Решение по делу № 11а-13927/2021 от 27.10.2021

Дело № 11а-13927/2021             Судья Гонибесов Д.А.

Дело 2а-1319/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

29 ноября 2021 года                          город Челябинск

Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Аганиной Т.А.,

судей             Кокоевой О.А., Малковой С.В.,

при секретаре         Ахмировой А.Р.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Миасского городского суда Челябинской области от 01 июня 2021 года по административному исковому заявлению Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 23 по Челябинской области к ФИО1 о взыскании недоимки по страховым взносам и пени.

Заслушав доклад судьи Кокоевой О.А. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы России № 23 по Челябинской области (далее - МИФНС России № 23 по Челябинской области, налоговый орган) обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании:

- недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный Фонд РФ на выплату страховой части пенсии за 2018 год в размере 3239 рублей 12 копеек, пени по ним в размере 322 рубля 71 копейка;

- недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный Фонд РФ на выплату страховой пенсии за 2017 год в размере 23 400 рублей, пени по ним в размере 102 рубля 77 копеек;

- недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет ФФОМС за 2018 год в размере 712 рублей 62 копейки;

- недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет ФФОМС за 2017 год в размере 4590 рублей.

Требования мотивированы тем, что ФИО1 с 05 ноября 2004 года по 13 февраля 2018 года состоял на учете в налоговой инспекции в качестве индивидуального предпринимателя и являлся плательщиком страховых взносов. Однако начисленные за 2017, 2018 года страховые взносы не уплатил, в связи с чем ему были выставлены требования, которое до настоящего момента им не исполнены.

Решением Миасского городского суда Челябинской области от 01 июня 2021 года с ФИО1 взысканы задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный Фонд РФ на выплату страховой пенсии за 2018 год в размере 3 239 рублей 12 копеек, пени в размере 322 рубля 71 копейка, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет ФФОМС за 2018 год в сумме 712 рублей 62 копейки; задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за 2017 год в размере 23 400 рублей, пени в размере 102 рубля 77 копеек, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет ФФОМС за 2017 год в сумме 4 590 рублей. Также с ФИО1 взыскана государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 1 171 рубль.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить. Указывает, что не был извещен надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства. Также обращает внимание, что при установлении размера задолженности суду первой инстанции надлежало установить приводились ли в исполнение вынесенные в 2018 году судебные приказы, и взыскана ли задолженность в рамках исполнительного производства. Полагает, что с учетом приведенных выше обстоятельств, сумма взыскиваемой задолженности должна быть уменьшена на сумму взысканных в пользу административного истца по исполнительным производствам денежных средств, а также изменен размер взыскиваемой с административного ответчика государственной пошлины.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, будучи надлежаще извещенными о времени и месте рассмотрения дела, не явились, о причинах неявки суду не сообщили.

Информация о дате, времени и месте слушания административного дела заблаговременно размещена на официальном сайте Челябинского областного суда (oblsud.chel.sudrf.ru) в разделе «Судебное делопроизводство».

Судебная коллегия на основании части 2 статьи 306, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу, проверив материалы дела, новые доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, ФИО1 согласно выписке из ЕГРИП в период с 05 ноября 2004 года по 13 февраля 2018 года был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.

20 марта 2018 года МИФНС России по № 23 по Челябинской области по почте направила ФИО1 требование № об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 19 марта 2018 года, в котором ему указывалось на необходимость в срок до 29 марта 2018 года произвести оплату в том числе:

- недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за 2018 год, в размере 3239 рублей 12 копеек, пени по ним в размере 322 рублей 71 копейки;

- недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет ФФОМС за 2018 год в размере 712 рублей 62 копейки.

Также 05 февраля 2018 года МИФНС России по № 23 по Челябинской области по почте направила ФИО1 требование № об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 26 января 2018 года, в котором ему указывалось на необходимость в срок до 07 февраля 2018 года произвести оплату, в том числе:

- недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за 2017 год, в размере 23 400 рублей, пени по ним в размере 102 рубля 77 копеек;

- недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет ФФОМС за 2017 год в размере 4 590 рублей.

07 августа 2018 года мировым судьей судебного участка № 1 г. Миасса Челябинской области вынесен судебный приказ № о взыскании с ФИО1 задолженности по страховым взносам и пени за 2017 год в размере 28 092 рубля 77 копеек.

15 октября 2020 года определением этого же мирового судьи отменен судебный приказ от 07 августа 2018 года в связи с поступившими от ФИО1 возражениями.

Кроме того, 03 сентября 2018 года мировым судьей судебного участка № 1 г. Миасса Челябинской области вынесен судебный приказ № о взыскании с ФИО1. задолженности по страховым взносам и пени за 2018 год в размере 4 274 рублей 45 копеек.

15 октября 2020 года определением этого же мирового судьи отменен судебный приказ от 03 сентября 2018 года в связи с поступившими от ФИО1 возражениями.

Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, исходя из того, что административным ответчиком не была произведена уплата страховых взносов на основании выставленных ему требований, налоговым органом срок обращения в суд не пропущен, пришел к выводу о необходимости взыскания с административного ответчика заявленных сумм недоимок по страховым взносам и задолженности по пеням.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции частично.

Статьей 57 Конституции РФ предусмотрена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии со статьей 19 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.

В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса РФ плательщиками страховых взносов признаются индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее – плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).

На основании пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса РФ суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

В пункте 5 статьи 430 Налогового кодекса РФ установлено, что если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, или адвокат, нотариус, занимающийся частной практикой, арбитражный управляющий, занимающиеся частной практикой оценщик, патентный поверенный, медиатор и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, сняты с учета в налоговых органах.

За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, дату снятия с учета в налоговых органах адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, оценщика, медиатора, патентного поверенного и иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, включительно.

В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов таким плательщиком осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя (пункт 5 статьи 432 Налогового кодекса РФ).

С учетом прекращения ФИО1 деятельности индивидуального предпринимателя 13 февраля 2018 года страховые взносы за 2018 год подлежали оплате не позднее 01 марта 2018 года.

На основании абзаца 2 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент взыскания недоимки за 2017 год) плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, которые определяются в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса.

В силу пункта 2 статьи 430 Налогового кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент взыскания недоимки за 2017 год) страховые взносы на обязательное медицинское страхование оплачиваются страховые взносы на обязательное медицинское страхование, фиксированный размер которых определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование, установленного подпунктом 3 пункта 2 статьи 425 настоящего Кодекса.

На основании абзаца 2 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент взыскания недоимки за 2018 год) плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года.

В силу пункта 2 статьи 430 Налогового кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент взыскания недоимки за 2018 год) страховые взносы на обязательное медицинское страхование оплачиваются в фиксированном размере 5840 рублей за расчетный период 2018 года.

Поскольку в материалах дела отсутствуют сведения о том, что доходы ФИО1 в 2017 году превышали 300 000 рублей, в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 430 Налогового кодекса РФ сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2017 год составила 23 400 рублей (7500 МРОТ * 26% * 12 мес.), сумма страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2017 год – 4 590 рублей (7500 МРОТ * 5,1% * 12 мес.).

Кроме того, поскольку в материалах дела также отсутствуют сведения о том, что доходы ФИО1 в 2018 году превышали 300 000 рублей, в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 430 Налогового кодекса РФ сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2018 год составила 3 239 рублей 12 копеек (26545 / 12 мес. = 2212 рублей 08 копеек) + (2 212 рублей 08 копеек / 28 дней * 13 дней = 1 027 рублей 04 копейки), сумма страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2017 год – 712 рублей 62 копейки (5840 рублей / 12 мес. = 486 рублей 70 копеек) + (486 рублей 66 копеек / 28 дней *13 дней = 225 рублей 92 копейки).

Данный расчет является арифметически верным, соответствует требованиям статьи 430 Налогового кодекса РФ (в редакции, действующей в соответствующий расчетный период).

В порядке пункта 2 статьи 69, пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса РФ при наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога в срок не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, которое в соответствии с пунктом 6 статьи 69 Налогового кодекса РФ может быть передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика, а в случае направления указанного требования по почте заказным письмом считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

С учетом пунктов 1, 6 статьи 45 Налогового кодекса РФ неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, а также для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом.

Как отмечалось выше, налоговым органом обязанность по направлению в адрес административного ответчика требований об уплате налога была исполнена надлежащим образом.

В порядке пункта 1 статьи 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком – физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов.

Согласно абзаца 1 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В данном случае шестимесячный срок обращения в суд с заявлением о взыскании подлежал исчислению с 07 февраля 2018 года и 29 марта 2018 года, указанных в требованиях № и № . Следовательно, в силу абзаца 1 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ срок для взыскания задолженности по требованиям № и № истекал 07 августа 2018 года и 29 сентября 2018 года.

С заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с административного ответчика указанных выше недоимок по страховым взносам и задолженности по пеням налоговая инспекция обратилась к мировому судье 07 августа 2018 года и 03 сентября 2018 года соответственно, то есть в предусмотренный абзацем 1 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ срок.

Абзацем 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ также предусмотрено, что требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

В городской суд с настоящим административным иском налоговый орган обратился 02 апреля 2021 года – также в течение шести месяцев после отмены мировым судьей 15 октября 2020 года судебного приказа.

Таким образом, сроки для обращения налогового органа в суд с заявлением о взыскании общей суммы налоговой задолженности, установленные статьей 48 Налогового кодекса РФ, не нарушены.

Согласно пункта 1 статьи 72 Налогового кодекса РФ устанавливает, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

В соответствии с пHYPERLINK consultantplus://offline/ref=FA12FCE717381F8A4CE83AB8942B611C19B9B7A950A7A82511704A667CF4C351FC9719BFA1DBCFw0F унктом 2 статьи 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

С учетом положений пункта 1 статьи 72, пунктами 3, 5 статьи 75 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате пеней является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. Пени подлежат принудительному взысканию в том же порядке, что и задолженность, на которую они начислены. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пеней недопустимо, поскольку дополнительное обязательство не может существовать отдельно от главного. Пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога.

Из расчета пени, представленного налоговым органом следует, что пени рассчитаны исходя:

- из недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за 2017 год в размере 23 400 рублей за период с 10 января 2018 года по 26 января 2018 года и составил 102 рубля 77 копеек;

- из недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за 2018 год в размере 4 590 рублей за период с 27 января 2018 года по 19 марта 2018 года и составил 322 рубля 71 копейку.

Между тем, доводы апелляционной жалобы о том, что службой судебных приставов исполнителей были удержаны денежные средства в счет оплаты недоимки по страховым взносам за спорный период, которые не были учтены судом первой инстанции при принятии решения, заслуживают внимания.

Так, поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства согласно пункту 7 статьи 45 Налогового кодекса РФ заполняется налогоплательщиком в соответствии с правилами заполнения поручений. Указанные правила устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Минфин России по согласованию с Банком России приказом от 12 ноября 2013 года № 107н утвердил Правила указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами.

Согласно пунктов 7 и 8 указанных Правил в реквизите «106» распоряжения о переводе денежных средств указывается значение основания платежа.

В реквизите «107» распоряжения о переводе денежных средств указывается значение показателя налогового периода. Показатель используется для указания периодичности уплаты налогового платежа или конкретной даты уплаты налогового платежа, установленной законодательством о налогах и сборах.

В случае осуществления платежа с целью погашения задолженности по акту проведенной проверки («АП») или исполнительному документу («АР») в показателе налогового периода указывается ноль («0»).

В случае указания в реквизите «106» распоряжения о переводе денежных средств значения ноль («0») налоговые органы при невозможности однозначно идентифицировать платеж самостоятельно относят поступившие денежные средства к одному из указанных выше оснований платежа, руководствуясь законодательством о налогах и сборах.

Учитывая, что в реквизите «106» и «107» распоряжения о переводе денежных средств было указано значение ноль, то при зачислении налогового платежа, налоговый орган не имел возможности идентифицировать налоговый платеж относительно конкретного налогового периода и обоснованно отнес его к ранее имевшейся задолженности.

Согласно представленной в материалы дела «Карточки расчета с бюджетом» и пояснений налогового органа следует.

- задолженность по недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет ФФОМС за 2017 год, с учетом удержанных судебными приставами денежных средств, составляет 3366 рублей 38 копеек (4590 рублей (задолженность) – 0,17 рублей (оплата 28 сентября 2020 года) – 473 рубля 47 копеек (оплата 30 сентября 2020 года) – 497 рублей 62 копейки (оплата 03 ноября 2020 года) – 252 рубля 36 копеек (оплата 30 сентября 2021 года в размере 933 рубля 14 копеек, из которых 252 рубля 36 копеек зачтены в задолженности 2017 года, 680 рублей 78 копеек зачтены в счет задолженности 2018 года));

- задолженность по недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет ФФОМС за 2018 год, с учетом удержанных судебными приставами денежных средств, составляет 31 рубль 84 копейки (712 рублей 62 копейки (задолженность) – 680 рублей 78 копеек (оплата 30 сентября 2021 года в размере 933 рубля 14 копеек, из которых 252 рубля 36 копеек зачтены в задолженности 2017 года, 680 рублей 78 копеек зачтены в счет задолженности 2018 года));

- задолженность по недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за 2017 год, с учетом удержанных судебными приставами денежных средств, составляет 4 064 рубля (23 400 рублей (задолженность) – 0,72 рубля (оплата 28 сентября 2020 года) – 2 152 рубля 12 копеек (оплата 30 сентября 2020 года) – 684 рубля 27 копеек (оплата 22 октября 2020 года) – 483 рубля 16 копеек (оплата 22 октября 2020 года) – 1098 рублей 86 копеек (оплата 22 октября 2020 года) – 167 рублей 20 копеек (оплата 22 октября 2020 года) – 2417 рублей 70 копеек (оплата 03 ноября 2020 года) – 3844 рубля 49 копеек (оплата 26 ноября 2020 года) – 200 рублей (оплата 26 ноября 2020 года) – 110 рублей 54 копейки (оплата 30 ноября 2020 года) – 3415 рублей 27 копеек (оплата 16 декабря 2020 года) – 4 рубля 50 копеек (оплата 11 февраля 2021 года) – 4757 рублей 17 копеек (оплата 30 сентября 2021 года));

- недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за 2018 год, составляет 3239 рублей 12 копеек.

Кроме того, с учетом произведенной оплаты:

- сумма пени, начисленная на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за 2017 год в размере 23 400 рублей за период с 10 января 2018 года по 26 января 2018 года составляет 0 рублей, исходя из расчета (102 рубля 77 копеек (задолженность) – 0,07 рублей (оплата 28 сентября 2020 года) – 102 рубля 70 копеек (оплата 30 сентября 2020 года в размере 214 рублей 41 копейка из которых: 102 рубля 70 копеек зачтены в счет оплаты пени за 2017 год, 111 рублей 71 копейка зачтены в счет оплаты пени за 2018 год));

- сумма пени, начисленная на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за 2018 год в размере 3 239 рублей 12 копеек за период с 27 января 2018 года по 19 марта 2018 года составляет 178 рублей 97 копеек, исходя из расчета (322 рубля 71 копейка (задолженность) – 111 рублей 71 копейка (оплата 30 сентября 2020 года в размере 214 рублей 41 копейка из которых: 102 рубля 70 копеек зачтены в счет оплаты пени за 2017 год, 111 рублей 71 копейка зачтены в счет оплаты пени за 2018 год) – 11 рублей 14 копеек (оплата 03 ноября 2020 года) – 20 рублей 89 копеек (оплата 30 сентября 2021 года).

При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит изменению, с учетом указанной частичной оплаты недоимки по страховым взносам за спорный период и пени.

Доводы апелляционной жалобы о ненадлежащем извещении административного ответчика о времени и месте судебного разбирательства не нашли своего подтверждения.

В соответствии с частью 1 статьи 96 КАС РФ лица, участвующие в деле, извещаются судом или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, посредством факсимильной связи или с использованием иных средств связи и доставки, позволяющих суду убедиться в получении адресатом судебного извещения или вызова. Лицо, участвующее в деле, с его согласия может извещаться путем отправки ему СМС-сообщения или направления извещения или вызова по электронной почте. Согласие лица, участвующего в деле, на извещение посредством СМС-сообщения либо по электронной почте должно быть подтверждено распиской, в которой наряду с данными об этом лице и его согласием на уведомление такими способами указывается номер его мобильного телефона или адрес электронной почты, на которые направляется извещение.

Из материалов дела усматривается и сторонами не оспаривалось, что административный ответчик ФИО1 зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>

По данному адресу судом 14 мая 2021 года заказным письмом с уведомлением направлялось извещение о дате судебного заседания на 01 июня 2021 года. Почтовый конверт вернулся обратно в суд с отметкой «возврат».

В силу части 1 статьи 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанности перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (часть 2 статьи 3 названного Закона).

Из приведенных норм следует, что постоянно зарегистрировавшись по месту жительства, гражданин, тем самым, обозначает свое постоянное место жительства в целях исполнения своих обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом, то есть выполняет вышеуказанные нормы Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».

Таким образом, зарегистрировавшись по месту жительства по адресу: <адрес> ФИО1 обозначил свое место жительства и, следовательно, должен нести риск всех негативных для него правовых последствий, которые могут возникнуть в результате его непроживания по месту регистрации.

В силу пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса РФ юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Как разъяснено в пункте 39 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», изложенные правила подлежат применению в том числе к судебным извещениям и вызовам (глава 9 КАС РФ), если законодательством об административном судопроизводстве не предусмотрено иное. Бремя доказывания того, что судебное извещение или вызов не доставлены лицу, участвующему в деле, по обстоятельствам, не зависящим от него, возлагается на данное лицо (часть 4 статьи 2, часть 1 статьи 62 КАС РФ).

Согласно разъяснениям, изложенным в абзаце 2 пункта 67 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», извещение будет считаться доставленным адресату, если он не получил его по своей вине в связи с уклонением адресата от получения корреспонденции, в частности если оно было возвращено по истечении срока хранения в отделении связи.

В соответствии со статьей 100 КАС РФ адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства или совершения отдельного процессуального действия.

Указанные выше документы позволяют сделать вывод о том, что административный ответчик не являлся в почтовое отделение за получением корреспонденции из суда. Неполучение административным ответчиком направленного ему судом первой инстанции судебного извещения является следствием отказа его от получения судебной корреспонденции.

Вопреки возложенного на административного ответчика бремени доказывания невозможности получения указанной корреспонденции по обстоятельствам, не зависящим от него, суду не представлено.

Принимая во внимание, что суд предпринял возможные меры к извещению ФИО1, его процессуальные права и законные интересы со стороны суда были гарантированы, так как, исходя из действия принципов добросовестности и разумности, ФИО1 должен был обеспечить возможность получения почтовой и иной корреспонденции по месту регистрации, что выполнено не было по субъективным мотивам.

Таким образом, применительно к пунтку 34 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 31 июля 2014 года № 234, и части 2 статьи 100 КАС РФ отказ ФИО1 в получении почтовой корреспонденции, о чем свидетельствует ее возврат по истечении срока хранения, следует считать надлежащим извещением. Поэтому рассмотрение дела в отсутствие административного ответчика не противоречит требованиям ст.ст. 99-100 КАС РФ. Суд обоснованно приступил к разрешению спора по существу, обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела при данной явке.

Каких-либо иных доводов, имеющих правовое значение и являющихся основанием к отмене решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.

Принимая во внимание установленные выше обстоятельства, приведенные правовые нормы, судебная коллегия считает решение суда подлежащим изменению путем указания на удовлетворение административного иска в части требования о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2017, 2018 год и пени за 2018 год и отказ в удовлетворении административного иска в части требований о взыскании пени на обязательное пенсионное страхование за 2017 год.

Кроме того, исходя из части 3 статьи 111 КАС РФ, судебная коллегия полагает возможным изменить решение суда в части взыскания с административного ответчика государственной пошлины.

На основании части 1 статьи 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

В то же в силу пункта 2 статьи 61.1 Бюджетного кодекса РФ налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе государственной пошлины по нормативу 100 процентов по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации) подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов.

С учетом приведенных выше правовых норм, а также частично удовлетворения административного иска, с административного ответчика в доход бюджета муниципального района подлежит взысканию сумма государственной пошлины, рассчитанная на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ в размере 435 рублей 21 копейка.

Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Миасского городского суда Челябинской области от 01 июня 2021 года изменить.

Резолютивную часть решения суда изложить в следующей редакции:

Административные исковые требования Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 23 по Челябинской области к ФИО1 о взыскании недоимки по страховым взносам и пени, удовлетворить частично.

Взыскать с ФИО1, зарегистрированного по адресу: <адрес> в пользу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 23 по Челябинской области недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за 2017 год в размере 4 064 рубля;

недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет ФФОМС за 2017 год в размере 3 366 рублей 38 копеек;

недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за 2018 год в размере 3 239 рублей 12 копеек, пени по нему за период с 27 января 2018 года по 19 марта 2018 года в размере 178 рублей 97 копеек;

недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет ФФОМС за 2018 год в размере 31 рубль 84 копейки; в общем размере 10 880 рублей 31 копейку.

В остальной части административных исковых требований отказать.

Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 435 рублей 21 копейку.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи

11а-13927/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Межрайонная ИФНС России №23 по Челябинской области
Ответчики
Сергиенко Алексей Владимирович
Суд
Челябинский областной суд
Судья
Кокоева Олеся Андреевна
Дело на странице суда
oblsud.chel.sudrf.ru
28.10.2021Передача дела судье
29.11.2021Судебное заседание
06.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.12.2021Передано в экспедицию
29.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее