Дело № 2-684/2022
11RS0004-01-2022-000193-02
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Печорский городской суд Республики Коми
в составе судьи Васевчик Е.П.
при секретаре судебного заседания Кожевиной Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Печоре 26 апреля 2022 года гражданское дело по иску Барабанщикова Р. В. к администрации МО МР «Печора» о признании факта негативного влияния полигона отходов г.Печора на качество жизни, взыскании компенсации за негативное влияние на качество жизни ненадлежащих условий экологической окружающей среды,
установил:
Барабанщиков Р.В. обратился в суд с иском к администрации МР «Печора о признании факта негативного влияния полигона отходов г.Печора на качество жизни, взыскании компенсации за негативное влияние на качество жизни ненадлежащих условий экологической окружающей среды, в обоснование требований указывая, что с 16.06.2017 содержится в ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми, по прибытии в указанное исправительное учреждение фактически с первых дней почувствовал общее ухудшение состояния своего здоровья, неоднократно испытывал резкие перепады артериального давления, головные боли и затруднение дыхания, что происходило вследствие вдыхания истцом воздуха с неприятным запахом разложения (гниения) продуктов питания и продуктов горения, задымления. Природа происхождения указанных раздражителей, ухудшающих качество жизни истца, причинявших дискомфорт, физические и нравственные страдания, стала известна в ноябре 2021г., а именно: полигон отходов г.Печора, введенный в эксплуатацию с 01.01.1989. Истцу известно, что эксплуатация полигона в г.Печора и ответственность за содержание объекта и контроля ввозимых на него отходов осуществлялось: с 01.01.2016 по 01.06.2016 и с 03.11.2016 по 13.04.2020 ООО «Консул», с 31.07.2020 ООО «Центр экологического партнерства». В период отсутствия хозяйствующего субъекта ответственность возлагалась на администрацию МР «Печора». Согласно информации Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (№01-09-11-563 от 18.01.2021) предположительной причиной задымления является возгорание нижних слоев отходов в «теле» полигона в результате взаимодействия «свалочного газа с воздухом». По информации ТО Управления Роспотребнадзора по Республике Коми в г.Печора от 18.07.2019 №507 администрация МР «Печора» и ООО «Консул» привлечены к административной ответственности по ч.1 ст.6.35 КоАП РФ. Печорский городской суд по иску Печорской природоохранной межрайонной прокуратуры решением от 10.09.2020 обязал администрацию МР «Печора» и ООО «Центр экологического партнерства» принять меры по установлению санитарно-защитных зон объекта размещения отходов (полигона) г.Печора. Социально-экологический мониторинг осуществляется на удалении более 9 км. От полигона отходов г.Печора, а ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми расположено от указанного полигона на расстоянии менее 700м. Мониторинг атмосферного воздуха на территории, где содержится истец, не осуществляется, исследование загрязнения воздуха не проводилось. Руководство УФСИН России по Республике Коми бездействует, уклоняясь от инициации проверки на предмет соответствия нормам атмосферного воздуха. Согласно письму-ответу администрации МР «Печора» от 03.07.2019 на поступление информации о тлении на участке хранения бытового мусора инспектором ОНДПР г.Печора проведена проверка и установлено тление мусора на площади 800кв.м. Приведенные в исковом заявлении ответы государственных органов на обращения объективно и достоверно свидетельствуют о том, что расположенный в непосредственной близости от ФКУ ИК-49 полигон отходов г.Печора негативно влияет на условия содержания и качество жизни истца в ИК, его самочувствие. Истец просит суд установить и признать факт негативного влияния полигона отходов г.Печора на качество жизни истца, содержащегося в ФКУ ИК-49, в непосредственной близости от указанного полигона отходов г.Печора, вследствие действия (бездействия) ответчика, выразившееся в длительном негативно влиянии на качество жизни ненадлежащими условиями экологической окружающей среды, в вынуждении вдыхания дыма, продуктов горения отходов полигона, претерпевания смрада, запаха гнилостных разложений; присудить истцу справедливую и разумную компенсацию в размере 800 000 руб.
Дело рассматривается в порядке ст.167 ГПК РФ в отсутствие истца, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства по месту отбывания наказания в исправительном учреждении. В заявлении просил о рассмотрении дела без его участия.
Представитель ответчика администрации МО МР «Печора» Родионова Т.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечены ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми, ООО «Центр экологического партнерства», ООО «Консул».
Дело рассматривается в порядке ст.167 ГПК РФ в отсутствие представителей третьих лиц ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми, ООО «Центр Экологического партнерства», ООО «Консул», извещенных надлежащим образом о времени и месте дела. Согласно письменным отзывам ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми, ООО «Центр Экологического партнерства» и ООО «Консул» требования иска не поддерживают.
Заслушав объяснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п.3 ст.123 Конституции РФ и ст.12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Пунктом 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, а п. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации установлено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.
Статьей 2 Конституции Российской Федерации закреплено, что права и свободы граждан являются высшей ценностью государства. Согласно статьям 18 и 46 Конституции Российской Федерации права и свободы граждан являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В судебном заседании установлено, что Барабанщиков Р.В. осужден 15.05.2017 Североморским городским судом Мурманской области по ч.1 ст.105 УК РФ к 9 годам лишения в исправительной колонии строгого режима и 17.07.2017 прибыл в ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми из ФКУ СИЗО-1 г.Мурманска УФСИН России по Мурманской области.
Согласно ч. 2 ст. 10 УИК РФ при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Статьей 12 УИК РФ предусмотрены права лиц, отбывающих уголовное наказание в виде лишения свободы, в том числе право на охрану здоровья, запрет на жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение или взыскание. При осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний, а также ущемляться права и законные интересы других лиц.
Как следует из искового заявления по прибытии в ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми Барабанщиков Р.В. почувствовал ухудшение состояния своего здоровья, испытывал головные боли и затруднение дыхания, связанное с запахом разложения продуктов питания и продуктов горения, задымления. Источником данных запахов является полигон отходов г.Печора. Руководство УФСИН России по Республике Коми бездействует, уклоняясь от инициации проверки на предмет соответствия нормам атмосферного воздуха на территории ФКУ ИК-49. Ответы государственных органов на обращения объективно и достоверно свидетельствуют о том, что расположенный в непосредственной близости от ФКУ ИК-49 полигон отходов г.Печора негативно влияет на условия содержания и качество жизни, самочувствие, истец вынужден дышать дымом и летучими продуктами результата горения с полигона, гнилостными запахами разложения, претерпевать тошнотворный смрад, доносящийся с указанного полигона отходов. Что, по мнению истца, является основанием для взыскания денежной компенсации.
Судом установлено и не оспаривается представителем ответчика, что на территории МО МР «Печора» находится 1 объект размещения твердых бытовых отходов, включенный в Государственный реестр объектов размещения отходов (далее - ГРОРО): Полигон твердых коммунальных отходов в г.Печоре, номер объекта в ГРОРО -11-00072-З-00006-090118. Полигон введен в эксплуатацию 01.01.1989г., вместимость полигона – 1466181т., объем размещенных отходов - 733090т., площадь объекта 75 000кв.м.
Земельный участок с кадастровым номером 11:12:0501001:1658, площадью 75 000 +/-479 кв.м., разрешенное использование: под незавершенный строительный объект – обустройство усовершенствованной городской свалки принадлежат на праве собственности администрации МР «Печора», дата возникновения собственности – 06.10.2012г., что ответчиком не оспаривается.
03.11.2016 между муниципальным образованием муниципального района «Печора», от имени которого выступает Комитет по управлению муниципальной собственностью муниципального района «Печора» в лице председателя Комитета Яковиной Г.С., действующего на основании Положения о Комитете, именующего в дальнейшем Арендодатель, с одной стороны, и ООО «Консул» в лице генерального директора Шутова О.И., действующего на основании Устава Общества, именуемый в дальнейшем Арендатор, с другой стороны, именуемые в дальнейшем стороны, заключен договор аренды №116-02ю/16 земельного участка с кадастровым номером 11:12:0501001:1658.
Согласно пп.2.1 п.2 срок действия настоящего Договора установлен со дня его заключения 03.11.2016 до 03.11.2026, сроком на 10 лет.
Согласно передаточному акту от 03.11.2016 ООО «Консул» в лице генерального директора Шутова О.И. приняло в аренду земельный участок с кадастровым номером 11:12:0501001:1658, площадью 75 000кв.м., имеющего адрес: Республика Коми, г.Печора, земельный участок расположен в западной части кадастрового квартала, вид разрешенного использования - под незавершенный строительный объект – обустройство усовершенствованной городской свалки, категории земель – земли промышленного и иного социального назначения, в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка, прилагаемого к Договору аренды №116-02ю/16 от 03.11.2016 земельного участка, находящегося в муниципальной собственности.
На основании соглашения о расторжении договора аренды №116-02ю/16 земельного участка, находящегося в собственности муниципального образования муниципального района «Печора» от 03.11.2016, договор аренды №116-02ю/16 земельного участка, находящегося в собственности муниципального образования муниципального района «Печора» от 03.11.2016, заключенный между муниципальным образованием муниципального района «Печора», от имени которого выступает Комитет по управлению муниципальной собственностью муниципального района «Печора», в лице председателя Комитета Яковиной Г.С. и ООО «Консул», в лице генерального директора Шутова О.И., расторгнут с 13 апреля 2020 года по обоюдному согласию сторон.
31.07.2020 между муниципальным образованием муниципального района «Печора», от имени которого выступает Комитет по управлению муниципальной собственностью муниципального района «Печора», в лице председателя Яковиной Г.С., действующей на основании Положения о Комитете, именуемой в дальнейшем арендодатель, с одной стороны, и ООО «Центр Экологического Партнерства», в лице директора Поповой Н.В., действующей на основании Устава Общества, именуемый в дальнейшем Арендатор, с другой стороны, именуемые в дальнейшем стороны, заключен договор аренды №22-02ю/20 земельного участка с кадастровым номером 11:12:0501001:1658
Согласно п.2.1 срок действия настоящего договора установлен со дня его заключения 21 июля 2020г. до 31 июля 2040г. сроком на 20 лет.
Согласно передаточному акту от 31.07.2020г. ООО «Центр Экологического Партнерства» в лице генерального директора Поповой Н.В. приняло в аренду земельный участок с кадастровым номером 11:12:0501001:1658, площадью 75 000 кв.м., имеющего адрес: Республика Коми, г.Печора, земельный участок расположен в западной части кадастрового квартала, вид разрешенного использования - под незавершенный строительный объект – обустройство усовершенствованной городской свалки, категории земель – земли промышленного и иного социального назначения, в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка, прилагаемого к Договору аренды № 22-02ю/20 от 31.07.2020г. земельного участка, находящегося в муниципальной собственности.
Согласно абз. 4 ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право обращаться в органы, уполномоченные на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, в связи с нарушениями требований санитарного законодательства, создающими угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда окружающей среде и угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
В силу абз. 2 ст. 11 указанного Закона, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В силу п. 3 ст. 39 вышеназванного Закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Как следует из ответа от 29.10.2020г. межрегионального управления Росприроднадзора по Республике Коми и Ненецкому автономному округу на обращение осужденного Бочарова О.Ю. по факту возгораний отходов на полигоне захоронения отходов в г.Печоре в июле 2019г. и мае 2020г. Управлением проведены административные расследования в отношения ООО «Консул», по результатам которых вынесены постановления о назначении административных наказаний.
Согласно сведений ГУ МЧС России по Республике Коми в период с 2016г. по 10.01.2021 подразделения пожарной охраны Республики Коми выезжали на тушение мусора на территории полигона твердых бытовых отходов в районе п.Миша-Яг г.Печоры Республики Коми один раз - 03.07.2019.
Как следует из отзыва ООО «Центр Экологического партнерства» 31.07.2021 общество приступило к эксплуатации объекта размещения отходов в г.Печора №ГРОРО 11-00072-3-00006-090118, кадастровый номер земельного участка: 11:12:0501001:1658. В течение 3 месяцев с начала эксплуатации ОРО был приведен в нормативное состояние, в том числе расчищены завалы, оборудована осушительная траншея по периметру полигона, хозяйственно-бытовая зона, шлагбаум, система видеонаблюдения, установлен весовой контроль. Проведены геологические и геодезические изыскания, инвентаризация отходов, разработан расчетный проект Санитарно-защитной зоны. Получены положительные санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии объекта и проекта СЗЗ санитарным нормам и правилам.
ООО «Центр Экологического партнерства» в материалы дела представлено экспертное заключение №256/2020/202/09-э, составленное ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми» по результатам проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы, объектом которой являлся проект санитарно-защитной зоны для полигона ТБО в г.Печора МО МР «Печора» №ОРО: 11-00072-З-00006-090118. По результатам экспертизы сделан вывод, что ближайшая жилая зона расположена на расстоянии 3300м от контура объекта. Размер предполагаемой СЗЗ, равный 60 м, является достаточным. В границах санитарно-защитной зоны отсутствуют объекты, перечисленные в п.5 Постановления Правительства РФ № 222 от 03.03.2018г. Согласно результатам расчета, приземные концентрации ЗВ в расчетных точках не превышают ПДК. Проект санитарно-защитной зоны для полигона ТБО в г.Печора МО МР «Печора» № ОРО: 11-00072-З-00006-090118 соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам.
11.11.2020 Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека выдано санитарно-эпидемиологическое заключение от 11.11.2020 о соответствии государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам требований, установленных в проектной документации «Проекта санитарно-защитной зоны для полигона ТБО в г.Печора МО МР «Печора» Место размещения: Республика Коми, г.Печора, земельный участок с кадастровым номером: 11:12:0501001:1658 Владелец объекта: ОО «Центр экологического Партнерства».
Кроме того, представлено санитарно-эпидемиологическое заключение №11.06.06.000.М.000089.11.20 от 18.11.2020 о том, что производство (заявленный вид деятельности, работы, услуги): здания, строения, сооружения, помещения, оборудование и иное имущество, которое соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления лицензируемого вида деятельности: деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности (конкретный вид деятельности и виды отходов указаны в приложении), соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.
Из ответов заместителя Печорского природоохранного прокурора на обращение осужденного Бочарова О.Ю. следует, что в настоящее время полигон эксплуатирует ООО «Центр экологического партнерства», которое в соответствии с п.6.4 «СанПиН 2.1.7.1038-01.2.1.7. Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. Санитарные правила», утв. постановлением главного санитарного врача РФ от 30.05.2001 № 16, и в целях обеспечения безопасности и безвредности для человека и среды его обитания разработало и согласовало с ТО Управления Роспотребнадзора по Республике Коми в г.Печоре программу (план) производственного контроля, предусматривающую осуществление наблюдения за состоянием подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв и уровней шума в зоне возможного неблагоприятного влияния полигона.
За период времени с 2016г. по настоящее время меры прокурорского реагирования Печорской природоохранной межрайонной прокуратуры по фактам возгораний (задымлений) отходов на полигоне не принимались.
Из ответа Минприроды Республики Коми от 18.01.2021г. на обращение осужденного Бочарова О.Ю. следует, Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми в г.Печоре ежемесячно в рамках осуществления санитарно-гигиенического мониторинга в пределах зоны жилой застройки г.Печоры осуществляется отбор проб воздуха в 4-х контрольных точках. За период времени с 2019-2020гг. превышений по предельно-допустимым концентрациям в атмосферном воздухе азота оксида, серы диоксида и сажи не установлено.
Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В силу ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства.
Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
В соответствии со статьей 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
На основании ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Из взаимосвязи вышеуказанных правовых норм следует, что предметом доказывания в настоящем деле являются факт незаконных действий юридических лиц, факт причинения истцу морального вреда и наличие причинно-следственной связи между причиненным вредом и действиями (бездействием) юридических лиц.
В удовлетворении заявленных Втюриным А.А. ходатайств об объединении настоящего дела для совместного рассмотрения с деломм №2а-777/2021; о назначении судебной экспертизы по установлению качества воды в скважинах, обеспечивающих водой ФКУ ИК-49, и источников заражения воды; о допросе в судебном заседании с использованием ВКС в качестве свидетелей иных лиц, которые отбывали или отбывают наказание в ФКУ ИК-49 и других учреждениях ФСИН России (по мере убытия из ИК-49), - судом отказано в связи с отсутствием оснований.
Материалы дела не содержат доказательств того, что полигон твердых коммунальных отходов в г.Печоре, номер объекта в ГРОРО -11-00072-З-00006-090118, расположенный за г. Печора не соответствует требованиям «СанПиН 2.1.7.1038-01.2.1.7. Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. Санитарные правила», утв. постановлением главного санитарного врача РФ от 30.05.2001г. № 16 (начало действия документа - 15.06.2003, окончание действия документа - 28.02.2021). Документ утратил силу с 1 марта 2021 года в связи с изданием Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3).
Доказательств того, что в спорный период территория ФКУ ИК-49 была задымлена от горения свалки бытовых отходов, суду представлено не было.
Судом не установлено обстоятельств, что в результате незаконных действий юридических лиц истцам были причинены физические или нравственные страдания.
Каких-либо надлежащих и достоверных доказательств, подтверждающих безусловные основания для компенсации морального вреда, истцом суду не представлено.
Действиями ответчика права истца не нарушены, негативных последствий в виде физических и нравственных страданий для него не повлекли.
Привлечение в 2019 – 2020 годах ООО «Консул» и администрации МР «Печора» к административной ответственности по ст.ст. 8.2, 6,35 КоАП РФ не подтверждает тот факт, что в результате совершения данных правонарушений были нарушены права истца на качество его жизни, поскольку размещение полигона ТКО г. Печоры соответствует требованиям санитарным нормам и правилам. Основанием для привлечения к административной ответственности ООО «Консул» и администрации МР «Печора» послужили имевшие место задымления и возгорания на данном полигоне. Данными судебными актами не установлено, что задымление распространилось на ФКУ ИК-49 УФИСН России по Республике Коми в результате, которого причинен вред здоровью граждан, в том числе истцу.
Обращение истца в период отбывания наказания в ИК-49 за медицинской помощью и установка ему диагнозов: острый и хронический бронхит, розовый лишай, острый трахеит, ВСД по гипотоническому типу, ОРВИ, растяжение связок левого коленного сустава, поясничная дорсопатия, микоз стоп, острый трахеобронхит, дерматит, ЗЧМТ, сотрясение головного мозга, цветной лишай, назофарингит, термический ожог, не свидетельствует о наличии оснований причинения истцу морального вреда действиями (бездействием) администрации МО МР «Печора».
Сам по себе факт расположения объекта размещения отходов рядом с территорией ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми не является безусловным основанием для взыскания истцу компенсации морального вреда.
Кроме этого, в статье 12 ГК РФ перечислены способы защиты гражданских прав, такого способа защиты прав как возмещение вреда, который мог бы вероятно наступить в будущем, действующим законодательством не предусмотрено.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований истца в полном объеме.
Суд принимает решение по заявленным истцом требованиям, на которых он настаивал в судебном заседании (ч.3 ст. 196 ГПК РФ).
Руководствуясь ст. 194-199 РФ, суд
решил:
Исковые требования Барабанщикова Р. В. к администрации МО МР «Печора» о признании факта негативного влияния полигона отходов г.Печора на качество жизни, взыскании компенсации за негативное влияние на качество жизни ненадлежащих условий экологической окружающей среды, взыскании компенсации в размере 800 000 рублей, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.П. Васевчик
Мотивированное решение составлено 05.05.2022