Решение по делу № 2-4291/2020 от 27.07.2020

Дело № 2-4291/2020

22RS0068-01-2020-004887-69

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 ноября 2020 года г. Барнаул

Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего     Поповой Н.Н.        

при секретаре Гулидовой А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дорофеевой Марии Евгеньевны к ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Алтайскому краю» о признании незаконным отказа в установлении степени утраты профессиональной трудоспособности, обязании установить степень утраты профессиональной трудоспособности,

УСТАНОВИЛ:

Дорофеева М.Е. обратилась в суд с иском к ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Алтайскому краю» о признании незаконным отказа в установлении степени утраты профессиональной трудоспособности, обязании установить степень утраты профессиональной трудоспособности.

В обоснование иска указала, что 05.09.2014 около 18 часов 55 минут на Змеиногорском тракте вследствие нарушения водителем Колупаевым С.А. ПДД РФ произошло дорожно- транспортное происшествие, в котором пешеход Дорофеева М.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, получила множественные телесные повреждения, которые привели к стойким нарушениям функций организма, явившимся основанием для установления Дорофеевой М.Е. с 18 марта 2015 года первой группы инвалидности по результатам медико-социальной экспертизы. Решением Бюро МСЭ № 7 ФКУ «ГБ МСЭ по Алтайскому краю» Минтруда России от 25.03.2020 Дорофеевой М.Е. установлена 3 группа инвалидности бессрочно, по причине - общее заболевание. 25.06.2020 Дорофеева М.Е. обратилась с заявлением в Бюро медико-социальной экспертизы № 7 ФКУ "ГБ МСЭ по Алтайскому краю" о проведении обследования и установлении степени утраты профессиональной трудоспособности (в процентах). 29.06.2020 Бюро МСЭ № 7 ФКУ "ГБ МСЭ по Алтайскому краю" направлен ответ Дорофеевой М.Е., в котором указано на то, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 октября 2000 г. № 789 «Об утверждении правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» освидетельствование пострадавшего в учреждении медикосоциальной экспертизы проводится при наличии документа, подтверждающего факт несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, либо по определению судьи (суда).

Считает отказ в проведении освидетельствования, без предоставления документа, подтверждающего факт несчастного случая на производстве или профессионального заболевания незаконным, поскольку данный отказ нарушает права Дорофеевой М.Е., гарантированные Конвенцией о правах инвалидов и Федеральным закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2000 г. N 789 утвержден Порядок установления учреждениями медико-социальной экспертизы степени утраты профессиональной трудоспособности лицами, получившими повреждение здоровья в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Нормативного правового акта устанавливающего порядок определения медико-социальной экспертизой степени утраты профессиональной трудоспособности лицами, получившими повреждение здоровья не на производстве, в настоящее время не имеется.

Между тем, отсутствие предписанного нормативным правовым актом механизма проведения учреждениями медико-социальной экспертизы исследования не может препятствовать осуществлению права инвалидов на возмещение вреда в виде утраченного заработка (дохода) и реализации вытекающих из положений п. 5 ч. 3 ст. 8 названного Федерального закона прав на гарантируемые государством экономические меры, обеспечивающие инвалидам условия для преодоления ограничений жизнедеятельности в виде определения утраты профессиональной трудоспособности учреждениями медико-социальной экспертизы. Отсутствие специально разработанных правил освидетельствования пострадавших не на производстве указанными учреждениями не может ограничивать право заявителя на получение государственной услуги, результатом которой является определение степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах, без которого невозможно получение им страхового возмещения в связи с повреждением здоровья в результате дорожно-транспортного происшествия.

На основании изложенного, истец просит признать незаконным отказ Бюро медико-социальной экспертизы № 7 ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Алтайскому краю» в проведении освидетельствования Дорофеевой М.Е. с целью установления степени утраты профессиональной трудоспособности (в процентах) без предоставления документа, подтверждающего факт несчастного случая на производстве или профессионального заболевания. Обязать Бюро медико-социальной экспертизы № 7 ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Алтайскому краю» провести освидетельствование Дорофеевой М.Е. с целью установления степени утраты профессиональной трудоспособности (в процентах).

В судебном заседании представитель истца Дорофеев Е.С. на удовлетворении требований настаивал по доводам, изложенным в исковом заявлении, уточнил требования, просил установить Дорофеевой М.Е. степень утраты профессиональной трудоспособности с 01.04.2018, а также указал в качестве ответчика ФКУ ГБ МСЭ по Алтайскому краю. Также пояснил, что целью заявленных требований является дальнейшее обращения с требованиями о возмещении ущерба к виновному лицу, причинившему вред здоровью истцу.

Представитель ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения требований по доводам письменного отзыва, указав при этом, что надлежащим ответчиком является ФКУ «ГБ МСЭ по Алтайскому краю» Минтруда России. Деятельность Бюро МСЭ по осуществлению медико-социальной экспертизы, осуществляется в рамках оказания государственной услуги. Установление степени утраты профессиональной трудоспособности осуществляется учреждениями медико-социальной экспертизы в соответствии с Правилами установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях. Законодателем однозначно определено, что учреждениями медико-социальной экспертизы проводится освидетельствование только в отношении лиц, получивших повреждение здоровья в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, на основании акта о несчастной случае на производстве, акта о профессиональном заболевании или определения суда. Согласно п. 2 Минздравсоцразвития РФ от 20.10.2005 № 643, Выписка из акта освидетельствования и Справка о результатах установления степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах являются документами строгой отчетности и относятся к защищенной полиграфической продукции уровня «В». Являясь документами строгой отчетности, указанные бланки отпечатаны типографским способом и имеют необходимые реквизиты. Отсутствие документов, подтверждающих факт несчастного случая на производстве или профессионального заболевания делает невозможным заполнение справки о результатах установления степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах, выписки из акта освидетельствования в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы о результатах установления степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах, акта медико-социальной экспертизы гражданина и протокола проведения медико-социальной экспертизы гражданина в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы.

Истец Дорофеева М.Е. в судебное заседание не явилась, извещена. Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, материалы гражданского дела 2-282/2016, 2-131/2019, суд приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, что 05.09.2044 г. на Змеиногорском тракте в г.Барнауле произошло ДТП с участием автомобиля Форд Фокус, р.з. , принадлежащего на праве собственности Рудаковой М.Ф. и под управлением Колупаева С.А., и пешехода Дорофеевой М.Е., вследствие чего последней причинен вред здоровью.

В рамках рассмотрения гражданского дела № 2-282/2016 была проведена судебно-медицинская экспертиза. Согласно заключению эксперта , 05.09.2014 г. Дорофеевой М.Е. при дорожно-транспортном происшествии причинена <данные изъяты>

По поводу полученной 05.09.2014 г. при ДТП сочетанной травмы <данные изъяты>, медико-социальной экспертной комиссией 13.04.2015 г. Дорофеевой М.Е. установлена первая группа инвалидности с ограничением способности к самообслуживанию, общению, ориентации, обучению второй степени, а к трудовой деятельности - третьей степени с основным клинико-морфологическим диагнозом «<данные изъяты>

Таким образом, в связи с причиненной травмой головного мозга и её последствиями, Дорофеева М.Е. с момента получения повреждений и до установления ей инвалидности первой группы была временно нетрудоспособна с утратой общей и профессиональной трудоспособности в размере 100%.

После установления инвалидности, в результате вышеуказанных последствий полученной травмы головного мозга, согласно пункту 1-а «Таблицы процентов стойкой утраты общей трудоспособности в результате различных травм, отравлений и других последствий воздействия внешних причин», являющейся приложением к «Медицинским критериям определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека», утверждённым Приказом Минздравсоцразвития РФ от 24.04.2008г № 194н, у Дорофеевой М.Е. наступила значительная стойкая утрата общей трудоспособности в размере 75%,

Медико-социальной экспертной комиссией 13.04.2015 г. Дорофеевой М.Е. в связи с последствиями <данные изъяты> установлено ограничение способности к трудовой деятельности третьей степени с признанием её практически нетрудоспособной, что свидетельствует о полной утрате профессиональной трудоспособности до окончания установленного срока инвалидности - 01.04.2017 г. («Протокол проведения медико-социальной экспертизы» № 203.2.22/2015).

Согласно справке ФКУ «ГБ МСЭ по Алтайскому краю» Минтруда России Бюро МСЭ № 7 Дорофеевой М.Е. с 25.03.2020 установлена третья группа инвалидности бессрочно, по причине – общее заболевание.

25.06.2020 Дорофеева М.Е. обратилась в ФКУ «ГБ МСЭ по Алтайскому краю» Минтруда России Бюро МСЭ № 7 с заявлением о проведении медико-социальной экспертизы с целью определения степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах.

В ответе Бюро МСЭ № 7 ФКУ «ГБ МСЭ по Алтайскому краю» Минтруда России от 29.06.2020 на имя Дорофеевой М.Е. указано, что на основании Постановления Правительства РФ от 16.10.2000 № 789 «Об утверждении правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» освидетельствование пострадавшего в учреждении медико-социальной экспертизы проводится при наличии документа, подтверждающего факт несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, либо по определению судьи (суда).

Не согласившись с указанным решением, истец обратилась в суд.

Как следует из ответа КГБУЗ «Краевая клиническая больница» Дорофеева М.Е., состоит в трудовых отношениях с КГБУЗ «Краевая клиническая больница» в должности врача-методиста отделения сохранения и восстановления репродуктивной функции поликлиники с 18.09.2017 (приказ от 18.09.2017). За период работы в КГБУЗ «Краевая клиническая больница» травм на производстве не было и акты не составлялись.

По словам представителя истца в судебном заседании Дорофеева М.Е. на момент ДТП также работала в КГБУЗ «Краевая клиническая больница» в должности врача акушера-гинеколога.

Государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, определена Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Согласно ст. 2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В силу статьи 7 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ медико-социальная экспертиза - признание лица инвалидом и определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

Медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными федеральному органу исполнительной власти, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения (часть первая статьи 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 58 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ) установление состояния здоровья гражданина, в целях определения его способности осуществлять трудовую или иную деятельность, а также установления причинно-следственной связи между воздействием каких-либо событий, факторов и состоянием здоровья гражданина, осуществляется посредством медицинской экспертизы, разновидностью которой являются судебно-медицинская экспертиза и экспертиза качества медицинской помощи.

В соответствии со ст. 60 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медико-социальная экспертиза проводится в целях определения потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Медико-социальная экспертиза проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.

Из содержания приведенных норм следует, что инвалиду как лицу, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное в том числе последствиями травм, приводящими к ограничению жизнедеятельности, гарантируются государством наряду с иными и экономические меры, обеспечивающие инвалидам условия для преодоления, компенсации этих ограничений в целях создания им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. При этом экономические меры социальной защиты инвалидов реализуются и в создании учреждений медико-социальной экспертизы, на которые государство возлагает функции по установлению инвалидности и потребностей инвалида в различных видах социальной защиты, разработке индивидуальных программ реабилитации инвалидов, а также определению степени утраты профессиональной трудоспособности. При этом относящееся к полномочиям учреждений медико-социальной экспертизы установление степени утраты профессиональной трудоспособности направлено на обеспечение реализации права инвалидов на возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью, и не ограничивается исполнением данными лицами обязанностей по трудовому договору при его причинении.

Пункт 1 ст. 1086 ГК РФ предусматривает, что размер подлежащего возмещению утраченного потерпевшим заработка (дохода) определяется в процентах к его среднему месячному заработку (доходу) до увечья или иного повреждения здоровья либо до утраты им трудоспособности, соответствующих степени утраты потерпевшим профессиональной трудоспособности, а при отсутствии профессиональной трудоспособности - степени утраты общей трудоспособности.

В соответствии с п. 1 ст. 1090 ГК РФ потерпевший, частично утративший трудоспособность, вправе в любое время потребовать от лица, на которое возложена обязанность возмещения вреда, соответствующего увеличения размера его возмещения, если трудоспособность потерпевшего в дальнейшем уменьшилась в связи с причиненным повреждением здоровья по сравнению с той, которая оставалась у него к моменту присуждения ему возмещения вреда.

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определяет, что целью государственной политики в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации является обеспечение этим гражданам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации (преамбула).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2000 г. N 789 утвержден Порядок установления учреждениями медико-социальной экспертизы степени утраты профессиональной трудоспособности лицами, получившими повреждение здоровья в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Нормативного правового акта, устанавливающего порядок определения медико-социальной экспертизой степени утраты профессиональной трудоспособности лицами, получившими повреждение здоровья не на производстве, в настоящее время не имеется.

Между тем отсутствие предписанного нормативным правовым актом механизма проведения учреждениями медико-социальной экспертизы исследования не может препятствовать осуществлению права инвалидов на возмещение вреда в виде утраченного заработка (дохода) и реализации вытекающих из положений п. 5 части третьей ст. 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" прав на гарантируемые государством экономические меры, обеспечивающие инвалидам условия для преодоления ограничений жизнедеятельности в виде определения утраты профессиональной трудоспособности учреждениями медико-социальной экспертизы.

При этом отсутствие специально разработанных правил освидетельствования пострадавших не на производстве указанными учреждениями не может ограничивать право заявителя на получение государственной услуги, результатом которой является определение степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах, без которого невозможна реализация им предоставленного ст. 1090 ГК РФ права на последующее увеличение размера возмещения вреда, причиненного здоровью, в связи с дальнейшим уменьшением трудоспособности.

Ссылка представителя ответчика на Административный регламент по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, утвержденного Приказом Минтруда России от 29.01.2014 № 59н, а также Приказ Минздравсоцразвития РФ от 20.10.2005 № 643 « Об утверждении форм документов о результатах установления федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах рекомендаций по из заполнению» несостоятельна, при наличии положения ст. 8 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" имеющей большую юридическую силу.

На основании изложенного, исковые требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Признать незаконным отказ ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Алтайскому краю» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации об установлении Дорофеевой Марии Евгеньевны степени утраты профессиональной трудоспособности в ответе на обращение от 25.06.2020.

Обязать ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Алтайскому краю» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации установить Дорофеевой Марии Евгеньевны степень утраты профессиональной трудоспособности с 01.04.2018 по настоящее время.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г. Барнаула в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий Н.Н. Попова

ВЕРНО

Судья_______________________Н.Н.Попова

Секретарь___________________А.В.Гулидова

2-4291/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Дорофеева Мария Евгеньевна
Ответчики
ФКУ ГБ МСЭ по АК Бюро № 7
ФКУ ГБ МСЭ по Алтайскому краю Минтруда России
Другие
Дорофеев Евгений Степанович
Суд
Центральный районный суд г. Барнаул
Судья
Попова Наталья Николаевна
Дело на странице суда
centralny.alt.sudrf.ru
27.07.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.07.2020Передача материалов судье
03.08.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.08.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
28.08.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
28.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.08.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
29.09.2020Предварительное судебное заседание
15.10.2020Судебное заседание
24.11.2020Судебное заседание
30.11.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.12.2020Дело оформлено
24.11.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее