Дело № 2а-792/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Советский районный суд г. Челябинска в составе:
председательствующего судьи Соколовой Д.Е.,
при секретаре Ахтямове А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Челябинске 07 февраля 2022 года административное дело по административному исковому заявлению Кузнецова Василия Юрьевича к Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска о признании отказа в утверждении схемы расположения земельного участка незаконным, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Кузнецов В.Ю. обратился в суд с исковым заявлением к Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска о признании незаконным отказа от 06 апреля 2021 года № 13326 в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В обоснование иска указал, что является членом СНТ «Янтарь» с 2004 года и использует по назначению садовый участок, расположенный по адресу: <данные изъяты>, площадью 843 кв.м., что подтверждается справкой правления СНТ «Янтарь» № 8 от 17 марта 2021 года, членской книжкой, списками членов СНТ «Янтарь». Кадастровым инженером по заявке истца были произведены кадастровые работы в связи с образованием земельного участка путем раздела земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> используемого СНТ «Янтарь», расположенного по адресу: <данные изъяты>». В результате кадастровых работ определены границы земельного участка и определена его площадь равная 843 кв.м. В марте 2021 года административный истец обратился в Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <данные изъяты> на кадастровом плане территории, с целью поставить земельный участок на кадастровый учет и оформить в дальнейшем его в собственность. Письмом от 06 апреля 2021 года № 13326 административному истцу было отказано в удовлетворении его заявления в связи с отсутствием утвержденного проекта межевания территории в отношении территории СНТ «Янтарь».
Определением суда от 24 января 2022 года суд перешел к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.
Административный истец Кузнецов В.Ю. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель административного ответчика Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв на иск, в котором просил суд отказать в удовлетворении требований Кузнецова В.Ю. в полном объеме.
Суд определил рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц в соответствии со ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, исследовав и оценив представленные по делу доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Согласно п. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
2) проектная документация лесных участков;
3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
В силу п. п. 1, 2 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
В соответствии с п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Согласно п. 2.7 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», до 01 марта 2022 года члены некоммерческих организаций, созданных до 01 января 2019 года для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, и члены садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, созданных путем реорганизации таких некоммерческих организаций, имеют право независимо от даты вступления в члены указанных некоммерческих организаций приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:
земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация;
по решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной некоммерческой организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации;
земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
При этом, согласно п. 2.8 ст. 3 указанного Федерального закона, в случае, предусмотренном пунктом 2.7 настоящей статьи, предоставление земельного участка гражданину в собственность или в аренду осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или его представителя. К указанному заявлению прилагаются, в том числе, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденных проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости.
Из смысла вышеприведенных норм права следует, что для оформления прав на земельный участок, образованный путем раздела земельного участка, предоставленного дачному некоммерческому объединению граждан, необходимо использовать, в том числе проект межевания территории или, учитывая положения ст. 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», проект организации и застройки территории садоводческого некоммерческого объединения граждан, а при отсутствии названных документов до 01 марта 2022 года с учетом условий п. 2.7 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» может быть использована также указанная в п. 2.8 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и п. 4 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином и утвержденная уполномоченным органом.
Как следует из материалов дела и установлено судом, согласно копии членской книжки от 17 января 2004 года, выписке из протокола общего собрания от 17 марта 2008 года СНТ «Янтарь», справке СНТ «Янтарь» от 02 июня 2021 года Кузнецов В.Ю. является членом данного товарищества, имеет в пользовании земельный участок, расположенный по адресу: <данные изъяты>
В марте 2021 года Кузнецов В.Ю. обратился в Комитет по управлению имущества и земельным отношениям г. Челябинска с заявлением об утверждении схемы расположения принадлежащего Кузнецову В.Ю. земельного участка на кадастровом плане территории СНТ «Янтарь» площадью 843 кв.м. для садоводства.
На указанное обращение 06 апреля 2021 года Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска под №13326 дан ответ об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 843 кв.м. на кадастровом плане территории для ведения садоводства, расположенного по адресу: г<данные изъяты>», по мотивам того, что проект межевания территории в отношении территории СНТ «Янтарь» в настоящее время не утвержден, тогда как образование земельных участков из территории СНТ осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
СНТ «Янтарь» отведен земельный участок в размере 78,3207 га на основании постановления Главы Администрации г. Челябинска за № 133-П от 05 декабря 1996 года, в связи с чем выдан государственный акт РФ П-450-3604 № 000841-96.
Следовательно, земельный участок СНТ «Янтарь» был выделен еще в 1996 году, то есть до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации.
Поскольку СНТ «Янтарь» земельный участок был выделен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, земельный участок, расположенный по адресу: <данные изъяты>, распределен административному истцу, как члену указанного товарищества, в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд, в силу приведенных правовых норм отсутствие проекта межевания территории садоводческого товарищества не является препятствием для утверждения схемы расположения земельного участка, которая была согласована со смежными землепользователями и СНТ «Янтарь».
Таким образом, основываясь на обстоятельствах, установленных по делу, имеющихся в деле доказательствах, учитывая положения п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, в котором указаны основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, суд приходит к выводу о непредоставлении административным ответчиком достаточных доказательств, подтверждающих наличие законных оснований для отказа Кузнецову В.Ю. в утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка.
Разрешая заявленные требования, суд, учитывая, что указание Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска административному истцу на отсутствие утвержденного в установленном законом порядке проекта межевания территории СНТ «Янтарь» не является предусмотренным законом основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, приходит к выводу о незаконности отказа Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска № 13326 от 06 апреля 2021 года.
В то же время судебный контроль ограничен принципом разделения властей (ст. 10 Конституции Российской Федерации), который препятствует вмешательству в сферу исключительной компетенции соответствующих органов и должностных лиц, следовательно, судебный акт по своему существу не может подменять собой решение уполномоченного органа государственной власти. В связи с чем, суд не полномочен возлагать на орган обязанности, напрямую вытекающие из исключительной компетенции данного субъекта.
Таким образом, поскольку суд не вправе подменять собой орган муниципального образования, в компетенцию которого входит принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, правовых оснований для удовлетворения требований административного истца о возложении на административного ответчика обязанности утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории не имеется.
При этом, в связи с допущенными административным ответчиком вышеперечисленными нарушениями, суд считает правильным возложить на Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска обязанность повторно рассмотреть заявление Кузнецова В.Ю. об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 843 кв.м. на кадастровом плане территории СНТ «Янтарь».
Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Кузнецова Василия Юрьевича к Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска о признании отказа в утверждении схемы расположения земельного участка незаконным, возложении обязанности удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска от 06 апреля 2021 года № 13326 об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 843 кв.м. на кадастровом плане территории для ведения садоводства, расположенного по адресу: г. <данные изъяты>
Обязать Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска повторно рассмотреть заявление Кузнецова Василия Юрьевича об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 843 кв.м. на кадастровом плане территории для ведения садоводства, расположенного по адресу: <данные изъяты>
В удовлетворении остальной части исковых требований Кузнецова Василия Юрьевича отказать.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, принявший решение.
Председательствующий: Соколова Д.Е.