания компенсации морального вреда, несостоятельны.

В силу абз. 2 ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

На основании ст. 150 Гражданского кодекса РФ здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом (п.1).

Согласно ст. 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Судом первой инстанции установлен факт нарушения ответчиком санитарно-эпидемиологических требований в части размещения контейнерной площадки, что предполагает в свою очередь доказанность факта причинения истцу нравственных страданий в связи с нарушением ее прав на благоприятную окружающую среду.

Иных доводов для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, апелляционная жалоба не содержит.

Судебная коллегия полагает с учетом объяснений данных в суде апелляционной инстанции представителем ответчика, уточнить абзац второй резолютивной части решения.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 02 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации МО ГО «Сыктывкар» – без удовлетворения.

Уточнить второй абзац резолютивной части решения, изложив его в редакции:

Обязать Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации МО ГО «Сыктывкар» устранить нарушения санитарного законодательства, а именно переместить контейнерную площадку в районе дома <Адрес обезличен> (во дворе напротив основного фасада жилого дома), установив ее в соответствии с пунктом 4 главы II СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санаторно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», в том числе, на расстоянии не менее ... метров до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 16 сентября 2022 года.

Председательствующий:

Судьи:

33-6413/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Орлова Тамара Владимировна
Ответчики
Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации МОГО Сыктывкар
Другие
Орлов Андрей Николаевич
Орлов Александр Николаевич
Управление Роспотребнадзора по Республике Коми
Администрация МО ГО Сыктывкар
ТСЖ Первомайская-85
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Слободянюк Т А
Дело на странице суда
vs.komi.sudrf.ru
15.09.2022Судебное заседание
22.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.09.2022Передано в экспедицию
15.09.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее