Судья Дозорцев Д.А. Дело № 33а-1622/2017 А-014а
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
08 февраля 2017 года г. Красноярск
Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Полынцева С.Н.,
судей: Мирончика И.С., Жуля А.В.,
при секретаре: Становой У.Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Мирончика И.С. административное дело по административному исковому заявлению Шнайдер ФИО17, Петровского ФИО18, Войновой ФИО19, Лик ФИО20, Щербакова ФИО21 к Управлению по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Березовского района Красноярского края, инженеру по земельному контролю Управления по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Березовского района Красноярского края Ведмидь ФИО22 о признании незаконными действий инженера по земельному контролю Управлению по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Березовского района Красноярского края Ведмидь А.В. и признании незаконным, выданных им предписаний об устранении нарушений земельного законодательства и обязании устранить допущенные нарушения,
по апелляционной жалобе представителя Управления по АГЗ и ИО администрации Березовского района Красноярского края Косенко Е.М., инженера по земельному контролю Управления по АГЗ и ИО администрации Березовского района Красноярского края Ведмидь А.В.,
на решение Березовского районного суда Красноярского края от 16 ноября 2016 года, которым постановлено:
«Административные исковые требования Шнайдер А.В., Петровского В.А., Войновой И.А., Лик Г.И., Щербакова С.В. к Управлению по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Березовского района Красноярского края, инженеру по земельному контролю Управлению по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Березовского района Красноярского края Ведмидь А.В., - удовлетворить в полном объеме.
Признать незаконными действия инженера по земельному контролю Управлению по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Березовского района Красноярского края Ведмидь ФИО23, в части выдачи предписаний № 16 от 18.07.2016 года в отношении Шнайдер ФИО24, № 11 от 18.07.2016 года в отношении Петровского ФИО25, № 12 от 18.07.2016 года в отношении Войновой ФИО26, № 10 от 18.07.2016 года в отношении Лик ФИО27, № 18 от 18.07.2016 года в отношении Щербакова ФИО28
Признать незаконными и не подлежащими исполнению предписания об устранении земельного правонарушения: № 16 от 18.07.2016 года в отношении Шнайдер ФИО30, № 11 от 18.07.2016 года в отношении Петровского ФИО29, № 12 от 18.07.2016 года в отношении Войновой ФИО33, № 10 от 18.07.2016 года в отношении Лик ФИО31, № 18 от 18.07.2016 года в отношении Щербакова ФИО32.
Обязать Управление по архитектуре, градостроительству, земельным имущественным отношениям администрации Березовского района Красноярского края немедленно, после вступления настоящего решения в законную силу, отменить предписания № 16 от 18.07.2016 года в отношении Шнайдер ФИО34 № 11 от 18.07.2016 года в отношении Петровского ФИО35, № 12 от 18.07.2016 года в отношении Войновой ФИО36, № 10 от 18.07.2016 года в отношении Лик ФИО37, № 18 от 18.07.2016 года в отношении Щербакова ФИО38».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Шнайдер А.В., Петровский В.А., Войнова И.А., Лик Г.И., Щербаков С.В. обратились в суд с административным исковым заявлением (с учетом уточнений в окончательной редакции) к Управлению по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Березовского района Красноярского края (далее Управление), инженеру по земельному контролю Управления Ведмидь А.В., в котором просили: признать незаконными действия инженера по земельному контролю Управления Ведмидь А.В. в части выдачи предписаний № 16 от 18.07.2016 года в отношении Шнайдер ФИО39, № 11 от 18.07.2016 года в отношении Петровского ФИО40, № 12 от 18.07.2016 года в отношении Войновой И.В., № 10 от 18.07.2016 года в отношении Лик Г.И., № 18 от 18.07.2016 года в отношении Щербакова С.В.; признать незаконными и не подлежащими исполнению указанные предписания об устранении земельного правонарушения; обязать Управление отменить указанные предписания.
Требования мотивированы тем, что, инженер по земельному контролю Управлению по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Березовского района Красноярского края Ведмидь А.В. не обладает полномочиями по выдаче предписаний о выявлении и устранении нарушений земельного законодательства. Он лишь при выявлении нарушений может направить материал в надзорный орган; как следует из кадастровых паспортов земельных участков, принадлежащих Шнайдер А.В., Петровскому В.А., Войновой И.А., Лик Г.И., Щербакова С.В., принадлежащие им земельные участки расположены в границах МО «поселок Березовка», относятся к категории земель – земли населенных пунктов, имеют вид разрешенного использования – для ведения подсобного хозяйства. Оснований полагать, что административные истцы не вправе были построить дома, не имеется. В предписании указано, что земельные участки административных истцов, в соответствии с классификатором видов разрешенного строительства относятся к зоне 1,16. Это не соответствует действительности, так как к зоне 1,16 относятся земельные участки для личного подсобного хозяйства, расположенные за пределами населенных пунктов (полевые участки), а участки истцов находятся в пределах населенного пункта п. Березовка.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель Управления по АГЗ и ИО администрации Березовского района Красноярского края Косенко Е.М., инженер по земельному контролю Управления по АГЗ и ИО администрации Березовского района Красноярского края Ведмидь А.В. просят решение отменить, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права, ссылаясь на то, что оспариваемые предписания сведений о сносе домов не содержат, в них лишь указывается на обязанность использования земельных участков по целевому назначению на всей площади, а строения на данной зоне могут использоваться как хозяйственные постройки, связанные с обслуживанием данной зоны.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции участники по делу не явились, о времени и месте рассмотрения дела по апелляционной жалобе были извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив приведенные доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
В силу ч. 3, 5 ст. 72 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 г. (в редакции от 23.05.2016 г., действовавшей на момент вынесения приказа о проведении проверки), органы местного самоуправления городских и сельских поселений осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городских и сельских поселений объектов земельных отношений. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных на межселенной территории муниципального района объектов земельных отношений.
Решением Березовского районного Совета депутатов от 25.02.2016 г. № 6-27Р, утверждено соглашение о передаче муниципальному образованию Березовский район осуществления полномочий п. Березовка по муниципальному земельному контролю.
Согласно п. п. 2.1, 2.2 Положения о порядке осуществления муниципального земельного контроля за использованием земель поселений, входящих в состав территории муниципального образования Березовский район Красноярского края, утвержденного Постановлением администрации Березовского района от 28.11.2013 г. № 2473, муниципальный земельный контроль на территории МО Березовский район осуществляется уполномоченным структурным подразделением органа местного самоуправления на реализацию переданных полномочий поселений по муниципальному земельному контролю – Управлением по архитектуре, градостроительству земельным и имущественным отношениям администрации Березовского района Красноярского края (далее муниципальный орган земельного контроля). Уполномоченное на осуществление муниципального земельного контроля лицо (далее – муниципальный инспектор) одновременно по должности является – главный инженер по земельному контролю поселений Управления по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Березовского района Красноярского края.
Согласно ст. 7 Земельного кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В соответствии п. 1.16 «Классификатор видов разрешенного использования земельных участков» утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 г. № 540, указано, что на данных участках допускается производство сельскохозяйственной продукции без права возведения объектов капитального строительства.
В силу п. 2.2 «Классификатор видов разрешенного использования земельных участков» утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 г. № 540, указано, что на данных участках допускается размещение жилого дома, не предназначенного для раздела на квартиры (дома, пригодные для постоянного проживания и высотой не выше трех надземных этажей).
В силу ст. 4 Федерального закона от 07.07.2003 г. «О личном подсобном хозяйстве», для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок); приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов; полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.
В силу ч. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В силу ч. 1 ст. 552 ГК РФ по договору продажи здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования.
Как следует из материалов дела и установлено судом, руководителем Управления по архитектуре, градостроительству земельным и имущественным отношениям администрации Березовского района Красноярского края Петровским В.Н. 07.06.2016 года изданы приказы №№ № о внеплановых выездных проверках в отношении собственников земельных участков Щербакова С.В., Лик Г.И., Петровского В.А., Войновой И.А., Шнайдер А.В. на принадлежащих им земельных участках в п. Березовка. Лицом, уполномоченным на проведение проверки, назначен инженер по земельному контролю Управления по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Березовского района Красноярского края Ведмидь А.В., который полномочен выдавать предписания.
Во всех оспариваемых административными истцами предписаниях указано, что их земельные участки расположены в зоне «Сельскохозяйственного использования». В соответствии с классификатором видов разрешенного использования, производство сельскохозяйственной продукции без права возведения объектов капитального строительства, код вида 1.16, соответственно части участков, на которых расположены самовольно построенные жилые дома, используются не по целевому назначению.
Административным истцам Щербакову С.В., Лик Г.И., Петровскому В.А., Войновой И.А., Шнайдер А.В. принадлежат на праве собственности жилые дома, расположенные на земельных участках, которые указаны в оспариваемых предписаниях зонами «Сельскохозяйственного использования».
Разрешая спор, руководствуясь нормами права, подлежащими применению, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о признании незаконными действий инженера по земельному контролю Управления по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Березовского района Красноярского края Ведмидь А.В. в части выдачи предписаний № 16 от 18.07.2016 года в отношении Шнайдер А.В., № 11 от 18.07.2016 года в отношении Петровского В.А., № 12 от 18.07.2016 года в отношении Войновой И.А., № 10 от 18.07.2016 года в отношении Лик Г.И., № 18 от 18.07.2016 года в отношении Щербакова С.В., а также признании указанных предписаний незаконными и не подлежащими исполнению.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые предписания являются незаконными ввиду того, что не содержат законных оснований для их исполнения, не указаны нормы закона, которые нарушили административные истцы. Кроме того, в оспариваемых предписаниях фактически для их исполнения ставится вопрос о сносе жилых домов административных истцов, которые находятся у последних на праве собственности и зарегистрированы в установленном законом порядке, что противоречит положениям ст. 35 Конституции РФ. При этом выводы о самовольных постройках могут быть сделаны только в рамках рассмотрения гражданского дела на основании решения суда о сносе самовольной постройки. В противном случае выдача предписаний об освобождении земельного участка от объектов недвижимости не может быть признана законной.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они сделаны с учетом тщательного исследования всех обстоятельств и доказательств, представленных сторонами в дело, не противоречат действующему законодательству РФ, в связи с чем, отсутствуют основания для их пересмотра, в том числе, и по доводам апелляционной жалобы.
Более того, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оспариваемые предписания инженера по земельному контролю Управления по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Березовского района Красноярского края Ведмидь А.В. об устранении нарушений земельного законодательства являются незаконными, нарушают права и законные интересы административных истцов.
При этом судебная коллегия, полагает необходимым исключить из резолютивной части решения суда указания на обязанность Управления по архитектуре, градостроительству, земельным имущественным отношениям администрации Березовского района Красноярского края немедленно, после вступления настоящего решения в законную силу отменить предписания № 16 от 18.07.2016 года в отношении Шнайдер А.В., № 11 от 18.07.2016 года в отношении Петровского В.А., № 12 от 18.07.2016 года в отношении Войновой И.А., № 10 от 18.07.2016 года в отношении Лик Г.И., № 18 от 18.07.2016 года в отношении Щербакова С.В., как излишне указанную, поскольку данные предписания признаны судом незаконными и не подлежащими исполнению.
Доводы жалобы не содержат оснований, влекущих отмену решения суда, сводятся, по сути, к переоценке доказательств и иному толкованию действующего законодательства. Сама по себе иная оценка авторами жалобы представленных доказательств и норм действующего законодательства не может служить основанием к отмене правильного по существу решения.
Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм права у судебной коллегии не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, и спор по существу разрешен верно.
Процессуальных нарушений, влекущих за собой вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст. 309-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Березовского районного суда Красноярского края от 16 ноября 2016 года изменить, исключив из резолютивной части решения суда указание на обязанность Управления по архитектуре, градостроительству, земельным имущественным отношениям администрации Березовского района Красноярского края немедленно, после вступления настоящего решения в законную силу отменить предписания № 16 от 18.07.2016 года в отношении Шнайдер ФИО41, № 11 от 18.07.2016 года в отношении Петровского ФИО42, № 12 от 18.07.2016 года в отношении Войновой ФИО43, № 10 от 18.07.2016 года в отношении Лик ФИО44, № 18 от 18.07.2016 года в отношении Щербакова ФИО45.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Управления по АГЗ и ИО администрации Березовского района Красноярского края Косенко Е.М., инженера по земельному контролю Управления по АГЗ и ИО администрации Березовского района Красноярского края Ведмидь А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: