Дело № 5-352/2018
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
24 мая 2018 год г. Новочебоксарск
Судья Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики Балясина Н. В., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
Глухова Алексея Владимировича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, <данные изъяты>,
у с т а н о в и л :
ДД.ММ.ГГГГ в ходе оперативно-розыскной деятельности Управления ФСБ России по Чувашской Республике вскрыт и задокументирован факт размещения ДД.ММ.ГГГГ на открытой для публичного просмотра странице пользователя социальной сети «<данные изъяты>» «<данные изъяты>» «<данные изъяты>» (под данным именем идентифицирован как <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированный по адресу <адрес>) постановления по делу № от 16.11.2016г. об административном правонарушении в отношении ФИО3 по ст. 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с размещением в сети Интернет включенного в федеральный список экстремистских материалов Минюста России за № лозунга «<данные изъяты>!», а также комментария пользователя «<данные изъяты>»: «<данные изъяты>?» с прикрепленной видеозаписью «<данные изъяты>!»
Глухов А. В. в судебном заседании не признал вину в совершении правонарушения, указав, что не считает размещение им на своей странице пользователя социальной сети «<данные изъяты>» «<данные изъяты>» «<данные изъяты>» постановления суда по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО3 массовым распространением экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов. Данный документ (постановление суда) является официальным документом, открытым для свободного доступа. Комментарий пользователя «<данные изъяты>», содержащийся на его странице, с прикрепленной видеозаписью «<данные изъяты>» он не размещал. О том, что на его странице хранится данная видеозапись, узнал в судебном заседании, так как не просматривает все комментарии.
Представитель Глухова А. В. - защитник ФИО6 поддержал позицию своего доверителя по изложенным в ней основаниям.
Прокурор Фуражников А. Ю. просил суд прекратить производство по административному материалу в отношении Глухова А. В., так как размещение им на своей странице пользователя социальной сети «<данные изъяты>» «<данные изъяты>» «<данные изъяты>» постановления суда по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО3 массовым распространением экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, не является, поскольку данный документ является публичным, открытым для всеобщего обозрения. Кроме того, считает, что в диспозиции вмененного Глухову А. В. административного правонарушения ссылка на размещение видеозаписи «<данные изъяты>» не соответствует действительности, так как Глухов А. В. данную видеозапись лично не размещал, а комментарий, содержащий данную видеозапись, не просматривал.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.
Так, положения ст. 20.29 КоАП РФ предусматривают ответственность за массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения.
Согласно п. 3 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», экстремистскими материалами признаются предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе, труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.
В соответствии со ст. 13 вышеуказанного Закона на территории Российской Федерации запрещается распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, производство, хранение или распространение экстремистских материалов является правонарушением и влечет за собой ответственность (ч. 1).
Информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании заявления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому, административному или уголовному делу (ч. 2).
Федеральный орган государственной регистрации на основании решения суда о признании информационных материалов экстремистскими в течение тридцати дней вносит их в федеральный список экстремистских материалов (ч. 5).
Федеральный список экстремистских материалов подлежит размещению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте федерального органа государственной регистрации. Указанный список также подлежит опубликованию в средствах массовой информации в установленном порядке.
Федеральный список экстремистских материалов размещен в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Министерства юстиции РФ, где по решению Черемушкинского районного суда г. Москвы от ДД.ММ.ГГГГ под № указан лозунг «<данные изъяты>!», размещенный в Интернет-ресурсе <данные изъяты>
Исходя из установленных обстоятельств суд приходит к выводу, что размещение Глуховым А. В. на своей странице пользователя социальной сети «<данные изъяты>» «<данные изъяты>» «<данные изъяты>» судебного решения по делу об административном правонарушении, по которому он представлял интересы, и в котором воспроизведена фраза, включенная в федеральный список экстремистских материалов Минюста России за №, в данном случае не может образовывать состав административного правонарушения, так как Глуховым А. В. фактически размещен официальный документ судебного органа, а не единичная фраза, являющаяся запрещенной.
В связи с чем, суд считает необходимым исключить из общего объема предъявленного Глухову А. В. обвинения состава административного правонарушения указание на размещение им в социальной сети «<данные изъяты>» «<данные изъяты>» «<данные изъяты>» постановления по делу № от 16.11.2016г. об административном правонарушении в отношении ФИО3 по ст. 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как распространение экстремистского материала.
В то же время доводы Глухова А. В. и его защитника об отсутствии вины Глухова А. В. в хранении в целях массового распространения экстремистских материалов в социальной сети «<данные изъяты>» на странице «<данные изъяты>» «<данные изъяты>» комментария пользователя «<данные изъяты>»: «<данные изъяты>?» с прикрепленной видеозаписью «<данные изъяты>!», признанной экстремистской, поскольку Глухов А. В. не просматривал данный комментарий, а о его наличии на его странице узнал только что, подлежат отклонению, поскольку Алексей Глухов, как пользователь учетной записи, должен был при достаточной степени осмотрительности и добросовестности пользования удалить эту видеозапись в виду внесения её в списки материалов, признанных экстремистскими, о чем последнему было достоверно известно в силу осуществления им защиты ФИО3 по административному делу по ст. 20.29 КоАП РФ.
Вместе с тем, описанные должностным лицом ОМВД России по г. Новочебоксарск действия Глухова А. В., квалифицированные по ст. 20.29 КоАП РФ по признаку размещения экстремистских материалов, также содержат диспозицию указанной статьи, поскольку по ст. 20.29 КоАП РФ подлежат административной ответственности лица, ответственные и за хранение в целях массового распространения экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов.
Как разъяснено в абзаце 2 п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №), если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе, и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.
Хранение Глуховым А. В. экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов – комментария пользователя «<данные изъяты>»: «<данные изъяты>?» с прикрепленной видеозаписью «<данные изъяты>!», а не её размещение, не ухудшает положение Глухова А. В., так как входит в диспозицию статьи 20. 29 КоАП РФ.
Вина Глухова А. В. в совершении указанного выше правонарушения подтверждается исследованными по делу письменными доказательствами: протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, актом исследования Интернет-ресурсов от ДД.ММ.ГГГГ, распечатками электронной страницы «<данные изъяты>».
Оснований ставить под сомнение выводы, изложенные в акте исследования Интернет-ресурсов от ДД.ММ.ГГГГ, суд не усматривает, поскольку в акте подробно и последовательно изложены установленные исследованием обстоятельства.
Довод Глухова А. В. и его защитника о том, что акт исследования составлен с нарушением требований закона, поскольку в нем неверно указано время его составления, не определен статус лиц, его подписавших (они, по предположению правонарушителя и его защитника, являются сотрудниками УФСБ) не является состоятельным, поскольку в акте исследования указаны места регистрации присутствующих при исследовании гражданских лиц (ФИО4 и ФИО5), разъяснены их права, что подтверждено их подписями. Присутствующие при исследовании сотрудники УФСБ России по ЧР определены как таковые, о чем в акте исследования также имеется запись.
Несоответствие указанного в акте время исследования времени, отображенного на скриншотах графических изображений со страницы «<данные изъяты>» «<данные изъяты>», не ставит под сомнение сам акт исследования Интернет-ресурса, поскольку визуальное изучение содержимого страницы «<данные изъяты>» «<данные изъяты>» первично по отношению к составлению документа – акта исследования Интернет-ресурса и не указывает на его недействительность.
Доводы правонарушителя и его защитника об истечении срока давности привлечения к административной ответственности судом не принимаются во внимание, так как публичная демонстрация на странице Глухова А. В. экстремистского материала продолжалась непрерывно с момента его размещения (с ноября 2016 года), на протяжении длительного времени, а потому является длящимся правонарушением.
Местом совершения правонарушения является место проживания Глухова А. В. (<адрес>), так как хранение экстремистских материалов в сети Интернет производилось по месту регистрации и жительства Глухова А. В.
Таким образом, Глухов А. В., являясь пользователем социальной сети Интернет «<данные изъяты>» «<данные изъяты>» «<данные изъяты>», допустил хранение в целях массового распространения экстремистского материала, включенного в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, чем нарушил требования ч. 1 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».
Указанные действия Глухова А. В. образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.29 КоАП РФ.
Собранные по делу доказательства с точки зрения относимости, допустимости и достоверности соответствуют требованиям КоАП РФ.
Таким образом, суд квалифицирует действия Глухова А. В. по ст. 20.29 КоАП РФ, как хранение в целях массового распространения экстремистского материала, включенного в опубликованный федеральный список экстремистских материалов.
Обстоятельством, смягчающим наказание Глухову А. В., является наличие на его иждивении несовершеннолетнего ребенка. Также суд принимает во внимание общественную деятельность правонарушителя и имеющиеся у него благодарности и грамоты.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, по делу не установлено.
Санкцией ст. 20.29 КоАП РФ предусмотрена возможность назначения виновному лицу одного из двух видов наказания: административного штрафа или административного ареста на срок до пятнадцати суток. Поскольку административный арест является более строгим наказанием, в соответствии с ч. 2 ст.3.9 КоАП РФ устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений, суд считает возможным назначить Глухову А. В. наказание в виде административного штрафа.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 23.1, 29.9-29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
п о с т а н о в и л :
Признать Глухова Алексея Владимировича виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 1 000 (одна тысяча) рублей.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления, через Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики.
Судья Балясина Н. В.
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ (ч.1 ст.32.2 КоАП РФ).
Согласно ч.1 ст.20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Квитанцию об уплате штрафа необходимо принести в Новочебоксарский городской суд ЧР по адресу г. Новочебоксарск, ул. Советская, д. 47, каб. 324.
В случае неуплаты штрафа в указанный срок, постановление будет направлено судебному приставу-исполнителю для принудительного взыскания.
Реквизиты для уплаты штрафа за административное правонарушение:
Получатель: Управление Федерального казначейства по Чувашской Республике (МВД по Чувашской Республики), ИНН 2128015830, КПП 213001001, Банк получателя: р/с 40101810900000010005 в Отделении – НБ Чувашская Республика, БИК 049706001, КБК 18811690040046000140, ОКТМО 97710000.