дело № 2-1162/2022
УИД 04RS0020-01-2022-001649-05
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 ноября 2022 года г. Северобайкальск
Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе судьи Атрашкевич В.В.
при секретаре Жалсановой А.Н. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Северобайкальского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному предприятию «БВК» о возложении обязательств
УСТАНОВИЛ
Северобайкальский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному предприятию «БВК», указывая, что с целью обеспечения жизнедеятельности населения г. Северобайкальск, МКУ «Комитет по управлению городским хозяйством» МО «г. Северобайкальск» и МП «БВК» заключили договор № от ДД.ММ.ГГГГ на основании которого ответчик принял на праве хозяйственного ведения имущество в соответствии с уставной деятельностью.
Постановлением администрации МО «г. Северобайкальск» от ДД.ММ.ГГГГ № МП «БВК» присвоен статус единой теплоснабжающей организации. Приказом Министерства строительства и модернизации ЖКК РБ от ДД.ММ.ГГГГ №-пр179 на источники тепловой энергии МП «БВК» установлен ННЗТ-0,799 тысяч тонн бурого угля, НЭЗТ-26,321 тысяч тонн бурого угля, общий нормативный запас топлива 27,120 тысяч тонн бурого угля.
В силу распоряжения главы МО «<адрес>»№ от ДД.ММ.ГГГГ отопительный сезон на территории города 2022-2023 г.г. начат ДД.ММ.ГГГГ
На указанную дату запас угля на котельных МП «БВК» составлял 1373 тонн., на ДД.ММ.ГГГГ запас угля на котельных составлял 8 488 тонн.
Общий нормативный запас топлива ответчиком не сформирован, что противоречит требованиям пункта 1 части 1 статьи 3 Федерального закона № !90-ФЗ, пункта 4.1.1. Приказа Минэнерго РФ № 115, пункта 11.9 Приказа Минэнерго РФ № 115, пунктов 3,11 Приказа Минэнерго РФ № 377.
Вопреки абзацу 11 подпункта 11 пункта 13 Приказа Минэнерго РФ № 103 действующий между МП «БВК» и ООО «Евротрейд» контракт поставки угля полностью и своевременно сторонами не исполняется, что свидетельствует о несвоевременном восполнении запаса топлива ресурсоснабжающей организацией.
Неформирование общего нормативного запаса топлива на котельных г. Северобайкальск не отвечает требованиям надежной и стабильной работы котельной, обеспечения плановой выработки тепловой энергии в случае введения ограничений поставок основного вида топлива, установленных пунктом 11 Приказа Минэнерго РФ № 377, способно повлечь неблагоприятные последствия в виде причинения вреда жизни и здоровья населению г. Северобайкальск в случае приостановки теплоснабжения вследствие отсутствия угля, создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц, проживающих на территории города на бесперебойное теплоснабжение потребителей, гарантированных статьей 3 Федерального закона № 190-ФЗ, на охрану жизни и здоровья, на обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности.
В целях защиты прав неопределенного круга лица, МП «БВК» обязано сформировать общий нормативный запас топлива, то есть исполнить обязанность в натуре. С учетом отсутствия общего нормативного запаса топлива на котельных города, расположенного в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, имеется необходимость в немедленном исполнении решения суда.
Просил суд обязать Муниципальное предприятие «БВК» сформировать общий нормативный запас топлива в размере 27,120 тысяч тонн бурого угля на котельных г. Северобайкальск в срок до ДД.ММ.ГГГГ, обратить решение суда к немедленному исполнению.
В судебное заседание представители третьих лиц Администрации МО «г. Северобайкальск», Министерства строительства и модернизации ЖКК Республики Бурятия, Забайкальского управления, Забайкальского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору не явились, извещены надлежащим образом.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
В судебном заседании помощник Северобайкальского межрайонного прокурора Ильязова С.Д. исковые требования поддержала, пояснила, что по состоянию на момент рассмотрения дела запас топлива ответчиком, даже с учетом количества топлива, находящегося в пути не сформирован, что является нарушением законодательства. В целях недопущения нарушения прав неопределенного круга лиц, учитывая, что город Северобайкальск расположен в местности, приравненной к районам Крайнего севера, просила удовлетворить требования в полном объеме.
Представитель ответчика по доверенности Сергеева Т.В. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении иска, просила учесть, что обязанность сформировать ОНЗТ является однократной и обусловлена конкретной датой, Приказом Министерства строительства и модернизации ЖКК РФ утверждены нормативы запаса топлива на 2023 год, на период 2022 года ОНЗТ для котельных МП «БВК» в соответствии с действующим законодательством до настоящего времени не утвержден.. В исковом заявлении прокурора не имеется ссылки на нормативный правовой акт, которым установлена обязанность МП «БВК» сформировать до ДД.ММ.ГГГГ ОНЗТ именно в объеме 27120 тонн. ДД.ММ.ГГГГ МП «БВК» заключен контракт на поставку угля в объеме 88 тыс. тонн, контрактом предусмотрено его поэтапное исполнение. ДД.ММ.ГГГГ МП «БВК» в адрес администрации МО «г. Северобайкальск» был направлен расчет нормативов расхода топлива и нормативного неснижаемого запаса топлива в рамках исполнения Распоряжения Правительства РБ №-р от ДД.ММ.ГГГГ, вместе с тем, ни до ДД.ММ.ГГГГ ни до настоящего времени норматив запаса топлива для котельных, эксплуатируемых МП «БВК» на 2022 г. Минстроем РБ утвержден не был. На настоящее время согласован график поставки и оплаты топлива согласно которого планируется поставить с учетом расхода, топливо на котельные города до 25.11.20222 г. в объеме 27308 тонн. Одна из котельных города не используется, поставлена в резерв, что влечет снижение расходов топлива. Главой муниципального образования паспорт готовности подписан, документы направлены на утверждение. Требование истца об обращении решения суда к немедленному исполнению также является не обоснованным.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, на основании договора № от ДД.ММ.ГГГГ заключенным с МКУ «Комитет по управлению городским хозяйством» АМО «г. Северобайкальск» и муниципальным предприятием «БВК» последнему на праве хозяйственного ведения имущество в соответствии с уставной деятельностью.
Согласно пункта 2.1 Устава целью и предметом деятельности МП «БВК» является производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными, сбор, очистка и распределение воды, удаление и обработка сточных вод.
В соответствии с Постановлением главы Администрации МО «г. Северобайкальск» муниципальному предприятию «БВК» присвоен статус единой теплоснабжающей организации на территории муниципального образования «город Северобайкальск» с ДД.ММ.ГГГГ, установлена зона деятельности предприятия в пределах систем теплоснабжения на территории МО «г. Северобайкальск».
Из пояснений участников процесса и представителя ответчика установлено. что фактически на праве хозяйственного пользования в МП «БВК» было передано муниципальное имущество, в том числе котельные и сети теплоснабжения, ранее находившиеся в пользовании организации АО «Теплоэнерго», оказывающей услуги по теплоснабжению на территории МО «г. Северобайкальск»
В соответствии с пп. 11 ст. 2 ФЗ "О теплоснабжении" теплоснабжающей организацией является организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.
В силу подп. "в" п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, предоставление коммунальной услуги по отоплению осуществляется круглосуточно в течение отопительного периода.
Согласно п. 5 ст. 20 ФЗ "О теплоснабжении" проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива.
В соответствии с п. 13 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных Приказом Минэнерго России от 12.03.2013 N 103 в целях оценки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверены в отношении данных организаций в том числе наличие нормативных запасов топлива на источниках тепловой энергии;
Согласно п. 4.1.1, п. 11.9 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24.03.2003 N 115, эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами. Энергоснабжающие организации, имеющие источники теплоты, своевременно обеспечивают создание нормативных запасов топлива.
Согласно п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения относится утверждение нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более.
Уполномоченным органом по вопросу установления нормативов запасов топлива в Республике Бурятия является Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия (пункт 3.17.11 Положения о Министерстве, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 14 апреля 2009 года N 131).
Приказом Минэнерго России от 10 августа 2012 года N 377 утвержден Порядок определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), который устанавливает правила расчета нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, и основные требования к нормированию запасов топлива (уголь, мазут, торф, дизельное топливо, печное топливо) при производстве тепловой энергии организациями, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм.
Объемы топлива для создания нормативных запасов для обеспечения надежного теплоснабжения потребителей должны быть подтверждены на основании установленных для предприятия нормативов.
ОНЗТ определяются не позднее 1 октября года, предшествующего планируемому (п. 15 Порядка).
ННЗТ определяется для котельных в размере, обеспечивающем поддержание плюсовых температур в главном корпусе, вспомогательных зданиях и сооружениях в режиме "выживания" с минимальной расчетной тепловой нагрузкой по условиям самого холодного месяца года (п. 3 Порядка).
ННЗТ на отопительных котельных определяется в размере, рассчитываемом в соответствии с пунктом 3 настоящего Порядка, а также с учетом необходимости обеспечения их работы в условиях непредвиденных обстоятельств при невозможности использования или исчерпании НЭЗТ (п. 4 Порядка).
В расчете ННЗТ учитываются следующие объекты: объекты социально значимых категорий потребителей - в размере максимальной тепловой нагрузки за вычетом тепловой нагрузки горячего водоснабжения; центральные тепловые пункты, насосные станции, собственные нужды источников тепловой энергии в осенне-зимний период (п. 5 Порядка).
ННЗТ рассчитывается один раз в три года, результаты расчетов рекомендуется оформлять по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку (п. 6 Порядка).
В течение трехлетнего периода ННЗТ подлежит корректировке в случаях изменения состава оборудования, структуры топлива, а также нагрузки социально значимых категорий потребителей тепловой энергии, не имеющих питания от других источников (п. 7 Порядка).
В соответствии с таблицей 1 п. 20 Порядка для твердого топлива, доставляемого железнодорожным транспортом, ННЗТ рассчитывается на 14 суток. В соответствии с п. 21 Порядка для расчета размера нормативного эксплуатационного запаса топлива (НЭЗТ) принимается плановый среднесуточный расход топлива трех наиболее холодных месяцев отопительного периода и количество суток. Для твердого топлива НЭЗТ рассчитывается на 45 суток. Соответственно общий нормативный запас топлива на котельных, эксплуатирующих твердое топливо, доставляемое железнодорожным транспортом, составляет 59 суток.
Распоряжением Правительства Республики Бурятия от 21 июня 2022 г. № 421-р был утвержден План мероприятий по подготовке жилищного фонда, объектов социальной сферы, коммунального и теплоэнергетического комплексов Республики Бурятия к работе в осенне-зимний период 2022-2023 г.г., в том числе пунктом 7.18 распоряжение главам муниципальных образований было дано указание об организации работ по актуализации расчетов нормативов расходов топлива в размере предприятий и организаций и предоставлении результатов в Министерство строительства и модернизации ЖКК РБ для утверждения, в срок до 15 июля 2022 г.
Пунктом 9.4 распоряжения руководителям генерирующих организаций, осуществляющих производственную деятельность на территории Республики Бурятия было дано указание по обеспечению исполнения требований приказа Минэнерго России от 12.03.2013 г. № 103
Как установлено из материалов дела, во исполнение Распоряжения Правительства Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ, МП «БВК» был предоставлен в адрес Администрации МО «г. Северобайкальск» расчет согласно которого на период 2022-2023 г.г. неснижаемый нормативный запас топлива был рассчитан в размере 799,15 тонн., эксплуатационный запас топлива в размере 26320,50 тонн., общий нормативный запас топлива 27119,66 руб.
Согласно расчета при его подготовке учтены показатели среднесуточного расхода топлива на котельных, суточный объем выработки тепловой энергии, объемы рассчитаны с учетом количества суток 14 для ННЗТ и 45 для НЭЗТ.
Приказом Министерства строительства и модернизации жилищно–коммунального комплекса Республики Бурятия №-пр179 от ДД.ММ.ГГГГ были утверждены нормативы запасов топлива на источниках тепловой энергии организации МП «БВК». и установлены в следующем размере: неснижаемый нормативный запас топлива-0,799 тыс. тонн., нормативный эксплуатационный запас топлива- 26,321 тыс. тонн, общий нормативный запас топлива 27,120 тыс. тонн.
Исходя из сопоставления данных, представленных стороной ответчика суд приходит к выводу, что при подготовке приказа Министерством строительства и модернизации ЖКК были использованы расчеты, составленные МП «БВК» на период 2022-2023 г.г.
На основании изложенного, принимая во внимание, что МП «БВК» в качестве теплоснабжающей организации на территории МО «г. Северобайкальск» была определена только с ДД.ММ.ГГГГ. и ранее в отношении данной организации нормативов запаса топлива не устанавливалось, суд приходит к выводу, что в рассматриваемом деле подлежат применению нормативы, установленные Приказом Министерства строительства и модернизации жилищно–коммунального комплекса Республики Бурятия №-пр179 от ДД.ММ.ГГГГ как актуальные на настоящее время, в том числе они подлежат применению и к периоду 2022 г., поскольку расчет показателей нормативов МП «БВК» производился на период отопительного сезона 2022-2023 г.г. и, не смотря на отсутствие утвержденных нормативов на 2022 г. ответчику достоверно было известно о необходимости создания ННЗТ и НЭЗТ в размере не менее чем исходя из им самим же составленного расчета.
Как следует из материалов дела на момент подачи прокурором иска запас топлива на топливном складе МП «БВК» составлял 8 488 тонн.
На дату рассмотрения дела, запас топлива составляет 13527 тонн., также на указанную дату имеется топливо, поставляемое МП «БВК» железнодорожным транспортом, которое находится на ст. Тайшет, Лена-Восточная. Северобайкальск, Заозерная в общем объеме 3284 тонны., при этом суточный расход топлива МП «БВК» составляет 366 тонн.
Таким образом, с учетом размера суточного расхода топлива, суд приходит к выводу, что нормативный запас ответчиком на момент рассмотрения дела, не обеспечен, в связи с чем, суд считает необходимым возложить на МП «БВК» обязанность по созданию общего нормативного запаса топлива в г. Северобайкальск, Республики Бурятия в соответствии с установленными нормативами в размере 27, 120 тыс. тонн.
Доводы представителя ответчика о том, что задержки в поставке топлива на котельные была вызвана решением Бурятского УФАС, необходимостью выполнения предписания об аннулировании запроса предложений на поставку угля, суд считает не обоснованными, поскольку вопросы хозяйственных и экономических взаимоотношений МП «БВК» с поставщиками топлива, в том числе законность совершаемых действий по закупке топлива предметом рассмотрения настоящего дела не являются, имеющиеся задержки в проведении соответствующих мероприятий не могут служить основанием для отказа в иске, поскольку в настоящем случае установлено нарушение прав неопределенного круга лиц, жителей города Северобайкальск.
Доводы представителя ответчика о том, что объем топлива подлежит снижению в связи с тем, что в настоящее время одна из котельных была переведена в резерв, суд считает не обоснованными, поскольку сведений об обращении ответчика в уполномоченный орган в целях корректировки нормативов запаса угля не имеется, соответствующих расчетов, предусматривающих создание нормативного запаса с учетом переключения потребителей с котельной № на центральную котельную не представлено.
Ссылки ответчика на паспорт готовности. Подписанный главой МО «г. Северобайкальск» и представленный график поставки топлива на период с 28 октября 2-022 г. по ДД.ММ.ГГГГ, суд считает не состоятельными, поскольку указанные документы не подтверждают соблюдение ответчиком требований законодательства по поддержанию общего нормативного запаса топлива на период рассмотрения дела.
В соответствии с положениями ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
В силу ч.1 ст. 212 ГПК РФ, суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.
В п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" разъяснено, что обращение решения к немедленному исполнению по основаниям, указанным в ст. 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, возможно только по просьбе истца. В таких случаях выводы суда о необходимости обращения решения к немедленному исполнению должны быть обоснованы достоверными и достаточными данными о наличии особых обстоятельств, вследствие которых замедление исполнения решения может привести к значительному ущербу для взыскателя или невозможности его исполнения.
При подаче иска Северобайкальский межрайонный прокурор просил суд обратить решение суда к немедленному исполнению.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Территория, подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, - это участок земельного, водного или воздушного пространства либо критически важный или потенциально опасный объект производственного и социального значения, отнесенные к указанной территории путем прогнозирования угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций и оценки социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ, мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.
В силу ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ, граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;
Учитывая, что г. Северобайкальск Республики Бурятия расположен в местности, приравненной к районам Крайнего севера, необеспечение общего нормативного запаса топлива на котельной, МП «БВК» осуществляющей подачу тепловой энергии жителям поселка, на объекты социальной инфраструктуры, может привести к негативным последствиям, влечёт возникновение опасности повреждения социально-значимых объектов и создает угрозу жизни и здоровью граждан, учитывая изложенное принимая во внимание положения Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" во взаимосвязи с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", суд считает необходимым обратить исполнение решения суда к немедленному исполнению, без установления определённого срока. Немедленное исполнение решения суда направлено на предотвращение нарушения режима теплоснабжения и введения режима чрезвычайной ситуации.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать ООО «БВК» (ОГРН 1210300015738) сформировать общий нормативный запас топлива в размере 27,120 тысяч тонн бурого угля на котельных г. Северобайкальск, Республики Бурятия
Обратить решение суда к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы через Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение принято в мотивированной форме 18 ноября 2022
Судья В.В.Атрашкевич