Гражданское дело № 2- 471/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 июля 2021 года с. Баргузин
Судья Баргузинского районного суда РБ Ивахинова Э.В., единолично, при помощнике Батуевой Е.Ц., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федорова А.В. к О МВД России по Баргузинскому району, МВД по РБ, МВД России, Министерству финансов РФ о возмещении материального и морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Федоров А.В. обратился в Баргузинский районный суд РБ с иском о возмещении материального и морального вреда.
В исковом заявлении истец указал на то, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ содержался в Баргузинском ИВС, в последующем в СИЗО -1, расстояние около 450 км. от с.Баргузин. В дневное время ем убыли причинены физические ( неоднократно) моральные и душевные страдания связанные с психическими расстройствами личности, которая в дальнейшем послужило автоматически встать на учета врачей психодиспансера, об этом указывает справки СПЭК, а также краевая больница г.Хабаровска. В камерах ИВС с.Баргузин он содержался в не соответствии с нормами и стандартами в квадратных метрах, не было перегородок, отделяющих санузел от мест для приема пищи и спальных мест, нет оконных проемов для освещения. Камера видеонаблюдения находится прямо в уборной. По приему пища, то пища всегда однообразная, условия хранения не соответствовали. В камерах № 2,3,4 нет возможности высушить вещи. Он обращался прокурору, когда были обход в ИВС, где были ответы что разберутся. Но после обхода начальник ИВС Батуев применял в отношении него физические действия. Где он после вызвал врачей в связи с нервным состоянием. Также происходил обыски в летнее и зимнее время в коридоре с открытыми дверями, вплоть до полного раздевания, что приносило унижение. В журнале фиксации от ДД.ММ.ГГГГ есть посещение врачей. Также он вынужден этапироваться в СИЗО -1 г. Улан-Удэ на расстоянии 450 км., где в машине по 4,5 кабинок одиночек, где размеры не соответствуют нормам для перевозки, нет вентиляции, в кабине грязно. Не рассматривали его заявления, поданные ДД.ММ.ГГГГ,ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ. Просит взыскать с ответчиков за материальный, физический вред, душевное расстройство, повлекшее психическое заболеваниематериальный и моральный вред, в размере 800000 рублей.
На судебном заседании с использованием видеоконференцсвязи истец Федоров А.В. исковые требования поддержал в полном объеме, дополнив, что в отзыве ответчик пишет совсем иное, нежели на само деле как все было. Он писал жалобы, но ответа не было.
В судебном заседании представитель ответчика О МВД России по Баргузинскому району, МВД по РБ, МВД по России Санжиев Г.Б. по доверенности исковые требования не признал, поддержал свой письменный отзыв. Все доводы не нашли своего подтверждения, доказательств суду не представлено. Просит в иске отказать.
На судебное заседание представитель ответчика Министерства финансов РФ в лице УФК по РБ не явился, в своем ходатайстве просят рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст.151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии с ч.1 ст.1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой 59 ГК РФ и статьей 151 настоящего Кодекса.
В силу ст. 15 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (с последующими изменениями и дополнениями) (далее – Закон) в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
Согласно ст. 16 вышеназванного Закона в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей Министерством юстиции РФ, Министерством внутренних дел РФ, Федеральной службой безопасности РФ, Министерством обороны РФ по согласованию с Генеральным прокурором РФ утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Правилами внутреннего распорядка устанавливается порядок в том числе: приема и размещения подозреваемых и обвиняемых по камерам; материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых; приобретения подозреваемыми и обвиняемыми продуктов питания, а также предметов первой необходимости и других промышленных товаров; медико-санитарного обеспечения подозреваемых и обвиняемых; проведения ежедневных прогулок подозреваемых и обвиняемых.
В соответствии со ст. 17 данного Закона подозреваемые и обвиняемые имеют право в том числе получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях; пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа; пользоваться собственными постельными принадлежностями, а также другими вещами и предметами, перечень и количество которых определяются Правилами внутреннего распорядка.
В силу ст. 22 указанного Закона подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются бесплатным питанием, достаточным для поддержания здоровья и сил по нормам, определяемым Правительством РФ.
Согласно ст. 23 данного Закона подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место. Подозреваемым и обвиняемым бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин).
В соответствии со ст. 24 вышеуказанного закона лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в местах содержания под стражей проводится в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.
Аналогичные права лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания, закреплены в Правилах внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД РФ № от ДД.ММ.ГГГГ и в Правилах внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД России № от ДД.ММ.ГГГГ.
Доводы истца о том, что в камерах ИВС с.Баргузин он содержался в не соответствии с нормами и стандартами в квадратных метрах, не было перегородок, отделяющих санузел от мест для приема пищи и спальных мест, нет оконных проемов для освещения, не могут быть приняты во внимание, поскольку в силу ст.23 № 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров с учетом требований, предусмотренных частью первой статьи 30 настоящего Федерального закона. Из технического паспорта ИВС О МВД России по Баргузинскому району следует, что площадь в камерах ИВС соответствует санитарным и техническим требованиям.
Ссылка истца на то,что по приему пища, то пища всегда однообразная, условия хранения не соответствовали, не состоятельна, поскольку опровергается государственными контрактами с потребительским обществом « Универсальная торговая база Буркоопсоюза» в соответствии с рационом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.04.2005г. № 205.
