Решение по делу № 2а-1746/2022 от 29.04.2022

Дело № 2а-1746/2022

92RS0004-01-2022-001642-32

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

(полный текст)

24 июня 2022 года                                                 город Севастополь

Нахимовский районный суд города Севастополя в составе:

Председательствующего судьи Григорьевой У.С.,

при помощнике судьи Смола Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Жаркуцкого ФИО7 к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, заинтересованное лицо – Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя о признании отказа незаконным и обязательстве совершить определенные действия,

установил:

Жаркуцкий В.Н. обратился в суд с административным иском к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в котором просит признать незаконными действия ответчика, выразившиеся в отказе в предоставлении государственной услуги об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес> оформленного письмом ГУ-исх-2897/22 от 31.03.2022; обязать административного ответчика утвердить схему расположения вышеуказанного земельного участка согласно заявления Жаркуцкого В.Н. в указанных в административном иске координатах.

Требования мотивированы тем, что на основании решения Севастопольского городского Совета от 08.09.200 года № 7624, Костенюку В.В. были утверждены материалы выбора земельного участка ориентировочной площадью 0,1 га для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) по <адрес> а также дано согласие на разработку градостроительного обоснования размещения жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) по <адрес>. Решением Нахимовского районного суда города Севастополя от 27.11.2020 за истцом признано право на завершение оформления права собственности на вышеуказанный земельный участок после смерти Костенюк В.В. 24.09.2021 Жаркуцкий В.Н. обратился через МФЦ в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес>. Однако ответчиком истцу было отказано в предоставлении государственной услуги. Основанием для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории является несоответствие схемы расположения земельного участка Генеральному плану города Севастополя от 13.12.2004 № «Об утверждении Генерального плана развития города Севастополя до 2025 года», иной градостроительной документации, разработанной и утвержденной в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами города Севастополя, в отношении территории, на которой расположен испрашиваемый земельный участок. Административный истец считает данное решение административного ответчика незаконным, поскольку такое основание для отказа в предоставлении государственной услуги не соответствует действующему законодательству.

Административный истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще. Направил ходатайство об отложении рассмотрения дела, в связи с тем, что находится за пределами города Севастополя. Данную причину неявки в судебное заседание суд признает неуважительной и полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, причин неявки суду не сообщил. Направил в суд материалы на основании которых было принято оспариваемое решение.

Представитель заинтересованного лица Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, причин неявки суду не сообщил. Направил в суд выкопировку из Генерального плана города Севастополя, утвержденного решением Севастопольского городского Совета от 13 декабря 2005 года №4114 «Об утверждении Генерального плана развития города Севастополя до 2025 года», выкопировки из ИСОГД из ресурсной группы «Проекты планировки и межевания территории», информационный слой «Границы ППТ и ПМТ», из ресурсной группы «Сводный план красных линий», информационный слой «Действующие красные линии», в отношении территории на которой расположен испрашиваемый земельный участок.

В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ, неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Суд счел возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие неявившихся участников рассматриваемого дела, извещенных в установленном законом порядке, с учетом представленных сторонами доказательств, учитывая, что информация о времени и месте рассмотрения дела опубликована на официальном сайте Нахимовского районного суда в сети Интернет.

Исследовав материалы дела, представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности. Суд удовлетворяет такое заявление при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушения этим решением или действием (бездействием) прав либо свобод заявителя.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Статьей 219 КАС РФ предусмотрено, что если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (часть 1). Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8).

Обжалуемое решение вынесено ответчиком 31.03.2022, административное исковое заявление подано в суд 29.04.2022, т.е. в сроки, установленные ст. 219 КАС РФ.

Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрена настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий органов, наделенных государственными или иными публичными полномочиями возлагается на соответствующий орган.

Административный истец, обратившийся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов обязан указывать каким нормативным актам, по его мнению, противоречат акты, решения, действия (бездействие), подтверждать сведения о том, что оспариваемым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы.

