Решение по делу № 33-2302/2021 от 21.01.2021

УИД 66RS0050-01-2020-000489-22

Судья Аксёнов А.С. дело № 33-2302/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Екатеринбург 19.02.2021

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Волошковой И.А., судей Кучеровой Р.В., Хайровой Г.С. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Адамовой К.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-401/2020 по иску Пургиной Т.В., Орловой Н.Г., Опфер Н.Н. к Администрации Североуральского городского округа, Департаменту ветеринарии Свердловской области о возложении обязанности внести изменения в Правила землепользования и застройки Североуральского городского округа, о возложении обязанности утвердить схему земельного участка, организовать на территории Североуральского городского округа пункт временного содержания и приют для безнадзорных животных, о возложении обязанности разработать и принять правила, устанавливающие порядок отлова и содержания безнадзорных животных,

по апелляционной жалобе ответчика Администрации Североуральского городского округа на решение Североуральского городского суда Свердловской области от 24.08.2020.

Заслушав доклад председательствующего Волошковой И.А., объяснения представителя ответчика Рябухиной О.В., действующей в интересах Администрации Североуральского городского округа, поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия

установила:

решением Североуральского городского суда Свердловской области от 24.08.2020 частично удовлетворен иск Пургиной Т.В., Орловой Н.Г., Опфер Н.Н. к Администрации Североуральского городского округа, на Администрацию Североуральского городского округа возложена обязанность в течение шести месяцев, начиная со дня вступления решения в законную силу, организовать на территории Североуральского городского округа приют для животных, в удовлетворении остальной части исковых требований к Администрации Североуральского городского округа отказано, в удовлетворении иска к Департаменту ветеринарии Свердловской области отказано.

В апелляционной жалобе ответчик Администрация Североуральского городского округа просит решение Североуральского городского суда Свердловской области от 24.08.2020 отменить в части удовлетворения иска, принять по делу в указанной части новое решение, которым отказать Пургиной Т.В., Орловой Н.Г., Опфер Н.Н. в удовлетворении иска о возложении на Администрацию Североуральского городского округа обязанности организовать на территории Североуральского городского округа приют для животных. По мнению автора апелляционной жалобы, судом первой инстанции в обжалуемой части неправильно применены нормы материального права.

В поступивших возражениях на апелляционную жалобу истцы Пургина Т.В., Орлова Н.Г., Опфер Н.Н. просят решение Североуральского городского суда Свердловской области от 24.08.2020 оставить без изменения, жалобу ответчика Администрация Североуральского городского округа- без удовлетворения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции 19.02.2021 не явились истцы Пургина Т.В., Орлова Н.Г., Опфер Н.Н., ответчик Департамент ветеринарии Свердловской области, извещены о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции в соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, информация о рассмотрении дела размещена на сайте Свердловского областного суда (oblsud.svd.sudrf.ru). Поскольку в материалах дела имеются доказательства извещения неявившихся лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, об отложении разбирательства по делу не просили, уважительных причин неявки в судебное заседание не представили, ответчик Департамент ветеринарии Свердловской области просил рассмотреть дело в его отсутствие, судебная коллегия, руководствуясь статьями 167,327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила рассмотреть дело при данной явке.

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителя ответчика Рябухиной О.В., действующей в интересах Администрации Североуральского городского округа, проверив законность и обоснованность судебного решения в обжалуемой части, в пределах доводов апелляционной жалобы, возражений на жалобу в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них (пункт 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.06.2012 № 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции").

Ответчик Администрация Североуральского городского округа обжалует решение Североуральского городского суда Свердловской области от 24.08.2020 только в части удовлетворения иска Пургиной Т.В., Орловой Н.Г., Опфер Н.Н., а именно в части возложения на Администрацию Североуральского городского округа обязанности в течение шести месяцев, начиная со дня вступления решения в законную силу, организовать на территории Североуральского городского округа приют для животных. Истцы Пургина Т.В., Орлова Н.Г., Опфер Н.Н. решение Североуральского городского суда Свердловской области от 24.08.2020 не обжаловали, в своих возражениях на апелляционную жалобу ответчика указали, что согласны с решением Североуральского городского суда Свердловской области от 24.08.2020, просили решение Североуральского городского суда Свердловской области от 24.08.2020 оставить без изменения.

Судебная коллегия, руководствуясь положениями частей 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, приняв во внимание доводы апелляционной жалобы ответчика Администрации Североуральского городского округа, доводы возражений истцов на апелляционную жалобу ответчика, также приняв во внимание правовую позицию, изложенную в судебном заседании суда апелляционной инстанции представителем ответчика Рябухиной О.В., действующей в интересах Администрации Североуральского городского округа, проверяет законность и обоснованность решения Североуральского городского суда Свердловской области от 24.08.2020 только в части возложения на Администрацию Североуральского городского округа обязанности в течение шести месяцев, начиная со дня вступления решения в законную силу, организовать на территории Североуральского городского округа приют для животных.

Федеральный закон от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" регулирует отношения в области обращения с животными в целях защиты животных, а также укрепления нравственности, соблюдения принципов гуманности, обеспечения безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными.

Отношения в области обращения с животными регулируются настоящим Федеральным законом от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с животными относятся: установление порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями по организации деятельности приютов для животных и нормам содержания животных в них; установление порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев; установление порядка организации и осуществления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации государственного надзора в области обращения с животными; иные полномочия, предусмотренные законодательством в области обращения с животными. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе создавать приюты для животных и обеспечивать их функционирование на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять отдельными полномочиями в области обращения с животными органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления в области обращения с животными определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации об общих принципах организации местного самоуправления и настоящим Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 5, пунктом 1 части 1 статьи 7 и частью 13 статьи 16 Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Правительство Российской Федерации утвердило методические указанияпо организации деятельности приютов для животных и установлению норм содержания животных в них.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.11.2019 №1504 “Об утверждении методических указаний по организации деятельности приютов для животных и установлению норм содержания животных в них» установлены указания по организации деятельности приютов для животных (далее - приюты) и установлению норм содержания животных в них, в соответствии с которыми органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают правила организации деятельности приютов и установления норм содержания животных в них (далее - правила).

В целях настоящего документа под приютами понимаются государственные или муниципальные учреждения, негосударственные коммерческие и некоммерческие организации, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по содержанию животных, во владении или пользовании которых находятся отдельно расположенные и предназначенные для содержания животных здания, строения и сооружения. Под животными понимаются животные, которые не имеют владельцев или владельцы которых неизвестны, животные, от права собственности на которых владельцы отказались.

В силу статьи 16 Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» приюты для животных создаются в целях осуществления деятельности по содержанию животных, в том числе животных без владельцев, животных, от права собственности на которых владельцы отказались. Приюты для животных размещаются в специально предназначенных для этого зданиях, строениях, сооружениях. Приюты для животных могут быть государственными, муниципальными, а также частными. Владельцами частных приютов для животных могут быть индивидуальные предприниматели или юридические лица. В приютах для животных может осуществляться деятельность по временному содержанию (размещению) домашних животных по соглашению с их владельцами, а также деятельность по оказанию ветеринарных и иных услуг. Порядок организации деятельности приютов для животных, а также нормы содержания животных в них устанавливаются уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В силу статьи 18 Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев включают в себя: отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных; содержание животных без владельцев в приютах для животных в соответствии с частью 7 статьи 16 настоящего Федерального закона; возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев; возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, указанных в пункте 2 настоящей части; размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных.

В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» государственный надзор в области обращения с животными осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного ветеринарного надзора, федерального государственного экологического надзора, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации переданы полномочия на осуществление федерального государственного надзора в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного ветеринарного надзора, государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения. Порядок организации и осуществления уполномоченными федеральными органами исполнительной власти государственного надзора в области обращения с животными устанавливается Правительством Российской Федерации. Порядок организации и осуществления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации государственного надзора в области обращения с животными устанавливается законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» общественный контроль в области обращения с животными осуществляется общественными объединениями и иными некоммерческими организациями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством Российской Федерации. Граждане, изъявившие желание оказывать органам государственного надзора содействие на добровольной и безвозмездной основе, могут осуществлять общественный контроль в области обращения с животными в качестве общественных инспекторов в области обращения с животными. Порядок организации деятельности общественных инспекторов в области обращения с животными, в том числе форма удостоверения, порядок его выдачи, порядок взаимодействия общественных инспекторов в области обращения с животными с органами государственного надзора, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Анализ действующего законодательства позволяет выявить два основных уровня правового регулирования деятельности приютов для животных: федеральный и региональный.

Федеральный уровень представлен Федеральным законом от 27.12.2018 N498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.11.2019 №1504 “Об утверждении методических указаний по организации деятельности приютов для животных и установлению норм содержания животных в них»

Региональный уровень представлен законами и другими правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, определенных Федеральным законом от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», включая полномочие по установлению порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них.

При этом Федеральный закон от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» достаточно подробно детализируя в статьях 5,7 полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с животными, в части соответствующих полномочий органов местного самоуправления в статье 8 содержит лишь отсылочную норму к законодательству Российской Федерации об общих принципах организации местного самоуправления. С учетом этого регулирование на уровне правовых актов органов местного самоуправления предусматривает в основном закрепление в уставах муниципальных образований общих положений об осуществлении на территории соответствующего муниципального образования деятельности по обращению с животными без владельцев.

Следует отметить, что указанные положения представлены как права органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения. Данная оговорка имеет, по мнению судебной коллегии, значение в контексте вопроса о возможности создания муниципальных приютов и их финансирования за счет средств местных бюджетов.

В соответствии с пунктом 3 статьи 16 Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» могут быть образованы следующие виды приютов: государственные, муниципальные и частные, но вместе с тем этот закон не требует, чтобы в каждом субъекте Федерации в обязательном порядке создавались все три вида приютов.

При этом в соответствии с положениями пункта 82 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов осуществления полномочий в области обращения с животными, предусмотренных законодательством в области обращения с животными, в том числе организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Часть 2 статьи 7 Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» устанавливает, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе создавать приюты для животных и обеспечивать их функционирование на территории соответствующего субъекта Федерации.

Таким образом, толкование норм Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в их взаимосвязи позволяет сделать вывод о том, что наряду с закрепленным полномочием субъектов Российской Федерации по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев создание приютов все же является их правом, а не обязанностью, что предполагает возможность выбора различных форм реализации соответствующего полномочия: это могут быть только государственные приюты, только частные, государственные и муниципальные приюты или государственные и частные приюты.

Участие органов местного самоуправления в создании приютов для животных обеспечивается положением части 3 статьи 16 Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающей такой вид приютов, как муниципальные. Вместе с тем в контексте вопроса о возможности создания муниципальных приютов для животных и их финансирования за счет средств местных бюджетов судебная коллегия полагает необходимым обратить внимание на следующее обстоятельство.

Осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территориях муниципальных образований, определено статьями 14.1 и 16.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" как право органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения соответствующих муниципальных образований (городских и муниципальных округов, городских и сельских поселений). Тем не менее соответствующее право, непосредственно не относящееся к вопросам местного значения, с учетом ограничений, установленных бюджетным законодательством, может быть реализовано не всеми муниципальными образованиями. На основании статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации соответствующие решения не могут приниматься муниципальными образованиями, в бюджетах которых доля дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 20% доходов местного бюджета.

Таким образом, правовая возможность создания муниципальных приютов, предусмотренная Федеральным законом от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», напрямую зависит от бюджетной обеспеченности конкретного муниципального образования в части выполнения приведенных требований бюджетного законодательства Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что 09.12.2019 в Администрацию Североуральского городского округа поступило обращение жителей города Североуральска, в котором указано на сложившуюся неблагополучную ситуацию в городе с бродячими животными, в обращении содержалась просьба об оказании помощи в поиске здания для размещения приюта для животных. 29.01.2020 в Администрацию Североуральского городского округа поступило обращение волонтеров и зоозащитников, в котором они требовали, в том числе, изыскать возможность выделения земельного участка под устройство муниципального приюта для собак или выделить в безвозмездное пользование муниципальное здание для этих целей.

29.01.2020 истец Пургина Т.В. обратилась к депутату Государственной Думы Шипулину А.В. с просьбой принять меры для принуждения Администрации Североуральского городского округа к исполнению требований Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

05.02.2020 истец Пургина Т.В. обратилась в прокуратуру Североуральска с просьбой принять меры для принуждения Администрации Североуральского городского округа к исполнению требований Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

10.02.2020 и 12.02.2020 истец Пургина Т.В. обратилась в Департамент ветеринарии по Свердловской области с аналогичными заявлениями.

Уполномоченными органами и уполномоченными лицами на указанные обращения даны ответы.

Законом Свердловской области от 03.12.2014 №110-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, государственным полномочием Свердловской области в сфере организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев» регулируются отношения, связанные с наделением органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, государственным полномочием Свердловской области в сфере организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с собаками без владельцев (далее - государственное полномочие в сфере организации мероприятий по обращению с собаками без владельцев) и осуществлением органами местного самоуправления этих муниципальных образований переданного им государственного полномочия в сфере организации мероприятий по обращению с собаками без владельцев.

В силу статьи 1 Закона Свердловской области от 03.12.2014 №110-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, государственным полномочием Свердловской области в сфере организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев» органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, при осуществлении государственного полномочия в сфере организации мероприятий по обращению с собаками без владельцев организуют проведение следующих мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с собаками без владельцев (далее - мероприятия по обращению с собаками без владельцев): 1) отлов собак без владельцев, их транспортировка, учет, пристройство, содержание (в том числе лечение, вакцинация, стерилизация, маркирование), возврат собак без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания; 2) аренда, оборудование и содержание помещений для размещения пунктов временного содержания отловленных собак без владельцев.

Видами муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, органы местного самоуправления которых наделяются государственным полномочием в сфере организации мероприятий по обращению с собаками без владельцев, являются 1) городские округа; 2) муниципальные районы (статья 2 Закона Свердловской области от 03.12.2014 №110-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, государственным полномочием Свердловской области в сфере организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев»).

Согласно статье 3 Закона Свердловской области от 03.12.2014 №110-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, государственным полномочием Свердловской области в сфере организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев» органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, при осуществлении переданного им государственного полномочия в сфере организации мероприятий по обращению с собаками без владельцев в пределах их компетенции вправе: получать в соответствии со статьей 5 настоящего Закона средства для осуществления этого государственного полномочия;
запрашивать у органов государственной власти Свердловской области информацию, необходимую для осуществления этого государственного полномочия; принимать муниципальные правовые акты по вопросам осуществления органами местного самоуправления соответствующего муниципального образования этого государственного полномочия;
направлять органам государственной власти Свердловской области предложения по вопросам, связанным с осуществлением этого государственного полномочия.

Органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, при осуществлении переданного им государственного полномочия в сфере организации мероприятий по обращению с собаками без владельцев в пределах их компетенции обязаны: предоставлять органам государственной власти Свердловской области сведения, необходимые для расчета объема средств, передаваемых в соответствии со статьей 5 настоящего Закона для осуществления этого государственного полномочия; организовывать проведение мероприятий по обращению с собаками без владельцев в соответствии с установленным Правительством Свердловской области порядком осуществления деятельности по обращению с собаками без владельцев; осуществлять расходы, указанные в статье 5 настоящего Закона, с учетом максимальной предельной стоимости работ и услуг по проведению мероприятий по обращению с собаками без владельцев, установленной уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере обращения с животными;
отражать в бюджете соответствующего муниципального образования денежные средства, направляемые на осуществление переданного государственного полномочия в сфере организации мероприятий по обращению с собаками без владельцев, раздельно с денежными средствами, направляемыми на исполнение других расходных обязательств этого муниципального образования; обеспечивать эффективное расходование средств, указанных в статье 5 настоящего Закона, исключительно на те цели, на которые предоставлены эти средства; представлять органам государственной власти Свердловской области в соответствии со статьей 6 настоящего Закона отчетность об осуществлении этого государственного полномочия; создавать условия для осуществления органами государственной власти Свердловской области в соответствии со статьей 7 настоящего Закона контроля за осуществлением органами местного самоуправления соответствующего муниципального образования переданного этим органам местного самоуправления государственного полномочия в сфере организации мероприятий по обращению с собаками без владельцев, в том числе предоставлять этим органам государственной власти подготовленные в письменной форме разъяснения, иные документы и материалы, необходимые для осуществления такого контроля; размещать на официальном сайте соответствующего муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", опубликовывать в средствах массовой информации соответствующего муниципального образования информацию об организациях, осуществляющих деятельность по обращению с собаками без владельцев.

В силу статьи 5 Закона Свердловской области от 03.12.2014 №110-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, государственным полномочием Свердловской области в сфере организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев» муниципальным образованиям, расположенным на территории Свердловской области, передаются денежные средства для осуществления органами местного самоуправления этих муниципальных образований переданного им государственного полномочия в сфере организации мероприятий по обращению с собаками без владельцев. В законе Свердловской области об областном бюджете предусматривается предоставление субвенций из областного бюджета бюджетам муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, на осуществление переданного органам местного самоуправления этих муниципальных образований государственного полномочия в сфере организации мероприятий по обращению с собаками без владельцев. Субвенции, указанные в части первой настоящего пункта, предоставляются бюджетам муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, органы местного самоуправления которых осуществляют переданное им государственное полномочие в сфере организации мероприятий по обращению с собаками без владельцев, для осуществления следующих расходов: 1) расходов на проведение мероприятий по обращению с собаками без владельцев; 2) расходов на обеспечение деятельности по проведению мероприятий по обращению с собаками без владельцев.
Объем субвенций определяется уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере обращения с животными исходя из нормативов, рассчитанных в соответствии с утвержденной настоящим Законом Методикой расчета нормативов для определения объема субвенций из областного бюджета бюджетам муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, на осуществление переданного органам местного самоуправления этих муниципальных образований государственного полномочия в сфере организации мероприятий по обращению с собаками без владельцев (прилагается), и утверждается законом Свердловской области об областном бюджете. Распределение субвенций осуществляется уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере обращения с животными в соответствии с утвержденной настоящим Законом Методикой распределения субвенций из областного бюджета бюджетам муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, на осуществление переданного органам местного самоуправления этих муниципальных образований государственного полномочия в сфере организации мероприятий по обращению с собаками без владельцев (прилагается) между всеми муниципальными образованиями, расположенными на территории Свердловской области, органам местного самоуправления которых передано это государственное полномочие, и утверждается законом Свердловской области об областном бюджете. Законом Свердловской области об областном бюджете могут быть утверждены нераспределенные субвенции в объеме, не превышающем 5 процентов общего объема этих субвенций. Распределение таких субвенций, не распределенных в законе Свердловской области об областном бюджете, осуществляется уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере обращения с животными в порядке, установленном Правительством Свердловской области.

В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетамсубвенцийиз соответствующих бюджетов. Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

Согласно статье 18 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации. Возложение на муниципальные образования обязанности финансирования расходов, возникших в связи с осуществлением органами государственной власти и (или) органами местного самоуправления иных муниципальных образований своих полномочий, не допускается.

В силу пункта 15 части 1 статьи 16.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением имеют право на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территориях муниципального округа, городского округа.

Постановлением Правительства Свердловской области от 26.02.2020 №107-ПП утвержден Порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Свердловской области. Согласно пункту 13 Порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Свердловской области животные без владельцев после отлова подлежат транспортировке и немедленной передаче в приют для животных.

Постановлением Правительства Свердловской области от 26.02.2020 №108-ПП утвержден Порядок организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них на территории Свердловской области (настоящий порядок устанавливает требования к организации деятельности приютов для животных и нормы содержания животных в них на территории Свердловской области). Настоящий Порядок разработан в соответствии сФедеральным законом от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", методическими указаниями по организации деятельности приютов для животных и установлению норм содержания животных в них, утвержденнымиПостановлением Правительства Российской Федерации от 23.11.2019 N 1504 "Об утверждении методических указаний по организации деятельности приютов для животных и установлению норм содержания животных в них". Согласно пункту 3 Порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них на территории Свердловской области в целях настоящего порядка под приютами для животных (далее - приют) понимаются государственные или муниципальные учреждения, негосударственные коммерческие и некоммерческие организации, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по содержанию животных, во владении или пользовании которых находятся отдельно расположенные и предназначенные для содержания животных здания, строения и сооружения. Под животными понимаются животные, которые не имеют владельцев или владельцы которых неизвестны, животные, от права собственности на которых владельцы отказались. Согласно пункту 4 Порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них на территории Свердловской области деятельность приютов осуществляется с соблюдением требований, установленныхстатьями 9,16и17 Федерального закона от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ. Согласно пункту 7 Порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них на территории Свердловской области приюты размещаются в отдельно стоящих и специально предназначенных для содержания животных зданиях, строениях, сооружениях. Не допускается размещение приютов в изолированных частях общественных, административных или производственных зданий, а также в жилых и нежилых помещениях многоквартирных домов и квартирах. Согласно пункту 8 Порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них на территории Свердловской области приюты должны быть зарегистрированы в федеральной государственной информационной системе в области ветеринарии.

Из Постановления Законодательного собрания Свердловской области от 18.12.2018 № 1666-ПЗС «Об исполнении Закона Свердловской области «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, государственным полномочием Свердловской области по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных собак» следует, что основными проблемами, возникающими при реализации органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов государственного полномочия по регулированию численности безнадзорных собак, являются: отсутствие пунктов передержки и приютов для содержания отловленных безнадзорных собак; невозможность использования субвенции, выделяемой из областного бюджета, на строительство приютов для содержания отловленных безнадзорных собак в связи с тем, что утвержденный Правительством Свердловской области порядок предоставления и расходования субвенций предусматривает их расходование только на аренду, оборудование и содержание помещений для размещения пунктов временного содержания отловленных безнадзорных собак; отсутствие правовых оснований для использования имеющихся питомников, находящихся в собственности общественных организаций, занимающихся охраной и защитой животных. В связи с чем Законодательное Собрание Свердловской области постановило: 1. Информацию Правительства Свердловской области об исполнении Закона Свердловской области «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, государственным полномочием Свердловской области по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных собак» принять к сведению. 2. Предложить Правительству Свердловской области: 1) разработать концепцию отношения к безнадзорным животным, определяющую принципы регулирования отношений в данной сфере; 2) рассмотреть необходимость внесения изменений в Закон Свердловской области «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, государственным полномочием Свердловской области по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных собак» в части возможности использования субвенций на возмещение затрат на проектирование, государственную экспертизу и строительство пунктов временного содержания безнадзорных животных; 3) продолжить работу по совершенствованию нормативного правового регулирования порядка организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных собак на территории Свердловской области до принятия федерального закона об ответственном обращении с животными; 4) рассмотреть вопрос об ужесточении административной ответственности за нарушения правил содержания домашних животных; 5) рассмотреть возможность применения механизма государственно- частного партнерства в организации (строительстве) пунктов временного содержании безнадзорных животных; 6) продолжить работу по разработке пилотного проекта по созданию межмуниципальных пунктов временного содержания безнадзорных животных; 7) рассмотреть возможность создания единой региональной специализированной организации по отлову и содержанию безнадзорных собак со структурными подразделениями, осуществляющими деятельность на территории нескольких муниципальных образований; 8) разработать и внедрить практику эффективного социального предпринимательства и взаимодействия некоммерческих организаций с органами государственной власти Свердловской области и органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, в сфере обращения с безнадзорными животными; 9) проводить совместно с институтами гражданского общества разъяснительную работу с населением в целях пропаганды гуманного и ответственного обращения с животными, в том числе в целях предотвращения неконтролируемого увеличения числа безнадзорных животных. 3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области: 1) продолжить работу по принятию и актуализации муниципальных правовых актов по вопросам осуществления государственного полномочия Свердловской области по регулированию численности безнадзорных собак; 2) обеспечить в полном объеме освоение средств, выделенных из областного бюджета в виде субвенций на реализацию государственного полномочия по регулированию численности безнадзорных собак, а также осуществлять контроль за их целевым использованием; 3) обеспечить контроль за выполнением муниципальных контрактов на проведение мероприятий по регулированию численности безнадзорных собак; 4) активизировать взаимодействие с общественными организациями, занимающимися охраной и защитой животных, по обеспечению временного содержания и пристройства отловленных безнадзорных собак; 5) проводить разъяснительную работу с населением в целях пропаганды гуманного и ответственного обращения с животными, в том числе в целях предотвращения неконтролируемого увеличения числа безнадзорных животных, а также информировать о правилах содержания собак.

Руководствуясь приведенными выше нормами права, приняв во внимание фактические обстоятельства дела, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для удовлетворения иска Пургиной Т.В., Орловой Н.Г., Опфер Н.Н. к Администрации Североуральского городского округа, о возложении на Администрацию Североуральского городского округа обязанности организовать на территории Североуральского городского округа приют для безнадзорных животных.

Толкование приведенных выше норм права в их взаимосвязи позволяет сделать вывод о том, что наряду с закрепленным полномочием субъектов Российской Федерации по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев создание приютов для безнадзорных животных (организация приютов для безнадзорных животных) все же является правом муниципального образования, а отнюдь не обязанностью.

Постановление Правительства Российской Федерации от 23.11.2019 №1504 “Об утверждении методических указаний по организации деятельности приютов для животных и установлению норм содержания животных в них» обязывает органы государственной власти субъектов Российской Федерации принять правила организации деятельности приютов и установления норм содержания животных, в которые должны быть включены обязательные положения: требования к размещению приюта и обустройству помещений, используемых для приема животных, их временного и постоянного содержания; требования к температурно-влажностному режиму, освещенности и вентиляции помещений приюта, а также к их водоснабжению и водоотведению; порядок поступления животных в приют; порядок проведения осмотра животных, их карантинирования и оказания им ветеринарной помощи в соответствии с ветеринарным законодательством Российской Федерации; маркирование животных, которые не имеют владельцев или владельцы которых неизвестны; стерилизация животных без владельцев и их вакцинация против бешенства и иных заболеваний, опасных для человека и животных, и осуществление иных профилактических ветеринарных мероприятий; осуществление мероприятий по кормлению, поению, выгулу животных и уходу за ними, а также мероприятий по уборке, дезинфекции, дезинсекции и дератизации помещений приюта; ведение документального учета поступления в приюты и выбытия из приютов животных и хранение соответствующих учетных сведений на бумажных носителях и (или) в форме электронных документов; содержание животных без владельцев до наступления их естественной смерти; возврат животных без владельцев на прежние места обитания; передача животных без владельцев новым владельцам и некоторые другие положения. При этом в определенной части допускается правовое регулирование соответствующих положений с учетом инфраструктурной обеспеченности субъектов Российской Федерации, а также региональных географических и климатических особенностей (п. 4 Методических указаний).

При таких обстоятельствах решение Североуральского городского суда Свердловской области от 24.08.2020 в части возложения на Администрацию Североуральского городского округа обязанности в течение шести месяцев, начиная со дня вступления решения в законную силу, организовать на территории Североуральского городского округа приют для животных подлежит отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (неправильное применение норм материального права).

Отменяя решение Североуральского городского суда Свердловской области от 24.08.2020 в указанной части, судебная коллегия принимает по делу в этой части новое решение, которым отказывает Пургиной Т.В., Орловой Н.В., Опфер Н.Н. в удовлетворении иска к Администрации Североуральского городского округа о возложении на Администрацию Североуральского городского округа обязанности организовать на территории Североуральского городского округа приют для безнадзорных животных. В остальной части решение Североуральского городского суда Свердловской области от 24.08.2020 судебная коллегия оставляет без изменения (в этой части решение суда первой инстанции не обжаловано лицами, участвующими в деле, судом апелляционной инстанции не проверялось, решение суда первой инстанции проверялось судом апелляционной инстанции только в обжалуемой части).

Руководствуясь статьями 320, 327, 327.1, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Североуральского городского суда Свердловской области от 24.08.2020 отменить в части возложения на Администрацию Североуральского городского округа обязанности в течение шести месяцев, начиная со дня вступления решения в законную силу, организовать на территории Североуральского городского округа приют для животных.

В остальной части решение Североуральского городского суда Свердловской области от 24.08.2020 оставить без изменения.

Председательствующий И.А. Волошкова

Судьи Р.В. Кучерова

Г.С. Хайрова

33-2302/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Опфер Нэлля Николаевна
Орлова Наталья Геннадьевна
Пургина Татьяна Валерьевна
Ответчики
Департамент ветеринарии Свердловской области
Администрация СГО
Суд
Свердловский областной суд
Судья
Волошкова Ирина Александровна
Дело на странице суда
oblsud.svd.sudrf.ru
22.01.2021Передача дела судье
19.02.2021Судебное заседание
25.02.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.02.2021Передано в экспедицию
19.02.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее