дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<дата> г. Пушкино
Пушкинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Курлаевой И.В.,
при секретаре Рыжовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Максимова А. Е. об оспаривании решения призывной комиссии отдела военного комиссариата Московской области по городам Пушкино, Ивантеевка, Красноармейск и Пушкинскому району,
У С Т А Н О В И Л :
Максимов А.Е. обратился в суд с административным иском о признании незаконным решения призывной комиссии отдела военного комиссариата Московской области по городам Пушкино, Ивантеевка, Красноармейск и Пушкинскому району от <дата> о призыве на военную службу с установлением категории годности «Б» (показатель предназначения – 4).
В обоснование административного иска указал, что <дата> прошел медицинское освидетельствование, по результатам которого в отношении административного истца призывной комиссией было принято указанное выше решение. У административного истца имеются следующие заболевания: <данные изъяты>. Данные заболевания подтверждаются медицинскими заключениями и по мнению административного истца, в соответствии со ст. 66 п. «в» Приложения к Положению о военно-врачебной экспертизе дают основания для признания административного истца ограниченно годным к военной службе, что в свою очередь в соответствии с п. «а» п. 1 ст. 23 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» является основанием для его освобождения от призыва на военную службу. При прохождении медицинского освидетельствования административный истец ставил врача-специалиста и врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию, о наличии у него данных заболеваний и просил направить его на дополнительное обследование. Однако, призывной комиссией не были приняты во внимание наличие у административного истца указанных заболеваний и медицинские документы, в том числе имеющиеся в его личном деле.
Административный истец Максимов А.Е. и его представитель по ордеру адвокат Колоколов Д.Е. в судебном заседании заявленные требования поддержали, просили их удовлетворить.
Представитель административного ответчика – призывной комиссии отдела военного комиссариата Московской области по городам Пушкино, Ивантеевка, Красноармейск и Пушкинскому району и представитель заинтересованного лица – отдела военного комиссариата Московской области по городам Пушкино, Ивантеевка, Красноармейск и Пушкинскому району, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания судом извещен; возражений относительно заявленных требований не представил.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материала дела, находит административный иск Максимова А.Е. подлежащим удовлетворению.
Правоотношения, возникшие между участниками настоящего гражданского дела, носят публично-правовой характер и регулируются нормами главы 22 КАС РФ, Федерального закона № 53-ФЗ от 28.03.1998г. «О воинской обязанности и военной службе» (далее Закон № 53-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Статей 26 Закона № 53-ФЗ, призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, организуют военные комиссариаты и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения.
Согласно п. 2 ст. 22 Закона № 53-ФЗ, на военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
Пункты 17. 18, 19 Положения о призыве на военную службу граждан РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от <дата> N 663 (далее Положение), предусматривают, что при наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом "О воинской обязанности и воинской службе" и нормативными правовым актами РФ, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу. Такое решение выносится на основании документов, предоставленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса. Контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на военного комиссара. Призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях.
В соответствии с пп. «а» п. 1 ст. 23 Закона № 53-ФЗ от призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.
В соответствии с ч. 1 ст. 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Судом установлено, что решением призывной комиссии от <дата> Максимову А.Е. была предоставлена отсрочка от службы в соответствии со ст. 86 Расписания болезней «Положения о военно-врачебной экспертизе», утвержденного Постановлением Правительства РФ № от <дата> на срок до апреля 2010 года и присвоена категория годности «Г» – временно не годен к военной службе (л.д. 38, 41 оборот).
Других сведений о принятых призывной комиссией решений о предоставлении Максимову А.Е. отсрочки от призыва на военную службу представленная в суд копия личного дела призывника не содержит.
<дата> призывной комиссией отдела военного комиссариата Московской области по городам Пушкино, Ивантеевка, Красноармейск и Пушкинскому району было принято решение (протокол №) о призыве Максимова А.Е. на военную службу с установлением категории годности «Б» (предназначение – 4) (л.д. 36). Основанием для принятия решения призывной комиссии от <дата> явилось установление у административного истца диагноза: <данные изъяты>. Максимов А.Е. по результатам медицинского освидетельствования признан годным к военной службе с незначительными ограничениями (категория годности Б-4) по статье 66 «д» Расписания болезней.