Судом установлено, что решением Севастопольского городского Совета от 08.09.200 года № 7624 «Об утверждении материалов выбора земельного участка и даче согласия гр. Костенюку В.В. на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадью 0,1 га для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) по <адрес> Костюкову В.В. утверждены материалы выбора земельного участка, дано согласие на разработку градостроительного обоснования размещения жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) по <адрес>

Пунктом 5.1. указанного решения установлены ограничения по использованию земельного участка согласно ст. 111 Земельного кодекса Украины.

С целью завершения оформления права на земельный участок 24.09.2021 истец, с учетом имеющегося решения Нахимовского районного суда города Севастополя от 27.11.2020, которым за истцом признано право на завершение оформления права собственности на вышеуказанный земельный участок после смерти Костенюк В.В., обратился к ответчику с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: г<адрес>

Сообщением от 31.03.2022 № ГУ-исх.-2897/22 Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя в предоставлении государственной услуги отказано на основании пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ, п.1 ст.2 Закона города Севастополя от 07.12.2016 года №299-ЗС «О перечне оснований для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории», поскольку согласно заключению Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя, предоставленная схема расположения земельного участка не согласована. В соответствии с Генеральным планом города Севастополя, утвержденным решением Севастопольского городского Совета от 13.12.2005 №4114, испрашиваемый земельный участок расположен в проектируемой зоне зеленых насаждений общего пользования (парков, скверов и др.); частично в проектируемой зоне малоэтажной жилой застройки, в том числе усадебной. Кроме того, при рассмотрении предоставленной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории было выявлено, что проектируемый земельный участок полностью формируется на земельном участке в отношении которого разработан ППТ и ПМ Проект планировки и проект межевания территории, расположенной в районе <адрес>, который утвержден Постановлением Правительства Севастополя от 17.02.2022 « 53-ПП «Об утверждении документации по планировке территории «Проект планировки и проект межевания территории, расположенной в районе <адрес>

Пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ установлено, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В силу пункта 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется, в том числе в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.

Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи (пункт 2 статьи 11.3 ЗК РФ).

В соответствии со статьей 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее – схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

Согласно пункту 2 данной статьи подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Частью 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ от 21 марта 2014 г. «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) установлено, что до 1 января 2023 г. на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

В соответствии с частью 1 статьи 12 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 г. № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» (далее – Закон № 46-ЗС) завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органа местного самоуправления и решений о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 г.

Часть 2 статьи 12 Закона № 46-ЗС устанавливает, что предоставление земельных участков, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется без проведения торгов и предварительного согласования места размещения объекта, бесплатно – в собственность гражданам Российской Федерации, а также юридическим лицам, указанным в частях 2 и 3 статьи 3 настоящего Закона.

Согласно положениям части 7 статьи 12 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 г. № 46-ЗС заявление о предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей может быть подано не позднее 1 января 2023 г.

Частью 6 статьи 12 Закона № 46-ЗС установлено, что основанием для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статей является: нахождение испрашиваемого земельного участка в границах земель лесного фонда и (или) в границах земель особо охраняемых природных территорий и объектов; несоответствие испрашиваемого вида разрешенного использования земельного участка градостроительной документации.

Частью 5 статьи 12 Закона № 46-ЗС предусмотрено, что порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Правительством Севастополя.

Пунктом 10 Порядка передачи в собственность, в аренду юридическим и физическим лицам земельных участков, расположенных в границах города федерального значения Севастополя, в отношении которых до 21 марта 2014 г. органами местного самоуправления города Севастополя принимались решения о предоставлении разрешения на разработку документации по землеустройству, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 1 февраля 2016 г. № 25-ПП (далее – постановление Правительства Севастополя от 1 февраля 2016 г. № 25-ПП), установлено, что при наличии обстоятельств, указанных в части 6 статьи 12 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 г. № 46-ЗС «Об особенностях регулирования земельных и имущественных отношений на территории города Севастополя», уполномоченный орган в течение 20 дней с момента поступления ответов на направленные запросы принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка. В случае если указанные обстоятельства будут установлены при рассмотрении вопроса об утверждении схемы размещения земельного участка на кадастровом плане территории, они являются основанием для отказа в утверждения схемы.

В пунктах 4 и 12 статьи 1 Градостроительного Кодекса РФ даны следующие понятия:

зоны с особыми условиями использования территорий - охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации;

территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

Согласно пункту 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Административный истец обратился в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, при этом указав вид разрешенного использования – для индивидуальной жилой застройки, цель использования земельного участка – строительство жилого дома, вид желаемого права – собственность.

Вместе с тем, как следует из реестрового дела, согласно заключения Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя предоставленная истцом схема расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 941 кв.м., не согласована, поскольку испрашиваемый земельный участок расположен в проектируемой зоне зеленых насаждений общего пользования (парков, скверов и др.).

Вместе с тем, согласно заключению от 30.03.2022 о проведенном анализе границ земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> площадью 941 кв.м, выполненного главным специалистом отдела оказания государственных услуг Департамента оп имущественным и земельным отношениям города Севастополя, выявлены замечания к границам вышеуказанного земельного участка, а именно проектируемый земельный участок полностью формируется на земельном участке в отношении которого разработан ППТ и ПМ Проект планировки и проект межевания территории, расположенной в районе <адрес>, который утвержден Постановлением Правительства Севастополя от 17.02.2022 « 53-ПП «Об утверждении документации по планировке территории «Проект планировки и проект межевания территории, расположенной в районе <адрес>».

Факт нахождения указанного земельного участка в соответствии с Генеральным планом в приведенных зонах подтверждается представленной в деле выкопировкой из Генерального плана и выкопировкой из ИСОГД, ресурсная группа «Проекты планировки и межевания территории», информационный слой «Границы ППТ и ПМТ», ресурсная группа «Сводный план красных линий», информационный слой «Действующие красные линии».

Пунктом 1 части 1, частями 2, 3 статьи 104 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются, в том числе в целях защиты жизни и здоровья граждан.

В целях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, в границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий.

Таким образом, административный ответчик с учетом информации, полученной от Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя, который участвует в предоставлении услуги по утверждению схемы земельного участка, отказал в ее утверждении по основаниям, полностью соответствующим приведенному выше законодательству.

Доводы о юридическом значении выданных документов, в том числе решения Севастопольского городского Совета от 08.09.2009 № 7624 «Об утверждении материалов выбора земельного участка и даче согласия гр. Костенюку В.В. на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадью 0,1 га для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) по <адрес> не могут быть приняты во внимание, поскольку в силу ст. 12 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 года №6-ФКЗ на которую истец ссылается в иске, такие документы признаются действующими, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.

Вместе с тем суд отмечает, что наличие у истца права на завершение оформления в собственность земельного участка, признанного решением Нахимовского районного суда города Севастополя от 27 ноября 2020 года не свидетельствует о наличии у Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя безусловной обязанности утвердить схему и передать в собственность земельный участок истцу в соответствии с поданным им заявлением при наличии установленных законом оснований для отказа.

При этом в силу ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим кодексом.

С учетом того, что при рассмотрении дела не нашли подтверждение доводы истца о незаконности отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, и о нарушении по вине ответчика прав и законных интересов истца в сфере земельных отношений, препятствующих в осуществлении прав, заявленные требования не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 140–181 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении административного иска Жаркуцкого ФИО7 к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, заинтересованное лицо – Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя о признании отказа незаконным и обязательстве совершить определенные действия – отказать.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Севастопольский городской суд через Нахимовский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Мотивированный текст решения суда изготовлен 08.07.2022.

Председательствующий                           У.С. Григорьева

2а-1746/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Жаркуцкий Вячеслав Николаевич
Ответчики
Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя
Другие
Департамент архитектуры и градостроительства г. Севастополя
Деменок Алексей Викторович
Суд
Нахимовский районный суд Севастополя
Судья
Григорьева Ульяна Сергеевна
Дело на странице суда
nakhimovskiy.sev.sudrf.ru
29.04.2022Регистрация административного искового заявления
04.05.2022Передача материалов судье
04.05.2022Решение вопроса о принятии к производству
23.05.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
23.05.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.05.2022Подготовка дела (собеседование)
27.05.2022Рассмотрение дела начато с начала
27.05.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.06.2022Судебное заседание
08.07.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее