№ №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 июня 2015 года с. Александров-Гай
Новоузенский районный суд Саратовской области в составе:
Председательствующего судьи Сушинских Е.Г.
при секретаре Егоровой Т.Е.
с участием помощника прокурора Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области Яндренского Д.А.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Александрово-Гайского района Саратовской области в интересах неопределенного круга лиц (в порядке ст. 45 ГПК РФ) к Муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования «Детская школа искусств с. Александров-Гай» Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области и администрации Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области о возложении обязанности установить систему видеонаблюдения в целях устранения нарушений законодательства о противодействии терроризму,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Александрово-Гайского района Саратовской области обратился в районный суд с вышеуказанным заявлением, обосновывая свои требования, тем, что 15.06.2015 года прокуратурой Александрово-Гайского района проведена проверка исполнения законодательства о несовершеннолетних и молодежи и о противодействии терроризму.
На территории Александрово-Гайского района расположено муниципальное бюджетное дополнительного образования «Детская школа искусств с. Александров-Гай» Александрово-Гайского муниципального района Саратовской в ходе проведенной проверки выявлено ряд нарушений требований законодательства о противодействии терроризму: отсутствует система видеонаблюдения.
Указанные нарушения влияют на возможность совершения террористического акта, оповещения о нем, времени его совершения и процесса вынужденной эвакуации людей, а также возможность ликвидации последствий, чем создается непосредственная угроза жизни и здоровью людей и персонала учреждения.
Просят суд обязать Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств с. Александров-Гай» Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области произвести установку системы видеонаблюдения в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Обязать администрацию Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области выделить дополнительное финансирование на установку системы видеонаблюдения в здании МБУ ДО «Детская школа искусств с. Александров-Гай» Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области.
Истец помощник прокурора Александрово-Гайского района Саратовской области Яндренский Д.А. в судебном заседании поддержал заявленные требования и просит суд их удовлетворить.
Представитель ответчика МБУ ДО «Детская школа искусств села Александров-Гай» Саратовской области в судебное заседание не явился о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, представил суду письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, с заявленными исковыми требованиями полностью согласен.
Представитель ответчика администрации Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области в судебное заседание не явился о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, ходатайств суду об отложении дела не представили.
В соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Выслушав объяснения прокурора, исследовав путем оглашения в судебном заседании письменные доказательства, имеющиеся в материалах гражданского дела, оценив их в совокупности на предмет относимости, достоверности и допустимости, руководствуясь законом и совестью, суд в процессе разбирательства гражданского дела установил нижеследующие обстоятельства.
В соответствии с ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» терроризм – идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.
Согласно ст.ст. 2 и 3 ФЗ № 35 от 06.03.2006 года к основным принципам противодействия терроризму отнесены обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.
Данным законом определено понятие «террористический акт» - совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.
Образовательные учреждения в силу специфики организационно-правовой формы является местом значительного скопления людей – учащихся, работников образовательного учреждения, родителей учеников, в связи с чем может быть объектом преступного посягательства, в том числе террористической направленности.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» экстремистская деятельность (экстремизм) включает в себя нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 32 Закона РФ "Об образовании", компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств.
В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно ст.ст. 2,3 ФЗ № 114 от 25.07.2002 года основным принципом противодействия экстремистской деятельности являются приоритет мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности.
Противодействие экстремистской деятельности осуществляется посредством принятия профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности.
В соответствии с письмами Федерального агентства по образованию от 19.03.2007 года № 17-1/45 и от 14.09.2007 года № 17-1/143 в целях реализации федеральных законов «О противодействии терроризму» и «О противодействии экстремисткой деятельности», важнейшим направлением в работе образовательных учреждений всех уровней становятся укрепление комплексной безопасности объектов образования, выработка единых эффективных подходов к решению задач по созданию условий, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья обучающихся и сотрудников учебных заведений во время учебной, трудовой деятельности и в чрезвычайных ситуациях.
Согласно вышеуказанным письмам Федерального агентства по образованию в первую очередь необходимо было профинансировать наиболее затратные мероприятия, направленные на усиление противопожарного и антитеррористического режимов объектов образования: установку тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и экстренной эвакуацией видеонаблюдения и т.п.
В 2013 году закончила свое действие долгосрочная программа «Профилактика терроризма и экстремизма в Саратовской области» на 2008-2010 года» с изменениями на 17.01.2011 года, направленная на усиление противопожарного и антитеррористического режимов объектов образования, установку тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и экстренной эвакуацией, видеонаблюдения и т.п.
Характерными недостатками недостатками по обеспечению безопасности на ряде объектов социальной сферы, образования, здравоохранения, культуры, являются: отсутствие тревожной кнопки, систем оповещения, видеонаблюдения, металлических дверей и надежного ограждения.
Согласно ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
В соответствии с п. 5.39 Строительных норм и правил СНиП 3 1-06-2009 «Общественные здания и сооружения», утвержденных приказом Министерства регионального развития РФ от 01.09.2009 г. №390, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или ситуационные центры «Службы 1 12».
Согласно п. "д" ст. 11 "Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации", утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
Согласно ч. 1, 7 ст. 51 Закона Российской Федерации "Об образовании" образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.
В нарушение указанных требований действующего законодательства система видеонаблюдения в здании МБУ ДО «Детская школа искусств с. Александров-Гай» по состоянию на 15.06.2015 года не установлена.
Разрешая данный спор, суд пришел к выводу, что, имеется нарушение указанных выше норм со стороны образовательного учреждения, что ставит под угрозу жизнь и здоровье обучающихся и иных участников образовательного процесса учреждения. Данное обстоятельство ответчиком не оспаривается и подтверждается письмом начальника управления образованием администрации района.
Отсутствие в образовательном учреждении системы видеонаблюдения нарушает права воспитанников, учащихся и сотрудников школы на образование и труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности, предусмотренным действующим законодательством, а также имеющиеся нарушения свидетельствуют о непосредственной угрозе жизни и здоровью обучающихся в образовательном учреждении.
Поскольку граждане, реализуя свое право на свободу, постоянно меняют место жительства, место учебы в образовательных учреждениях, определить точное количество детей, чьи права нарушены в результате непринятия мер по установке системы видеонаблюдения в образовательном учреждении не представляется возможным, поэтому прокурор вправе предъявить иск в интересах неопределенного круга граждан.
Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждения не могут ущемлять права ребенка. Однако, финансирование на установку системы видеонаблюдения в образовательных учреждениях района в бюджете Александрово-Гайского района на 2015 год не предусматривалось, в связи с чем, требуется дополнительное финансирование.
Кроме того ответчик с иском согласен. В соответствии с ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств с. Александров-Гай» Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области произвести установку системы видеонаблюдения в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Обязать администрацию Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области выделить дополнительное финансирование на установку системы видеонаблюдения в здании муниципального бюджетного дополнительного образования «Детская школа искусств с. Александров-Гай» Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области.
Принятое по делу решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Саратовского областного суда посредством подачи апелляционной жалобы лицами участвующими в деле через Новоузенский районный суд Саратовской области в течении месяца со дня принятия судом решения.
Судья : Е.Г. Сушинских