Дело №2-314/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28.09.2022 года <адрес>
Красноперекопский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Шевченко О.В.,
при секретаре судебного заседания - ФИО6
с участием истца ФИО2
ответчиков ФИО4, ФИО3
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда <адрес> Республики Крым гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к ФИО3, ФИО4 третье лицо – Администрация Совхозненского сельского поселения <адрес> Республики Крым, государственный орган дающий заключение - Территориальный отдел по Красноперекопскому и <адрес>м Межрегионального управления Роспотребнадзора по <адрес> и <адрес>, об обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился в суд с иском, после устранения недостатков ДД.ММ.ГГГГ) к ФИО3 об обязании совершить определенные действия.
Исковые требования мотивированы тем, что он является собственником дома и земельного участка по адресу <адрес>. Смежным землепользователями является семья ФИО3, ФИО4, которые разместили на своем земельном участке выгребную яму с нарушении санитарных норм, но что им неоднократно указывалось. Поскольку ответчики не переносят выгребную яму, вынуждены защищать свое нарушенное право в суде путем обязании перенести выгребную яму на расстояние предусмотренное СанПин.
Определением Красноперекопского районного суда Республики Крым от 18.03.2022г. к участию по делу в качестве третьих лиц привлечены администрации Совхозненского сельского поселения <адрес> Республики Крым, в качестве госоргана дающего заключение территориальный отдел по Красноперекопскому и <адрес>м межрегионального управления Роспотребнадзора по Республики Крым и <адрес>.
Протокольно ДД.ММ.ГГГГ к участию по делу в качестве соответчика привлечен ФИО4.
Определением Красноперекопского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по делу назначена комплексная судебная землеустроительная, строительно-техническая экологическая экспертиза, производство по делу приостановлено.
Определением Красноперекопского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу возобновлено, дело назначено к слушанию.
В судебное заседание истец явился, иск поддержал.
Ответчики ФИО3, ФИО4 просили отказать в иске.
Третье лицо - Администрация Совхозненского сельского поселения <адрес> Республики Крым, в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом.
Государственный орган дающий заключение Роспотребнадзор в судебное заседание не явился, предоставили свои пояснения.
Исследовав материалы дела, заслушав истца и ответчиков, обозрев оригиналы предоставленных документов, суд считает иск подлежащим удовлетворению.
Пунктом 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантирована судебная защита его прав и свобод.
Статьей 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определено, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Статья 11 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что судом осуществляется защита нарушенных или оспоренных гражданских прав.
Защита нарушенного права может осуществляться, в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (ст. 12 ГК РФ).
Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса.
На основании статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (пункт 1). Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц (пункт 3).
В силу статей 9 и 12 Гражданского кодекса Российской Федерации выбор способа защиты нарушенного права из предусмотренных законодательством способов принадлежит истцу. При этом суд не вправе выходить за пределы исковых требований и решать за истца, какой способ защиты нарушенного права тому следует избрать. Неверный выбор способа защиты права является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Требования восстановить нарушенные границы земельного участка истца, переноса самостоятельно возведенного сооружения относятся к категории негаторных исков, при разрешении которых применяются правила статьи 304 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Из содержания положений статьи 304 Гражданского кодекса Российской Федерации и разъяснений, приведенных в абз. 3 пункта 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», следует, что негаторный иск подлежит удовлетворению при существовании реального нарушения прав и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальное нарушение или угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.
Судом установлено, что ФИО7 является собственником земельного участка по адресу <адрес> к.н. 90:06:110301:1978
ФИО3 и ФИО4 являются сособственниками земельного участка по адресу <адрес> к.н. 90:06:110301:1832.
Истец указывает, что на земельном участке <адрес> по соседству с его земельным участком имеется выгребная яма, построенная ответчиками без разрешительных документов, расположена вблизи к его земельному участку, что нарушает его право на благоприятную среду, и которая не соответствует требованиям СанПин. Кроме того истец указывает что так как выгребная яма расположена менее чем 10 метров от его земельного участка, стоки из этой ямы стекают под его дом и в дальнейшем могут подмыть фундамент под его домом.
Ответчики в суде поясняют, что выгребная яма имеется, построена ими 1 год назад при покупке дома, но она не нарушает чьи-либо права и интересы, яма забетонирована, и вкопана в землю. Яму ни разу не вычищали, так как яма больших размеров, точные размеры пояснить не смогли, так как отсутствует какая-либо проектная документация на нее, строительство и размещение выгребной ямы с соседними землепользователями не согласовывалась, фотографирование процесса строительства ямы не велось, в каком яма в настоящий момент состоянии пояснить не могут, так как яма вкопана в землю.
