Дело № 2-962/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 декабря 2022 года г. Симферополь
Центральный районный суд г. Симферополя Республики Крым в составе:
Председательствующего судьи – Федоренко Э.Р.,
при секретаре – Лах М.М.,
с участием прокурора – ФИО5,
представителей ответчиков – ФИО6, ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. заместителя прокурора г. Ялты Республики Крым в интересах ФИО1 к Министерству труда и социальной защиты Республики Крым, Федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Крым» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации об установлении тождества формулировки причины инвалидности, признании права на присвоение статуса «ветеран Великой Отечественной войны», и возложении обязанности по выдаче удостоверения,
установил:
И.о. заместителя прокурора г. Ялты Республики Крым в интересах ФИО3 Э.С. обратился в суд с иском к Министерству труда и социальной защиты Республики Крым, ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Крым» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации об установлении тождества формулировки причины инвалидности, признании права на присвоение статуса «ветеран Великой Отечественной войны», и возложении обязанности по выдаче удостоверения. Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой г. Ялты Республики Крым была проведена проверка по обращению ФИО3 Э.С. по вопросу установления статуса «ФИО2 войны», по результатам которой установлено, что ФИО3 Э.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет статус ветерана войны – инвалида войны, что подтверждается удостоверением серии Б № от 24.02.2003 года Указанный статус был установлен ФИО3 Э.С. в связи с тем, что в 1943 году он получил ранение, связанное с боевыми действиями во время Великой Отечественной войны. Данный факт подтверждается актом судебно-медицинского исследования (обследования) № 1000 от 20.11.2002 года, из которого следует, что в 1943 года в с. Лучистое (Демерджи) Алуштинского района во время бомбежки его ранило осколком в левую ногу. Аналогичные сведения установлены из свидетельства о болезни № 53 от 22.11.2002 года. Из справки МСЭ № от 20.03.2003 года следует, что ФИО3 Э.С. установлена бессрочно вторая группа инвалидности, с формулировкой причины инвалидности: «инвалидность получена от ранения, полученного во время ВОВ в районе боевых действий». С целью выдачи удостоверения российского образца ФИО3 Э.С. обратился в Министерство труда и социальной защиты Республики Крым с заявлением об установлении ему статуса «ветерана Великой Отечественной войны» как инвалиду с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов и выдаче соответствующего удостоверения. Министерство труда и социальной защиты Республики Крым, рассмотрев документы ФИО3 Э.С. на присвоение статуса «ветеран Великой Отечественной войны», 30.01.2020 года приняло решение об отказе из-за несоответствия формулировки в справке МСЭ № от 20.02.2003 года требованиям пп. «и» п. 1 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах». ФИО3 Э.С. было рекомендовано обратиться в Федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Крым» для изменения формулировки в соответствии с законодательством. Во исполнение данных рекомендаций ФИО3 Э.С. обратился в ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Крым» с соответствующим заявлением. По результатам проведенной замены ФИО3 Э.С. выдана справка МСЭ-2017 №, в которой указана причина инвалидности - общее заболевание. Ввиду отсутствия в справке МСЭ № от 20.02.2003 года возраста, в котором ФИО3 Э.С. получена травма, и несоответствия справки МСЭК украинского образца требованиям пп. «и» п.1 ч.1 ст.2 Федерального закона № 5-ФЗ ФИО3 Э.С. отказано в установлении статуса «ветеран Великой Отечественной войны». Лишение лица мер социальной поддержки, в связи с невозможностью внесения изменений в справку МСЭ № от 20.03.2003 года, и принимая во внимание, что такая необходимость возникла в связи с приобретением гражданства Российской Федерации, нарушает конституционные принципы справедливости и гуманности. Ветеран Великой Отечественный войны, проживающий на территории Республики Крым и имеющий соответствующий статус в соответствии с законодательством Украины, не может быть лишен права на установление статуса, будучи гражданином Российской Федерации. Учитывая изложенное, просит обязать ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Крым» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации установить тождество формулировки причины инвалидности, указанной в справке МСЭ № от 20.02.2003 года требованиям пп. «и» п.1 ч. 1 ст. 2 Закона № 5-ФЗ «О ветеранах» и определить в качестве причины инвалидности ФИО3 Э.С. инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанная с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны; признать за ФИО3 Э.С. право на установление статуса «ветерана Великой Отечественной войны» в соответствии с пп. «и» п.1 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах»; обязать Министерство труда и социальной защиты Республики Крым установить ФИО3 Э.С. статус «ветеран Великой Отечественной войны» в соответствии с пп. «и» п.1 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» и выдать соответствующее удостоверение.
Прокурор в судебном заседании поддержала исковые требования, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика Министерства труда и социальной защиты Республики Крым возражала в судебном заседании против исковых требований, полагает их не подлежащими удовлетворению. Указала о том, что Министерство труда и социальной защиты Республики Крым на основании документов, представленных ФИО3 Э.С., не имело законных оснований принять положительное решение в установлении льготной категории «участник Великой Отечественной войны» и выдать соответствующее удостоверение в связи с несоответствием формулировки причины инвалидности требованиям пп. «и» пп.1 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах». Из представленной справки МСЭ №, выданной 20.02.2003 года следует, что ФИО3 Э.С. присвоена вторая группа инвалидности с формулировкой причины инвалидности «инвалидность получена от ранения получ. во время ВОВ в районе боев. действ.». Также ФИО3 Э.С. приложено свидетельство о болезни № 53 от 22.11.2002 года и Акт судебно-медицинского обследования № 1000 на предмет ранения в районе боевых действий в период ВОВ. Решением Комиссии по рассмотрении вопросов, связанных с установлением статуса и выдачей соответствующих удостоверений, ФИО3 Э.С. отказано в установлении статуса ветерана-участника Великой Отечественной войны и выдачи соответствующего удостоверения по причине отсутствия правовых оснований. При отсутствии документов, подтверждающих факт военной травмы или других предусмотренных законодательством Российской Федерации обстоятельств, являющихся причиной инвалидности, в качестве причины указывается общее заболевание. ФИО3 Э.С. было рекомендовано обратиться в учреждение медико-социальной экспертизы по месту жительства с заявлением о замене документа, подтверждающего инвалидность, выданного официальным органом Украины.
Представитель ответчика ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Крым» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в судебном заседании в удовлетворении исковых требований также просила отказать. Пояснила, что 19.12.2019 года ФИО3 Э.С. обратился в ФКУ «ГБ МСЭ Крым» Минтруда России с заявлением о замене справки МСЭ Украинского образца (справка МСЭ серии 3-<адрес> от 20.02.2003 года) на справку МСЭ российского образца. 14.02.2020 года экспертным составом № 1 ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Крым» Минтруда России произведена замена справки МСЭ серии 3-<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на справку МСЭ российского образца серии МСЭ-2017 №. Справка МСЭ серии 3-<адрес>, выданная 20.02.2003 года Республиканской МСЭК № 1 г. Симферополя в соответствии с законодательством Украины при замене на справку МСЭ российского образца погашена путем перечеркивания и подшита в акт освидетельствования гражданина. При этом ФИО3 Э.С. обратился Учреждение с вопросом относительно изменения причины инвалидности в выданной справке российского образца. Заявителю разъяснены нормы действующего законодательства в обозначенной сфере. Приказом Минтруда России от 12.01.2015 года № 3н установлено тождество формулировок причин инвалидности, предусмотренных законодательством, действовавшим на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 31 декабря 2014 года включительно, формулировкам причин инвалидности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, применяемых для определения объема мер социальной защиты (поддержки), в случае если не истек срок, на который была установлена инвалидность, а также для установления формулировок причин инвалидности при проведении медико-социальной экспертизы граждан в федеральных государственных учреждениях медико-социальной экспертизы в случае если истек срок, на который была установлена инвалидность. Установленная ФИО3 Э.С. формулировка причины инвалидности «инвалидность получена вследствие ранения, полученного в период ВОВ в районе военных действий» не тождественна формулировке причины «ранение, контузия, увечье, заболевание, полученное в несовершеннолетнем возрасте (до 18 лет) вследствие военных действий гражданской и Великой Отечественной войн и в послевоенный период», которая определена приказом Минтруда России от 12.01.2015 года № 3н. Следовательно, в рамках действующего законодательства Российской Федерации ФИО3 Э.С. установлена причина инвалидности «общее заболевание». Ввиду изложенного, полагает, что право на присвоение статуса «ветеран Великой Отечественной войны» возникает в случае, если ранение, контузия, увечье, заболевание, полученные в несовершеннолетнем возрасте (до 18 лет) вследствие военных действий гражданской и Великой Отечественной войны подтверждаются сведениями, представленными для проведения медико-социальной экспертизы медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь о наличии нарушения здоровья, которое привело к стойким ограничениям жизнедеятельности у заявителя в возрасте до 16 лет (у учащихся – до 18 лет) вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны, при установлении причины инвалидности согласно норм действующего законодательства как «инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанная с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны».
Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, и оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о следующем.
Судом установлено, что в 2003 году, в период нахождения Республики Крым под юрисдикцией Украины, истцу ФИО3 Э.С. был установлен статус ветерана войны - инвалида войны, что подтверждается удостоверением серии Б № от 24.02.2003 года, выданным Управлением труда и социальной защиты города Ялты (т.1 л.д.12 об.).
Также ФИО3 Э.С. была бессрочно присвоена вторая группа инвалидности с формулировкой причины инвалидности: «инвалидность получена от ранения, полученного во время ВОВ в районе боевых действий», что подтверждается справкой МСЭ № от 20.02.2003 года (т.1 л.д.11 об.-12,16).
Из заключения акта судебно-медицинского исследования (обследования) № 1000 от 20 ноября 2002 года следует, что на основании данных анамнеза, представленных свидетельских показаний, удостоверенных поселковым советом и данных осмотра, у ФИО3 Э.С. на передней поверхности левой голени имеется рана не заживающего характера, возникшая вследствие остеомелита. Остеомелит возник на месте бывшего осколочного ранения левой голени, полученного в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Аналогичные сведения установлены из свидетельства о болезни № 53 от 22 ноября 2002 года (т.1 л.д.14-15).
Положениями Федерального конституционного закона от 21.03.2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» подтверждается действие документов, выданных до 2014 года государственными или иными официальными органами Украины.
В соответствии с п. 2 ст. 12 Федерального закона № 421-ФЗ от 22.12.2014 года «Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территории Республики Крым и города Федерального значения Севастополя» при предоставлении с 1 января 2015 года мер социальной защиты (поддержки), предусмотренных законодательством Российской Федерации, гражданам, имеющим I, II или III группу инвалидности либо категорию «ребенок-инвалид», которые установлены в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 31 декабря 2014 года включительно, указанные группы и категория считаются эквивалентными соответственно I, II и III группам инвалидности либо категории «ребенок-инвалид», установленным законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов, до проведения очередного освидетельствования в соответствии с законодательством Российской Федерации. Тождество формулировок причин инвалидности, предусмотренных законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 31 декабря 2014 года включительно, формулировкам причин инвалидности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты.
С целью получения удостоверения российского образца ФИО3 Э.С. обратился в Министерство труда и социальной защиты Республики Крым с заявлением об установлении ему статуса «ветерана Великой Отечественной войны» как инвалиду с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов и выдаче соответствующего удостоверения.
15 ноября 2019 года письмом Министерства труда и социальной защиты Республики Крым ФИО3 Э.С. отказано в установлении статуса ветеран-участник Великой Отечественной войны и в выдаче соответствующего удостоверения по причине несоответствия формулировки причины инвалидности; рекомендовано обратиться в федеральное государственное учреждение медико-социальной экспертизы и предоставить первичные медицинские документы, подтверждающие инвалидность с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанного с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов (т.1 л.д.13).
14 февраля 2020 года на основания заявления ФИО3 Э.С. о замене справки украинского образца на справку в соответствие с российским законодательством экспертным составом №1 ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Крым» Минтруда России ФИО8 Э.С. выдана справка МСЭ-2017 № взамен справки серии 3-<адрес> с указанием формулировки причины инвалидности, предусмотренной законодательством Российской Федерации» - «общее заболевание» (т.1 л.д.16 об.).
Государственная услуга по проведению медико-социальной экспертизы с целью изменения причины инвалидности ФИО3 Э.С. не оказывалась, поскольку он с соответствующим заявлением в ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Крым» Минтруда России не обращался.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации предусмотрены Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», который, как следует из его преамбулы, направлен на создание условий, обеспечивающих материальное и моральное благополучие ветеранов с учетом их заслуг перед обществом и государством.
Статьей 2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» определено, что ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов (далее - период Великой Отечественной войны) не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны (пункт 1 данной статьи).
В соответствии с абзацем 8 статьи 2 указанного Закона под участниками Великой Отечественной войны следует понимать граждан, указанных в подпунктах «а» - «ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», в том числе инвалидов с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов (подпункт «и»).
Федеральный закон от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», устанавливая правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в статье 28 предусматривает, что реализация мер социальной поддержки ветеранов осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного для каждой категории ветеранов Правительством СССР до 1 января 1992 года либо Правительством Российской Федерации.
Во исполнение требований указанного Федерального закона Правительством Российской Федерации издано Постановление от 27 апреля 1995 года № 423 «Об удостоверениях, на основании которых реализуются права и льготы ветеранов, предусмотренные Федеральным законом «О ветеранах», а также Постановление от 5 октября 1999 года № 1122 «Об удостоверениях ветерана Великой Отечественной войны», которыми утвержден единый образец бланка удостоверения, описание бланка удостоверения ветерана Великой Отечественной войны, инструкция о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверений ветерана Великой Отечественной войны.
При этом Министерством труда и социального развития Российской Федерации как федеральным органом исполнительной власти, проводившим государственную политику и осуществляющим управление в области социальной защиты ветеранов, в соответствии с данным Федеральным законом и на основании приведенных выше Постановлений Правительства Российской Федерации 11 октября 2000 года № 69 разработана Инструкция, которая определяет порядок и условия реализации прав и льгот, установленных Федеральным законом «О ветеранах».
Статьей 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определено, что инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
В зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид».
Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» утверждены Правила признания лица инвалидом (далее - Правила).
Указанные Правила действовали на момент возникновения спорных правоотношений, утратили силу с 01.07.2022 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 05.04.2022 № 588.
Согласно пункту 1 Правил признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главным бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро.
Признание гражданина инвалидом осуществляется при оказании ему услуги по проведению медико-социальной экспертизы (пункт 2 Правил).
Медико-социальная экспертиза проводится исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (Пункт 3 Правил).
В соответствии со статьей 7 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» медико-социальная экспертиза - признание лица инвалидом и определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.
Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Согласно статье 8 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными федеральному органу исполнительной власти, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
На федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагаются, в частности, установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты.
В пункте 25 Правил определено, что медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина.
Как указано в пункте 14 данных Правил, в случае признания лица инвалидом в качестве причины инвалидности указывается, в том числе инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанная с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны.
При отсутствии документов, подтверждающих факт военной травмы или других предусмотренных законодательством Российской Федерации обстоятельств, являющихся причиной инвалидности, в качестве причины инвалидности указывается общее заболевание.
В соответствии с Приказом Минтруда России от 12 января 2015 года № 3н «Об установлении тождества формулировок причин инвалидности, предусмотренных законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 31 декабря 2014 года включительно, формулировкам причин инвалидности, предусмотренных законодательством Российской Федерации», формулировка причины инвалидности, предусмотренной законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 31 декабря 2014 года включительно, - «ранение, контузия, увечье, заболевание, полученные в несовершеннолетнем возрасте (до 18 лет) вследствие военных действий гражданской и Великой Отечественной войн и в послевоенный период» - приравнивается к формулировке причины инвалидности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - «инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанная с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны».
Из изложенного следует, что определение наличия или отсутствия основания признания лица инвалидом относится к исключительной компетенции федеральных учреждений медико-социальной экспертизы.
С целью установления юридически значимых обстоятельств по делу, определением суда от 22.04.2022 года была назначена судебная медико-социальная экспертиза, проведение которой было поручено экспертам ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Краснодарскому краю».
Согласно заключению комиссии экспертов ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Краснодарскому краю» Минтруда России от 14.06.2022 года, проведенной в заочном порядке, на основании изучения и комплексного анализа представленных материалов, установить, могла ли привести к инвалидности ФИО3 Э.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, полученная им в 1943 году обширная зияющая рана длиной 10 см на передней поверхности левой голени (акт судебно-медицинского исследования № 1000 от 20.11.2002 года), не представляется возможным, так как наличие лишь факта получения ФИО3 Э.С. в 1943 году травмы не может служить безусловным основанием для установления ему инвалидности, если последствия этой раны (травмы) не ограничивают его жизнедеятельность, не требуют мер социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию. Данная информация отсутствует в представленных документах.
Также комиссия экспертов пришла к выводу, что при процедуре замены справки ФИО3 Э.С. 14.02.2020 года экспертным составом № 1 ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Крым» Минтруда РФ причина инвалидности «общее заболевание» установлена правильно, так как причина инвалидности, указанная в справке МСЭ № «инвалидность получена во время ВОВ в районе боев. действ.», не тождественна ни одной из причин инвалидности в Приказе Минтруда России от 12.01.2015 года № 3н «Об установлении тождества формулировок причин инвалидности, предусмотренных законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 31 декабря 2014 года включительно, формулировкам причин инвалидности, предусмотренных законодательством Российской Федерации».
Установить причину инвалидности ФИО3 Э.С. по имеющимся в распоряжении комиссии документам не представилось возможным, ввиду их недостаточной информативности (т.2 л.д.103-111).
При этом для проведения судебной медико-социальной экспертизы судом из медицинского учреждения по месту жительства истца ФИО3 Э.С. была истребована и направлена в адрес экспертного учреждения его медицинская карта, а также истребован и направлен оригинал дела медико-социальной экспертизы ФИО3 Э.С. № от 14.02.2020 года.
По смыслу положений ст. ст. 55, 86 ГПК РФ экспертное заключение является одним из видов доказательств по делу, поскольку оно отличается использованием специальных познаний и научными методами исследования.
Экспертное заключение оценивается судом по его внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого отдельно взятого доказательства, собранного по делу, и их совокупности с характерными причинно-следственными связями между ними и их системными свойствами.
Оснований не доверять заключению судебной медико-социальной экспертизы у суда не имеется, комиссия экспертов, подготовившая заключение, имеет соответствующую квалификацию, эксперты были предупреждены об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ.
При указанных обстоятельствах, дав оценку представленным доказательствам по правилам ст. 67 ГПК РФ, в том числе заключению судебной экспертизы, руководствуясь вышеприведенными положениями закона, учитывая отсутствие первичной документации, подтверждающей факт ранения истца в период Великой Отечественной войны, а также доказательств причинной связи между ранением и наступившей инвалидностью, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для установления тождества формулировки причины инвалидности, указанной в справке МСЭ № от 20.02.2003 года, требованиям пп. «и» п.1 ч. 1 ст. 2 Закона № 5-ФЗ «О ветеранах» и установления в качестве причины инвалидности ФИО3 Э.С. инвалидности с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанного с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны.
Учитывая недоказанность исковых требований, в удовлетворении исковых требований надлежит отказать в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований и.о. заместителя прокурора г. Ялты Республики Крым в интересах ФИО1 к Министерству труда и социальной защиты Республики Крым, Федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Крым» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации об установлении тождества формулировки причины инвалидности, признании права на присвоение статуса «ветеран Великой Отечественной войны», и возложении обязанности по выдаче удостоверения – отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Центральный районный суд г. Симферополя в течение одного месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.
Судья Федоренко Э.Р.
Решение в окончательной форме принято 28.12.2022 года.