Дело № 2-10494/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Никитенковой Е.В.,
при секретаре Грасс Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 29 октября 2015 года гражданское дело по иску Прокурора г. Сыктывкара в интересах Власова В.А. к Администрации МО ГО «Сыктывкар» о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Сыктывкара, действуя в интересах несовершеннолетнего Власова В.А., обратился в суд с иском к Администрации МО ГО «Сыктывкар» о включении Власова В.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений.
В судебном заседании представитель Прокуратуры г. Сыктывкара Жижина А.А. исковые требования поддержала.
Администрация МО ГО «Сыктывкар» в судебное заседание своего представителя не направила, ответчик извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом. В представленном суду письменном отзыве ответчик с иском не согласился.
Представитель третьего лица ГБОУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат №3 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида» Кузив Е.А. в судебном заседании поддержала позицию истца.
Исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 2 ст. 37 действовавшего до 1 марта 2005 года Жилищного кодекса РСФСР вне очереди жилое помещение предоставлялось детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.
Аналогичное положение содержалось в действовавшем до 1 января 2013 года пункте 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которому вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, введенной Федеральным законом от 29.02.2012 № 15-ФЗ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно п. 1 ст. 8 вышеуказанного Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц, в частности, когда жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В соответствии со ст. 7 Закона Республики Коми от 07.12.2012 № 104-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются органами местного самоуправления гражданам, включенным в списки указанной категории граждан, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По письменным запросам лиц, указанных в абзаце первом настоящей части и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются гражданам однократно на территории муниципального образования, органы местного самоуправления которого приняли решение о включении гражданина в список, на основании решений указанных органов местного самоуправления о предоставлении жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления по месту нахождения предоставляемых жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.
Жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда могут предоставляться гражданам на территории иных муниципальных образований в Республике Коми в случаях и порядке, определенных Правительством Республики Коми.
Таким образом с ** ** ** на законодательном уровне закреплено право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации при наличии факта отсутствия закрепленного за ними на условиях договора социального найма, на праве собственности жилого помещения.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что Власов В.А., ** ** ** года рождения, уроженец г. Сыктывкара, является ребенком, оставшимся без попечения родителей.
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от ** ** ** № ... мать истца – ... Н.В., лишена родительских прав в отношении Власова В.А. Отец истца - ... А.Е., умер ** ** **.
С ** ** ** Власов В.А. воспитывается, обучается и находится на полном государственном обеспечении в ГБОУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат №3 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида».
** ** ** директор ГБОУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат №3 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида» в интересах Власова В.А. обратился в Администрацию МО ГО «Сыктывкар» с запросом о включении истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений.
Постановлением Администрации МО ГО «Сыктывкар» от ... № ... отказано во включении Власова В.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений. При этом мотивы отказа сводятся к непредставлению документов в соответствии с административным регламентом.
За Власовым В.А. распоряжением Управления опеки и попечительства Агентства Республики Коми по социальному развитию по г. Сыктывкару от ** ** ** № ... закреплено право пользования жилым помещением по адресу: ...
Сведений о признании жилого помещения по адресу: ... в установленном порядке непригодным ля проживания суду не представлено.
Согласно поквартирной карточке основным нанимателем квартиры по адресу: ... является ... Н.В., лишенная родительских прав в отношении истца. Также в данной квартире зарегистрирована сестра истца – Корнилова О.Д. и ее сын Попов И.Е.
Из объяснений представителя ГБОУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат №3 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида» следует, что фактически в данном жилом помещении проживает только ... Н.В., а ... О.Д. с ребенком снимает другое жилье.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что истец Власов В.А., хотя и сохраняет право пользования пригодным для проживания жилым помещением, фактически не имеет возможности данным правом воспользоваться, поскольку в квартире проживает Власова Н.В., лишенная родительских прав в отношении истца, которая является нанимателем данного жилого помещения, в связи с чем не может быть признана членом его семьи.
Доводы ответчика о том, что к заявлению о включении истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, не были приложены документы лиц, зарегистрированных в одной квартире с ... В.А., не могут быть принято во внимание.
Статьей 3 Закона Республики Коми от 07.12.2012 № 104-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, какие документы предоставляются для решения вопроса о включении граждан в список, при этом положения закона не предусматривают предоставление документов на всех лиц, зарегистрированных в одной квартире с гражданином, претендующим на включение в список. Документы, согласно закону, предоставляются на членов семьи гражданина.
Между тем, из представленных суду материалов не следует, что лица, зарегистрированные в одном жилом помещении с Власовым В.А., являются членами его семьи, поскольку ребенок находится на полном государственном обеспечении, не проживает одной семьей с указанными лицами.
При таких обстоятельствах оснований к отказу во включении истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, у ответчика не имелось.
Учитывая установленные по делу факты, из которых следует, что Власов В.А. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, не является нанимателем жилых помещений по договорам социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилых помещений, его проживание в ранее занимаемом жилом помещении является невозможным, суд считает требования иска обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При этом истец подлежит включению в список с момента первоначального обращения – с ** ** **.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Возложить на Администрацию МО ГО «Сыктывкар» обязанность включить Власова В.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений с ** ** ** года.
Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд Республики Коми в течение месяца с момента составления в окончательной форме через Сыктывкарский городской суд Республики Коми.
Председательствующий Е.В. Никитенкова