Дело № 2-3971\2010 РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 ноября 2010 г. г. Ачинск Красноярского края
Ачинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Сисюра Л.В.;
с участием представителя истца Ивановой К.С. Ивановой Е.В., действующей на основании ходатайства;
представителя ответчика ГУ КРО Фонд социального страхования РФ Комаренко А.В.,
действующего по доверенности от 23.12.2009 г. сроком по 31 декабря 2010 года (л.д. 13);
при секретаре Саюк Е.В.;
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению
Прокурора Бирилюсского района Красноярского края в интересах
Ивановой К.С. к Государственному учреждению Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о признании действий ответчика незаконными, возложении обязанности выдать путевки на санаторно- курортное лечение,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Бирилюсского района Красноярского края обратился в суд с исковым заявлениями в интересах Ивановой К.С. к Государственному учреждению Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о признании действий ответчика незаконными, возложении обязанности выдать две путевки на санаторно- курортное лечение инвалиду второй группы Ивановой К.С. и сопровождающему ее лицу Ивановой Е.В.
Исковые требования мотивированы тем, что Иванова К.С. на основании справки МСЭ является инвалидом второй группы, по состоянию здоровья нуждается в реабилитационном мероприятии санаторно- курортном лечении. Иванова К.С., согласно представленной ею медицинской справки № 13 о получении путевки на санаторно- курортное лечение, через законного представителя Иванову Е.В. обратилась в ГУ КРО Фонд социального страхования РФ с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение. На момент прокурорской проверки установлено, что Фондом социального страхования инвалиду Ивановой К.С. путевка на санаторно- курортное лечение не выдана. Непредставление инвалиду Ивановой К.С. путевки на санаторно- курортное лечение не позволяет последней пройти необходимую комплексную реабилитацию, нарушаются нормативы обслуживания инвалида. В связи с тем, что Иванова К.С., являясь инвалидом П группы по состоянию здоровья, в связи с отсутствием денежных средств на оплату услуг адвоката за юридическую помощь, не может самостоятельно защитить свои интересы, прокурор вынужден обратиться с вышеназванным заявлением в суд (л.д. 2-3).
Процессуальный истец прокурор Бирилюсского района Красноярского края, истец Иванова К.С. о месте и времени судебного заседания надлежащим образом извещены, в судебное заседание не явились, просили дело рассмотреть в их отсутствие. (л.д. 19, 20, 36).
В судебном заседании представитель истца Иванова Е.В. поддержала заявленные исковые требования в полном объеме. Пояснила, что Иванова К.С. является инвалидом П группы, нуждается в обязательном сопровождении.
Представитель ответчика ГУ КРО Фонд социального страхования РФ, Комаренко А.В., по иску возражал. Пояснил, что требование прокурора о признании действий отделения Фонда по необеспечению путевками на санаторно- курортное лечение и обязывании выдать две путевки для Ивановой К.С. и сопровождающего лица Ивановой Е.В. не основано на законе. Так как Иванова К.С. не является инвалидом 1 группы, а уже достигла 18 летнего возраста, соответственно не является ребенком-инвалидом. Непредставление Ивановой К.С. и сопровождающему ее лицу в 2009 году путевок на санаторно- курортное лечение вызвано объективными условиями, отсутствием необходимого количества путевок.
Выслушав объяснение стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению частично в следующем объеме и по следующим основаниям.
Согласно п.п. 1 п. 1. ст. 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона набора социальных услуг, включаются следующие социальные услуги: дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном медицинском страховании.
В соответствии с п.5 статьи 6.3 Федерального закона "О государственной социальной помощи" порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития. Таким органом в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 321 является Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан. (далее Порядок)
Настоящий Порядок регулирует предоставление гражданам набора социальных услуг, в том числе предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение.
Пунктом 3.1 Порядка предусмотрено, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Согласно п.п. 3.3, 3.6, 3.7, 3.8, 3.9, Порядка Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации.
Граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме N 070/у-04, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 22 ноября 2004 г. N 256 (зарегистрирован в Минюсте России 14 января 2004 г., регистрационный N 6189).
При наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - исполнительные органы Фонда) или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее - органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда.
Исполнительные органы Фонда и органы социальной защиты населения не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину о возможности
предоставления санаторно-курортной путевки, соответствующей заявленному профилю лечения, с указанием даты заезда.
Исполнительные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства заблаговременно, но не позднее чем за 21 день до даты заезда в санаторно-курортное учреждение, выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для ее получения.
Анализ вышеуказанных нормативных документов свидетельствует о том, что организация предоставления путевок возложена на фонд социального страхования, который осуществляет и оплату стоимости путевок на санаторно-курортное лечение в пределах средств, установленных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, что подтверждается требованиями ст. 5 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2006 год", предусматривающей, что Фонд осуществляет оплату стоимости путевок в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации.
Из материалов дела видно, что Иванова К.С. является инвалидом П группы (л.д. 9).
25 февраля 2009 г. Ивановой К.С. была выдана справка для получения путевки на санаторно- курортное лечение по форме № 070\у 04, рекомендовался сезон санаторно- курортного лечения – зима, веста, лето, осень. Курорты «Шира», «Учум», «Тес», «Красноярское Загорье», на которых предпочтительно лечение. В справке указано, что Ивановой К.С. требуется сопровождение. (л.д. 7)
10.03.2009 г. законный представитель Ивановой К.С. Иванова Е.В. обратилась с заявлением директору филиала № 8 ГК КРО Фонда социального страхования о выделении путевки на санаторно- курортное лечение (л.д. 4).
Поступившие от Ивановой К.С. документы были приняты к исполнению, о чем свидетельствует уведомление от 1003.2010 г., в котором работником Фонда указано, что Иванова К.С. о сроках выдачи путевки и дате заезда в санаторно- курортное учреждение будет уведомлена дополнительно (л.д. 5)
Однако в ходе судебного заседания установлено, что других уведомлений о сроках выдачи путевки Ивановой К.С. не высылалось, фактически путевка на санаторно-курортное оздоровление до поступления искового заявления в суд, не предоставлялась, тогда как исходя из вышеназванных требований закона исполнительный орган Фонда не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки должны сообщить гражданину о возможности предоставления санаторно-курортной путевки, соответствующей заявленному профилю лечения, с указанием даты заезда.
Вместе с тем, нуждаемость Ивановой К.С. в санаторно-куротном лечении подтверждается также справкой от 02.08.2010 г. (л.д. 8).
Как следует из вышеприведенных правовых норм на Фонд социального страхования возложено осуществление всех организационных мероприятий по предоставлению путевок на санаторно- курортное лечение.
Учитывая, что Ивановой К.С. и сопровождающему ее лицу в установленный срок в 2009 г., не были выданы путевки на санаторно-курортное лечение, суд признает исковые требования Прокурора Бирилюсского района Красноярского края в интересах Ивановой К.С. к Государственному учреждению Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о признании незаконными действий ответчика по не обеспечению путевкой на санаторно-курортное лечение Ивановой К.С. и сопровождающего ее лица в 2009 г., обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Суд также признает обоснованными и подлежащими удовлетворению требования Прокурора Бирилюсского района Красноярского края в интересах Ивановой К.С. к Государственному учреждению Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ об обеспечении путевкой на санаторно-курортное лечение Ивановой К.С.
При этом, суд относится критически к доводам представителя ответчика Комаренко А.В. о том, что ко дню рассмотрения дела Фондом соцстрахования путевка на санаторно-курортное лечение Ивановой К.С. в санаторий «Родничок» предоставлена.
Согласно п. 3.9 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, путевка должна быть выдана и получена гражданином не позднее чем за 21 день до даты заезда в санаторно-курортное учреждение, в оформленном и заполненном виде, с печатью исполнительного органа Фонда и с отметкой «Оплачено за счет средств федерального бюджета и продаже не подлежит».
Из поданных представителем ответчика копий документов, следует что бланк санаторно-курортной путевки не заполнен, на нем отсутствует отметка об оплате, отсутствует печать исполнительного органа Фонда. (л.д. 33).
Кроме того, уведомление о выделении путевки на санаторно-курортное лечение выдано не лично Ивановой К.С., которая достигла совершеннолетия и по закону является полностью дееспособной. А, как установлено в ходе судебного разбирательства, ее матери Ивановой Е.В. (л.д. 34).
Таким образом, суд считает, что ответчиком не исполнена обязанность выдать Ивановой К.С., инвалиду П группы, путевку на санаторно-курортное лечение.
В связи с чем, суд считает необходимым удовлетворить исковые требование Прокурора Бирилюсского района, обязать Фонд социального страхования РФ обеспечить Иванову К.С. путевкой на санаторно-курортное лечение.
Требования Прокурора Бирилюсского района о предоставлении второй путевки на санаторно-курортное лечение, оплаченной из средств федерального бюджета, для сопровождающего Иванову К.С. лица Ивановой Е.В., суд считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Согласно п. 2 ст. 6.2. Федерального закона от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» при предоставлении социальных услуг в соответствии с настоящей статьей граждане, имеющие I группу инвалидности, и дети-инвалиды имеют право на получение на тех же условиях второй путевки на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица. (в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ)
Как установлено в судебном заседании, Ивановой К.С. исполнилось 18 лет, она достигла совершеннолетнего возраста и в силу закона, является полностью дееспособной. Иванова К.С. на дату рассмотрения спора не относится к категории детей-инвалидов, она не имеет 1 группы инвалидности.
Соответственно, Иванова К.С., на дату рассмотрения спора, не имеет право на получение для сопровождающего ее лица второй путевки на санаторно-курортное лечение, стоимость которой оплачивалась бы из средств федерального бюджета.
Учитывая, что прокурором заявлено требование о предоставлении второй путевки на санаторно-курортное лечение, из средств федерального бюджета, для сопровождающего Иванову К.С. лица Ивановой Е.В., а не требование о возмещении расходов, потраченных в 2009 г. на приобретение путевки для сопровождающего лица, суд считает указанные требования не подлежащими удовлетворению.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что действия Государственного учреждения Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ по необеспечению инвалида П группы Ивановой К.С. и сопровождающего ее лица путевками на санаторно- курортное лечение в 2009 году следует признать незаконными, устранить допущенное нарушение прав истца путем обязывания ответчика выдать путевку на санаторно- курортное лечение для Ивановой К.С. В остальной части требований о возложении обязанности на Государственное учреждение Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ выдать путевку на санаторно-куротное лечение сопровождающему Иванову К.С. лицу Ивановой ЕВ., отказать.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, 206 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать действия Государственного учреждения Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ по необеспечению инвалида П группы Ивановой К.С. на санаторно- курортное лечение незаконными.
Обязать Государственное учреждение Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу выдать Ивановой К.С. путевку на санаторно-курортное лечение по профилю лечения в соответствии с заявлением Ивановой К.С. и справкой для ее получения.
В остальной части требований о возложении обязанности на Государственное учреждение Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ выдать путевку на санаторно-куротное лечение, оплаченную из средств федерального бюджета, сопровождающему Иванову К.С. лицу, Ивановой Е.В., отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней с подачей кассационной жалобы через Ачинский городской суд.
Федеральный судья Л.В. Сисюра