2-1842/2019
УИД 11RS0005-01-2019-001906-97
Решение
Именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Савинкиной Е.В.,
при секретаре Семененко Н.Л.,
с участием истцов Голанова Д.Л., Голановой М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ухте 18 июля 2019 года гражданское дело по иску Голанова Д.Л., Голановой М.С. к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта», администрации МОГО «Ухта» о признании незаконным решения об отказе в принятии на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по категории «молодая семья», обязании поставить на учет,
установил:
Голанов Д.С., Голанова М.С. обратились в Ухтинский городской суд с требованиями (уточненными) к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта», администрации муниципального образования городского округа «Ухта» о признании незаконным решения, выраженного в ответе от 11.03.2019г. №08/2774 об отказе в принятии на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по категории «молодая семья», и обязании поставить семью заявителя на учет для получения социальных выплат на строительство или приобретение жилья как молодую семью. В обоснование требований указывая, что отказ является незаконным, поскольку истцы намеренно не ухудшали свои жилищные условия. С предыдущего места регистрации снялись в связи с созданием семьи. В собственности имеют квартиру, расположенную по адресу: ...., которой недостаточно для семьи из четырех человек, поскольку на каждого члена семьи приходится площадь менее учетной нормы; иных жилых помещений в собственности и пользовании не имеют.
В судебном заседании Голанов Д.Л. и Голанова М.С. на требованиях настаивали.
Представитель Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» Канева М.С. в настоящее судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствие. С иском не согласна.
Представитель администрации МОГО «Ухта» по доверенности Хомец А.В. исковые требования не признала, в настоящее судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствие.
С учетом требований ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Выслушав истцов, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с п.2 ст. 40 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050 утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2015-2020 годы. В её состав включены подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» и Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее – Правила).
Одним из основных принципов реализации данной подпрограммы является признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями подпрограммы. Финансирование подпрограммы осуществляется за счет средств федерального бюджета, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Согласно Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 01 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 7 Правил).
Этим же пунктом предусмотрено, при определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.
Согласно пп.2 п.1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Порядок предоставления социальных выплат на строительство или приобретение жилья на территории Республики Коми урегулирован Законом Республики Коми от 05 апреля 2005 года № 30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья».
В силу ст. 1 Закона №30-РЗ государственными полномочиями в области государственной поддержки граждан Российской Федерации, имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) на приобретение или строительство жилья, наделены органы местного самоуправления городских округов и органы местного самоуправления муниципальных районов в Республике Коми, чьи полномочия в силу пп. 13,14, 21 п. 1 ст. 38 Устава муниципального образования городского округа «Ухта» в этой части на территории МОГО «Ухта» осуществляет администрация МОГО «Ухта».
В соответствии с Положением о Комитете по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа «Ухта» Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа «Ухта» является отраслевым (функциональным) органом администрации муниципального образования городского округа «Ухта», входящим в структуру администрации муниципального образования городского округа «Ухта», осуществляет функции администрации МОГО «Ухта» по ведению учета малоимущих граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, иных определенных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом Республики Коми категорий граждан, признанных по установленным Жилищным кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом Республики Коми основаниям, нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно пп.1 п.1 ст. 1 Закона № 30-РЗ право на получение субсидий на строительство или приобретение жилья имеют молодые семьи, состоящие на учете на получение субсидий на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в органе, наделенном законодательством Республики Коми полномочиями в области государственной поддержки граждан, имеющих право на получение субсидии на строительство или приобретение жилья.
На основании ст.2 указанного Закона на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в уполномоченном органе принимаются граждане, признанные по установленным настоящим Законом основаниям имеющими право на улучшение жилищных условий и имеющие возможность по оплате разницы между стоимостью строящегося или приобретаемого жилья и размером социальной выплаты за счет собственных и (или)заемных средств, при этом являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Решением Совета МОГО «Ухта» от 01 марта 2006 года № 23 «Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» установлена учетная норма общей площади на одного человека -11 кв.м.
Принятие на учет граждан в качестве имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий осуществляется на основании запросов граждан, поданных в уполномоченный орган в порядке, установленном ст. 2 Закона РК № 30-РЗ.
Как следует из материалов дела, Голанов Д.Л. <...> г..р. и Голанова (до регистрации брака Колчанова) М.С. <...> г..р. зарегистрировали брак <...> г. года (актовая запись .... произведена ЗАГСом г.Ухты).
Голанов Д.Л. и Голанова М.С. являются родителями несовершеннолетних детей: Голановой С.Д. <...> г..р., Голанова Д.Л. <...> г..р.
Согласно данным регистрационного учета, истцы зарегистрированы по адресу: ...., Голанова М.С. - с 04.05.2018 года, а Голанов Д.Л., Голанова С.Д. и Голанов Д.Д. - с 04.10.2017 года. Указанная квартира общей площадью 39,8 кв.м. принадлежит всем членам семьи в следующих долях: Голанову Д.Л. и Голановой М.С. доля в праве у каждого по 9/20, у несовершеннолетних Голановой С.Д. и Голанова Д.Д. – 1/20, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 04.07.2019 года (до 04.07.2019 года единоличным собственником был Голанов Д.Л.).
Ранее Голанов Д.Л. был зарегистрирован в жилом помещении, расположенном по адресу: .... общей площадью 64,9 кв.м., принадлежащее на праве собственности Гросс И.Л., матери Голанова Д.Л.
Голанова М.С. вместе с несовершеннолетними детьми ранее была зарегистрирована в жилом помещении, расположенном по адресу: ...., общей площадью 31,4 кв.м., принадлежащее на праве собственности Ипатову А.В.
12.02.2019 года Голанова М.С. обратилась с запросом о принятии на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий составом семьи из четырех человек (она, супруг и несовершеннолетние дети).
Решением Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» от 11.03.2019 .... Голановой М.С. со ссылкой на п.6 ст.53 ЖК РФ отказано в принятии на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по категории молодая семья, в связи с тем, суммарное значение площадей учитываемых при жилых помещений составляет значение, превышающее минимальное значение учетной нормы (11 квадратных метра на человека), а именно 21,23 кв.м. на человека, при этом при расчете нуждаемости Комитет учел жилые помещения, которые находились в пользование истцов ранее, а именно, расположенные по адресам: ....
С таким выводом согласиться нельзя.
В силу ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В случае, если не истек предусмотренный ст. 53 ЖК РФ срок, допускается отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пп. 3 п. 1 ст. 54 ЖК РФ).
Из содержания приведенных норм следует, что ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущего привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем, при этом разумность и добросовестность граждан в силу ст.10 ГК РФ предполагаются.
Согласно ст. 31 Семейного кодекса Российской Федерации супруги обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию и укреплению семьи, заботиться в благосостоянии и развитии своих детей. Каждый из супругов свободен в выборе занятий, места жительства и пребывания.
Исходя из норм семейного законодательства, создание семьи предполагает совместное проживание, наличие общего бюджета, общие расходы, ведение общего хозяйства, совместное воспитание детей, отношения по совместному использованию жилья.
В результате анализа представленных в дело доказательств, суд приходит к выводу, что снятие Голановых с регистрационного учета с прежних мест жительства и вселение в жилое помещение с регистрацией по настоящему месту жительства, вызвано не с целью намеренного ухудшения ими жилищных условий, а с целью совместного проживания, ведения общего хозяйства, воспитания совместных детей, что соответствует институту брака, в который истцы вступили в 2016 году. Действующее законодательство не предусматривает возможность отказа в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, в случае, если это произошло вследствие изменения семейного положения.
Доводы ответчиков о том, что обеспеченность истцов жилым помещением составляет более учетной нормы, отклоняются, как основанные на неверном толковании норм материального права.
Предоставление мер социальной поддержки молодым семьям в приобретении жилых помещений регулируется специальным нормативным актом. Пунктом 7 вышеуказанных Правил реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» предусмотрено, что уровень обеспеченности молодой семьи общей площадью жилого помещения для признания нуждающейся в жилом помещении должен определяться исходя из размера общей площади жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, или жилых помещений принадлежавших им на праве собственности, в отличие от ст. 51 Жилищного кодекса РФ, при определении уровня обеспеченности жилым помещением не предусматривает необходимости учета жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи в качестве членов семьи собственника жилого помещения, не являющегося членом молодой семьи.
Таким образом, жилое помещение, принадлежащее Гросс И.Л., расположенное по адресу: .... и Ипатову А.В., находящееся в г...., не подлежат учету при определении обеспеченности членов молодой семьи жилым помещением.
В ходе судебного разбирательства установлено, что Голанов Д.Л. и Голанова М.С. состоят в зарегистрированном браке, постоянно проживают семьей, состоящей из четырех человек, в квартире по адресу: ...., площадью 39,8 кв.м., которая принадлежит им на праве общей долевой собственности.
Иные жилые помещения, занимаемые по договору социального найма и (или) жилые помещения, принадлежащие членам молодой семьи на праве собственности, отсутствуют.
Обеспеченность членов молодой семьи жилым помещением составляет 39,8:4=9,95 кв.м. при учетной норме 11 кв.м.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о незаконности действий Комитета по управлению муниципальным имуществом МОГО «Ухта», отказавшего заявителю в постановке на учет его семьи в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Требования Голанова Д.Л. и Голановой М.С. подлежат удовлетворению, поскольку семья истцов отвечает критериям молодой семьи, нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пп.2 п.3 ст.2 Закона №30-РЗ и п.7 Правил.
Исходя из вышеизложенного и, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковые требования Голанова Д.Л. Голановой М.С. удовлетворить.
Признать незаконным отказ Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа «Ухта» ( от 11.03.2019 года) в принятии на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по категории «молодая семья» Голановой М.С. и членам ее семьи.
Обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа «Ухта», Администрацию муниципального образования городского округа «Ухта» принять Голанову М.С. с составом семьи: супругом Голановым Д.Л., несовершеннолетними детьми: Голановой С.Д. <...> г. года рождения, Голановым Д.Л. <...> г. года рождения, на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по категории «молодая семья» с 12.02.2019 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.В. Савинкина
Мотивированное решение составлено 22 июля 2019 года