Решение по делу № 33-1184/2015 от 13.02.2015

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 25 марта 2015 года по делу №33-1184/15г.

судья – Яралиев Т.М.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

Председательствующего – Алиевой Э.З.,

судей – Загирова Н.В. и Хавчаева Х.А.,

при секретаре – ФИО6,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республики Дагестан Махмудовой Э.М. на решение Дербентского городского суда РД от 24 декабря 2014 года по иску Магамедова Д.К. к ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по РД о признании участником Федеральной целевой программы «Жилище».

Заслушав доклад судьи Загирова Н.В., доводы представителя Магамедова Д.К. – адвоката Магомедрагимова М.М., просившего оставить решение суда первой инстанции в силе, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Магамедов Д.К. обратился в суд с иском к ФКУ СИЗО №2 УФСИН России по РД о признании его участником Федеральной целевой программы «Жилище» и обязании ответчика восстановить его жилищное учетное дело.

В судебном заседании представитель Магамедова Д.К. - адвокат Магомедрагимов М.М. иск поддержал, его уточнил и пояснил, что Магомедов Д.К. проработал в должности старшего прапорщика внутренней службы <.> в СИЗО № 2 г. Дербента УФСИН России по РД с 06 августа 1992 года, более 15 лет, и был уволен 04 января 2006 года в связи со штатными мероприятиями. В 1994 году Магамедов Д.К. обратился в жилищно-бытовую комиссию СИЗО №2 г. Дербента УФСИН России по РД и был поставлен в очередь на получение жилья. В 2011 году он обратился в администрацию СИЗО №2 г. Дербента УФСИН России по РД для выяснения, не подходит ли его очередь, однако, в информации ему было отказано, при этом сообщалось, что его учетное дело находится в Управлении ФСИН России по РД. Согласно письма от 15 сентября 2011 года СИЗО №2 г. Дербента УФСИН России по РД Магамедов Д.К. состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, в связи с его увольнением материалы были направлены в УФСИН России по РД. Согласно ответу УФСИН России по РД от 20 декабря 2011 года, документов, подтверждающих то, что материалы жилищного дела Магамедова Д.К. были переданы из СИЗО №2 г. Дербента УФСИН России по РД в УФСИН России по РД за период с начала 2006 года и по настоящее время не имеется, первичное жилищное дело на Магамедова Д.К. должно оставаться в учреждении у секретаря ЖБК. Согласно сводного списка лиц, состоящих на жилищном учете в СИЗО №2 г. Дербента УФСИН России по РД по состоянию на 01 июня 2006 года истец значится под № 4, а в полном сводном списке сотрудников (пенсионеров) ФГУ СИЗО № 2 УФСИН России по РД, состоящих на учете по состоянию на 04 июля 2007 года, он значится под № 46. Согласно этому списку Магамедов Д.К. состоит на учете с 25 мая 1994 года (протокол № 14 от 25.05.1994г, учетное дело №7.) Однако, в списке сотрудников (пенсионеров) ФБУ СИЗО №2 УФСИН России по РД, состоящих на жилищном учете по состоянию на 15.08.2010г., фамилия истца отсутствует. На повторный запрос истец получил ответ СИЗО № 2 г. Дербента УФСИН России по РД о том, что он действительно проходит по сводным спискам лиц, состоящих на учете в СИЗО №2 под № 4, однако, в Федеральную целевую программу «Жилище на 2011-2015гг» истец Магамедов Д.К. не был включен в связи с отсутствием его жилищного учетного дела. С учетом изложенного, уточнив свои требования, просит суд обязать ответчика - ФКУ СИЗО УФСИН РФ по РД восстановить жилищное учетное дело Магамедова Д. К. и направить его в У. Р. по Республике Дагестан для дальнейшего включения его в сводный список участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" в рамках реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.

Решением Дербентского городского суда Республики Дагестан от 24 декабря 2014 года постановлено:

«Иск Магомедова Д.К. удовлетворить.

Обязать ФКУ СИЗО №2 УФСИН РФ по РД восстановить жилищное учетное дело Магомедова Д.К. и направить его в УФСИН России по РД для дальнейшего включения его в сводный список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в рамках реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы».

На данное решение представителем ФКУ СИЗО №2 Махмудовой Э.М. подана апелляционная жалоба, в которой она просит отменить его. В обоснование указывает на то, что заявитель на протяжении нескольких лет не представил соответствующие документы, которые указаны в правилах инструкции «о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в рамках реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы». Этот факт подтверждали и свидетели, а именно Кафланов А.Т. и Касумов И.К., которые являлись председателем и секретарем жилищно-бытовой комиссии в тот период.

На данную жалобу было подано возражение от Магамедова Д.К., в котором он просит оставить решение суда в силе, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на них, выслушав мнение сторон, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 23 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.

В соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.

В настоящее время в Российской Федерации действуют Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.1998 N 1054.

В настоящих Правилах под военнослужащими понимаются граждане, проходящие военную службу в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", а под сотрудниками органов внутренних дел - лица среднего, старшего и высшего начальствующего состава органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, военнослужащие и сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также сотрудники уголовно-исполнительной системы.

В вышеназванных Правилах урегулирован порядок учета соответствующих категорий граждан, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, то есть тех лиц, которым законодательством Российской Федерации уже предоставлено право на получение жилья.

Согласно пункту "а" части пункта 6 названных Правил нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, вооруженных силах и других воинских формированиях государств - участников СНГ, с которыми заключены соответствующие договоры, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, а также сотрудники уголовно-исполнительной системы, прослужившие в учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации или Министерства юстиции Российской Федерации 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по следующим основаниям: по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; по состоянию здоровья; в связи с организационно-штатными мероприятиями.

В силу положений Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам отнесено к расходным обязательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации 21.03.2006 N 153 установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Этим же Постановлением Правительства РФ утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.

Согласно разделу II указанной Подпрограммы гражданами - участниками Подпрограммы являются, в том числе граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и принявшие решение участвовать в Подпрограмме, обеспечение жилыми помещениями которых осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по выбору гражданина в форме предоставления жилого помещения (в собственность бесплатно или по договору социального найма), приобретенного (построенного) за счет субвенции, либо единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения за счет субвенции.

Выдача государственных жилищных сертификатов в уголовно-исполнительной системе осуществляется в соответствии с Правилами, а также Инструкцией о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов гражданам - участникам подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы в уголовно-исполнительной системе", утвержденной Приказом Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации 16.05.2012 N 267 (далее - Инструкция).

Как следует из абзаца 6 подпункта "а" пункта 5 Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.

В соответствии с пунктом 9 Правил сотрудники, подлежащие увольнению (увольняемые) с военной службы (службы) по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе (службе), приобретают право на получение сертификата в течение последнего года военной службы (службы).

Согласно пункту 18 Правил, выдачу сертификатов гражданам - участникам подпрограммы, указанным в "а" и "б" пункта 5 Правил, - осуществляют федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба (служба).

Для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме с приложением указанных в подпункте "а" данного пункта документов (пункт 19 Правил).

Согласно п. 19 для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению N 1, документы о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных о себе по форме согласно приложению N 1(1) с приложением следующих документов:

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 10.04.2008 N 257, от 12.07.2011 N 561)

а) граждане, указанные в подпунктах "а" и "б" пункта 5 настоящих Правил:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.07.2011 N 561)

справка об общей продолжительности военной службы (службы);

выписка из приказа об увольнении с военной службы (службы) с указанием основания увольнения - для граждан, уволенных с военной службы (службы) и состоящих после увольнения на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.07.2011 N 561)

выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета;

выписка из решения органа по учету и распределению жилых помещений о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением граждан, проживающих на территории закрытого военного городка (поселка);

(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.07.2011 N 561)

справка о проживании на территории закрытого военного городка (поселка) - для граждан, проживающих в таком городке (поселке);

копия документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации);

Таким образом, право на участие в подпрограмме закон связывает не с самим фактом обращения "по вопросу о включении в состав участников подпрограммы", а с подачей соответствующих документов.

На основании пункта 6 Инструкции организация работы по формированию списков граждан - участников подпрограммы осуществляется учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы, в которых эти граждане состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений). Должностными лицами совместно с органом по учету и распределению жилья и оперативным подразделением учреждения или органа уголовно-исполнительной системы рассматриваются представленные заявления, организуется работа по проверке документов, подтверждающих право граждан на их участие в подпрограмме. По результатам проверки выносится решение о включении (отказе во включении) заявителей в число граждан - участников подпрограммы (пункт 7 Инструкции).

Как видно из материалов дела, рапорт и вышеуказанные документы с просьбой рассмотреть вопрос о включении заявителя и членов его семьи в состав граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 г.г." Магамедовым Д.К. подан не был.

Поскольку Магамедов Д.К. не подтвердил факт подачи заявления и всех необходимых для включения в состав участников подпрограммы документов, суд первой инстанции был не вправе удовлетворять его исковые требования.

При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене, с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований истца

Руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Дербентского городского суда РД от 24 декабря 2014 года отменить. В удовлетворении иска Магамедова Д.К. к ФКУ СИЗО №2 УФСИН России по РД о признании его участником Федеральной целевой программы «Жилище» и обязании ответчика восстановить его жилищное учетное дело отказать.

Председательствующий

Судьи:

33-1184/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Магамедов Д.К.
Ответчики
ФКУ СИЗО № 2 УФСИН РФ по РД
Суд
Верховный Суд Республики Дагестан
Судья
Загиров Нариман Велибекович
Дело на странице суда
vs.dag.sudrf.ru
25.03.2015Судебное заседание
27.03.2015Передано в экспедицию
27.03.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.03.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее