Решение по делу № 3а-455/2021 от 30.07.2021

Дело № 3а-455/2021                                                                    26 августа 2021 г.

Р Е Ш Е Н И Е

    Именем Российской Федерации

Архангельский областной суд в составе

председательствующего судьи Панковой А.В.

при секретаре Степанишиной С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске административное дело по административному исковому заявлению ФИО11 об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости,

у с т а н о в и л:

ФИО11 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – Управление Росреестра), Правительству Архангельской области об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.

В обоснование исковых требований указала, что ей на праве собственности принадлежали гараж с кадастровым номером <данные изъяты> и склад с кадастровым номером <данные изъяты>. В соответствии с договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ истцом продан гараж, по договору от ДД.ММ.ГГГГ – склад. На основании результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Архангельской области, кадастровая стоимость гаража с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 1 июля 2012 г. установлена в размере 5 296 571 рубль 43 копейки, кадастровая стоимость склада с кадастровым номером по состоянию на 21 октября 2014 г. установлена в размере 3 257 554 рубля 58 копеек. Вместе с тем, определенная в соответствии с действующим законодательством об оценочной деятельности рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на дату оценки составляет – 1 729 000 рублей, объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> – 802 000 рублей, что подтверждается отчетами независимого оценщика от 15 июля 2021 г. № 560-ПО-2021 и № 561-ПО-2021. Полагает, что установление кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной устранит необоснованное начисление налога на имущество в повышенном размере. Просит восстановить срок на обращение в суд с данным иском, определить кадастровую стоимость гаража с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 1 июля 2012 г. в размере 1 729 000 рублей, кадастровую стоимость склада с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 21 октября 2014 г. в размере 802 000 рублей.

По определению суда к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – ФКП Росреестра), в качестве заинтересованных лиц – ФИО16, ФИО15

Представитель административного истца ФИО14 заявленные требования поддержала по основаниям, указанным в административном исковом заявлении.

    Административный истец, представители административных ответчиков, заинтересованных лиц администрации муниципального образования «Федорогорское», заинтересованные лица ФИО16, ФИО15, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

Управление Росреестра в письменном отзыве указало, что является ненадлежащим административным ответчиком по делу. Результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Архангельской области утверждены постановлением Правительства Архангельской области от 18 декабря 2012г. № 596-пп. Объект недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> отсутствовал в перечне объектов оценки, подлежащих государственной кадастровой оценке в 2012 году.

В отзыве на административный иск ФКП Росреестра указано, что кадастровая палата является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку не является органом, утвердившим результаты определения кадастровой стоимости, и не наделена функциями по государственной кадастровой оценке. При определении кадастровой стоимости объекта недвижимости филиал Учреждения действовал в соответствии с приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГг. «Об утверждении порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости». В соответствии с пунктами 2.1, 3.1 данного Порядка кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется путем умножения среднего удельного показателя кадастровой стоимости на его площадь. Значения удельных показателей кадастровой стоимости объектов недвижимости утверждаются Правительством Архангельской области. Результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости утверждены постановлением Правительства Архангельской области от 18 декабря 2012г. № 596-пп в рамках реализации полномочий, предусмотренных статьями 24.12 и 24.17 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Органом, утвердившим результаты определения кадастровой стоимости, остается Правительство Архангельской области и в том случае, когда кадастровая стоимость определена филиалом Учреждения в порядке статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности. Административный истец не ставит под сомнение правильность определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, а оспаривает результаты государственной кадастровой оценки (использованную кадастровой палатой величину удельного показателя кадастровой стоимости), в проведении которой ФГБУ «ФКП Росреестра» участия не принимало. Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>, содержащаяся в Едином государственном реестре недвижимости в размере 5 296 571 рубля 43 копеек, определена на основании результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных постановлением № 596-пп. Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>, содержащаяся в Едином государственном реестре недвижимости в размере 3 257 554 рублей 58 копеек, определена филиалом Учреждения на основании результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных Постановлением № 596-ПП, а именно путем математически верного умножения среднего удельного показателя кадастровой стоимости на его площадь. Иного порядка определения кадастровой стоимости действующим законодательством не предусмотрено.

По определению суда дело рассмотрено при данной явке.

Заслушав представителя административного истца ФИО14, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что ФИО11 на праве собственности принадлежали здание гаража с кадастровым номером <данные изъяты> назначение: нежилое, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, <данные изъяты>., <адрес>; здание склада с кадастровым номером <данные изъяты>, назначение: нежилое, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, <данные изъяты>

Право собственности на спорные объекты недвижимости было зарегистрировано за ФИО11 на основании договора купли - продажи от ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ здание склада административным истцом отчуждено за плату, переход права собственности на недвижимость зарегистрирован        ДД.ММ.ГГГГ; гараж продан ФИО11 ДД.ММ.ГГГГ, переход права собственности на недвижимость зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ

Как разъяснено в п. 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», бывший собственник объекта недвижимости вправе обратиться с заявлением о пересмотре его кадастровой стоимости, если результатами кадастровой оценки затрагиваются права и обязанности такого лица как налогоплательщика, в налоговом периоде, в котором подано заявление.

С учетом указанного суд приходит к выводу, что результаты кадастровой оценки объектов затрагивают права и обязанности административного истца как налогоплательщика, он вправе обратиться в суд с настоящим административным иском.

В соответствии с ч. 3 ст. 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

В силу ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию в период с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 настоящего Федерального закона, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.

Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>, оспариваемые результаты определения кадастровой стоимости внесены в ЕГРН 14 января 2013 г., результаты определения кадастровой стоимости объекта с кадастровым номером <данные изъяты> внесены в ЕГРН 21 октября 2014 г.

С настоящим административным исковым заявлением ФИО11 обратилась в Архангельский областной суд 30 июля 2021 г., с нарушением установленного приведенными нормами права срока.

Как разъяснено в п. 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», согласно абз. 1 ст. 24.12 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.

Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (ч. 3 ст. 245 КАС РФ).

Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.

Учитывая, что по истечении установленного законом периода в Единый государственный реестр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, объекты недвижимости приобретены административным истцом в 2016 году, суд полагает необходимым восстановить административному истцу срок для обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением.

В соответствии со ст. 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.

Предусмотренные настоящей статьей полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.

Пунктом 1 приказа Росреестра от 12 мая 2015г. № П/210, зарегистрированного в Минюсте России 05 июня 2015г. за № 37545, федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.

На территории <адрес> и <адрес> такими полномочиями обладает филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Архангельской области и Ненецкому автономному округу.

Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 18 марта 2011г. №113 утвержден Порядок определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости» (далее – Порядок).

Согласно п. 1.3 данного Порядка результаты определения кадастровой стоимости здания, помещения отражаются в Акте определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Кадастровая стоимость здания определяется путем умножения среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости объектов недвижимости соответствующего назначения по кадастровому кварталу, в котором расположено здание, на его площадь (п. 2.1 Порядка).

Кадастровая стоимость принадлежавшего административному истцу здания с кадастровым номером <данные изъяты> была определена органом кадастрового учета по состоянию на 21 октября 2014 г. исходя из удельного показателя кадастровой стоимости объекта недвижимости соответствующего назначения, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 18 декабря 2012г. № 596-пп, (<данные изъяты> руб./кв.м.) и его площади (<данные изъяты>.м.), и составила 3 257 554 рубля 58 копеек. Результат определения кадастровой стоимости отражен в Акте определения кадастровой стоимости объекта недвижимости № 03-20/30678 от 21 октября 2014 г. В качестве основания определения кадастровой стоимости объекта указано – перерасчет кадастровой стоимости объекта недвижимости в связи с утверждением новых результатов государственной кадастровой оценки.

Сведения о величине кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>, определенной по состоянию на 1 июля 2012 г. в размере 5 296 571 рубля 43 копеек, внесены в Единый государственный реестр недвижимости 14 января 2013 г. на основании постановления Правительства Архангельской области от 18 декабря 2012 г. № 596-пп.

В силу ст. 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности административного истца, являющегося плательщиком налога на имущество физических лиц, размер которого определяется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости (п. 1 ст. 401, п. п. 1, 2 ст. 403 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно представленному административным истцом отчету об оценке рыночной стоимости здания гаража от 15 июля 2021 г. № 560-ПО-2021, составленному частнопрактикующим оценщиком ООО «Агентство недвижимости «Троицкий дом», рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 1 июля 2012 г. составляет 1 729 000 рублей.

Из отчета об оценке рыночной стоимости здания склада от 15 июля 2021 г. № 561-ПО-2021 оценщика ООО «Агентство недвижимости «Троицкий дом» следует, что рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 21 октября 2014 г. составляет 802 000 рублей.

Данные отчеты выполнены в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности специалистом, имеющим соответствующее образование и стаж работы в области оценочной деятельности, его ответственность застрахована в установленном порядке.

Каких-либо доказательств, свидетельствующих о занижении оценщиком рыночной стоимости объектов, либо о наличии объективных сомнений по поводу достоверности проведенной оценки, суду не представлено. Участники процесса не высказали намерений о назначении и проведении по делу судебной экспертизы для установления рыночной стоимости этого объекта недвижимости.

Частью 1 ст. 12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объектов оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Административные ответчики, заинтересованные лица не оспорили отчеты о рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, не представили доказательств, свидетельствующих об иной величине рыночной стоимости объектов недвижимости, ходатайств о назначении по делу судебной экспертизы не заявляли, в связи с чем, оснований сомневаться в достоверности представленных административным истцом отчетов у суда не имеется. Также отсутствуют основания для назначения экспертизы по инициативе суда.

Таким образом, требование ФИО11 об установлении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости в размере рыночной стоимости подлежит удовлетворению.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

В силу п. 4 ч. 3 ст. 3 названного закона к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относится государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав.

Согласно п. 1 ч. 5 ст. 8 данного закона в кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости. Установление судом рыночной стоимости объекта недвижимости является основанием для внесения органом регистрации прав такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.

В соответствии с п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию (абз. 5 ст. 24.20 Закона об оценочной деятельности). Датой подачи настоящего иска является 30 июля 2021 г.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 249 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административное исковое заявление ФИО11 об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость здания гаража с кадастровым номером <данные изъяты>, назначение: нежилое, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, <данные изъяты>., <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 1 729 000 рублей по состоянию на 1 июля 2012 г.

Установить кадастровую стоимость здания склада с кадастровым номером <данные изъяты> назначение: нежилое, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, <данные изъяты>, равной его рыночной стоимости в размере 802 000 рублей по состоянию на 21 октября 2014 г.

Датой подачи административного иска считать 30 июля 2021 г.

На решение может быть подана апелляционная жалоба во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Архангельский областной суд.

Председательствующий                                                                     А.В. Панкова

3а-455/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Дементьевская Анна Федоровна
Ответчики
Правительство Архангельской области
ФГБУ ФКП Росреестра филиал по Архангельской области и НАО
Управление Росреестра по Архангельской области и НАО
Другие
Панкратов Игорь Викторович
Коптяева Ксения Андреевна
администрация МО "Федорогорское" Шенкурского района Архангельской области
Дьячкова Ксения Петровна
Суд
Архангельский областной суд
Судья
Панкова Ангелина Владимировна
Дело на сайте суда
oblsud.arh.sudrf.ru
30.07.2021Регистрация административного искового заявления
30.07.2021Передача материалов судье
02.08.2021Решение вопроса о принятии к производству
11.08.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
11.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.08.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.08.2021Судебное заседание
31.08.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.09.2021Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
02.09.2021Изучение поступившего ходатайства/заявления
14.09.2021Судебное заседание
26.08.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее