Решение по делу № 2-862/2016 от 17.05.2016

Дело № 2-862/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Гремячинск 15 июня 2016 года

Губахинский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Волковой Е.Л.,

с участием помощника прокурора г. Гремячинска Виноградовой Е.Р.,

представителя ответчика Щур Т.В., на основании доверенности,

при секретаре Долгих Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Гремячинска в интересах неопределенного круга лиц к администрации Гремячинского городского поселения о возложении обязанности организовать специализированную службу по вопросам похоронного дела,

у с т а н о в и л:

Прокурор г. Гремячинска в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации Гремячинского городского поселения о возложении обязанности организовать специализированную службу по вопросам похоронного дела.

В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проверки проведенной прокуратурой г. Гремячинска по обращению руководителя ООО «Млечный путь» ФИО2 выявлены нарушения администрацией Гремячинского городского поселения законодательства при предоставлении ритуальных услуг и содержании мест захоронения, так, ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией Гремячинского городского поселения и ООО «Млечный путь» заключен муниципальный контракт на выполнение работ по содержанию мест захоронения (кладбищ) на территории Гремячинского городского поселения. Срок действия контракта: с момента его заключения по ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией Гремячинского городского поселения и ООО «Производственно-технический комплекс» ( <адрес>) заключен муниципальный контракт на выполнение работ по содержанию мест захоронения (кладбища) на территории Гремячинского городского поселения. Срок действия договора с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ расторгнут.

ДД.ММ.ГГГГ между ГКУ «Администрация Гремячинского городского поселения» и индивидуальным предпринимателем ФИО3 заключен муниципальный контракт на выполнение работ по содержанию мест захоронения (кладбищ) на территории Гремячинского городского поселения», срок действия которого с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Между тем, ответчиком в нарушение требований ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" и ст. 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" не организована специализированная служба по вопросам похоронного дела (погребение умершего и оказание услуг по погребению). Отсутствие на территории муниципального образования специализированной службы по вопросам похоронного дела нарушает права неопределенного круга лиц на получение на безвозмездной основе услуг по погребению, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг, предусмотренному статьей 9 названного Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 8-ФЗ, оказываемых гражданам на безвозмездной основе:

1) оформление документов, необходимых для погребения;

2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;

3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);

4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом). Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок со дня обращения этой службы за счет средств соответствующих бюджетов.

Оплата стоимости услуг, предоставляемых сверх гарантированного перечня услуг по погребению, производится за счет супруга, родственников и иных лиц, взявших на себя обязанности осуществить погребение умершего.

При этом ст. 12 указанного Федерального закона от 12.01.1996 года N 8-ФЗ предусмотрено, что возможность осуществления погребения специализированной службой по вопросам похоронного дела является социальной гарантией для лица, личность которого не установлена, либо у которого отсутствуют родственники или иные законные представители, на достойное отношение к его телу после смерти.

Таким образом, Федеральный закон от 12.01.1996 года N 8-ФЗ предусматривает как безвозмездное оказание ритуальных услуг специализированной службой органа местного самоуправления, так и осуществление погребения родственниками умершего за свой счет; в последнем случае родственники могут получать ритуальные услуги у любого лица, осуществляющего оказание таких услуг.

Согласно п. 22 ст. 14 Федерального закона РФ от 06.10.2003 N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Решением Думы Гремячинского городского поселения от 27.04.2006 г. № 71 (ред. от 01.10.2015 г. № 122) утверждены Правила содержания мест погребения и порядок организации похорон на территории Гремячинского городского поселения, в соответствии с п. 4.2. которого на специализированную службу возлагаются обязанности:

- захоронение умерших, личность которых не установлена;

- захоронение одиноких граждан за счет средств государственного или муниципального бюджета;

- регистрация захоронений на действующих кладбищах в книге установленного образца;

- соблюдение установленной нормы отвода земельного участка для захоронений и правил подготовки могил;

- содержание в исправном состоянии ограды кладбищ, дорог, площадок, инженерного оборудования и их ремонт;

- уход за зелеными насаждениями на всей территории кладбищ, их обновление;

- удаление и вывоз с территории кладбищ засохших цветов и венков;

- систематическая уборка всей территории кладбища и своевременный вывоз мусора;

- наполнение существующих емкостей водой для поливки насаждений.

По условиям муниципальных контрактов, заключенных ответчиком:

-от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Млечный путь»;

-от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Производственно-технический комплекс» ( <адрес>);

-от ДД.ММ.ГГГГ с индивидуальным предпринимателем ФИО3 на выполнение работ по содержанию мест захоронения (кладбищ) на территории муниципального образования « Гремячинского городского поселение», не содержат условий, гарантирующих оказание гражданам на безвозмездной основе услуг по погребению в соответствии со ст. 9 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" и реализации в полном объеме положений, предусмотренных п.4.2. решения думы Гремячинского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ ).

Данное противоречит пунктам 1,2 Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1001 "О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших", в соответствии с которыми специализированные службы по вопросам похоронного дела оказывают на безвозмездной основе услуги по погребению, гарантированные ст.9 Федерального закона N 8-ФЗ, по первому требованию супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего. Органам местного самоуправления, в частности, предписано выделять специализированным службам по вопросам похоронного дела необходимые средства для оказания на безвозмездной основе вышеуказанных услуг.

В соответствии с п.3 ч.1 ст. 7 Устава Гремячинского городского поселения, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формирование и размещение муниципального заказа.

При этом из анализа ст. 29 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" усматривается, что специализированные службы по вопросам похоронного дела создаются в предусмотренных российским гражданским законодательством организационно-правовых формах и в зависимости от этого действуют на основании уставов или положений, которые не противоречат законодательным актам Российской Федерации и ее субъектов, а также зарегистрированы в установленном порядке.

В связи с чем, органы местного самоуправления не наделены правом присвоения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела коммерческим организациям или индивидуальным предпринимателям (в том числе посредством заключения муниципального контракта), ибо у них нет права делегировать сторонним организациям функции, которые отнесены законом к функциям, осуществляемым только организациями, создаваемыми органами местного самоуправления,

В рассматриваемом случае, ответчик функциями специализированной службы по действующему контракту (от 01.04.2016 г. № 39) наделил индивидуального предпринимателя ФИО3, но не организацию, созданную органом местного самоуправления, как того требует действующее законодательство.

В силу положений вышеприведенных статей 9, 25, 29 Федерального закона от 12.01.1996 года N 8-ФЗ именно органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела.

Специализированные службы по вопросам похоронного дела в первую очередь осуществляют деятельность по гарантированному перечню услуг по погребению, и не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

Проверкой установлено, что органом местного самоуправления поселения не предприняты необходимые меры к реализации прав и гарантий неопределенного круга лиц на получение гарантированного перечня услуг по погребению.

Прокурор <адрес> просит обязать администрацию Гремячинского городского поселения <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать специализированную службу по вопросам похоронного дела (погребение умерших и оказание услуг по погребению) на территории Гремячинского городского поселения.

В судебном заседании помощник прокурора Виноградова Е.Р. на удовлетворении заявленных требований настаивала, в обоснование привела вышеуказанные доводы.

Представитель ответчика Щур Т.В. с исковыми требованиями не согласна, считает их незаконными и не подлежащими удовлетворению, пояснила, что согласно п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. Таким образом, на органы местного самоуправления возложено не оказание ритуальных услуг, а организация таковых. Организация оказания услуг есть создание условий, при которых гражданам обеспечивается предоставление этих услуг, а это возможно как силами специально учреждаемых муниципальных организаций, так и путем привлечения и стимулирования хозяйствующих субъектов немуниципальной формы собственности. В силу ч. 1 ст.29 Федерального закона №8-ФЗ органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела. Между тем, указанный закон не дает определения понятия «специализированная служба по вопросам похоронного дела» и не устанавливает ее организационно-правовую форму. Кроме того, положениями действующего законодательства не предусмотрена императивная обязанность органов местного самоуправления создавать специализированные службы по вопросам похоронного дела. Если в муниципальном образовании имеются организации, оказывающие ритуальные услуги, статусом специализированной организации могут быть наделены хозяйствующие субъекты. В случае если конкурентная среда в сфере похоронного дела отсутствует, в целях обеспечения прав граждан возможно создание специализированных служб по вопросам похоронного дела муниципальных организаций исходя из целесообразности и потребностей в этих услугах. Решение данного вопроса местного значения подразумевает также правовое регулирование правоотношений в сфере похоронного дела муниципальными правовыми актами. Решением Думы Гремячинского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила содержания мест погребения и порядок организации похорон на территории городского поселения. Кроме того, ежегодно постановлением администрации городского поселения утверждается стоимость гарантированного перечня услуг по погребению. На территории Гремячинского городского поселения услуги по погребению оказывают два хозяйствующих субъекта немуниципальной формы собственности, основным видом деятельности которых является организация похорон и предоставление связанных с ними услуг, в связи с чем необходимости в создании специализированной службы в форме муниципального учреждения или предприятия не имеется. Все захоронения осуществляются по мере необходимости в штатном режиме. Каких-либо жалоб со стороны жителей городского поселения, коллективных обращений по вопросу предоставления хозяйствующими субъектами указанных услуг не поступало. Сведения о нарушении прав неопределенного круга лиц в части отказа в предоставлении безвозмездных услуг по погребению какой-либо категории населения также отсутствуют.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ст. 25 Федерального закона от 12.01.1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Федеральным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

В силу ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 12.01.1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.

Статьей 9 названного Федерального закона от 12.01.1996 года N 8-ФЗ установлен следующий гарантированный перечень услуг по погребению, оказываемый гражданам на безвозмездной основе: 1) оформление документов, необходимых для погребения; 2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; 3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); 4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом). Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок со дня обращения этой службы за счет средств соответствующих бюджетов.

Оплата стоимости услуг, предоставляемых сверх гарантированного перечня услуг по погребению, производится за счет супруга, родственников и иных лиц, взявших на себя обязанности осуществить погребение умершего (п. 4 ст. 9 Федерального закона от 12.01.1996 года N 8-ФЗ).

При этом ст. 12 указанного Федерального закона от 12.01.1996 года N 8-ФЗ предусмотрено, что возможность осуществления погребения специализированной службой по вопросам похоронного дела является социальной гарантией для лица, личность которого не установлена, либо у которого отсутствуют родственники или иные законные представители, на достойное отношение к его телу после смерти.

Таким образом, Федеральный закон от 12.01.1996 года N 8-ФЗ предусматривает как безвозмездное оказание ритуальных услуг специализированной службой органа местного самоуправления, так и осуществление погребения родственниками умершего за свой счет; в последнем случае родственники могут получать ритуальные услуги у любого лица, осуществляющего оказание таких услуг.

Прокурорской проверкой исполнения требований федерального законодательства в сфере организации похоронного дела в Гремячинском городском поселении установлено, что администрацией Гремячинского городского поселения в нарушение требований ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" и ст. 25 Федерального закона от 12.01.1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" не организована специализированная служба по вопросам похоронного дела (погребение умершего и оказание услуг по погребению).

Согласно п. 22 ст. 14 Федерального закона РФ от 06.10.2003 N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится, в том числе организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Решением Думы Гремячинского городского поселения от 27.04.2006 г. № 71 утверждены Правила содержания мест погребения и порядок организации похорон на территории Гремячинского городского поселения.

В соответствии с п. 4.2. указанного решения на специализированную службу возлагаются обязанности: захоронение умерших, личность которых не установлена; захоронение одиноких граждан за счет средств государственного или муниципального бюджета; регистрация захоронений на действующих кладбищах в книге установленного образца; соблюдение установленной нормы отвода земельного участка для захоронений и правил подготовки могил; содержание в исправном состоянии ограды кладбищ, дорог, площадок, инженерного оборудования и их ремонт; уход за зелеными насаждениями на всей территории кладбищ, их обновление; удаление и вывоз с территории кладбищ засохших цветов и венков; систематическая уборка всей территории кладбища и своевременный вывоз мусора; наполнение существующих емкостей водой для поливки насаждений.

Вместе с тем, муниципальные контракты, заключенные администрацией Гремячинского городского поселения: от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Млечный путь»; от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Производственно-технический комплекс» ( <адрес>); от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ с индивидуальным предпринимателем ФИО3 на выполнение работ по содержанию мест захоронения (кладбищ) на территории муниципального образования «Гремячинского городского поселение», приложение к муниципальному контракту от ДД.ММ.ГГГГ не содержат условий, гарантирующих оказание гражданам на безвозмездной основе услуг по погребению в соответствии со ст. 9 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" и реализации в полном объеме положений, предусмотренных п.4.2. решения думы Гремячинского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ .

Из анализа ст. 29 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" усматривается, что специализированные службы по вопросам похоронного дела создаются в предусмотренных российским гражданским законодательством организационно-правовых формах и в зависимости от этого действуют на основании уставов или положений, которые не противоречат законодательным актам Российской Федерации и ее субъектов, а также зарегистрированы в установленном порядке.

В силу действующего законодательства, именно органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, которые в первую очередь осуществляют деятельность по гарантированному перечню услуг по погребению, и не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

В рассматриваемом случае, как следует из пояснений представителя ответчика, на территории Гремячинского городского поселения функциями специализированной службы по заключенному контракту на выполнение работ по содержанию мест захоронения наделен индивидуальный предприниматель Блоцкий С.Н., но не организация, созданная органом местного самоуправления, как того требует действующее законодательство.

Таким образом, отсутствие на территории муниципального образования специализированной службы по вопросам похоронного дела нарушает права неопределенного круга лиц, получение на безвозмездной основе услуг по погребению, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг, прямо предусмотренного законодательством Российской Федерации, в связи с чем, суд приходит к убеждению о законности заявленных требований прокурором г. Гремячинска.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Обязать администрацию Гремячинского городского поселения Пермского края в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать специализированную службу по вопросам похоронного дела (погребение умерших и оказание услуг по погребению) на территории Гремячинского городского поселения.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через постоянное судебное присутствие в городе Гремячинске Губахинского городского суда в течение одного месяца, начиная с 17.06.2016 года.

Судья Волкова Е.Л.

2-862/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокуратура г. Гремячинска
Ответчики
администрация Гремячинского городского поселения
Суд
Губахинский городской суд Пермского края
Дело на странице суда
gubacha.perm.sudrf.ru
17.05.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.05.2016Передача материалов судье
18.05.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.05.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.05.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.06.2016Судебное заседание
17.06.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.06.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.06.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее