05RS0032-01-2023-000731-77
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 ноября 2023 года с.Леваши
Левашинский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего Магомедова Т.М.,
при секретаре с/з Газимагомедове К.М.,
с участием старшего помощника прокурора Левашинского района РД Султанова С.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-547/2023 по исковому заявлению прокурора <адрес> Республики Дагестан в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю ФИО1,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> Республики Дагестан обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц индивидуальному предпринимателю ФИО1
В обоснование своих исковых требований прокурор указывает в своем исковом заявлении, что прокуратурой <адрес> в соответствии с поручением первого заместителя прокурора Республики Дагестан ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ № «О проведении проверки исполнения требований действующего законодательства автомобильными заправочными и газозаправочными станциями, а также станциями технического обслуживания автомобилей» проведены проверки деятельности автомобильных заправочных и газозаправочных станций, расположенных на территории <адрес>.
Проведенной проверкой установлено, что индивидуальным предпринимателем ФИО1 осуществляется эксплуатация автомобильной газозаправочной станции под названием «М-5» расположенной на автодороге Махачкала - Верхний Гуниб при въезде в <адрес>.
Указанная автомобильная газозаправочная станция является многофункциональной, где осуществляется реализация сжиженного углеводородного газа – пропан и жидкого газомоторного топлива.
В ходе проверки, проведенной прокуратурой района совместно со специалистами Кавказского управления Ростехнадзора, ОНД и ПР № по Левашинскому, Сергокалинскому, Акушинскому, Лакскому и <адрес>м УНД и ПР ГУ МЧС России по <адрес>, территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> установлено, что при эксплуатации опасного производственного объекта (МАГЗС) индивидуальным предпринимателем ФИО1 допускаются многочисленные и грубые нарушения требований законодательства о промышленной и пожарной безопасности, а также санитарно-эпидемиологического законодательства.
Проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что при эксплуатации МАЗС допускаются следующие нарушения требований законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов:
1. В нарушении п. 1 ст.9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» пункт 24 ФНП в области промышленной безопасности (Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива), утв. Приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ № Не обеспечен аварийный останов технологического оборудования автозаправочной станции. (не установлены электромагнитные клапана).
2. В нарушении п. 1 ст. 9, ст. 14.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ (О промышленной безопасности опасных производственных объектов); пп з) п. 228 и пп а) п. 229 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности № «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности (Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением). Отсутствует (не представлены) документы, подтверждающие аттестацию работников опасного производственного объекта, а также проверки знаний обслуживающего персонала (рабочих) в объеме производственных инструкций.
3. В нарушении п. 1 ст. 9, п. 1 ст. 10 Федерального закона № 116-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пунктов 93, 94 Правил № отсутствуют сигнализаторы загазованности, которые должны находиться в работе круглосуточно. Не заключен договор на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессионально спасательными формированиями.
4. В нарушении ст. 8, п. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ (О промышленной безопасности опасных производственных объектов); п. 9 Федеральных норм и правил (Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением) № от ДД.ММ.ГГГГ. В нарушение ст. 10 Федерального закона № 116-ФЗ на предприятии отсутствует приказ о создании резерва финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации аварий и их последствий. При эксплуатации ОПО допущено отклонение от проектной документации, выразившееся в установке дополнительного надземного резервуара, в котором находится СУГ.
5. В нарушении ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ (О промышленной безопасности опасных производственных объектов), пункт, 62 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности (Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива), утвержденных приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ №; Не проводится проверка предохранительных сбросных клапанов (ПСК) резервуаров.
6. В нарушении ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N9 116-ФЗ (О промышленной безопасности опасных производственных объектов). пункты 9З,94 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности (Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива), утвержденных приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ №;9. В нарушение ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ, п. 92 Правил № не проводится контроль герметичности приборов, арматуры, технических устройств. Отсутствуют сигнализаторы загазованности, которые должны находиться в работе круглосуточно.
7. В нарушении ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ (О промышленной безопасности опасных производственных объектов), пункта 169 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности (Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива), утвержденных приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ №З0; Сливо-наливные рукава не отвечают установленным требованиям (не представлены результаты гидравлических испытаний сливоналивных рукавов СУГ; на рукавах отсутствуют обозначения с датой проведенного испытания и датой последующего испытания).
8. В нарушении ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» На предприятии отсутствует приказ резерва финансовых средств и материальных ресурсов для локализаций и ликвидаций аварий и их систем.
9. В нарушении ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункт 86 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности (Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива), утвержденных приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ №З0; пункт 228, подпункт «п» Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности (Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением), утвержденных приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ №З6; Средства измерений (манометры) эксплуатируются с истекшим сроком поверки; На циферблате или корпусе показывающих манометров отсутствует обозначенное значение, соответствующее рабочему давлению.
10. В нарушении ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ (О промышленной безопасности опасных производственных объектов), пункта 76 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности (Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива), утвержденных приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ №; Не проводится текущий осмотр резервуаров с арматурой и КИП в рабочем состоянии с записью в эксплуатационном журнале.
11. В нарушении ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ (О промышленной безопасности опасных производственных объектов), пункта 92 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности (Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива), утвержденных приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ №. Не проводится контроль герметичности приборов, арматуры, технических устройств.
Также в ходе проверки установлено, что при эксплуатации ОПО АГЗС допускаются следующие нарушения требований пожарной безопасности:
Территория МАЗС не оснащена необходимым количеством пожарных щитов согласно приложению № (п. 410 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №);
Руководитель не обеспечил наличие на наружных установках обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зон в соответствии с главами 5,7 и 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
МАЗС не оснащена в полном объеме первичными средствами пожаротушения (п. 389 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №).
На покрытие дорог не нанесены отличительные разметки или иные визуальные указатели (дорожные знаки, схемы движения) (п. 384 ППРФ №).
На боковых поверхностях ограждающих конструкций контейнеров хранения топлива не расположены полоса желтого цвета шириной от 38 до 42 см. с надписью «ОГНЕОПАСНО», выполненной световозвращающей краской красного цвета, а также надписи с указанием вида хранимого топлива (бензин или дизельное топливо) (ст. 4 ФЗ №; п. 7.7 СП 156.1310.2014);
Не представлен акт приемки и ввода эксплуатацию объекта защиты (ст. 144 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
На объекте защиты не обозначены места, специально отведенные для курения, знаком "Место курения" (п. 11 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №);
Площадки для автоцистерны с СУГ не оснащены не менее чем 2 передвижными огнетушителями с минимальным рангом тушения модельного очага пожара 6А, 233В, С, Е (п. 389 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №).
В ходе проведения санитарно-гигиенического обследования установлено, что владельцем АЗС не обеспечено проведение производственного контроля за параметрами атмосферного воздуха на границе СЗЗ, мест нахождения людей, в зоне влияния выбросов автозаправочной станции, не разработана программа производственного контроля в нарушение СП ДД.ММ.ГГГГ-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий», СП ДД.ММ.ГГГГ-07 «Изменения и дополнения № к СП ДД.ММ.ГГГГ-01».
В нарушение СП ДД.ММ.ГГГГ-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий», не обеспечено проведение производственного контроля за параметрами атмосферного воздуха на границе СЗЗ, мест нахождения людей, в зоне влияния выбросов автозаправочной станции, не разработана программа производственного контроля.
Отсутствует заключительный акт по результатам медосмотра (п.45 Приказ Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры»).
Отсутствует список работников, подлежащих периодическим медосмотрам (п.22 Приказ Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры»).
Отсутствует документарное подтверждение вывоза отходов, выполненных специализированными организациями, осуществляющими транспортирование и обезвреживание отходов (п.209 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»).
Отсутствует уголок потребителя (статья 8,9 Закон РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2300-1 «О защите прав потребителей»).
Проведенной прокуратурой района проверкой с привлечением специалиста ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> установлено, что при эксплуатации АГЗС ИП ФИО1 в нарушение пункта 4.3 СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. ДД.ММ.ГГГГ) санитарно-защитные зоны не установлены.
ФИО1 в Управление Роспотребнадзора по <адрес> не представлено заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон», вследствие чего отсутствует решение об установлении санитарно-защитной зоны.
Прокурор в своем исковом заявлении просит возложить на индивидуального предпринимателя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (ИНН 052100001973, ОГРНИП А32-01556-0001 от ДД.ММ.ГГГГ) обязанность в срок до 60 суток со дня вступления решения суда в законную силу устранить на опасном производственном объекте автомобильной газозаправочной станции под названием «М-5», расположенной на автодороге Махачкала - Верхний Гуниб при въезде в <адрес>, выявленные вышеназванные нарушения требований законодательства о промышленной и пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологического законодательства, изложенные в мотивировочной части настоящего искового заявления.
Старший помощник прокурора <адрес> РД ФИО5 в судебном заседании поддержал исковое заявление, просил исковое заявление удовлетворить, как обоснованное, по доводам, указанным в самом исковом заявлении.
Ответчик ИП ФИО1 и третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований по существу спора – ОНД и ПР № по Левашинскому, Сергокалинскому, Акушинскому, Лакскому и <адрес>м УНД и ПР ГУ МЧС России по РД; ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес>, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, о причинах своей неявки суду не сообщили.
В силу ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие вышеназванного ответчика и третьих лиц, их представителей.
Выслушав явившуюся сторону, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно требованию заместителя прокурора <адрес> РД от ДД.ММ.ГГГГ за № на ОНД и ПР № по Левашинскому, Сергокалинскому, Акушинскому, Лакскому и <адрес>м УНД и ПР ГУ МЧС России по РД; ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> возложена обязанность о проведении проверочных мероприятий по всем АЗС, АГЗС и СТО функционирующих на территории <адрес> РД в пределах компетенции на предмет соблюдения противопожарной безопасности и санитарных правил.
Во исполнение вышеизложенного требования прокуратуры <адрес> составлена справка по результатам совместного осмотра опасного производственного объекта АГЗС «ИП ФИО1», вследствие чего и обнаружены вышеуказанные нарушения по пожарной безопасности.
Также, во исполнение вышеизложенного требования прокуратуры <адрес> составлен акт санитарно-гигиенического обследования главным специалистом экспертом ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> ФИО6 МАЗС «М-5», вследствие чего и обнаружены вышеуказанные нарушения по пожарной безопасности.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Федеральный закон № 116-ФЗ) определены правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов. Положения указанного федерального закона направлены на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее также - организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты) к локализации и ликвидации последствий указанных аварий, распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации.
В силу п. 2 ст. 3 Федерального закона № 116-ФЗ требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива» (далее - Правила), которые направлены на обеспечение безопасной эксплуатации, включая обеспечение взрывопожаробезопасности автозаправочных станций.
Согласно п. 13 Правил организация, эксплуатирующая автозаправочную станцию, обеспечивает эксплуатацию систем газоснабжения, оборудования, относящегося к работе автозаправочной станции, а также прием газомоторного топлива из автомобильных цистерн, хранение газомоторного топлива в резервуарах, заправку газомоторного топлива в баллоны автотранспортных средств в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ опасными производственными объектами в соответствии с данным законом являются предприятия или их цехи, участки площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к указанному Федеральному закону.
Из пп. «а» п. 1 приложения 1 к Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ следует, что к категории опасных производственных объектов относятся, в частности, объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются горючие вещества – жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.
Таким образом, эксплуатируемая индивидуальным предпринимателем ФИО1 указанная выше АГЗС «М-5», по признаку опасности в соответствии с изложенными нормами законов подпадает под критерии опасного производственного объекта, зарегистрирована в государственном реестре опасных производственных объектов, отнесена к III классу опасности, реализация сжиженного углеводородного газа – пропан на АГЗС осуществляется на основании специального разрешения (лицензии) на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Закон № 69-ФЗ) законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Закон № 123-ФЗ) определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – ППР РФ), содержат требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности (п. 1 ППР РФ).
Статьей 38 Закона № 69-ФЗ предусмотрено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
В силу ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства пожаротушения, не допускать использование не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон № 52-ФЗ) направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В ходе проведения санитарно-гигиенического обследования установлено, что владельцем АЗС не обеспечено проведение производственного контроля за параметрами атмосферного воздуха на границе СЗЗ, мест нахождения людей, в зоне влияния выбросов автозаправочной станции, не разработана программа производственного контроля в нарушение СП ДД.ММ.ГГГГ-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий», СП ДД.ММ.ГГГГ-07 «Изменения и дополнения № к СП ДД.ММ.ГГГГ-01».
В нарушение СП ДД.ММ.ГГГГ-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий», не обеспечено проведение производственного контроля за параметрами атмосферного воздуха на границе СЗЗ, мест нахождения людей, в зоне влияния выбросов автозаправочной станции, не разработана программа производственного контроля.
Отсутствует заключительный акт по результатам медосмотра (п.45 Приказ Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры»).
Отсутствует список работников, подлежащих периодическим медосмотрам (п.22 Приказ Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры»).
Отсутствует документарное подтверждение вывоза отходов, выполненных специализированными организациями, осуществляющими транспортирование и обезвреживание отходов (п.209 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»).
Отсутствует уголок потребителя (статья 8,9 Закон РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2300-1 «О защите прав потребителей»).
В соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 2 Федерального закона № 52-ФЗ, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Статья 11 названного Федерального закона устанавливает, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции и др.
В соответствии со статьей 24 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3 статьи 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Проведенной прокуратурой района проверкой с привлечением специалиста территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> установлено, что при эксплуатации АГЗС индивидуальным предпринимателем ФИО1 в нарушение пункта 4.3 СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. ДД.ММ.ГГГГ) санитарно-защитные зоны не установлены.
ФИО1 в Управление Роспотребнадзора по <адрес> не представлено заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон», вследствие чего отсутствует решение об установлении санитарно-защитной зоны.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий (бездействия), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Категория лиц, чьи интересы затрагивает настоящее исковое заявление, непосредственно и персонально изменчива, поэтому настоящее исковое заявление направляется в интересах неопределенного круга лиц.
Непринятие мер к устранению нарушений законодательства о промышленной и пожарной безопасности, выявленные в деятельности индивидуального предпринимателя ФИО1 при эксплуатации АГЗС «М-5», расположенной по адресу: <адрес>, угрожает жизни и здоровью находящихся на нем сотрудников, а также посещающих АГЗС граждан.
При таких обстоятельствах суд полагает, что подлежат удовлетворению исковые требования прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ИП ФИО1 в полном объеме, как обоснованные.
На основании изложенного и руководствуясь ст.198-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить исковое заявление прокурора <адрес> Республики Дагестан в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю ФИО1
Возложить на индивидуального предпринимателя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ИНН 052100001973, ОГРНИП А32-01556-0001 от ДД.ММ.ГГГГ, обязанность в срок до 60 суток со дня вступления решения суда в законную силу устранить на опасном производственном объекте автомобильной газозаправочной станции под названием «М-5», расположенной на автодороге Махачкала-Верхний Гуниб при въезде в <адрес>, выявленные нарушения требований законодательства о промышленной и пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно:
1. Обеспечить аварийную остановку технологического оборудования автозаправочной станции (установить электромагнитные клапана) в соответствии с п. l ст.9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №l16-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» пункт 24 ФНП в области промышленной безопасности (Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива), утв. Приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ №;
2. Представить документы, подтверждающие аттестацию работников опасного производственного объекта, а также проверки знаний обслуживающего персонала (рабочих) в объеме производственных инструкций № в соответствии с п. 1 ст. 9 ст. 14.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ (О промышленной безопасности опасных производственных объектов; п.п. «з» п. 228 и п.п. «а» п. 229 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности (Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности (Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением) от ДД.ММ.ГГГГ;
3. Заключить договор на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессионально спасательными формированиями в соответствии с п. 1 ст. 9 п. 1 ст. 10 Федерального закона № 116-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
4. Привести в соответствии с проектной документацией количество надземных резервуаров, установленных на ОПО в соответствии со ст. 8, п. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п. 9 Федеральных норм и правил (Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением) №З6 от ДД.ММ.ГГГГ;
5. Провести проверку предохранительных сбросных клапанов (ПСК) резервуаров в соответствии со ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ (О промышленной безопасности опасных производственных объектов), пункт, 62 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности (Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива), утвержденных приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ №З0;
6. Установить сигнализаторы загазованности, которые должны находиться в работе круглосуточно в соответствии со ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ О промышленной безопасности опасных производственных объектов, пунктов 93, 94 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности (Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива), утвержденных приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ №;
7. Представить результаты гидравлических испытаний сливоналивных рукавов СУГ, обозначить на рукавах дату проведенного испытания и дату последующего испытания в соответствии со ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункта 169 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности (Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива), утвержденных приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ №;
8. Оформить приказ резерва финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации аварии и их последствий в соответствии ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ (О промышленной безопасности опасных производственных объектов);
9. Установить манометры с обозначением на циферблате или корпусе со значением, соответствующему рабочему давлению, обеспечить проверку средств измерений (манометров) в соответствии со ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ (О промышленной безопасности опасных производственных объектов); пункт 86 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности (Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива), утвержденных приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ №З0; (Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением), утвержденных приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ №З6;
10. Провести текущий осмотр резервуаров с арматурой и КИП с записью в эксплуатационном журнале, в соответствии со ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ О промышленной безопасности опасных производственных объектов, пункта 7б Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности (Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива), утвержденных приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ №;
11. Провести контроль герметичности приборов, арматуры и технических устройств в соответствии со ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ О промышленной безопасности опасных производственных объектов, пункта 92 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности (Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива), утвержденных приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ №;
12. Территорию МАЗС оснастить необходимым количеством пожарных щитов согласно приложению № (п. 410 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №);
13. Обозначить на наружных установках их категории по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зон в соответствии с главами 5,7 и 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
14. МАЗС оснастить в полном объеме первичными средствами пожаротушения (п. 389 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №);
15. На покрытие дорог обозначить отличительные разметки или иные визуальные указатели (дорожные знаки, схемы движения) (п. 384 ППРФ №);
16. Расположить на боковых поверхностях ограждающих конструкций контейнеров хранения топлива полосу желтого цвета шириной от 38 до 42 см. с надписью «ОГНЕОПАСНО», выполненную световозвращающей краской красного цвета, а также надписи с указанием вида хранимого топлива (бензин или дизельное топливо) (ст. 4 ФЗ №; п. 7.7 СП 156.1310.2014);
17. Представить акт приемки и ввода эксплуатацию объекта защиты (ст. 144 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
18. На объекте защиты обозначить места, специально отведенные для курения, знаком "Место курения" (п. 11 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №);
19. Площадки для автоцистерны с СУГ оснастить не менее чем 2 передвижными огнетушителями с минимальным рангом тушения модельного очага пожара 6А, 233В, С, Е (п. 389 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №);
20. Обеспечить проведение производственного контроля за параметрами атмосферного воздуха на границе СЗЗ, мест нахождения людей, в зоне влияния выбросов автозаправочной станции, разработать программу производственного контроля в соответствии с СП ДД.ММ.ГГГГ-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий», СП ДД.ММ.ГГГГ-07 «Изменения и дополнения № к СП ДД.ММ.ГГГГ-01»;
21. Представить заключительный акт по результатам медосмотра работников (п.45 Приказ Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры»);
22. Составить список работников, подлежащих периодическим медосмотрам (п.22 Приказ Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры»);
23. Представить документарное подтверждение вывоза отходов, выполненных специализированными организациями, осуществляющими транспортирование и обезвреживание отходов (п.209 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»);
24. Оформить уголок потребителя (статья 8,9 Закон РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О защите прав потребителей»).
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного суда РД через Левашинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме с мотивированной частью изготовлено к 03.11.2023г.
Председательствующий Т.М. Магомедов