Судья Буджаева С.А. Дело № 33-413/2017
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Ег. Элиста 11 мая 2017 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Пюрвеевой А.А.
судей Цакировой О.В. и Басангова Н.А.
при секретаре Мучкаевой Р.И.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску Доржиновой М <..> Н<..> к Министерству здравоохранения Республики Калмыкия, Министерству финансов Республики Калмыкия, Федеральному фонду обязательного медицинского страхования Российской Федерации, Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Республики Калмыкия о взыскании единовременной компенсационной выплаты по апелляционной жалобе представителя Федерального фонда обязательного медицинского страхования Семеновой А.А. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 20 марта 2017 г.
Заслушав доклад судьи Басангова Н.А., объяснения представителя Министерства здравоохранения РК Дорджиева Э.У., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Доржинова М.Н. обратилась в суд с указанным иском, мотивируя свои требования тем, что 21 сентября 2015 г. она принята на работу в Бюджетное учреждение Республики Калмыкия <..> на должность врача-педиатра на неопределенный срок. В рамках программы «Земский доктор» 31 декабря 2015 г. Министерством здравоохранения Республики Калмыкия с ней был заключен договор № <..> о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам, прибывшим в 2015 году на работу в поселок, в размере <..> рублей. По условиям договора Министерство здравоохранения РК обязалось перечислить указанную сумму на ее счет в течение 30 дней со дня подписания договора. Однако до настоящего времени данные обязательства ответчиком не исполнены.
Просила взыскать с Министерства здравоохранения Республики Калмыкия в ее пользу единовременную компенсационную выплату в размере <..> рублей, из них <..> рублей за счет средств бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования и 500 000 рублей из бюджета Республики Калмыкия, а также расходы по уплате государственной пошлины в размере <..> рублей.
Истец Доржинова М.Н. исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Представители Министерства здравоохранения РК, Министерства финансов РК, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились.
Представитель Территориального фонда обязательного медицинского страхования Якушкин Д.А. возражал против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на то, что Министерством здравоохранения РК в нарушение требований закона заявка на получение выплаты истцом, прибывшим на работу в 2015 году, представлена только в 2016 году. Для получения этого финансирования необходимо внести заявку, которая может быть исполнена только в очередном финансовом году. Кроме того, Территориальный ФОМС не имеет обязательств перед истцом, так как не является стороной договора.
Представитель Федерального фонда обязательного медицинского страхования в суд не явился, направив ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие и возражения на иск, в котором указал, что Фонд не имеет обязательств перед истцом, так как не является стороной договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты между медицинским работником и уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ.
Решением Элистинского городского суда от 20 марта 2017 г. исковые требования Доржиновой М.Н. удовлетворены. С Министерства здравоохранения РК в её пользу взыскана единовременная компенсационная выплата в размере 1000000 руб., из них 500000 руб. – за счет средств бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, 500000 руб. – за счет средств бюджета Республики Калмыкия.
В апелляционной жалобе представитель Федерального фонда обязательного медицинского страхования Семёнова А.А. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Считает, что предоставление в 2017 году межбюджетного трансферта на осуществление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, прибывшим на работу в сельский населенный пункт и заключившим договор о предоставлении указанных выплат в 2015 году, является нарушением требований Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», поскольку его нормы ставят в прямую зависимость наличие права медицинского работника на получение единовременной компенсационной выплаты от даты прибытия (переезда) на работу в сельскую местность из другого населенного пункта и даты обращения в уполномоченный орган исполнительной власти по предоставлению таких выплат. Финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2017 году осуществляется за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета федерального фонда и средств бюджетов субъектов Российской Федерации в соотношении 60 и 40 процентов соответственно, поэтому предоставление межбюджетного трансферта на выплату работникам, прибывшим в сельский населенный пункт в 2015 году нарушает требования статьи 51 Федерального закона №326-ФЗ. Указывает, что Федеральный фонд обязательного медицинского страхования не является стороной гражданско-правового договора о предоставлении единовременной выплаты Доржиновой М.Н.; заявка на получение иных межбюджетных трансфертов на осуществление единовременных компенсационных выплат истцу к ним не поступала. Полагает, что поскольку финансирование единовременных компенсационных выплат за счет федерального фонда за 2015 год полностью завершено, и бюджет за 2015 года исполнен, а акты бюджетного законодательства не имеют обратной силы, то предоставление иного трансферта для перечисления на эти цели в бюджет Республики Калмыкия нарушит требования бюджетного законодательства.
В соответствии с п. 1 ст. 327.1 ГПК РФ дело рассматривается в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что Доржинова М.Н. является медицинским работником в возрасте до <..> лет, имеет высшее профессиональное образование, прибыла в <..> г. на работу в сельскую местность. Министерством здравоохранения РК с ним заключен договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в размере <..> руб., однако в установленный срок выплата не была произведена. Действующее законодательство не предусматривает возможности прекращения неисполненных вышеуказанных обязательств в зависимости от истечения установленного законом срока их исполнения соответствующими органами. Несвоевременное исполнение Министерством возложенных на него обязанностей по формированию и направлению заявок в ФОМС на доведение бюджетных ассигнований не может служить основанием для отказа в предоставлении данной выплаты.
С данными выводами суда судебная коллегия соглашается, поскольку они соответствуют требованиям материального закона и основаны на фактических обстоятельствах дела.
В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Статьей 310 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии с ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) в 2015 году осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 45 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2015 году на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок или переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника. Финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2015 году осуществляется за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации в равных долях.
Положениями ч. 12.2 ст. 51 Федерального закона предусмотрено, что иные межбюджетные трансферты предоставляются из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов для последующего их перечисления в течение трех рабочих дней в бюджеты субъектов Российской Федерации при условии принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативных правовых актов, предусматривающих установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключить в порядке, определенном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с медицинским работником, после заключения им трудового договора с государственным учреждением здравоохранения.
Постановлением Правительства Республики Калмыкия № 455 от 11 декабря 2015 г. утвержден Порядок предоставления в 2015 году единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, имеющих высшее образование, прибывшим (переехавшим) в 2015 году на работу в сельский населенный пункт либо в рабочий поселок» (далее Порядок).
В силу пунктов 1, 3, 4, 7, 13 Порядка единовременная компенсационная выплата в размере одного миллиона рублей (далее - выплата) предоставляется медицинским работникам в возрасте до 45 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2015 году на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок или переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта (далее - медицинские работники) и заключившим договор с Министерством здравоохранения Республики Калмыкия. Решение о предоставлении (об отказе в предоставлении) выплаты оформляется приказом Министерства здравоохранения Республики Калмыкия. Финансовое обеспечение выплат медицинским работникам в 2015 году осуществляется в равных долях за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Калмыкия из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, и средств бюджета Республики Калмыкия. Выплата перечисляется медицинскому работнику в течение 30 дней со дня заключения договора.
Согласно смыслу приведенных норм медицинский работник должен соответствовать критериям, по которым ему предоставляется единовременная компенсационная выплата, имеющая целью привлечение медицинских работников в сельские населенные пункты для восполнения кадрового дефицита сельских медицинских учреждений. Она призвана стимулировать медицинских работников к переезду на работу в сельские населенные пункты и компенсировать связанные с переездом и обустройством затраты, а также неудобства, обусловленные менее комфортными условиями проживания. Обязательными условиями для получения компенсационной выплаты являются заключение трудового договора между медицинским работником и государственным или муниципальным учреждением здравоохранения и договора между медицинским работником и уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении единовременной компенсационной выплаты.
Как установлено судом и следует из материалов дела, согласно трудовому договору от <..> г. Доржинова М.Н. работает в БУ РК «<..>» в должности врача педиатра.
<..> г. между Министерством здравоохранения РК и Доржиновой М.Н. заключен договор № <..> о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в размере 1000000 руб., которые Министерство обязалось перечислить в течение 30 дней со дня заключения договора.
Единовременную компенсационную выплату медицинский работник Доржинова М.Н. до сих пор не получила.
Таким образом, обязанность по компенсационной выплате вытекает из договора, которая не исполнена Министерством в соответствии с его условиями и требованиями закона, как того требуют положения ст. 309 ГК РФ.
По общему правилу обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц), но в случаях, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон, обязательство может создавать для третьих лиц права в отношении одной или обеих сторон обязательства (ч. 3 ст. 308 ГК РФ).
В связи с тем, что приведенными нормативно-правовыми актами и условиями договора (п. 1.2) предусмотрено финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в равных долях за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации, то указанный договор, неисполненный в определенный срок, создает для Федерального Фонда обязательного медицинского страхования, участвующего по делу в качестве соответчика, обязанность по его исполнению.
По этим основаниям не могут быть приняты во внимание доводы жалобы о том, что компенсационная выплата в 2017 г. не предусматривается по договорам, заключенным в 2015 г. с медработниками, переехавшими (прибывшими) на работу в сельскую местность.
Что касается ссылки жалобы на то, что Федеральный фонд обязательного медицинского страхования не является стороной договора, действительно, в силу ч. 1 ст. 38 ГПК РФ данный ответчик не является стороной в договоре. Однако указанное обстоятельство не влияет на существо спора, поскольку ФОМС участвует по данному делу в качестве ответчика и на основании ч. 3 ст. 308 ГК РФ у него имеется обязанность исполнения условий договора о выплате единовременной компенсации истцу в равных долях с субъектом РФ.
Отсутствие заявки на указанную компенсационную выплату не может нарушать законные права и интересы истца на получение такой выплаты.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия,
определила:
решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 20 марта 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий А.А. Пюрвеева
Судьи О.В. Цакирова
Н.А. Басангов