Довод о том, что обыски происходили в летнее и зимнее время в коридоре с открытыми дверями, вплоть до полного раздевания, что приносило унижение, не обоснован, поскольку опровергается п. 28 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденного Приказом МВД России от 22.11.2005 № 950, согласно которых подозреваемые и обвиняемые при поступлении в ИВС, перед отправкой за его пределы, при водворении в карцер, а также при наличии оснований полагать, что эти лица имеют предметы или вещества, запрещенные к хранению и использованию, подвергаются личному обыску. При этом тщательно осматривается тело обыскиваемого, его одежда, обувь, а также протезы. Подозреваемым и обвиняемым предлагается полностью раздеться, обнажить соответствующие участки тела.
Довод истца о том, что в камерах № 2,3,4 нет возможности высушить вещи, не обоснованы, поскольку с О МВД заключен государственный по стирке белья в прачечной.
Ссылка истца на то, что он обращался прокурору, когда были обход в ИВС, где были ответы что разберутся, и после обхода начальник ИВС Батуев применял в отношении него физические действия, не состоятельна, поскольку голословна и ничем не подтверждена.
Довод истца о том, что он подрывал свое здоровье, вызывал врачей, не обоснован, поскольку из журнала медицинского осмотра лиц, содержащихся в ИВС МО МВД РФ «Баргузинский» от 2014 года, от 2015 года следует, что со слов Федорова жалоб нет.Иных жалоб на состояние здоровья он не обращался.
Доводы истца о том, что в дневное время ем убыли причинены физические ( неоднократно) моральные и душевные страдания связанные с психическими расстройствами личности, которая в дальнейшем послужило автоматически встать на учета врачей психодиспансера, об этом указывает справки СПЭК, а также краевая больница г.Хабаровска, не обоснованы, поскольку из заключения комиссии экспертов КГБУЗ «Краевая клиническая психиатрическая экспертиза» следует, что Федоров А.В. хроническим психическим расстройством, слабоумием либо иным болезненным состоянием психики не страдает и не страдал. Из справки и.о. главного врача ГБУЗ «Курумканская ЦРБ» следует, что Федоров А.В. на учете у врача-нарколога ГБУЗ «Курумканская ЦРБ» не состоит.
Довод о том, что не рассматривали его заявления, поданные ДД.ММ.ГГГГ,ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, не могут быть принят во внимание, поскольку опровергается справкой начальника канцелярии Баргузинского районного суда, из которой следует, что за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заявлений от Федорова не поступало.
Довод истца о том, что в отзыве ответчик пишет совсем иное, нежели на само деле как все было, не обоснован, поскольку не имеет правового значения по делу.
Кроме того,судом принято во внимание решение Баргузинского районного суда от 19.03.2021, где иск Федорова А.В. к Отд. МВД России по Курумканскому району, Министерству финансов Республики Бурятия о компенсации морального вреда, оставлен без удовлетворения.
Таким образом, судом не установлено, что в период содержания истца в изоляторе временного содержанияс ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ грубо нарушались Правила содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Изложенное свидетельствует о том, что отсутствуют документально подтвержденные сведения о нарушении в период содержания Федорова в изоляторе требований Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании по стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" и Правил внутреннего распорядка изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД России от 22 ноября 2005 г. N 950, поскольку жалоб от Федорова на ненадлежащие условия его содержания в ИВСМО МВД РФ «Баргузинский» ни на момент его содержания, ни после отбытия его из изолятора не имеется.
Таким образом, суд приходит к выводу, что исковые требования истца удовлетворению не подлежат.
В соответствии с требованиямист. 56 ГПК РФкаждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом и в силу ч. 1ст. 57 ГПК РФпредоставить доказательства.
Однако истцом не представлены доказательства, подтверждающие факт неправомерных действий со стороны государственных органов либо их должностных лиц по несоблюдению надлежащих условий содержания в ИВС МО МВД России « Баргузинский», которые повлекли за собой причинение ему морального вреда.
Недоказанность совершения в отношении истца неправомерных действий ( бездействия) со стороны государственных органов либо их должностных лиц подтверждает отсутствие факта причинения истцу какого-либо вреда (причинно-следственная связь не может быть установлена.)
Таким образом, исходя из смысла приведенной ст. 1069 ГК РФ, требование о взыскании ущерба может быть удовлетворено только при установлении совокупности всех элементов гражданско-правовой ответственности: факта причинение вреда и его размер, вины лица, обязанного к возмещению вреда, противоправности поведения этого лица и юридически значимой причинной связи между поведением указанного лица и наступившим вредом. Судом не установлено, что истцу Федорову в период его содержания ИВС ОМВД России по Баргузинскому району были причинены нравственные и физические страдания в результате того, что МО МВД России по Баргузинскому району не исполнялись обязанности по обеспечению лиц содержащихся под стражей бытовыми условиям соответствующими требованиями гигиены, санитарии.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд не находит оснований для взыскания в пользу Федорова А.В. материального и морального вреда.
На основании изложенного руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ
РЕШИЛ:
Исковые требования Федорова А.В. к О МВД России по Баргузинскому району, Министерству финансов РФ о возмещении материального и морального вреда,оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия через Баргузинский районный суд в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме.
Судья Э.В. Ивахинова