Согласно статье 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане обязаны не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Суд определяет какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылаются.
Согласно ст. 57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства.
По делу проведена комплексная судебная землеустроительная, строительно-техническая экологическая экспертиза № от ДД.ММ.ГГГГ согласно выводам которой установлена фактическая конфигурация и местоположение земельных участков с кадастровыми номерами 90:06:110301:1978 и 90:06:110301:1832 по адресам: <адрес> и 23 (Рис. № экспертиза).
<адрес> земельного участка с кадастровым номером 90:06:110301:<адрес> составляет 797 кв.м.
<адрес> земельного участка с кадастровым номером 90:06:110301:<адрес> составляет 875 кв.м.
При выходе на объекты исследования ДД.ММ.ГГГГ было определено местоположение выгребной ямы расположенной на земельном участке с кадастровым номером 90:06:110301:1832 по <адрес>. Границы выгребной ямы представляют собой прямоугольную бетонную плиту, которой накрыта выгребная яма. Данная плита засыпана землей.
Площадь выгребной ямы составляет 7 кв.м.
Расположена выгребная яма в фактических границах земельного участка с кадастровым номером 90:06:110301:1832 по <адрес>.
Бетонная плита, которой накрыта выгребная яма, находится (Рис. №) экспертизы
на расстоянии 0,66 м от фактической смежной границы с земельным участком с кадастровым номером 90:06:110301:1978 по <адрес>;
на расстоянии 3,0 м от жилого дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 90:06:110301:1978 по <адрес>;
на расстоянии 0,7 м от фактической передней границы земельного участка с кадастровым номером 90:06:110301:4832 по <адрес>;
- на расстоянии 7,6 м от жилого дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 90:06:110301:1832 по <адрес>.
Согласно ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ [27] ст.12. Санитарно-эпидемиологические требования к планировке и застройке.
П.2. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила.
Согласно Санпин ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» [28]
II. Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений.
П.18. В населенных пунктах без централизованной системы водоотведения накопление жидких бытовых отходов (далее - ЖБО) должно осуществляться в локальных очистных сооружениях либо в подземных водонепроницаемых сооружениях как отдельных, так и в составе дворовых уборных согласно СТО Нострой 2.17.176-2015 Инженерные сети наружные Автономные системы канализации с септиками и сооружениями подземной фильтрации сточных вод Правила проектирования и монтажа, контроль выполнения требования к результам работ (далее СТО Нострой)
Согласно Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N170:
П.3.7.8. Сбор твердых бытовых отходов в неканализированных домовладениях следует производить отдельно в малые (металлические) емкости, которые должны выноситься жильцами в установленное время к месту остановки мусоровоза... .Для сбора жидких бытовых отходов и помоев на территории неканализованных домовладений следует устраивать помойницы, как правило, объединенные с дворовыми уборными общим выгребом.
П.3.7.9. Помойницы должны иметь открывающиеся загрузочные люки с установленными под ними решетками с отверстиями до 25 мм... .ДД.ММ.ГГГГ. Емкость выгребов при очистке один раз в месяц следует определять из расчета на одного проживающего (или трех приходящих на работу): в уборных без промывки - 0,1 м; с промывкой унитаза из ведра - 0,2-0,25 м; в дворовых уборных и помойницах с общим выгребом - 0,25-0,30 м.
Во всех случаях следует добавлять 20% на неравномерность заполнения. Глубину выгребов следует принимать от 1,5 до 3 м в зависимости от местных условий... .ДД.ММ.ГГГГ. Выгребы должны быть водонепроницаемыми, кирпичными, бетонными или же деревянными с обязательным устройством "замка" из жирной мятой глины толщиной 0,35 м и вокруг стенок и под дном выгреба. Выгреба должны иметь плотные двойные люки, деревянные 0,7 х 0,8 м или стандартные круглые чугунные.
В результате натурного осмотра ДД.ММ.ГГГГ, выгребную яму домовладения № по <адрес> в <адрес>, изначально визуально обнаружить не удалось. Истец - владелец домовладения № по <адрес>, указал ориентировочное местоположение выгребной ямы на участке соседа, поскольку ответчик владелец домовладения № по <адрес> в <адрес> ФИО3 не обозначила местоположение выгребной ямы, скрытой слоем грунта (приложение №, фото № экспертизы).
В результате частичного вскрытия слоя грунта, осуществленное мужем владельца ФИО3, обнажены углы верхней части бетонной плиты, заглубленные в грунт на 0,3-0,4 м. (приложение №, фото №), что позволило установить координаты расположения бетонной плиты (предположительно крышки выгребной ямы, со слов владельца). Глубину залегания, материал стен выгребной ямы на дату осмотра установить не представилось возможным в связи с тем, что конструкция расположена ниже уровня земли участка, крышка люка, обязательная для конструкции выгребной ямы к осмотру предоставлена не была, возможность установить глубину ямы выгреба отсутствовала.
Фотоматериалы, на основании которых можно определить материал стен и глубину залегания конструкции, экспертом запрашивались, но не были предоставлены.
Согласно Санпин ДД.ММ.ГГГГ-21 [28]. П.19. Расстояние от выгребов и дворовых уборных с помойницами до жилых домов, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи и медицинских организаций, организаций социального обслуживания, детских игровых и спортивных площадок должно быть не менее 10 метров и не более 100 метров, для туалетов - не менее 20 метров.
Дворовые уборные должны находиться (располагаться, размещаться) на расстоянии не менее 50 метров от нецентрализованных источников питьевого водоснабжения, предназначенных для общественного пользования.
П.20. Хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие выгребы, дворовые уборные и помойницы, должны обеспечивать их дезинфекцию и ремонт.
П.21. Выгреб и помойницы должны иметь подземную водонепроницаемую емкостную часть для накопления ЖБО. Объем выгребов и помойниц определяется их владельцами с учетом количества образующихся ЖБО. Не допускается наполнение выгреба выше, чем 0,35 метров до поверхности земли. Выгреб следует очищать по мере заполнения, но не реже 1 раза в 6 месяцев.
В результате натурного осмотра ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что расстояние от выгребной ямы/помойницы, устроенной на земельном участке ответчика по адресу <адрес>, до ближайшего жилого дома по <адрес>, принадлежащего истцу ФИО2 составляет 3,0 м (см.рис.№), что нарушает требования Санпин ДД.ММ.ГГГГ-21, регламентирующее расстояние не менее 10,0 м.
Согласно Санпин ДД.ММ.ГГГГ-21 Раздел.У. Санитарно-эпидемиологические требования к водным объектам
П.106. Не допускается нахождение источников загрязнения почвы и грунтовых вод в месте пролегания водоводов в пределах 10 метров от водовода по обе его стороны и не менее 20 метров при диаметре водоводов более 1000 миллиметров.
Жилой дом по <адрес> подключен к поселковой водопроводной сети (рис.З), но поскольку на представленной схеме прохождения водопроводной сети по адресу: <адрес> Республики Крым (дополнительные материалы) отсутствует видимая разметка мест врезки домовладений, владельцами ориентировочно указано месторасположение водопровода в грунте, проходящим по территории общего пользования <адрес> от предполагаемого местонахождения до места расположения выгребной ямы составляет ориентировочно 3,0 м, что менее установленных Санпин ДД.ММ.ГГГГ-21 10 метров.
Согласно ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ Cт. 12. Санитарно-эпидемиологические требования к планировке и застройке
П.2.1. В целях осуществления градостроительной деятельности в условиях стесненной городской застройки федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, вправе устанавливать особенности применения отдельных санитарно- эпидемиологических требований, требований, предусмотренных санитарными правилами, либо утверждать отдельные санитарно-эпидемиологические требования, санитарные правила (за исключением минимально необходимых требований для обеспечения безопасности зданий и сооружений, в том числе входящих в их состав систем и сетей инженерно-технического обеспечения).
СП 42.13330.2016. Градостроительство планировка и застройка городских и сельских поселений
П. 7 Параметры застройки жилых и общественно-деловых зон П. 7.1.Расстояния от окон жилых помещений (комнат, кухонь и веранд) домов индивидуальной застройки до стен домов и хозяйственных построек (сарая, гаража, бани), расположенных на соседних земельных участках, должны быть не менее 6 м. Расстояние от границ участка должно быть не менее, м: до стены жилого дома - 3; до хозяйственных построек - 1м. При отсутствии централизованной канализации расстояние от туалета до стен ближайшего дома необходимо принимать не менее 12 м, до источника водоснабжения (колодца) - не менее 25 м.
Поскольку выгребную яму в исследуемом домовладении можно отождествлять с туалетом, то требования к расстоянию от туалета до стен ближайшего дома также не соблюдено, поскольку составляет 3 м, всего 10 м, обозначенных в СП 42.13330.2016.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки (далее - ПЗЗ) Совхозненского сельского поселения <адрес> Республики Крым (с изм. на осн. решения 36 заседания <адрес> совета 2 созыва от ДД.ММ.ГГГГ №). Частъ III Градостроительные регламенты территориальных зон. Статья 47. Градостроительный регламент зоны застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1)
2. Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства:
Наименование вида разрешенного использования земельного участка: Для индивидуального жилищного строительства
Описание вида разрешенного использования земельного участка: Размещение жилого дома (отдельно стоящего здания количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, не предназначенного для раздела на самостоятельные объекты недвижимости); выращивание иных декоративных или сельскохозяйственных культур; размещение индивидуальных гаражей и хозяйственных построек Код вида разрешенного использования земельного участка: 2.1
3. Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства:
- минимальная площадь земельного участка для видов разрешенного использования Для индивидуального жилищного строительства (код 2.1), Для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок) (код 2.2) - 0,06 га;
- максимальная площадь земельного участка для видов разрешенного использования - Для индивидуального жилищного строительства (код 2.1) - 0,25 га.
Минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений:
Минимальный отступ хозяйственных и прочих вспомогательных строений от межи, разделяющей соседние участки с видами разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства (код 2.1), для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок) (код 2.2) - 1 метр
Минимальные отступы от границ земельных участков для остальных зданий, строений, сооружений - границы смежных земельных участков, не примыкающих к красным линиям: для зданий, строений и сооружений без окон, дверных и иных проемов от границ земельных участков - 1 м, для стен зданий, строений и сооружений с окнами, дверными и иными проемами - не менее 3 метров с учётом необходимости обеспечения нормативной инсоляции и освещенности (в соотв. с ч. 8 ст.45 настоящих Правил)
В результате натурных замеров ДД.ММ.ГГГГ установлено, что местоположение выгребной ямы на земельном участке по адресу: <адрес> не соответствует требованиям ПЗЗ Совхозненского сельского поселения <адрес> Республики Крым, согласно которого «Минимальный отступ хозяйственных и прочих вспомогательных строений от межи, разделяющей соседние участки с видами разрешенного использования - 1 м). Согласно фактических замеров при натурном осмотре ДД.ММ.ГГГГ, расстояние от выгребной ямы на участке домовладения № до фактического забора с домовладением № по <адрес> составляет 0,66 м (рис.№).
Согласно Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 384-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»
Глава 1. Общие положения
Статья 14. Требования безопасного уровня воздействия зданий и сооружений на окружающую среду:
Здания и сооружения должны быть спроектированы таким образом, чтобы в процессе их строительства и эксплуатации не возникало угрозы оказания негативного воздействия на окружающую среду.
В соответствии с требованиями №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», приведенными выше требованиями СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 и проведенными натурными исследованиями ДД.ММ.ГГГГ установлено, что местоположение выгребной ямы на земельном участке согласно фактических замеров не соответствует требованиям к размещению выгреба относительно фундамента жилого дома (не менее 10 м); к размещению относительно забора, автомобильной дороги.
Вместе с выше изложенным, предъявляются требования к доступу к выгребной яме ассенизаторской машины для очищения резервуара.
Согласно СП 53.13330.2019 Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения [16]. Раздел 8. Инженерное обустройство п.8.7 При неканализованных объектах водоотведения для удаления фекалий следует предусматривать устройства с местным компостированием - пудр- клозеты, биотуалеты.
На участке следует предусматривать размещение одно- и двухкамерных септиков на расстоянии не менее 1 м от границ участка.
Допускается использование выгребных устройств типа люфт-клозет и надворных уборных (или водонепроницаемых выгребов с организацией вывоза стоков к точке приема в систему городской канализации), что обеспечивает требования экологической безопасности для предотвращения попадания жидких бытовых отходов в окружающую среду, и прежде всего в грунтовые воды и почву.
Рекомендуется применить локальное очистное сооружение небольшого объёма - типа септик с накоплением и фильтрацией жидких бытовых отходов. Для чего ориентироваться на рекомендации по устройству автономных систем канализации, разработанные СТО ПОСТРОЙ 2.17.176-2015. Инженерные сети наружные Автономные системы канализации с септиками и сооружениями подземной фильтрации сточных вод Правша проектирования и монтажа, контроль выполнения, требования к результатам работ:
ДД.ММ.ГГГГ При строительстве в стесненных условиях, на слабофильтрующих грунтах или в условиях, требующих сокращения размеров филътрующих сооружений, допускается принимать:
раздельный отвод и очистку «серого» потока (сточная вода кухонных моек, ванн, умывальников);
- отвод фекальных сточных вод (от унитазов) в накопитель сточных вод с последующим вывозом на сливные станции;
- отвод фекальных масс в биотуалеты, люфт- и пудр- клозеты различного типа или в выгребы с последующим вывозом на сливные станции или в иные места переработки и обезвреживания.
ДД.ММ.ГГГГ Допускается использование отходов из биотуалетов, люфт- и пудр-клозетов различного типа или выгребов для приготовления компоста.
ДД.ММ.ГГГГ Накопители сточных вод следует проектировать из водонепроницаемых материалов - полиэтилена (ПЭ), полипропилена (77/7), стеклопластика, непластифицированного поливинилхлорида (ПВХ), а так же кирпича или бетона с внутренней и внешней гидроизоляцией. Накопители сточных вод из ПЭ, ЯД ПВХ и стеклопластика должны быть защищены от всплытия и пучинистых деформаций грунта. Фильтрационный расход бетонных и кирпичных накопителей не должен превышать 3 л/м2 в сутки смоченной поверхности стен и днища. Наземная часть накопителей сточных вод должна иметь конструкцию и покрытия, удобные для мойки и дезинфекции.
ДД.ММ.ГГГГ Конструкция накопителя сточных вод должна: - обеспечивать сбор, хранение, возможность обработки или перекачки содержимого в специальные транспортные средства для перевозки их в места переработки и обезвреживания; - обеспечивать безопасность пользования и эксплуатации; - исключать возможность загрязнения окружающей среды (почвы, поверхностных и подземных вод, воздуха).
ДД.ММ.ГГГГ На перекрытии накопителя сточных вод следует предусматривать приточный вентиляционный стояк диаметром не менее 100 мм, выводя его на 700 мм выше планировочной отметки земли. Примечание — Приточный вентиляционный стояк предназначен для притока воздуха в автономную систему канализации и устанавливается на сооружениях наружной канализационной сети.
ДД.ММ.ГГГГ К накопителю сточных вод должен быть обеспечен подъезд ассенизационной машины.
ДД.ММ.ГГГГ Рабочий объем накопителя сточных вод принимается кратным объему цистерны ассенизационной машины. Глубину накопителя следует принимать с учетом допустимой для насоса ассенизационной машины высоты всасывания.
ДД.ММ.ГГГГ При раздельном отводе «серого» и фекального потоков расход «серых» сточных вод следует принимать равным 70 % общего расхода.
ДД.ММ.ГГГГ Количество жидких отходов из выгребов надлежит принимать 2000 - 3500 л/чел. в год.
Поскольку расположение жилого дома на земельном участке по адресу: <адрес>, а также площадь и конфигурация земельного участка на котором он расположен, возможно также перенести выгребную яму вглубь участка с соблюдением нормативных требований. Для уточнения координат расположения выгребной ямы на земельном участке по адресу: <адрес>, необходимо обратиться в Водоканал или Роспотребнадзор по <адрес> для дополнительного согласования, на основании требований Федерального Закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ:
Cт. 12. Санитарно-эпидемиологические требования к планировке и застройке П.21. В целях осуществления градостроительной деятельности в условиях стесненной городской застройки федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, вправе устанавливать особенности применения отдельных санитарно-эпидемиологических требований, требований, предусмотренных санитарными правшами, либо утверждать отдельные санитарно-эпидемиологические требования, санитарные правила (за исключением минимально необходимых требований для обеспечения безопасности зданий и сооружений, в том числе входящих в их состав систем и сетей инженерно-технического обеспечения).
Выгребная яма на земельном участке по адресу: <адрес> не соответствует градостроительным, санитарным, гигиеническим, экологическим нормам. Нарушены требования в части соблюдения расстояния до жилого дома и межи домовладения № по адресу: <адрес>:
- Федерального Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ
- Санпин ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»
- СП 42.13330.2016. Градостроительство планировка и застройка городских и сельских поселений
- Правил землепользования и застройки Совхозненского сельского поселения <адрес> Республики Крым
Для устранения, в том числе по отношению к земельному участку по адресу <адрес>, рекомендуется применить локальное очистное сооружение небольшого объёма - типа септик с накоплением и фильтрацией жидких бытовых отходов. Для чего ориентироваться на рекомендации по устройству автономных систем канализации, разработанные СТО НОСТРОИ 2.17.1 Тб- 2015. Инженерные сети наружные Автономные системы канализации с септиками и сооружениями подземной фильтрации сточных вод Правила проектирования и монтажа, контроль выполнения, требования к результатам работ [29]
Поскольку расположение жилого дома на земельном участке по адресу: <адрес>, а также площадь и конфигурация земельного участка на котором он расположен, возможно также перенести выгребную яму вглубь участка с соблюдением нормативных требований. Для уточнения координат расположения выгребной ямы на земельном участке по адресу: <адрес>, необходимо обратиться в Водоканал или Роспотребнадзор по <адрес> для дополнительного согласования, на основании требований Федерального Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ. (л.д. 138-173 т.1)
Стороны не могут урегулировать спор в досудебном порядке, имеет место конфликтная ситуация.
Выводы данной экспертизы ответчиками не опровергнуты.
Суд, оценивая указанное экспертное заключение по правилам ст.67 ГПК РФ, оснований для сомнений в его правильности или обоснованности не усматривает, поскольку оно выполнено компетентными лицами, имеющим длительный стаж экспертной работы, соответствует требованиям ст.86 ГПК РФ, содержит подробные описания проведенных исследований представленных экспертам материалов, при этом методы, использованные экспертами, и сделанные ими выводы научно обоснованы, согласуются с фактическими обстоятельствами дела.
Таким образом установлено, что выгребная яма, расположенная на земельном участке по адресу <адрес> к.н. 90:06:110301:1832 не соответствует требованиям и нормам СанПин ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологическое требование к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям эксплуатации производственных, общественных помещений, организаций и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», СП 42.13330.2016 Градостроительство планировка и застройка городских и сельских поселений, Правил землепользования и застройки Совхозненского сельского поселения <адрес> Республики Крым, находится менее чем 10 метра от земельного участка ФИО2, и существует способ устранения нарушения, в том числе перенесения выгребной ямы в глубь земельного участка ответчиков.
Учитывая выводы данной экспертизы, учитывая, что ответчики не смогли представить сведения о согласовании строительства данной выгребной ямы и материал из которой она строилась, таким образом опровергнуть довод истца о реальном существующей угрозе, а именно протекания выгребной ямы под его участок, ответчики не смогли.
Проанализировав выводы судебной экспертизы, пояснения участников процесса, суд приходит к выводу об удовлетворении иска.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ суд устанавливает срок для исполнения обязательств в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае если иск удовлетворен частично, указанные судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
В силу ст.ст. 88, 94 ГПК РФ к судебным расходам относятся государственная пошлина, иные признанные судом необходимыми расходы.
Часть 1 статьи 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к судебным расходам относит государственную пошлину и издержки, связанные с рассмотрением дела.
Распределяя судебные расходы суд исходит требований ст. 88, 94, 98 ГПК РФ. При подаче иска истец был освобожден от оплаты государственной пошлины за требование неимущественного характера 300 руб., учитывая, что требования истца удовлетворены, поэтому расходы взыскиваются с ответчиков в равных частях (пропорционально) в доход местного бюджета по 150 руб. с каждого (ст. 333.19 ч.1 п.3 НК. РФ).
По делу проведена судебная экспертиза. Экспертиза не оплачена. Учитывая, что требования истца удовлетворены, поэтому оплата за проведенную экспертизу взыскивается с ответчиков в равных частях (пропорционально) по 27500 руб. с каждого.
С учетом изложенного, руководствуясь 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковое заявление ФИО2 - удовлетворить.
Обязать ФИО4, ФИО3 устранить нарушения в праве собственности ФИО2.
Обязать ФИО4, ФИО3 перенести выгребную яму, расположенную на земельном участке по адресу <адрес> к.н. 90:06:110301:1832 в соответствии с требованиями и нормами СанПин ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологическое требование к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям эксплуатации производственных, общественных помещений, организаций и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», СП 42.13330.2016 Градостроительство планировка и застройка городских и сельских поселений, Правил землепользования и застройки Совхозненского сельского поселения <адрес> Республики Крым.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ установить срок для исполнения обязательств в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с ФИО4, ФИО3 судебные расходы в доход местного бюджета МО ГО Красноперекопск в сумме по 150 руб. с каждого.
Взыскать с ФИО4, ФИО3 в пользу ООО Крымского республиканского центра судебной экспертизы за проведение комплексной судебной землеустроительной, строительно-технической, экологической экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ в сумме по 27500 руб. с каждого.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Крым через Красноперекопский районный суд Республики Крым в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено – ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: О.В. Шевченко