При прохождении медицинского освидетельствования административным истцом заявлялись жалобы относительно имеющихся у него заболеваний, что также подтверждено оспариваемым решением.
В материалах личного дела призывника имелись медицинские документы, свидетельствующие о наличии у Максимова А.Е. заболевания: <данные изъяты>. Наличие заболевания позвоночника было установлено у Максимова А.Е. еще в 2009 года при прохождении медицинского обследования (л.д. 16-20, 21, 50, 52-56, 58-59).
Согласно чч. 2 и 3 ст. 29 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" призывная комиссия субъекта Российской Федерации: организует медицинский осмотр граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, а также контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключениями о их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования; осуществляет методическое руководство деятельностью призывных комиссий; проверяет правильность предоставления гражданам отсрочек и освобождений от призыва на военную службу; контролирует обоснованность направления граждан для прохождения военной службы в видах и родах войск Вооруженных Сил Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах; рассматривает жалобы граждан, призываемых на военную службу, на решения (заключения) призывных комиссий.
В соответствии с п. 22 ст. 11 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента РФ от <дата> N 1132, проведение при содействии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований и при участии медицинских организаций (военно-медицинских учреждений) здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе мероприятий по контрольному медицинскому освидетельствованию граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, является одной из основных задач военных комиссариатов.
Согласно п. 22 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 123 от <дата> (далее - Положение о военно-врачебной экспертизе), граждане, не пребывающие в запасе, призванные на военную службу, непосредственно перед направлением к месту военной службы проходят медицинский осмотр в целях исключения призыва на военную службу граждан, не подлежащих призыву по состоянию здоровья.
Список болезней, наличие которых определяет степень годности к военной службе, установлен Постановлением Правительства РФ от <дата> N 565 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе" Приложением к данному Постановлению "Требования к состоянию здоровья граждан при первоначальной постановке на воинский учет, призыве на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации" далее Положение).
Согласно п. «в» статьи 66 Расписания болезней, к лицам, страдающим болезнями позвоночника и их последствия, а именно: фиксированные приобретенные искривления позвоночника, сопровождающиеся ротацией позвонков (сколиоз II степени, остеохондропатический кифоз с клиновидной деформацией 3 и более позвонков со снижением высоты передней поверхности тела позвонка в 2 и более раза и др.), за исключением фиксированного сколиоза II степени с углом искривления позвоночника 11 - 17 градусов, без нарушения функций; ограниченный деформирующий спондилез (поражение тел до 3 позвонков) и межпозвонковый остеохондроз (поражение до 3 межпозвонковых дисков) с болевым синдромом при значительных физических нагрузках и четкими анатомическими признаками деформаций; применяется категория «В» – ограниченно годен к военной службе.
При межпозвонковом остеохондрозе к перечисленным признакам добавляются краевые костные разрастания, образующиеся в плоскости диска и продолжающие площадки тел позвонков, а также субхондральный остеосклероз, который выявляется на рентгенограммах с отчетливым изображением структуры.
Болевой синдром при физической нагрузке должен быть подтвержден неоднократными обращениями за медицинской помощью, которые отражаются в медицинских документах освидетельствуемого.
Только совокупность перечисленных клинических и рентгенологических признаков ограниченного деформирующего спондилеза и межпозвонкового остеохондроза дает основание для применения пункта «в».
В соответствии с пунктом 84 Положения граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, могут быть освидетельствованы повторно в случае, если в результате их обследования в медицинских организациях, ранее установленный им диагноз заболевания изменен (пересмотрен) или они признаны здоровыми.
В силу статьи 5.1 данного Федерального закона, порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы, прохождении альтернативной гражданской службы, а также граждан, ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства РФ от <дата> N 565.
В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию (ч.4 ст. 5.1 данного ФЗ).
В соответствии с пунктом 14 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 565, до начала освидетельствования при первоначальной постановке на воинский учет и при призыве на военную службу граждане проходят в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения следующие обязательные диагностические исследования: флюорография (рентгенография) легких в 2 проекциях (если она не проводилась или если в медицинских документах отсутствуют сведения о данном исследовании в течение последних 6 месяцев) с обязательным представлением при освидетельствовании флюорограмм (рентгенограмм); общий (клинический) анализ крови; общий анализ мочи.
До начала освидетельствования при призыве на военную службу граждане проходят также следующие обязательные диагностические исследования: электрокардиография в покое; исследование крови на антитела к вирусу иммунодефицита человека, маркеры гепатита «B» и «C».
На основании пункта 20 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 565, в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования гражданин на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет, призывной комиссии или начальника отдела военного комиссариата, принятого по заключению врачей-специалистов, направляется в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях для уточнения диагноза заболевания.
При возможности завершения обследования гражданина до окончания работы комиссии по постановке граждан на воинский учет или призывной комиссии врач-специалист выносит заключение о том, что гражданин нуждается в обследовании с указанием срока явки на повторное освидетельствование.
В нарушение приведенных выше норм Максимов А.Е. не был направлен на амбулаторное либо стационарное обследование в медицинскую организацию для установления наличия либо отсутствия у него указанных им заболеваний, в том числе выявленных в ходе медицинского освидетельствования и степени нарушения функций, что свидетельствует о невозможности с достоверностью определить категорию годности его к военной службе.
Также суд учитывает, что при даче заключения о годности Максимова А.Е. к военной службе с незначительными ограничениями призывной комиссией не учтено, что ранее в ходе осеннего призыва 2009 года Максимов А.Е. направлялся на медицинское обследование, по результатам которого административному истцу был выставлен диагноз, свидетельствующий о наличии у него заболевания позвоночника. Указанный акт медицинского обследования от <дата> не был учтен призывной комиссией и при принятии решения от <дата> о предоставлении Максимову А.Е. отсрочки на основании ст. 86 Расписания болезней.
При предоставлении Максимову А.Е. отсрочки в 2009 году на основании ст. 86 Расписания болезней, призывной комиссией не был учтен акт медицинского обследования от <дата>.
Кроме того, суд учитывает, что в нарушение приведенных выше положений медицинское освидетельствование Максимова А.Е. было проведено без полученных обязательных диагностических исследований: флюорографии (рентгенографии) легких в 2 проекциях (если она не проводилась или если в медицинских документах отсутствуют сведения о данном исследовании в течение последних 6 месяцев) с обязательным представлением при освидетельствовании флюорограмм (рентгенограмм); общего (клинического) анализа крови; общего анализа мочи; электрокардиографии в покое; исследования крови на антитела к вирусу иммунодефицита человека, маркеры гепатита «B» и «C», а также без изучения соответствующих рентгенограмм позвоночника.
При таких обстоятельствах, решение призывной комиссии отдела военного комиссариата Московской области по городам Пушкино, Ивантеевка, Красноармейск и Пушкинскому району от <дата> (протокол №) о призыве Максимова А.Е. на военную службу по категории годности «Б» с показателем предназначения – 4, нельзя признать законным и обоснованным.
Частью 1 статьи 25 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" установлено, что призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.
Призыв осуществляют призывные комиссии, которые по окончанию призывной компании прекращают свое действие (статья 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").
Из системного анализа вышеуказанных норм следует, что решение призывной комиссии и заключение о категории годности административного истца к военной службе с момента окончания срока призыва считаются нереализованными и утрачивают свое действие. Вопросы о наличии оснований для отсрочки или освобождения от призыва, в отношении призывника, будут предметом самостоятельной проверки и оценки в каждый последующий призывной период.
С учетом изложенного, суд в порядке ст. 227 КАС РФ не возлагает на административного ответчика обязанность по устранению нарушения прав Максимова А.Е., поскольку оспариваемое решение в настоящее время не затрагивает его права, в связи с тем, что утратило силу, как нереализованное, учитывая также, что Максимов А.Е. до настоящего времени не призван на военную службу, в связи с чем не лишен возможности пройти медицинское обследование в весенний призыв 2017 года.
Руководствуясь ст.ст. 175 – 180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск Максимова А. Е. об оспаривании решения призывной комиссии отдела военного комиссариата Московской области по городам Пушкино, Ивантеевка, Красноармейск и Пушкинскому району удовлетворить.
Признать незаконным решение призывной комиссии отдела военного комиссариата Московской области по городам Пушкино, Ивантеевка, Красноармейск и Пушкинскому району от <дата> № (порядковый №) о призыве Максимова А. Е. на военную службу.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме – <дата>.
Судья: